Со времени свидетельства волхвов о родившемся Спасителе берет свое начало миссионерская деятельность, смыслом которой была проповедь о Христе. Почти через два тысячелетия, в Рождество 1812 года, наполеоновская армия была изгнана из России.
Двум этим, казалось бы, мало связанным между собой событиям был посвящен храм Рождества Христова, стоявший на Воронежской улице, 110, в одном из глухих уголков нашего города.
В 1902 году бездетная вдова ремесленника И. С. Беляева подарила Пекинской православной миссии участок земли в Петербурге - неподалеку от того места, где Воронежская улица упирается в Расстанную.
Здесь и возникло подворье миссии, на котором Синод разрешил постройку деревянной Казанской церкви. Наблюдать за строительством следовало гражданскому инженеру Р. А. Берзену, но некий чертежник Степанов оказался расторопнее, и к концу сезона по его проекту возвели небольшую церковь шириной всего в 9 метров.
При храме существовали зал для чтений "с туманными картинами", книжные лавка и склад, детская школа, приют для китайских детей, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, а с 1903 года - еще и общество трезвенников.
Уже через два года на месте деревянного решили построить каменный храм. Однако по многим причинам дело затянулось. Лишь в августе 1910 года, не разбирая старую церковь (чтобы не прерывать богослужения), начали земляные работы. 14 сентября были освящены рвы и был положен первый камень в фундамент. Строили храм по проекту архитектора А. П. Аплаксина - двухэтажный, "в духе древне-новгородских храмов".
Возведением церкви руководил в ту пору особый комитет, в состав которого входили влиятельные лица - председатель Совета министров Б.
В. Штюрмер, будущий Патриарх Сергий, епископы Вениамин и Серафим (недавно прославленные в лике святых)... 6 февраля 1911 года этот комитет принял решение посвятить церковь "столетней годовщине событий двенадцатого года". Синод дал на это свое соизволение, и строящийся храм стали именовать "созидаемым в память избавления России от нашествия галлов".
Окончание строительства предполагалось к августу 1912 года. Чтобы успеть к юбилею, Синод разрешил сбор средств на строительство по всем епархиям. Однако внутренняя отделка была завершена лишь в 1914 году.
Верхний храм освятили в честь Рождества Христова, придел в нем - во имя Казанской Божией Матери; нижний храм был освящен во имя св. Архангела Михаила.
Работа архитектора Аплаксина вызвала не только положительные отзывы, но и критику - к примеру, совет Академии художеств увидел в храме "утрировку деталей". Действительно, подчеркнутая геометричность и острота форм, стилизация древних прототипов были характерными особенностями творчества этого крупного зодчего. Высокая церковь доминировала над окружающей застройкой, резко выделяясь среди трущоб и деревянных домов.
После революции церковь принадлежала к Патриаршему течению в Русской Православной церкви. В апреле 1923 года после осмотра подворья комиссией Володарского района было рекомендовано закрыть храм и передать здание жилищному отделу. Летом президиум Володарского райсовета постановил закрыть и все подворье, но протест церковной "двадцатки" неожиданно был удовлетворен, и храм оставлен "во временное пользование", поскольку "в настоящий момент нет особой нужды в использовании помещения под общественные нужды".
К июню 1923 года храм подворья Пекинской духовной миссии стал приходской церковью. Настоятелем его был тогда один из строителей храма о. Леонид, впоследствии епископ Переславский и новомученик. Служили здесь епископ Петергофский (впоследствии митрополит) Николай, митрополит Ленинградский Алексий (впоследствии Патриарх).
Повторные попытки закрыть церковь - в 1929 и 1931 годах - не увенчались успехом. Однако 17 марта 1938 года церковная "двадцатка" сама вынуждена была заявить об отсутствии священников и средств. Президиум Московского райсовета постановил закрыть церковь, что и произошло уже 25 марта. В храме разместились общежитие и клуб промкомбината, а затем театральный склад.
3 февраля 1961 года Исполком Ленгорсовета предписал "дирекции театра им. Ленсовета освободить помещение быв. Воронежской церкви от складирования декораций в связи с получением в аренду... нового склада декораций (б. Измайловский собор)". Через месяц он же распорядился передать "бывшую церковь, с капитально-восстановительным ремонтом... издательству "Художник РСФСР" для расширения полиграфической базы".
Однако вскоре после 1967 года храм был снесен. Теперь на его участке - пустырь и котельная.