История ?мужицкой обители?

История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря (репринтное издание).

Общество 
0
205
Время на чтение 3 минуты
Товарищество Северного Мореходства, 2001. – 296 с., илл. 1 000 экз.
Летний визит Владимира Путина на Соловки имеет, несомненно, символическое значение. Президент, не раз декларировавший свою приверженность идеям Петра I, совершил жест в духе последнего. Царь дважды посещал Соловецкий монастырь. Бывал здесь и другой реформатор, император Александр II. А если учесть внимание к обители и других самодержцев, то поездка главы государства приобретает дополнительные обертоны.
Соловецкий миф продуцирует державные идеологемы. Монастырь – северная крепость, монастырь – крепкий хозяйственник, монастырь – духовный оплот православия и, наконец, место политической ссылки. Эти клишированные образы дореволюционной России советское время заменило одним – тюрьма. Появившиеся здесь позже турбаза и музей-заповедник не смогли серьезно изменить духовный климат Соловков.
Реально он стал меняться в начале 90-х с возобновлением на острове монашеской жизни. Вместе с возрождением обители стал оживать и соловецкий миф. На него работает сейчас множество политических, идеологических и культурных факторов. К последним относится, в частности, появление целого ряда репринтных изданий. Самое значительное из них – переиздание ?Истории первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря?, очерка монастырского прошлого с древнейших времен до конца XIX века.
Книгу украшают высококачественные фототипии, переплет обтянут красной бумагой ?под кожу? с золотым тиснением, слегка розоватые, плотные, ?выцветшие? страницы живо напоминают оригинал. Под стать полиграфическим изыскам и содержание книги – неторопливый, обстоятельный рассказ о делах давно минувших дней.
Как явствует из ?Истории?, топография Соловков – это топография ?кусочка земного рая?, ?мужицкого царства?, окрашенного в мистические тона. Множество скитов, часовен, святых вод – озер, колодцев, источников – сочетаются здесь с рыбными тонями, скотным двором, теплицами, мастерскими, судоходными каналами – словом, со сложным, многоуровневым хозяйством, которое без своей философии моментально приходит в упадок. Духовные старцы совершили сильный жест, погрузив всю христианскую тематику внутрь повседневной рабочей жизни. На ?крайсветном острове? возник разветвленный мир монахов и богомольцев-трудников, в котором каждый чувствовал себя членом одной команды. Раличные послушания и служения, разнообразные дела и заботы оказались погруженными в единственно возможный контекст понимания христианского бизнеса – евангельский. Задолго до написания книги С. Булгакова ?Философия хозяйства? отцы-руководители рассматривали хозяйственную жизнь как образ служения Богу.
Другой образ – духовно-созерцательный – присутствовал здесь скорее в потенции. Каждый инок мог заняться ?умным деланием?, уйти в безмолвие, отдаться суровой аскезе и богомыслию, но на практике это удавалось немногим. Виной ли тому ?осифлянские? ориентиры Московского царства или давление местных обычаев, сказать трудно. Во всяком случае, когда один из архимандритов, ученик великого старца Паисия Величковского, решил, обратившись к корням, вернуться к строгому уставу Зосимы и Савватия, он встретил глухое, но очень твердое сопротивление монастырской братии. Молитвенная жизнь Соловков была тесно связана с ритуалом, с пышными, соборными богослужениями, с неусыпным чтением Псалтири, с вычиткой всех уставных служб, с крестными ходами и молебнами, которые, конечно, помогали человеку ?горе иметь сердца?. Но одновременно они закрывали какие-то другие пути, превращали его (особенно это относится к клиру) в работника комбината ритуальных услуг.
Мифы и идеологемы, как известно, определяют поведенческие стратегии отдельных людей и целых сообществ. Соловецкий миф, в рамках которого разворачивается повествование, сегодня, конечно же, нуждается в обновлении. Дело даже не в фактических ошибках (придирчивый взгляд современного историка легко отыщет в книге многочисленные неточности и пробелы), а в некоторых интенциях и концептах. Скажем, нельзя без грусти читать главу ?Смуты в монастыре по поводу исправления богослужебных книг?. Авторы поют дифирамбы царским войскам, штурмующим обитель, но не находят ни одного слова сочувствия осажденным инокам. Совсем смазана достаточно актуальная ныне на фоне фундаменталистских заморочек тема гонимой святости. На св. митрополита Филиппа нашлись в обители свои стукачи, на архимандрита Ионникия, создавшего семинарию с правом выпуска священников и учителей, шли постоянные поклепы. Но об этом не говорится как о подлинной русской трагедии.
Престиж обители как духовного, культурного и хозяйственного центра Севера сегодня зависит от многих причин. В частности, от характера взаимоотношений монастыря и государственного музея-заповедника. Репринтное издание – один из примеров доброго сотрудничества. Оно, бесспорно, послужит и паломникам, и исследователям. Тем более что с момента появления книги (1899 г.) не вышло ни одного издания, которое бы превзошло ее по детальности изложения событий. ?Мы надеемся, что она будет принята с интересом и станет добрым спутником в познании многовековой истории Соловецкого монастыря?, – пишут в предисловии нынешний настоятель Соловков о. Иосиф и директор музея-заповедника М. В. Лопаткин. А мы, в свою очередь, выразим надежду, что в скором времени появится новый, обобщающий последние достижения науки том по истории Соловков.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Колымагин
Головой о балку
Почему у православных нет женщин-священников?
16.12.2005
Скандал на Святой земле
Дело патриарха Иринея
01.07.2005
Слезинка ребенка
Сретенский монастырь и окрестности
03.03.2005
Все статьи Борис Колымагин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02