Прошедшие вчера парламентские слушания, посвященные стратегии модернизации образования, из рядового думского мероприятия, каким было такое обсуждение еще год-два назад, стали одним из самых заметных политических событий недели.
Вот только часть списка выступивших на слушаниях: Б.Грызлов, лидер фракции "Единство", Б.Немцов, лидер фракции СПС, Г.Явлинский, лидер фракции "Яблоко", депутаты А.Кокошин из ОВР, министр образования Чувашии Г.Чернова...
Единодушного отношения к стратегии модернизации на слушаниях не было. При этом политический спектр разделился четко: "Единство", СПС, "Яблоко" и ОВР - за предложенную правительством стратегию модернизации, коммунисты и их попутчики - против. Основные точки споров: система финансирования школы и система поступления в вуз. Самым ярким выступлением была речь депутата Мосгордумы, заслуженного учителя России Евгения Бунимовича.
- Зачем подвергать наших же детей ужасной, унизительной и очень стрессогенной процедуре вступительного экзамена? Даже преступники два раза не отвечают за одно и то же.
Видимо, медленно, но верно вопросы школы становятся больше политическими, чем образовательными. Левые увидели реальную угрозу своей многолетней монополии в образовании, почувствовали, что их системная работа по формированию протестного потенциала из учительства начинает давать сбой. Но обсуждение реальных механизмов модернизации им невыгодно - для этого надо называть источники финансирования. Не просто требовать от правительства: "Деньги давай!", а указывать источники и механизмы, в том числе экономические, налоговые и др.
Правительство предлагает изменить статус школы - вместо госучреждения сделать ее образовательной организацией. Такая простая, казалось бы, замена предполагает иной уклад. Директор школы "Универс" из Красноярска, выступая на слушаниях, сказал, что "учреждение" для развития не приспособлено, у учреждения нет такой задачи - развиваться. И нет возможности тратить деньги эффективно - в учреждении все расписано по статьям.
Действительно, некоммерческая образовательная организация более свободна в расходовании средств, а значит, деньги будут тратиться более эффективно и будут собираться не только из бюджета, но и из благотворительных и других источников.
Удивительное дело: правительство предлагает обществу быть наряду с государством хозяином школы, но левые ортодоксальные государственники этому активно воспротивились. "Нам не нужно идти по линии либерализации", - заявила одна из заместителей думского комитета, представитель КПРФ.
- 49 проц. первокурсников сегодня являются платными студентами. Российские семьи уже сейчас платят непомерную плату за образование. Правительство хочет уменьшить родительские затраты и увеличить приток денег в школы, давайте примем решение о направлении 10 проц. дополнительных доходов в образование, - это из выступления лидера стратегии модернизации ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова.
- А что-то реальное предлагается сделать? - спросил участников слушаний министр образования Владимир Филиппов. - Многие депутаты просто не читали документов. Вы говорите, что мы собираемся создавать элитарное образование. Наоборот - мы предлагаем вводить социальную стипендию, которая не нужна детям Березовского. А в продвинутых лицеях и гимназиях учатся дети более богатых, это же известно. Мы и хотим там ввести софинансирование, чтобы в элитных школах родители вкладывали свои средства, а больше государственных средств шло в массовые школы.
... Рекомендации слушаний были подготовлены заранее и в конце были приняты "в основном". Левые остались при своих интересах, правительство - при своих. А школа осталась нищим островом социализма. Что будет дальше - скоро узнаем.