Римский след на Юге Украины

Политика 
0
158
Время на чтение 5 минут

Окончание. Начало см. в N82 (12 мая)
На протяжении второй половины I - первой половины II вв. для римской политики в отношении античных государств Северного Причерноморья была характерна определенная специфика. Она выразилась в более жестком контроле со стороны римской администрации за Тирой, Херсонесом и Боспорским царством. А в 60-е гг. I в. и в 20 - х гг. II в. Херсонесу была оказана прямая военная помощь, а в Тиру в правление Траяна был введен стационарный римский гарнизон. В Ольвии в начале II в. находились союзные Риму войска, в частности, отряд боспорских кавалеристов.
В середине II в. начинается новый этап во взаимоотношениях античных государств Северного Причерноморья с Римской империей. В это время Херсонесу были дарованы права элевтерии и одновременно в город и ряд других пунктов Таврики были введены римские войска. В Херсонесе также базировались корабли Мезийской эскадры, осуществлявшие охрану морских коммуникаций вдоль берегов Таврики. С середины II и вплоть до третьей четверти III в. Херсонес являлся основным опорным пунктом империи в Северном Причерноморье и местопребыванием военного трибуна в Таврике.
В третьей четверти II в. римский гарнизон фиксируется и в Ольвии, которой ранее Рим не оказывал прямой военной помощи. Силами римской вексилляции здесь ведется строительство оборонительных сооружений на территории южной трети Верхнего города, который, однако, нет оснований рассматривать в качестве римской цитадели. Анализ эпиграфических памятников и другого материала показывает, что римский гарнизон был сформирован на базе подразделений вспомогательных войск Мезийской армии и преимущественно состоял из фракийцев.
Во второй половине II в. римская вексилляция продолжала дислоцироваться в Тире. Сейчас можно предполагать, что гарнизоны Тиры и Ольвии, с одной стороны, и Таврики - с другой, находились в разном оперативном подчинении. Первые были непосредственно подчинены военному командованию Мезии, а координация действий римских войск, расквартированных в Таврике, осуществлялась через военного трибуна, резиденцией которого был Херсонес. Несмотря на расширение масштабов римского военного присутствия, нет оснований говорить о существовании здесь особого Таврического лимеса, ибо указанный регион не был включен в состав империи в качестве провинции, а греческое население античных центров рассматривалось римской администрацией как союзное Риму. В Северном Причерноморье римские войска защищали не саму границу империи, а лишь подступы к ней, используя типично римские приемы военной организации.
В отличие от Тиры, Ольвии и Херсонеса, на территории Боспорского царства римских гарнизонов не было. Боспор располагал значительными вооруженными силами и проводил проримскую внешнюю политику, выплачивая империи определенный трибут, размеры которого в зависимости от конкретных обстоятельств могли меняться. В последней четверти II в. царем Боспора стал Савромат II, в правление которого римскими и боспорскими войсками был нанесен удар по варварам в Таврике. В результате Боспорской войны западная граница царства была перенесена в район современного Старого Крыма, а земли в Юго-Западном Крыму вплоть до среднего течения р. Альмы перешли под контроль римских войск. Следует отметить, что активизация римской политики в Таврике в период правления Савромата II так же, как и ранее, во время царствования Савромата I и Котиса II, хронологически совпадает с волнами миграций сарматских племен в степной зоне Северного Причерноморья и Крыму.
После окончания гражданских войн 193 - 196 гг. и утверждения на престоле Септимия Севера римская администрация продолжала уделять много внимания античным государствам Северного Причерноморья. Тира, Ольвия, Херсонес и Боспорское царство рассматривались империей в качестве римских форпостов и опорных пунктов, вынесенных за пределы Римского государства. С помощью населения этих центров можно было не только следить за развитием обстановки в степной зоне Причерноморья, но и в случае необходимости наносить упреждающие удары по варварам, угрожавшим империи. Мероприятия римской администрации, направленные на укрепление связей с античными государствами региона, которые имели место на рубеже II - III вв., хорошо согласуются с общими направлениями внешней политики Септимия Севера, направленной на укрепление границ империи и подступов к ним.
В 214 г., в связи с нашествием карпов, часть городских кварталов Тиры была разрушена. Но в результате активных действий римских войск варвары были разбиты и угроза городу ликвидирована. Возможно, и Ольвия подверглась в это время нападению карпов, о чем косвенно свидетельствует археологический материал и ряд эпиграфических памятников. Однако это не привело к гибели указанных центров и, видимо, благодаря поддержке империи они сравнительно быстро ликвидировали последствия нашествия. И вплоть до середины III в. в Тире и Ольвии располагались римские войска, которые являлись гарантами их безопасности. Херсонес в первой половине III в. также поддерживал тесные отношения с империей. Еще в 250 г. здесь дислоцировался римский гарнизон и велось монументальное строительство.
Боспор после смерти Савромата II был тесно связан с империей. Однако экономическое положение царства ухудшилось и, насколько можно судить по имеющимся данным, появились первые признаки политической дестабилизации, что вызвало к жизни институт соправителей. В 30-х гг. III в. в юго-восточную часть Боспорского царства вторглись германские племена, разрушившие Горгиппию. Есть основания полагать, что германцы, смешавшись с местными племенами сарматского происхождения, осели в районе Горгиппии, о чем, в первую очередь, свидетельствует топография находок варварских подражаний римским денариям. Видимо, именно варвары, осевшие в этом районе, несколько позже разгромили Танаис и предприняли морские походы вдоль восточного побережья Понта на территорию римских провинций. С середины III в. в результате кризиса центральной власти на Боспоре контакты с империей слабеют и в его политической жизни все большую роль начинают играть выходцы из среды варварского населения.
В середине-третьей четверти III в. античные государства Северного Причерноморья вступают в позднеантичный период своей истории, начало которого связано с так называемыми скифскими или готскими войнами. В результате варварских вторжений на территорию Нижней Мезии и Фракии римская администрация была вынуждена в конце второй четверти III в. вывести римские войска из Таврики, которые были необходимы для укрепления армий, защищавших дунайскую границу империи. Но около 250 г. римские гарнизоны вновь появляются в Херсонесе и Ольвии. Судя по имеющемуся материалу, они находились здесь не долго и вскоре были выведены в Подунавье. Между концом 50-х и концом 60-х гг. III в. варварами были разгромлены Тира и Ольвия, а в конце 60-х гг. III в. по территории Таврики прокатилась новая волна варваров, разгромивших позднескифские городища и населенные пункты европейского Боспора. Не исключено, что боспорский царь бежал в азиатскую часть царства, а власть в Пантикапее - столице царства, на время захватил предводитель варваров, который осуществил подготовку и проведение морского похода 267 - 268 гг. против римлян. Этими событиями заканчивается история связей античных центров Северного Причерноморья с Римской империей. Последующая история региона уже была связана с Восточно-Римской империей или, как ее чаще называют, - Византией.
Несмотря на то, что античные государства Северного Причерноморья не были юридически включены в состав Римской империи, их население поддерживало разносторонние и тесные контакты с римскими провинциями. Естественно, что сближение с Римом привело к определенному сужению политических прав греческих государств. Но включение этих центров в орбиту римской политики гарантировало им определенную помощь, в том числе и военную, которая позволила стабилизировать их военно-политическое положение перед лицом угрозы со стороны варваров. Сближение с Римом, которое наиболее ярко фиксируется во второй половине II - первой половине III вв., объективно способствовало экономическому подъему греческих центров юга современной Украины. Поэтому оно было прогрессивным фактором, во многом обусловившим само существование этих античных государств в условиях варварского окружения вплоть до периода готских или скифских войн.
В результате тесных связей с Римом, античные государства Северного Причерноморья были включены во всемирно-исторический процесс и, находясь на далекой северо-восточной периферии огромного римского мира, объективно способствовали ускорению социально-экономического, политического и культурного развития многих народов юга современной Украины, вступавших в разносторонние контакты с этими центрами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Зубарь
Все статьи В. Зубарь
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31