itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Войтовцы - родовое гнездо Достоевских

Малоизвестные биографические сведения о предках выдающегося русского писателя. К 180-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского.

Общество 
0
721
Время на чтение 6 минут

Осенью 1809 года отец писателя - Михаил Андреевич Достоевский - покинул родительский дом на Брацлавщине, чуть более десяти лет перед тем ставшей частью Российской империи, и уехал в Москву, чтобы продолжить образование в Медико-хирургической академии. Связи с семьей были нарушены...
Здесь мы надеемся на своего рода открытие, позволяющее, говоря языком авторитетного русского генеалога С.В.Любимова, "разгадать и объяснить некоторые стороны многогранной и глубокой деятельности" Ф.М.Достоевского. В самом деле, кем были его предки и почему его отец столь решительно распрощался с родовым гнездом?
Окрестности Брацлава, входившего тогда в состав недавно образованной Подольской губернии (центральная Украина), замечательны своим климатом и плодородием. Без преувеличения можно назвать их "райским уголком". На протяжении многих лет они являлись "яблоком раздора" между Россией, Польшей и Турцией. После Люблинской унии 1569 года, когда эти земли стали польскими, и особенно после Брестской церковной унии 1596 года началась массовая полонизация края, что сопровождалось экономическими и религиозными конфликтами, притеснением местного населения. Некоторое время здесь властвовали турки. Только с 1793 года начали утверждаться законы Российской империи. Все это привело к тому, что документальных источников о Брацлавщине сохранилось мало, уцелевшие же оказались распылены по разным архивам. Можно лишь догадываться, в какой семье родился М.А.Достоевский. Что было уготовано подданному Польского королевства, отпрыску древнего, но обедневшего рода? Неужели лишь стезя провинциального священника? Однако поворот истории подарил ему шанс, выведя на просторы Российской империи. И он этот шанс использовал.
По свидетельству семейного летописца, А.М.Достоевского (брата писателя), в конце 1830-х годов после смерти горячо любимой жены Михаил Андреевич, уже русский дворянин и помещик, пытался разыскать украинских родственников ("прибегая даже к печатным объявлениям"), но никто не откликнулся. Между тем на Украине оставались люди, сохранившие память о своей принадлежности к роду Достоевских. В 1859 году тот же А.М.Достоевский встретился в Мелитополе с женой тамошнего городничего Цезаря Лаврентьевича Кавецкого, назвавшейся его двоюродной сестрой (по линии тетки Марии). Наверное, знакомство было слишком быстротечным: А.М.Достоевский не запомнил даже ее имени. Узнать о родне отца от жены городничего удалось очень немного, поскольку та рано лишилась матери и почти ее не помнила.
Двадцать лет спустя, в начале декабря 1879 года, уже сам Ф.М.Достоевский получил письмо из Жабокрича, Подольской губернии, от Надежды Евфимиевны Глембоцкой, также отрекомендовавшейся двоюродной сестрой братьев Достоевских (по линии тетки Лукерьи). Прося об оказании материальной помощи и взывая при этом к родственным чувствам, Глембоцкая перечисляла членов семьи деда писателя, Андрея Достоевского. Ее письмо для нас, современных исследователей, - ценнейший источник информации1. Из него мы узнаем, что дед Ф.М.Достоевского был протоиереем в Брацлавле, а его дядя, Лев Достоевский, - священником в селе Войтовцы. Здесь впервые возникает название "Войтовцы", которое, впрочем, долго оставалось без внимания.
Возникает вопрос: почему же М.А.Достоевскому не удалось разыскать никого из украинской родни? И вопрос этот не единственный.
В мае 1922 года начинает работу над своим фундаментальным трудом "Хроника рода Достоевского" антрополог М.В.Волоцкой. Идею подал ему Н.К.Кольцов, один из крупнейших отечественных генетиков, в ту пору - председатель Русского евгенического общества. По-видимому, именно через посредство Кольцова М.В.Волоцкой знакомится с другим потомком Андрея Достоевского - сотрудником кафедры генетики Петроградского университета Феодосием Григорьевичем Добржанским. Последний вел свою родословную от еще одной дочери деда писателя - Феклы. Со времени отъезда М.А.Достоевского в Москву минуло уже более ста лет! Ф.Г.Добржанский ничего не мог сказать о своих отдаленных предках, зато сообщил ценную информацию о ближайших родственниках. Большинство их - провинциальные священники; бабка - Олимпиада Войнарская (двоюродная сестра Ф.М.Достоевского) - не знает грамоты2. Наиболее яркие фигуры - сам Ф.Г.Добржанский, выпускник Университета св. Владимира, видный биолог и генетик (большую часть жизни работал в Америке)3, и его дядя Иван Войнарский - студент Киевского, затем Московского университета, сосланный из-за политической неблагонадежности в Сибирь4. Это дает ряд дополнительных ориентиров в архивных поисках, а также позволяет ретроспективно использовать имеющиеся свидетельства.
Удивительно, но за всю более чем столетнюю историю достоевистики никто из специалистов не удосужился проверить сведения, сообщаемые Надеждой Глембоцкой. Только в 1991 году И.Л.Волгин в своей книге "Родиться в России"5 обратил внимание на несколько документов, носящих воистину сенсационный характер. Среди них - "презента" 1781 года на избрание Андрея Достоевского священником в... селе Войтовцы! Самое поразительное состоит в том, что указанный документ был опубликован еще в 1889 году в 4-м выпуске Трудов комитета для историко-статистического описания Подольской епархии!6 Как происходило избрание?
В недавно переизданной в Минске книге авторитетного историка церкви М.О.Кояловича "История воссоединения западнорусских униатов старых времен"7 читаем: летом 1780 года на Брацлавщину прибыл некто Евсевий. Выдавая себя за греческого Презремского митрополита и родственника молдавского господаря Деки, он начал объезжать православные приходы в окрестностях Брацлава и Немирова, служить в церквах, а также рукополагать православных священников и диаконов. Евсевию покровительствовал сам Викентий Потоцкий - некоронованный король окрестных земель (интересно, что позже он же подпишет и "презенту" А.Достоевского). Поскольку в Немирове тогда уже не оставалось ни одной православной церкви, Евсевий устроил ее в обычном гражданском доме и 21 ноября 1780 года совершил там службу при большом стечении духовенства. В тот же день униаты, встревоженные размахом его миссионерской деятельности, во главе с местным официалом Любинским решили разрушить церковь и дом приближенного к Евсевию православного священника Василия Саржинского, находившиеся в селе Войтовцы! Саржинский тоже присутствовал на службе в Немирове. Узнав, что униаты громят его церковь и дом, он бросился с верными людьми в Войтовцы, где произошло настоящее побоище. Когда известия о нем достигли Киева, тамошний кастелян Стемпковский, известный усмиритель гайдамацких волнений, приказал схватить Евсевия, но тот поспешно выехал в Варшаву. Сход местных жителей, видно, уставших от постоянных потрясений, обратился к Киеву с просьбой прислать священника-униата. Нет никаких сомнений, что Андрей Достоевский появился в Войтовцах после этих событий, причем как униатский, а не православный священник. Почему сельский сход (громада) решил пригласить именно его - можно только догадываться. Был ли он уроженцем села, имел ли до этого сан священника - неизвестно. Бесспорно следующее: Андрей Достоевский пользовался большим авторитетом у сельчан. За какие заслуги - тоже пока неизвестно. Впрочем, по семейному преданию Достоевских, он являлся человеком незаурядным. Данное предание опирается на одно любопытное обстоятельство.
В 1790 году в Почаеве "тщанием иноков чину св. Василия Великого" был издан сборник "благоговейных, покаянных и умилительных" песен, или Богогласник. Содержащаяся в нем под номером 215 песня написана в технике акростиха, в котором начальные буквы строк образуют слово "Достоевский"! В коллекции Московского литературного музея хранится экземпляр Богогласника, принадлежавший А.М.Достоевскому и подаренный ему, судя по надписи на первом листе, в 1880 году Вадимом Ивановичем Лествиницыным. Знал ли об этой книге Федор Михайлович? Вышеупомянутое семейное предание прочно связывает авторство стихотворения с именем Андрея Достоевского. Дочь писателя, Любовь Федоровна, в своих воспоминаниях даже утверждала, что акростих (правда, она именует его "буколической поэмой") читается: "Андрей Достоевский". Чем же обусловлена такая уверенность? Кажется, только датой публикации, приходящейся на период жизни А.Достоевского, да исповедуемым всеми Достоевскими мнением, что "у них однофамильцев не имеется". Однако И.Л.Волгину удалось разыскать в Епархиальных ведомостях упоминание о некоем Иване (Яне) Достоевском, бывшем в 1780-1786 годах униатским священником в селе Скала Животовской протопопии, что несколько севернее Войтовец8. Родственник или просто однофамилец? А ведь автором покаянной песни мог быть и он.
Как бы то ни было, именно Войтовцы являются родовым гнездом ближайших предков писателя. Здесь в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII века у А.Достоевского родились дети, в том числе сыновья Михаил и Лев, один из которых позже перебрался в Москву, а другой со временем занял приход отца. Как уже отмечалось, в 1793 году, после Второго раздела Польши, эти земли стали российскими. Можно не сомневаться, что священник Андрей Достоевский тогда же принял православие: уже в 1802 году оба его сына учились в православной семинарии, о чем свидетельствуют ведомость об обучающихся в Подольско-Шаргородской семинарии, разысканная в Российском историческом архиве Б.В.Федоренко, и аттестат, выданный Подольским семинарским правлением М.А.Достоевскому для поступления в Медико-хирургическую академию10. В обоих документах указано место его рождения - село Войтовцы.
В апреле нынешнего года автору вместе с историком А.В.Трубецким довелось там побывать. Подъезжая, я испытал волнение: ведь об этих местах наверняка часто думалось врачу "больницы для бедных" М.А.Достоевскому... Старую деревянную церковь, построенную, судя по документам, в 1750 году11 и, следовательно, "помнящую" и деда, и отца писателя, разрушили в начале 1930-х годов. Старики упорно говорили о двух куполах и отдельно стоящей звоннице, хотя из описаний следует, что храм был трехкупольным - типичным для украинского села. Теперь все здесь заросло кустарником. Когда-то местные жители брали отсюда глину - земля перерыта, будто после бомбежки. Ямы постепенно заполняются мусором. Было ли возле церкви кладбище? Было. Когда добывали глину, открылось несколько захоронений. Чьих? Что сделали с останками? Бог весть...
Дом священника в ХХ веке стоял напротив церкви. Полагаю, на том же месте находился и дом Андрея Достоевского. В таком случае именно здесь родился отец одного из титанов отечественной и мировой культуры. Тем самым Войтовцы имеют право занять в биографии Федора Михайловича Достоевского столь же достойное место, как и знаменитое село Достоево в Белорусском Полесье.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Богданов
Все статьи Николай Богданов
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09