Архитектура без новых идей на месте снесенных шедевров

Вы скоры на злодеяния, но медленны вспоминать Первая книга Нефия.

Общество 
0
157
Время на чтение 6 минут

Почти весь ноябрь в Манеже, Центральном выставочном зале России, был представлен Генеральный план столицы до 2020 года - сотни проектов, тысячи архитекторов. Откровенно бездарных работ, где архитектурная образность исчерпывается башенками, немного, хотя хватает. К примеру, проект "высотки" под сорок этажей на новом, третьем кольце (Давыдковская, 3) увенчивает аж 8 башенок. Кто больше? Талантливых работ почти вовсе нет. Впечатляет только серия проектов удивительно новых решений мостов с иногда претенциозными названиями: "Понте Риальто 2001", "Дуэт-1", "Дуэт-2", "Бумеранг", "Арбалет", имена авторов на стенде отсутствуют. Если судить по тому, что выставлено, Москва будущего в основном это добротный средний уровень. О нем и придется говорить. Потому что в одних случаях он меня, москвича, устраивает, а в других возмущает. Повторяется ситуация 60-х годов прошлого века, когда начало массового по тем временам строительства - в основном доходных домов - совпало с началом архитектурного застоя. Уже тогда, до большевиков и демократов, начался процесс поначалу нивелирования, а позднее откровенного уничтожения уникального облика Москвы.
Нарочито оригинальные решения: дом в форме яйца ("пасхальный" домик в центре смотрится симпатично, но в Генплан "яйцо" пока не попало) и прямоугольная громада высотки с большой круглой дырой посередке. Эта "дырка" наглядней всевозможных башенок и колоннад на крыше демонстрирует отсутствие в архитектуре новых продуктивных идей. На самом деле в Манеже выставлялось лучшее, тогда как основная масса осуществляемых проектов - стандартные решения, и в результате - перспектива стандартного мегаполиса под названием Москва.
А вслед за манежной, на выставке "Против лома" (Мясницкая, 47) без помпы и мэра, демонстрировалась другая Москва - снесенная. Экспонаты небольшой документальной экспозиции, организованной Константином Михайловым по материалам Музея архитектуры им. Щусева, наглядно убеждают, что Москве нет нужды выискивать новую оригинальность, задача восстановить ее прежнюю самобытность, удивительные ансамбли прошлого, уничтоженные храмы, особняки, башни Китай-города, Большой Каменный мост... Долго перечислять утраченное, одних храмов снесено в Москве свыше 350, свыше 100 из них были уникальными архитектурными памятниками. Короче, восстановить то, что составляло Москву, определяло ее почти уничтоженный в XX веке подлинный исторический образ. Странно проговаривать все эти, казалось бы, самоочевидные вещи, но, знакомясь с Генеральным планом "развития" и особенно текущим ходом застройки центра, видишь, что "проговаривать" придется.
Профессионально и с любовью восстанавливаются две старые московские улицы: Ильинка, включая выходящее также на Никольскую "Чижевское подворье", с собором Богоявленского монастыря (1693-1696), и Сретенка вместе с прилегающими переулками ("Моспроект-2" совместно с Главным управлением охраны памятников г. Москвы). Со временем, вероятно, на Сретенку вернется Сухаревская башня, во всяком случае, проект выставлен (архитекторы Д.Солопов, О.Ковалев, Н.Фонарев, Е.Панфилова). Но почему тут же соседние Лубянка, Мясницкая из заповедных зон выпадают? Может быть, там нечего восстанавливать? Еще как есть - места в статье не хватит. Расскажу, о чем нельзя не сказать, что рано ли, поздно, восстанавливать придется.
Вначале об Ильинке, чтобы напомнить: там пока еще существует здание церкви Ильи Пророка в Теплых Рядах. Сама улица названа Ильинкой по имени стоявшего на ней с 1518 г. монастыря. Церковь Илии подвергалась разорению в Смутное время, горела в 1547 г. После пожара 1626 г. монастырь был закрыт, но храм снова отстроили, только колокольня - начала XIX в. В 1860-х годах строятся Теплые торговые ряды. Церковь Илии была включена в объем Торговых рядов. На Ильинку выглядывала лишь верхняя часть храма. Вероятно, это и спасло ее от сноса при советской власти. Разобрали только возвышавшийся над зданием "рядов" верхний ярус колокольни. Надо ли объяснять, что восстановление "исторических фасадов Теплых торговых рядов" 1865 г. (Мастерская 7 Моспроекта-2) известного разве что специалистам архитектора А.С. Никитина без реставрации одного из немногих уцелевших храмов первой трети XVII века - профанация? А вот снесенную в 1920 г. Афонскую часовню Богоявленского монастыря на углу Ильинки, где нынче сквер, восстановить уже вряд ли удастся, слишком скудный материал, оставшийся о ней.
Как и Ильинка, Сретенка получила название от церкви Сретения, стоявшей в Белом городе. Практически каждую улицу дореволюционной Москвы, тем более площадь, украшал храм. На центральных площадях соседствовало не меньше двух храмов, а то и больше, как, например, на Лубянке. На углу Большой Лубянки и Кузнецкого моста нынешнюю Сретенку начинала церковь Введения "в Псковичах". Собственно, сам праздник Введения Богородицы во храм был введен на Руси указом Петра I от 1722 г. Снесли не первоначальное здание знаменитого Алевиза Нового, выстроенное в 1514-1518 годах, где до постройки на Красной площади Казанского собора князь Дмитрий Пожарский помещал Казанскую икону Божией Матери, куда шел крестный ход из Кремля. Напротив церкви находился двор Дмитрия Пожарского. В ней князя отпевали в 1642 г., здесь похоронили его сына и внука. При перестройке церкви архитектором Постниковым в 1745-1749 гг. были заново выстроены колокольня и трапезная, от старой церкви осталась только часть стен.
При коммунистах первые просьбы уничтожить храм исходили от работавших в здании по соседству дипломатов Наркоминдела. НКИД попросил президиум Моссовета снести церковь под вполне дипломатическим предлогом, чтобы передвинуть на ее место памятник Воровскому. В 1924-1925 гг. церковь снесли, для чего специально были набраны московские безработные. Передвигать памятник после передумали, и теперь здесь автостоянка.
А в начале Мясницкой улицы стояла небольшая церковь Гребневской Богоматери, точнее сказать, история Мясницкой началась с 1472 года возведением деревянной церкви Успения, которую Иван III поставил в память о своем успешном походе на Великий Новгород. Вскоре церковь стала называться по чудотворной иконе Гребневской Божией Матери, перенесенной из Кремля. Церковь пользовалась особым вниманием великокняжеской семьи. Каменная была построена на средства Ивана Грозного. До нашего века дошла церковь постройки 1711 года. Уникальной была простая по отделке массивная колокольня с шатровым верхом, уцелевшая с 1619 года. Она была пристроена к церкви не с запада, как обычно, а с юго-востока. После революции, в 20-е годы, церковь отреставрировали. В ней еще в целости было надгробие умершему в 1738 г. автору первой русской арифметики Магницкому. В 1926-м президиум Моссовета дал указание о сносе храма, но заступился Наркомпрос. В 1933 г. церковь закрыли и здание передали Метрострою. Полностью снесли весной 1935 г. Вот почему пустует в центре непонятный пятачок. Восстановить два этих храма - и Лубянская площадь, и Мясницкая сразу приобретут осмысленное начало. Станет очевидной вся нелепость возвращения сюда памятника Дзержинскому. Храм - естественная форма архитектурного самосознания.
Но это не все церкви Лубянки, только те, которые можно восстановить, не снося ничего, кроме торговых точек. На углу Малой Лубянки и Фуркасовского переулка находилась церковь Иоанна Предтечи на Малой Лубянке. По легенде, храм стоял здесь со времен Ивана Калиты. Каменное здание выстроено в 1741 г., убранство и композиция говорили о старании архитекторов и заказчиков сохранить традиции предшествующего столетия. В облике колокольни явная перекличка с формами деревянного зодчества. Церковь устояла в тридцатые годы, но соседство с ОГПУ-НКВД не могло не закончиться сносом. Снесли в 1944-1945 гг. при очередном расширении всесильного ведомства.
Справедливости ради надо сказать, что НКВД уничтожало не только церкви и духовенство. Напротив той же Введенской церкви, на углу Фуркасовского переулка, до лета 1828 г. стоял небезызвестный дом Голицына на Большой Лубянке. Удивительно стройный, со свойственной классицизму соразмерностью, дворец построил в 1776 г. Матвей Федорович Казаков для князя Н.М. Голицына. Если о сносе храма Введения позаботился Наркоминдел, то дворец, в чьих уникальных интерьерах учились гимназисты 3-й Московской гимназии, органы уничтожили из-за стремления к культуре. На месте дворца построили клуб чекистов тоже известного архитектора И.А. Фомина. Но странная закономерность: как уныло почти все, что строилось и строится вместо уничтоженной архитектуры!
На южной стороне Лубянки, у выхода с Никольской улицы, располагался живописнейший архитектурный ансамбль Москвы. Во-первых, это одна из самых красивых башен Китайгородской стены - Владимирская. Икона Владимирской Божией Матери была поставлена в воротах, вероятно, еще в XVI в. Затем для нее была устроена часовня, вместо которой в 1692 г. на средства царицы Натальи Кирилловны выстроена маленькая церковь Владимирской Богоматери - один из лучших в столице образцов "нарышкинского барокко". Тут же, через улицу, напротив миниатюрной церкви, в 1881-1883 гг. возвели громадную часовню св. Пантелеймона архитектора А.С. Каминского. Часовня принадлежала русскому Пантелеймоновскому монастырю на Афоне. Она "не тянет" на шедевр, но вносила своеобразный колорит.
Окончательно архитектурный праздник Лубянки был уничтожен в 1934 г. Теперь прежнее название восстановлено: Лубянка. Только ассоциации возникают почему-то не праздничные.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Долгов Сергей
Реставратор из семьи иконописцев
Третьяковка: выставка Александра Корина
07.05.2002
Улица без храмов
Историко-виртуальная прогулка по Мясницкой
15.04.2002
Все статьи Долгов Сергей
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38