Наверняка имя Олава знакомо многим таллиннцам. Самый красивый средневековый зал в нашем городе находится в бывшем здании Олаевской гильдии на улице Пикк, 24. А кто не знает самой высокой и удивительно пропорциональной католической кирки Олевисте? Жители города могут даже ознакомиться с изображениями Олава, созданными средневековыми скульпторами и каменотесами.
За многие сотни лет выработалась определенная атрибутика изображения Олава, позволяющая сразу узнать его. Бородатый воин с короной, правой рукой он держит алебарду (топор на длинном древке), а левой - либо сосуд с ладаном, либо символ власти - державу. В ногах лежит дракон с человеческой головой, символизирующий язычников, будущих христиан. Такое изображение Олава можно увидеть на каменной плите-барельефе, установленной на шпице здания Олаевской гильдии. Второе изображение Олава находится в кирке Пюхавайму на левой стороне ее алтаря в виде стоящей фигурки воина в латах с неизменной алебардой. И третье - установлено в кирке Олевисте на потолке на хорах.
Но наверняка не все таллиннцы знакомы с короткой, насыщенной боевыми событиями и романтической любовью, трагической жизнью Олава.
Олаф Толстый прожил всего 35 лет, но память о крестителе и собирателе норвежских земель живет до сих пор среди народов. Отец Олава - конунг Харальд по прозвищу Гренландец, был сожжен шведской королевой Сигрид Суровой в день рождения Олава в 995 году. Мать Олава, Аста, вскоре после смерти мужа вышла замуж за Сигурда по прозвищу Свинья, который воспитал из Олава настоящего викинга - храброго воина и требовательного предводителя. В двенадцатилетнем возрасте Олав уже участвовал в своем первом походе против Дании и Швеции. Осенью 1008 года он участник пиратского нападения на остров Эйсюслу (так скандинавы называли Сааремаа). Затем принимал участие в битвах в Финляндии, Франции. Три года служил в войске английского короля.
В исландских сагах отмечается, что Олав стал "рьяным воином". В 1014 году он возвращается в Норвегию, изгоняет с престола своего противника и становится единовластным правителем Норвегии. Аннулирует раздел страны, проведенный Швецией и Данией после поражения Норвегии в 1000 году, и старается объединить все норвежские земли под своей властью. Это привело к обострению отношений со Швецией и Данией.
Шведский конунг Олав Шетконунг не хотел терять хороший источник податей, получаемых с захваченных земель. Из-за этого между двумя государствами возникли пограничные конфликты. Олав же Толстый желал уладить назревающее столкновение мирным путем. С этой целью в 1017 году он послал к шведскому конунгу делегацию с предложением заключить мир между государствами и в честь этого события просил руки его дочери Ингигерд.
Слава о красивой и умной принцессе распространилась уже за пределами Норвегии. Но Олав Шетконунг был так зол на тезку, что приказал, чтобы имя Олава Толстого никогда не упоминалось в его присутствии. Несмотря на это, члены делегации часто встречались с Ингигерд, много рассказывали о делах своего конунга, он ей понравился, и на вопрос главы делегации, что передать Олаву, она ответила, что согласна выйти за него замуж.
Весть о желании заключить мирное соглашение между государствами получила поддержку среди бондов (свободных людей Швеции). Специально по этому поводу в столице Уппсале 15 февраля 1018 года был созван тинг (народное собрание), на котором Олав Шетконунг, вопреки своей воле, был вынужден подчиниться требованиям бондов и пойти на мир с Норвегией. "Там же на тинге было решено, что Ингигерд, дочь конунга Олава, будет выдана замуж за Олава конунга, сына Харальда", - так сказано в саге об Олаве. В знак расположения к своему жениху Ингигерд послала в подарок "шелковый плащ с золотым шитьем и серебряный пояс". Свадьба должна была состояться осенью на границе двух государств на берегу реки Эльв.
Наступила осень. Олав Толстый в сопровождении знатных норвежцев прибыл на условленное место. Трудно передать состояние жениха - конунга, когда он увидел, что с другой стороны не только невесты, но даже гостей никаких не было. Саги говорят, что Олав был так оскорблен и рассержен, что несколько дней ни с кем не мог говорить. Шведский конунг не сдержал своего слова. Только потом выяснилось, что летом этого же года к Олаву Шетконунгу приезжали послы от великого князя Ярослава Владимировича по прозвищу Мудрый просить руки дочери Ингигерд.
Киевский князь уже два года боролся за престол со своим сводным братом Святополком. Но потерпел поражение в битве с объединенным войском Святополка и польского короля Болеслава. Князь потерял Киев, княжескую казну и жену. Бежал в Новгород с мыслью собрать новое войско и отобрать у брата Киев. Для этого Ярослав Мудрый решил заключить военный союз со Швецией и с помощью наемного войска добиться победы.
Вот с этой целью была послана делегация к Олаву Шетконунгу. А для создания прочного союза Ярослав Мудрый просил руки его принцессы. Олав обрадовался такому повороту дел. Очень уж ему не хотелось отдавать свою дочь ненавистному тезке. А быть в родстве с таким мощным восточным соседом, как Русь, входило в долгосрочные планы конунга.
Олав хорошо принял послов и дал согласие на сватоство. Но со стороны дочери он получил категорический отказ. Долго пришлось Олаву Шетконунгу уговаривать свою дочь.
Весной 1019 года в Швецию снова приехала делегация от Ярослава Мудрого узнать, что сделано Олавом Шетконунгом во исполнение его обещания выдать дочь замуж. И вдруг Ингигерд согласилась, поставив перед отцом два условия. Она сказала: "Если я выйду замуж за конунга Ярицлейва (так скандинавы звали Ярослава), то хочу в свадебный дар себе Альдейгьюборг (то есть Ладогу) и то ярлство, которое к нему относится". Вторым условием было, чтобы с ней на Русь поехал родич по материнской линии ярл Регнвальд Ульвсон и чтобы "он там на востоке имел не ниже титул, чем здесь, и ничуть не меньше прав и почета, чем он имел здесь" - так сказано в саге.
Вероятно, положение Ярослава Мудрого было катастрофическим, а может, он тоже влюбился в шведскую принцессу. Как бы то ни было, послы имели указание соглашаться на все требования невесты. От имени великого князя было дано согласие на все выставленные условия невесты. Брак Ярослава Мудрого и Ингигерд состоялся в 1019 году. Согласно традициям на Руси после выхода замуж Ингигерд получила новое имя - Ирина.
А что с Олавом Толстым? Он сильно переживал из-за несостоявшейся свадьбы. Его друзья всячески старались развеять горе своего конунга и посоветовали ему жениться на другой дочери Олава Шетконунга - Астрид. Она как раз в это время приехала погостить в имение к родичу Регнвальду Ульвсону. Олав познакомился с ней, и они договорились пожениться после Рождества. В условленное время Астрид без ведома отца Олава Шетконунга сбежала к своему жениху. Свадьба состоялась во второй половине 1019 года. Вероятно, об этой женитьбе Олава узнала вскоре Ингигерд. Возмущенная его изменой, из чувства мести, в конце концов, она дала отцу свое согласие на замужество с Ярицлейвом.
После женитьбы Олав Харальдссон рьяно взялся за государственные дела. Осенью 1019 года был заключен мир со Швецией. Принялся насильственно крестить свой народ, жестоко искореняя язычество. Резко увеличил сбор податей в свою пользу. Стараясь усилить свою власть над всеми норвежскими землями, всячески ущемлял власть местных князей - ярлов. Это привело к ухудшению отношений между старой знатью и конунгом. Недовольство стало распространяться также и среди бондов. Королева Астрид родила Олаву принцессу Ульвхильд. Вероятно, появление дочки не способствовало сохранению добрых отношений в семье конунга. Он стал постоянно возить с собой во все походы наложницу Альвхильд. Она вначале была в услужении королевы - занималась стиркой белья. Альфхильд была знатного рода и очень хороша собой. Весной 1024 года от нее у Олава родился единственный сын, которого назвали Магнусом. Рождение побочных детей от наложниц (их называли бастардами) у конунгов Норвегии было обычным явлением. Так, например, в XI-XII веках более половины конунгов Норвегии были побочными детьми.
Недовольство правлением Олава конунга нарастало. Противники Олава внутри страны стали открыто выражать поддержку претендовавшему на престол в Норвегии королю Англии и Дании Кнуту Великому (990-1035 годы жизни). Он в 1028 году с большим войском высадился в Норвегии. Население везде приветствовало нового конунга Норвегии. Олав Толстый видел, как от него постепенно уходила окружавшая его знать, друзья, отвернулся даже свой народ. Олав чувствовал себя совершенно одиноким. Осталось только два верных друга - Регнвальд и Ингигерд, с кем можно было бы посоветоваться и получить поддержку. Но они были далеко, на чужбине, в Гардарики (так скандинавы называли Русь). Тоску по двум самым близким людям точно подметил автор саги "Прядь об Эймунде": "И когда Олав святой Харальдссон был в Гардарики, "..." все знатные и славные люди очень ценили Олава конунга, когда он был там, но всех больше Регнвальд ярл и Ингигерд княгиня, потому что они любили друг друга тайной любовью".
И Олав Харальдссон не выдержал. Зимой 1028-1029 гг. он без боя покинул свою страну в окружении небольшого, человек двадцать, отряда и отправился пешком в направлении Швеции, взяв с собой только свою семью. Часть людей Олав оставил в Швеции, в том числе королеву Астрид и принцессу Ульвхильд. Вместе с любимым пятилетним сыном Магнусом Олав ранней весной 1029 года на корабле поплыл в Гардарики.
В Хольмгарде (Новгород) Олава Харальдссона тепло встречали свояк Ярослав и все еще любимая Ингигерд. Ярослав Мудрый хорошо знал сложившуюся обстановку в Норвегии и уговаривал Олава пожить на Руси некоторое время. Сначала Олав согласился. Возможно, на это решение повлияло также желание быть вблизи Ингигерд. В саге об Олаве прямо отмечено "...Ему было с Ингигерд лучше, чем со многими другими женщинами". Во время пребывания в Хольмгарде Олав сочинил два восторженных стиха в прозе об Ингигерд. Вот один из них: "Я стоял на холме и смотрел на женщину, как ее несла на себе прекрасная лошадь; прекрасноокая женщина лишила меня моей радости; приветливая, проворная..."
Олав Харальдссон пробыл в Хольмгарде не больше года. В начале зимы пришло сообщение из Норвегии, что наместник Кнута Великого ярл Хакон утонул в море и поэтому место правителя Норвегии пустовало. И Олав считал это знамением свыше. В последнее время его мучила мысль, что он постыдно бросил свою страну, сидя здесь, ничего не делает для борьбы за свой трон. Решение пришло однажды ночью, когда к нему во сне явился предшествующий тезка-конунг Олав Трюггвасон и призвал оставить всякие колебания и немедленно отправиться в Норвегию. Смерть наместника ярла Хакона окончательно укрепила намерение как можно быстрее отправиться на родину.
Дальновидный Ярослав старался и на этот раз отговорить Олава, доказывая, что время еще не наступило, что датская власть еще не скомпрометировала себя перед жителями Норвегии. Но предупреждения Ярослава и Ингигерд не поколебали его уверенности в своей победе. В сопровождении двухсот воинов с лошадьми, которые ему подарил Ярослав Мудрый, Олав покинул Гардарики как только началась весенняя навигация. В Швеции к нему присоединилось еще несколько сотен воинов. Но когда Олав Харальдссон прибыл в Норвегию, его встретило огромное войско противника. "Никто в Норвегии раньше не видел такой рати!" - так написано в саге об Олаве. 29 июля 1030 года произошла битва у местечка Стикластадире. В этой битве войско Олава Харальдссона было разбито, а сам он был убит алебардой.
Через год и пять дней после смерти Олава Харальдссона епископ Норвегии Гримкель объявил всему народу, что Олав конунг - святой. Так появился первый скандинавский святой. Мощи умершего были перенесены в церковь святого Клемента, основанную в Нидаросе еще самим Олавом. Известность святого Олава быстро распространилась по Скандинавии. Вспоминались чудеса, совершенные как при жизне Олава, так и после его смерти.
После восшествия на престол в 1035 году сын святого Олава Магнус ввел празднование дня святого Олава 29 июля. Со временем Олав святой был объявлен также "Вечным королем Норвегии" (rex perpetuus Norvegiae). Во время коронации каждый следующий конунг объявлял себя вассалом Олава и как бы получал Норвегию в лен на годы своего правления.
До сих пор не умерли слава и известность Олава конунга-викинга. Повсеместно возводятся кирки в честь Олава святого. Только в Скандинавии их уже построено около 400, и наш Таллинн не обойден этой честью.