itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Дорога к единству церкви: католический путь

Религия 
0
80
Время на чтение 4 минуты

Клара

Как понимать единство Вселенской церкви, которая насчитывает более миллиарда верующих почти во всех странах мира и руководится из одного духовно-административного центра? Возможно ли говорить при этом о фактическом, а не декларируемом единстве? Украинским журналистам, которые на прошлой неделе посетили Ватикан, знать это было особенно важно, - принимая во внимание болезненное отсутствие единства в сравнительно небольшой православной церкви Украины. (У журналистов были важные встречи с Чрезвычайными и Полномочными послами Украины в Ватикане и Италии Ниной Ковальской и Виктором Гамоцким, а также с украинцами, которые сегодня живут и работают в Риме. Поездка состоялась при поддержке церковных организаций ?Реновабис? (Германия), ?Церкви в нужде? (Германия), Бюро помощи церквям Восточной Европы (США), а также благодаря незаурядным организационным усилиям о. Кена Новакивского и п. Андрея Васьковича (?Каритас? УГКЦ). Католическая иерархия обладает, понятно, широким спектром выработанных многими веками стратегий, методов управления, тайн, и поэтому, разумеется, даже для поверхностного знакомства с работой Римской кафедры необходимо немалое время. Не претендуя, однако, хоть на какую-то полноту, расскажу читателю о некоторых очевидных факторах, которые содействуют единству католиков и которые может наблюдать каждый.
Исторически единству благоприятствовало то, что вместе с ростом католического мирового сообщества существенно менялось традиционное лицо папства. О чем свидетельствует, например, радикальное упрощение этикета и сакральной одежды пап. Ведь еще совсем недавно папы на голове носили трехэтажные тиары, одевали мантии с двухметровыми шлейфами, а во время аудиенций каждый визитер должен был целовать папский ботинок. Приблизиться к папе простому смертному было практически невозможно. Все это теперь в прошлом. Важным является также то, что латинский язык в наше время утратил свой эксклюзивный статус. Святое письмо и богослужение доступны сегодня католикам на всех языках мира. (Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на расписание богослужений в киевском соборе Св. Александра - там служат на украинском, польском, английском и на др. языках.) В ХХ веке Католическая церковь вспомнила, что в день Пятидесятницы Святой Дух предоставил апостолам возможность проповедовать Евангелие на родном для слушателей языке. (Церковный латинский язык в свое время был международным языком, объединял людей различных стран, но только духовенство и немногочисленных светских ученых).
В течение последнего полувека каждый следующий папа был более открыт обществу и верующим, более демократичен, чем предыдущий. Последний папа Иоанн Павел II побил все рекорды открытости - он пошел значительно далее своих прогрессивных предшественников, таких как Павел VI и Иоанн XXIII. На протяжении своего понтификата Иоанн Павел II ежегодно посещал, в среднем, шесть стран мира. Ради того, главным образом, чтобы встречаться с католиками, членами своей церкви. Простые люди всегда убеждены, что Папа приехал за них заступиться, изменить что-то к лучшему, как оно часто и бывало. Особенно ярко это проявилось во время визитов в социалистическую Польшу или Кубу. Также украинцы связывают с визитом Папы немало надежд. Греко-католики ожидают получить от Ватикана большую автономию для своей церкви, может, даже - разрешение на создание патриархата. (Хотя на встрече с украинскими журналистами кардинал Моусса Дауд, председатель Конгрегации Восточных церквей Ватикана, высказал мнение, что ?еще рановато?.)
Непризнанные (?неканонические?) украинские православные церкви благодаря общению с папой надеются поднять свой международный статус, создать определенный прецедент. Стоит, однако, отметить, что кардинал Вальтер Каспер (Президент Папской комиссии поддержки единства).
Что касается светской власти Украины, то она, скорее всего, питает надежду, что визит Папы отвлечет, по крайней мере, на короткое время, внимание общества от старых болячек. И немного поднимет авторитет украинского истеблишмента (?Скажи мне, кто к тебе ходит в гости, и я скажу, кто ты?).
Однажды украинские журналисты присутствовали на так называемой Общей аудиенции Папы Иоанна Павла II. Летом все аудиенции, как и богослужения, чаще всего проходят на площади Св. Петра, перед главным храмом Католической церкви. Итак, однажды солнечным утром мы сидели среди нескольких тысяч римлян и паломников под голубым куполом площади, опирающимся на колонны Бернини. Сверху на нас смотрели десятки святых, фигуры которых украшают колоннаду; высокий близкий горизонт был нежно разрисован стройными контурами пиний - итальянских сосен. Большинство присутствующих на площади - это визитеры из различных стран. Многие были одеты в яркие национальные костюмы. Паломники размахивали своими государственными знаменами, играли на духовых музыкальных инструментах веселые марши. Еще до выхода первосвященника был зачитан длинный список присутствующих - старательно названы каждый приход, церковь, страна. Папу встречали так, как его встречают всегда - общими аплодисментами и радостными возгласами; американцы элегантно выражали свои чувства свистом. Оркестры играли туш. Началось длинное выступление 81-летнего Понтифика, в котором он благословил каждую группу паломников и рассказал им о своем последнем апостольском визите - на родном языке каждой группы. Так же сердечно Папа поздравил группу протестантов. Он обратился с благодарностью также к 10 тысячам римских семей, которые каждое лето принимают на оздоровление детей Чернобыля из Украины. Не были забыты и украинские журналисты. Папа Войтыло обратился к нам на чистом украинском языке: ?Щиро в¦таю журнал¦ст¦в, що будуть висв¦тлювати наступну апостольську подорож, яку я зд¦йсню у вашу кра§ну. Дякую вам за цей в¦зит ¦ благаю для вас, вашо§ профес¦йно§ д¦яльност¦ та ваших близьких Небесно§ благодат¦?. Затем пришла очередь благословений длинной цепочки молодых, потом - инвалидов в колясках. Эта многочасовая церемония не была случайной, - Верховный пастырь общался, как обычно, с народом Божьим. Украинские журналисты имели возможность вблизи наблюдать его тяжкий труд и неугасающую, несмотря на лета и болезни, жажду общения с паствой. Вопреки всему, Иоанн Павел II нес свой крест.
Почти каждую неделю Папа Иоанн Павел II посещает один из многочисленных храмов Рима - для живых человеческих контактов, чтобы напоминать людям об их принадлежности к большой церковной общине. Как рассказал отец Кен Новакивский, один из организаторов поездки журналистов, практикуется и другая стратегия. Во время нашего пребывания в Ватикане Папа совершил рукоположение 36 новых священников для церквей Рима. Только шесть из них были римлянами, все другие - из других стран. Это делается ради того, чтобы приобщить провинциальное духовенство к жизни столицы мирового католицизма, познакомить его с уровнем богослужения и пастырской работы. Такими различными способами католическая церковь объединяет вокруг себя бело, черно- и желтокожих, Запад и Восток, Север и Юг.
Западная христианская церковь начала перестраиваться и входить в силу именно тогда, когда античная Римская империя навсегда сходила с исторической сцены. Вышло так, что Римская кафедра унаследовала значительную долю административного гения Древнего Рима и хранит его по сей день. Это одна из составляющих ее силы. Хотя у цезарского Рима даже во времена наибольшего расцвета (II ст. н.е.) никогда не было столько подданных, сколько верующих сегодня у Католической церкви.
Рим - Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Клара Гудзик
Церковь на распутье
Архиепископ Львовский Макарий: "Вселенский патриарх имеет и желание, и право вмешаться в наши дела"
13.10.2005
Битва за Лавру
Быть ли заповеднику в стенах монастыря?
10.04.2004
Украина призвана стать экуменической лабораторией христианства
Архиепископ Никола Этерович о Католической церкви, душпастырях и готовности к диалогу
24.03.2004
Все статьи Клара Гудзик
Религия
«Нельзя плевать в то, что свято для другого человека»
Лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Палудан совершил публичное сожжение Корана перед посольством Турции
23.01.2023
Израиль шатает
Новости Храмовой горы
18.01.2023
Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием
Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России»
18.01.2023
«Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества»
В Казани прошла конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от С. Югов
08.02.2023 09:32
Вакуум Бориса Корчевникова
Новый комментарий от VETERAN
08.02.2023 09:29
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
08.02.2023 09:28
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от С. Югов
08.02.2023 09:07
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Сергей
08.02.2023 08:59
Москва обманываться рада?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
08.02.2023 08:46