Куда ведет европейская интеграция?

Когда холодная война закончилась, в экуменическом движении наступило время дискуссий

Политика 
0
139
Время на чтение 4 минуты

В конце прошлого года в Брюсселе состоялась встреча между представителями Европейской комиссии и Конференции европейских Церквей (КЕЦ). Сам ее формат стал выражением двух важнейших проектов примирения, которые дала Европа в ХХ веке, - европейской интеграции и экуменического движения. Проблемы, стоящие перед Европой, настолько важны, что Россия и ее религиозные организации не могут не участвовать в их обсуждении. Общее представление о контексте дискуссии дает доклад одного из крупных чиновников КЕЦ Лоуренса Хогебринка, прочитанный на встрече. Мы приводим его в сокращении. Лоуренс Хогебринк - член секретариата Конференции европейских Церквей.
Можно усмотреть ряд параллелей между процессами, происходящими в Европейском союзе, и церковной жизнью. И европейская интеграция, и экуменическое движение порождены опытом двух мировых войн, начавшихся именно в Европе, а также экологического кризиса 30-х гг. Оба эти процесса касаются проблем мира и справедливости. Наконец, как формирование ЕС, так и экуменическое сближение Церквей происходили в условиях холодной войны и столкнулись с трудностями сейчас, когда холодная война закончилась, и по крайней мере отчасти потому, что она закончилась.
К проекту политического примирения, ныне именуемому Евросоюзом, сейчас хотят присоединиться все, но сам ЕС до сих пор проявлял инертность в поиске ответа на стоящий перед ним новый исторический вызов - объединение Восточной и Западной Европы. Кроме того, ЕС очень медленно самореформируется. На вопрос "идти вширь или вглубь?" был дан неизбежный ответ: и то, и другое, - но перечень проблем растет: институциональная реформа, принятие новых членов, введение евро, совместная оборона и т.д. При сохранении прежней структуры ЕС все это оказывается помехой для самого существа европейской интеграции, цель которой - заменить закон силы силой закона. В итоге Европейский союз может стать жертвой своего собственного успеха.
Что касается экуменического движения, в котором участвуют большинство протестантских и Православных Церквей, а также, в известной степени, Римско-Католическая Церковь, то здесь проблема в том, что неизвестно, как должен самообновиться этот проект сегодня. Всемирный Совет Церквей создан в 1948 г., и первые 40 лет его истории совпали с периодом холодной войны. Конференция европейских Церквей появилась в конце 50-х гг., когда холодная война была в разгаре. Сейчас, после ее окончания, некоторые Церкви используют свою новообретенную свободу для того, чтобы отойти от экуменического проекта, а другие проявляют все меньшую заинтересованность в нем. И это при том, что речь идет - как и в случае с европейской политической интеграцией - о мире вместо войны, о сближении вместо вражды, о терпимости и диалоге вместо ненависти, о единстве вместо раскола, о справедливости вместо нищеты и социального неравенства. Иначе говоря, о ключевых жизненных ценностях.
Но именно сейчас, когда эти ценности вновь оказываются в опасности, они стали предметом дискуссии в рамках обоих процессов примирения. Можно привести пример Хартии об основных правах, подписанной на саммите в Ницце, и Экуменической хартии, которую первоначально планировалось подписать весной 2001 г. (сегодня, однако, принятие такого документа представляется маловероятным). Существенно, что обе дискуссии о ценностях не привлекли к себе сколько-нибудь широкого внимания в обществе.
На этом, впрочем, параллели заканчиваются. В ходе брюссельской встречи говорилось о том, что Евросоюз эволюционирует от структуры Север - Юг к структуре Восток - Запад. Между тем экуменическое движение - в том числе в Римско-Католической Церкви - всегда было общеевропейским, то есть связывало в той же мере Запад и Восток Европы, что и ее Север и Юг. В годы холодной войны Церкви навели мосты через разделительную линию между Востоком и Западом - как на местном уровне, так и на уровне официальных общенациональных структур. Количество контактов на местном уровне, то есть на уровне гражданского общества, измерялось сотнями. Тогда это была своеобразная "разрядка снизу", сегодня можно говорить об "интеграции снизу". И если где-то существует Европа людей, Европа граждан, то ее следует искать именно здесь. Приходится констатировать, что в период холодной войны экуменическое движение было во многих отношениях процессом, в котором доминировал Запад, и эта нехватка реального диалога привела к тому, что сегодня трещина между Восточной и Западной Европой оказалась глубже, чем мы предполагали.
Когда в мае прошлого года в Москве представители Церковно-общественной комиссии КЕЦ обсуждали Хартию об основных правах и Экуменическую Хартию, со стороны Русской Православной Церкви последовало заявление: вы навязываете ваши западные ценности нам и всей Европе, тогда как ценности у нас разные. Мы, православные, не считаем западный материализм и индивидуализм мерой всех вещей. Для нас как православных людей территориальная целостность выше, чем права человека (взять хотя бы Чечню). Святыни для нас важнее, чем человеческая жизнь: когда горит храм, прежде всего спасают иконы, и только потом - людей.
Даже не разделяя идею о существовании двух совершенно различных ценностных систем, можно согласиться с тем, что вопрос, значимый для нас всех, состоит в следующем. Если при преодолении раскола Европы необходимо расширение ЕС, то оно должно быть чем-то большим, чем приспособление Востока к Западу. Можно не сомневаться в том, что западные принципы являются благом и для Востока, но подчеркивается: в результате расширения ЕС Западная Европа также должна измениться, и она непременно изменится. Мы должны из западноевропейцев стать европейцами. К этому может вести несколько путей. Так, Париж перестанет быть культурным центром Европы, и на смену ему придет Берлин. Западу следует уяснить разницу между понятиями "гражданство" и "национальность" в Восточной Европе, и это окажет влияние на ход дискуссий в западноевропейских странах. Надо надеяться, в этом процессе взаимного познания Восточная Европа усвоит, что поиск идентичности должен идти во взаимодействии с другими, в общении с другими, а не в изоляции от них. Плюрализм нельзя считать угрозой.
Существует и другая проблема - направление европейской интеграции. К чему она ведет? Сегодня стало казаться, что этот процесс развивается во всех возможных направлениях. Разумеется, при более чем 20 государствах-членах не только структура, но и сама природа ЕС будет другой. Но основополагающим для Церквей останется, во-первых, то, что в течение полувека благодаря принципу власти закона удалось сохранить мир в той части Европы, где этот принцип был осуществлен, и его необходимо сохранить в качестве главенствующего, теперь уже в масштабе всей Европы; во-вторых, не может быть мира без справедливости - между тем социальное начало в Европе сегодня остается слабым, а потому мы слишком мало можем предложить Восточной Европе и уже почти потеряли целое десятилетие.
Мы сейчас переживаем некий интеллектуальный кризис - кризис понимания перспектив ЕС и Европы в целом. Перед нами стоят действительно исторические задачи. Дело Церквей - активно участвовать в нынешних дискуссиях о будущем Европы.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44