"Дана мера, а ляпота своя"

Томский иконописец Василий Рубцов о самом себе

Общество 
0
145
Время на чтение 6 минут
"Есть художники известные, есть стремящиеся к известности, а есть не менее талантливые, но о которых мало кто знает. К таковым и принадлежит Василий Рубцов, - говорит Ирина Евтихиева, искусствовед, специалист по иконам. - Он довольно долго живет в Томске, но за это время не снискал шумной славы, хотя мог. Мне в нем глубоко импонируют постоянные искания: искание себя, искание себя в Боге, искание смысла жизни. Часто художники осваивают какую-то одну методику, какое-то виденье мира и эксплуатируют это всю жизнь. Рубцов не таков: он постоянно ищет себя, но не с позиции своего "я", даже не художнического "я", - он ищет свое место в мире, которое определено ему Господом".
В основу нашего очерка лег рассказ Василия Рубцова о самом себе. Василий Михайлович Рубцов родился в 1962 г. в селе Красное Белгородской области. Учился в Иркутском училище искусств, Дальневосточном институте искусств. С 1986 г. живет в Томске. Преподает в вечерней художественной школе, в колледже культуры и искусства. Автор десятков живописных полотен. Участвовал в росписи Троицкой церкви и церкви Благовещенья Богородицы (в пос. Тимирязево). Участник многих региональных и областных выставок. Работы находятся в частных коллекциях в России, США, Германии, Корее.
Я не хотел быть художником
Все идет из детства. До пяти лет я жил без родителей в селе Красное Белгородской области (название произошло не от советов, оно исконное: Красное как красивое, и село действительно очень красивое). В школьные годы прошел множество кружков: рисование, моделирование, потом как-то оказался в художественной школе. Но художником я быть не хотел, пошел с одним желанием: научиться рисовать. И вот как судьба повернулась: ребята, с которыми учился, мечтали стать художниками, но приобрели другие профессии, а я рисую до сих пор.
По окончании школы с благословения и по требованию своего преподавателя поехал поступать в Иркутское училище искусств. Выдержал большой конкурс - семь человек на место. Учиться пришлось у разных художников, может, потому и я разный такой получился.
С первого курса взяли в армию. Шел с удовольствием, надоела жизнь на гражданке. Поначалу скрывал, что художник, но потом пожалел, что сразу не сказал, уж после пришлось служить полковым художником, и огромное количество набросков, рисунков привез из армии. Служили мы в Маньчжурских степях, в 50 километрах от границы с Китаем - великолепные, красивые места.
Придя из армии, я еще поучился чуть-чуть в училище и бросил. Я всегда отдавал предпочтение многофигурной композиции, за что постоянно попадало. Были и такие преподаватели, дай Бог здоровья им, которые говорили: "Как можно первокурснику позволять выполнять столь сложные работы?.."
Уехал я к себе на родину, в деревню, дедушка еще жив был, и там в очередной раз забросил этюдник и краски, твердо решив: не быть художником. Но долго не вытерпел. Накупил красок, за два месяца подготовился и поступил в Дальневосточный институт искусств.
"Творчество потом"
В институте я пробыл недолго, ехал с одной целью: нужен был рисунок, хороший классический рисунок. А мне там пытались вдолбить: творчество потом, сначала научись рисовать. А у меня уже в то время было много творческих работ.
В институте мы, шестеро молодых художников, создали объединение, которое позже называлось бы неформальным; мы его назвали "Лик шести". Мы все учились у разных педагогов, поэтому были очень разные, и было чем друг друга обогатить. Если позволишь, расскажу о Максе Ванданове, человеке, дружба с которым оказала на меня огромное влияние.
Он бурят по рождению, но по воспитанию, даже скорее самовоспитанию, чисто европейский человек. Я часто бывал у него дома, его мать - прекрасная женщина. Он подкидыш, она его нашла у себя на крылечке. Макс был очень талантлив, трудолюбив до необычного. После окончания института его направили в Бурятию, где ему пришлось очень тяжело. Он там оказался и чужой среди чужих, и чужой среди своих. Но потом Красноярск отдал ему должное, и последние годы он преподавал уже в Красноярской академии художеств. У меня сохранилось много его работ, он вообще был первоклассный художник и человек исключительной доброты.
А погиб он странно. Поехал мать хоронить, и самого нашли в тамбуре поезда убитым. Как она его подкидышем нашла, так они всю жизнь вместе и прошли.
После института я поехал в Новочеркасск к другу. Хороший, красивый город, там донское казачество, я ведь и сам казак, мне это все близко. Нашли мне хорошую работу. Но не смог осесть там, опять потянуло на родину, в село Красное. Здесь уже в аварию попал.
Мы с дядькой ехали на мотоцикле со свадьбы. Разогнались сильно. Там два поворота скрытых, в один-то мы вписались... Только успел сказать: "Дурак, погаси скорость". Меня привел в себя стон: "Васек, Васек, помоги". А дядьке раскаленные трубы упали на ноги и жгут. Я вскочил, злой, потому что мне так хорошо было лежать, до сих пор помню это состояние, и с легкостью поднял этот тяжеленный мотоцикл и поставил в сторонке. После этого случая я несколько лет спиртного в рот не брал. А дядька потом все равно погиб. Лет через семь под косилку попал, весь покалечился, но выжил. А потом уже, не знаю как - мне писали, я к тому времени уехал в Томск, - доконала косатая.
Смотрю я однажды: открытка из Томска с адресом подруги (моей теперешней жены), взял, переписал, потом по случаю написал ей. Вот благодаря этому и оказался здесь.
О картинах
Замысел "Колоколов" возник при странных обстоятельствах... Был я... одним словом, не совсем здоров, сидел, ждал кого-то. У меня в ушах зазвучали колокола, композиция сразу пришла как единое целое. Прибежал в общежитие, как-то переборол похмелье, набросал эскиз будущих "Колоколов", маленький такой, на картонке. Потом с него картину сделал, детали проработал, а так все и осталось, как первоначально увидел.
"Шествие" профессор Зуев купил. Но купил не сразу. Сначала посчитал, что дорого. Прошло года четыре - я ведь не стремлюсь расставаться с картинами, они у меня десятилетиями стоят, - потом специально приехал, нашел меня. Чем-то она ему запала в душу, отложилась. Ее я тоже сразу увидел воочию, ничего не менял: что попытался менять, все хуже было (я бы сейчас, наверно, испугался, если б ко мне пришло такое: толпа безликих несет крест, на котором висят повешенные). Помню, тоже прибежал в мастерскую - слава Богу, у меня мастерские всегда рядом с домом, - быстро-быстро намалевал эскизик, а потом за полгода уже работу сделал.
"Пророка" я пишу уже лет десять и еще не докончил. Трудно писать. Представь! Прийти светскому художнику к канону иконописца - естественно, задумаешься. Картина постоянно изменяется, мы растем с ней вместе. В "Пророка" вошел весь мой первый томский этап, примерно с 87-го по 95-й год, он полностью воссоединился в одной работе. До него была картина "Вечная формула", которая стала ключом ко всем следующим работам. Ее быстро забрали, я потом жалел, что отдал: очень ее не хватало.
Если говорить о самом физическом письме, то "Пророк" не так много времени взял, а вот внутренне... Вся сложность в левой, демонической части картины: я тогда не был подготовлен, чтоб ее закончить. Мой бывший ученик, теперь он иконописец, недавно в письме напомнил известное речение: "Падать - это человеческое, а не вставать - уже сатанинское".
Каждый художник по сути все время ищет свой канон. Кому-то посчастливилось, он сделал его очень рано и дальше работает.
Трудно сказать, по какому пути я завтра пойду. Столько ходов... Для меня важна идея, а как она воплощается, какими средствами... это сама рука подсказывает. В последнее время я отдаю предпочтение беспредметному или абстрактному искусству.
Почти в каждой работе у меня есть эти завихрения. Они появились еще во Владивостоке. Но постоянно они стали проявляться только после аварии - я их сферами называю. Что это такое? Художник не все может объяснить, что через него написано. Как-то я рассматривал картину Босха, где ангелы души праведников в рай уносят. Так вот, они примерно по такому же тоннелю идут, только не столь четко прописанному.
О влияниях сейчас судить сложно, просто скажу, кого люблю из художников. Это Врубель, это, естественно, Рублев, но он для души. Иванова очень люблю. Меня обвиняли, что в моих картинах много Филонова. Но это неверно, я к нему быстро охладел. Тяжелый, очень сложный художник. Еще, пожалуй, важно указать Шишкина. Из советского периода ближе всего Пластов.
Иконы
В иконописи важен полный отказ от себя. Светские картины все-таки держатся на эгоизме, на самости художника, от этого ни куда не денешься. Иконы - наоборот: в них автору полностью нужно от себя отрекаться.
Врубель - это не отречение, это отдельный остров, страдальческий. При всем том, что он и сегодня остается одним из любимых моих художников, я понимаю, почему нельзя было оставлять его росписи во Владимирском соборе: демонизма в них много. За что бы он ни брался, разве что исключая некоторые портреты, везде у него проявляется это начало. А в иконе "все просто", там четкая и ясная идея.
В светском искусстве как затянулось время, так изменилась и идея. При работе над "Пророком" мне очень помогло, что идею я схватил ту, которая вечна. В иконе - неизменность, вечность идеи, истины. Я не могу о светской идее сказать: это истина. Как писано в древнерусском уставе иконописцев: "дана мера, а ляпота своя". На сколько у тебя намолено перед тем, как ты взялся писать, насколько ты почувствовал эту истину, настолько она и откроется тебе. А потом она и людям через художника открывается.
Да, мы на земле, мы пишем для людей, но естественно устремляемся туда, к Нему. Когда понимаешь, что все от Бога, то все что угодно можно писать, и легко и просто писать. Ты тогда не копируешь тот мир, а изучаешь его, как ученый. Никто не запрещал изучать мир, который создан Творцом.
Я благодарен судьбе, что смог прийти к иконописанию. Вообще хочу к простоте прийти. Чтоб как можно короче путь был от внутреннего видения идеи своей до воплощения ее в работе. Сократить этот период до предела.
Томск
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35