УКРАИНСКИЕ ГРЕКО-КАТОЛИКИ ПЫТАЮТСЯ СТАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКОВЬЮ УКРАИНЫ

Борис Филиппов 
0
10.08.2001 74
Вдохновленная визитом Иоанна Павла II Украинская Греко-католическая Церковь переходит в наступление. Именно об этом свидетельствует образование двух новых епархий на территории исторической Украины (Донецкого и Одесско-Крымского экзархатов). Это третья в истории греко-католиков попытка вырваться за ограниченные пределы Западной Украины. Но сначала немного о самой УГКЦ.
История современного униатства на Западной Украине восходит не столько к организованной польскими властями и папским Римом Брестской унии 1596 года, сколько к событиям сто лет спустя, когда на переломе XVII и XVIII веков унию приняли Львовская и Пшемысльская, а затем Луцкая епархии. Так было положено формальное начало униатской организации на Западной Украине (в проповеди 27 июня 2001 г. кардинал Любомир Гузар говорил о двух столетиях развития унии на этой территории). В Бресте уния была ослаблена расколом и отвергалась большинством православного населения Украины. В унию на Западной Украине вошли православные епархии, сильные своими традициями, языком, духовенством и связью с народной культурой. Именно православные братства во Львове в начале XVII века организовывали сопротивление Брестской унии и поддержали борьбу казачества с Польшей.
С их переходом в унию на Западной Украине закладываются основы новой Церкви. Ее отличительной чертой будет одновременное противопоставление и латинскому Западу, в частности Польше, и православной России, при сохранении верности восточной традиции. Тип активного антипольского и потенциально антирусского униатства сохранился благодаря включению в 1772 году этой территории в состав Австрийской империи (первый раздел Польши). Империя дала униатам все то, в чем их единоверцам было отказано в Польше. Благоприятный для их развития климат сохранялся все 140 лет нахождения Западной Украины в составе империи.
Церковная политика Габсбургов эпохи Просвещения была направлена на превращение духовенства в часть хорошо функционирующего государственного аппарата. Соответственно этому к духовенству предъявлялись высокие квалификационные (образовательные), организационные и, косвенно, пастырские требования. Все это должно было способствовать интеграции населения в империю и облегчить власти контроль над греко-католической иерархией.
Если для мощной Католической Церкви эти требования были существенным ограничением их самостоятельности, то греко-католикам они создавали благоприятные условия для развития. Уже в 1774 году в Вене по указу императора была открыта теологическая академия, а в 1787 г. Львовская семинария была преобразована в государственную Studium Ruthenum с философским и теологическим факультетами. В 1807 году Львовская греко-католическая епархия получила статус митрополии. Был повышен социальный статус униатского духовенства (уравнен с католическим), в чем греко-католическим епископам отказывала Польша. Епископат получил доступ к императорскому двору (митрополит стал членом Государственного совета). Тем самым повышался и социальный статус Греко-католической Церкви и его членов.
Императорская власть создавала церковную структуру, независимую от внешних влияний, но не уберегла от влияний внутренних. Таким судьбоносным оказалось влияние идей славянского возрождения. Родиной их был Чехия, где в борьбе с немецким засильем возрождается чешское национальное самосознание. Немецкого (прусского) влияния опасалось и правительство в Вене, которое частично поддержало чехов и разрешило преподавание в школах и университете на чешском языке. По примеру Чехии подобные движения возникли и в других славянских частях империи.
На Западной Украине появляются первые книги на украинском языке. Их авторами являются греко-католические священники. В греко-католических школах вводится преподавание на украинском языке. В 1848 году в период Весны Народов митрополит Григорий Якимович возглавляет первую украинскую политическую организацию - Руску Холовну Раду. Рада выпустила обращение к населению Западной Украины, в котором говорилось о его принадлежности к великому русинскому народу, который говорит одним языком и насчитывает 15 млн. человек. Объединение Италии дало новый толчок к развитию национально-политических идей. Возникает идея о Западной Украине как украинском Пьемонте, который добьется независимости для всей Великой Украины. Начинает вырисовываться противопоставление России, но своими главными противниками униаты по-прежнему видели поляков.
В конце XIX века в Галиции появляется и усиливается украинское движение с проправославными симпатиями. Оно оказало влияние и на греко-католическое духовенство, в котором также проявилось два течения. Одно было русофильским и консервативным, направленным на сохранение православных традиций. Его сторонники боролось с латинским влиянием (включая языковые латинизмы). Другое течение в униатстве в сознательном латинизме (включая требование целибата для священников) искало защиты как от русского, так и польского влияния. Эти два течения в Церкви сохранились до сих пор и представлены двумя монашескими орденами: первое - студитами, второе - базилианами. В конце XIX века частичный перевес одержали сторонники латинизации (при поддержке иезуитов была осуществлена реформа базилианского ордена).
Следующий этап в развитии греко-католичества приходится на период деятельности митрополита (с 1901) Андрея Шептицкого (1865-1944). Все, что делал Шептицкий, было подчинено мысли о строительстве великой независимой Украины и распространению греко-католичества на всю территорию Российской империи. Его деятельность составила эпоху в истории развития униатства. Умеренный традиционалист, он реорганизовал семинарии, реформировал орден студитов и основал восточное течение ордена редемптористов. На учебу духовенство посылалось в австрийские, немецкие и римские университеты.
Но еще больше митрополит сделал для возникновения украинских общественных (культурных, социальных) организаций, как в Галиции, так и в Америке. В канун Первой мировой войны в Галиции существовало 3 тысячи школ, 27 гимназий, 2944 ячейки культурного общества "Просвит", Научное общество им. Тараса Шевченко, 500 народных сельхозкооперативов.
В начале XX века Шептицкий дважды под фальшивым именем побывал в России. Его интересовал политический климат (перспективы революции) и возможности для миссионерской деятельности. В 1908 году он представил Пию X отчет, на основании которого папа даровал митрополиту тайные полномочия на случай "дня X" в России.
Начало войны было воспринято им как сигнал для борьбы за независимость Украины. Параллельно Шептицким разрабатывались миссионерские планы. Отступление австрийских войск и занятие русскими войсками Восточной Галиции (1914) нанесло удар по этим планам. Более того, за 4 месяца присутствия российских войск на этой территории добровольно в Православие перешло (вернулось) почти 200 греко-католических приходов (8% от общей численности) и около 4% духовенства.
В 1917 году в Петроград, пишет немецкий исследователь Х.-Я. Штеле, прибыл не только Ленин, но и львовский митрополит Шептицкий, чтобы, опираясь на папские полномочия, установить своего ученика Леонида Федорова экзархом небольшой общины, состоящей из перешедших от православия в унию. Параллельно им ставилась задача "отполонизировать" католицизм в России. В письме Ленину Шептицкий попытался убедить его поддержать переход православного населения в католичество, в письме к папе - "положить конец вмешательству поляков в наши дела". В свою очередь поляки жаловались варшавскому нунцию на Федорова, который причащает еретиков.

ОТСТУПЛЕНИЕ В ИСТОРИЮ
Борьба польских миссионеров с другими католическими миссиями является одной из особенностей католического миссионерства в России. С точки зрения поляков, Россия - их миссионерская область. И со своей точки зрения они правы. Когда в 1622 году для активизации миссионерской деятельности папой была создана Конгрегация пропаганды веры, весь мир был поделен между восемью католическими странами. На долю Польши были выделены скандинавские страны, Прибалтика и Россия. И поляки ревностно охраняли эти границы от вмешательства других миссий. В Шептицком и приехавшем в Советскую Россию в 20-х гг. французском иезуите д'Эрбиньи они, прежде всего, видели соперников и, как утверждают знатоки, помогли ГПУ провалить их миссии. И сегодня большинство приезжающих в Россию католических священников - поляки.

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА
В 1918-1920 гг. на территории Западной Украины была предпринята попытка создания независимого украинского государства. Были созданы военные добровольческие формирования, где в качестве капелланов участвовало 80 униатских священников. Провозглашение независимости встретило ожесточенное сопротивление польского населения и вооруженную интервенцию со стороны возрожденного польского государства. Поляки арестовали около 1000 священников, 5 расстреляли без суда, 12 исчезло в тюрьмах. Неудачей закончилась и попытка обретения независимости при поддержке немцев. Тогда же были предприняты первые неудачные миссионерские попытки распространения униатства на всю Украину.
Шептицкий (вместе с другими греко-католическими иерархами) входил в состав Национального совета, провозгласившего создание республики Западной Украины, и был одним из ее лидеров. Он же отправился защищать независимость перед победителями в Париж. Но Совет Антанты передал эту область Польше (первоначально как 25 летний мандат Лиги Наций, а с 1923 года в состав Польши). С этим население Галиции не желало смириться. Наряду с немцами украинские националисты стали злейшими врагами Версальской системы. Центрами антипольской оппозиции на Западной Украине стали греко-католические общины.
В межвоенной Польше была реанимирована средневековая концепция "Польши как бастиона Запада". Бастион предполагает врага. Правящие круги исповедовали вариант "бастион против большевизма". Один из видных идеологов этой концепции в рядах Католической Церкви (Конечны Ф.) видел такого врага в "восточном славянском варварстве". Историческая роль Польши - сохранение чистоты латинской культуры. Уния - позор для Церкви (Myslek W. Ideologia i praktyka "przedmurza chrzescijanstwa" w Drugiej Rzeczypospolitej. - W-wa, 1986). И римо-католики, и правительство были едины в осуществлении антиукраинской и антиправославной политики. К примеру, только в июле и августе 1938 г. в районе Хельма (Холм) было сожжено 138 православных церквей, против чего протестует (20 июля) Шептицкий.
В межвоенный период вновь оживился спор между традиционалистами, защищающими интегральную целостность восточного (православного) наследия в греко-католицизме, и сторонниками частичной латинизации обряда. В политике первые - националисты, вторые - сторонники поиска компромисса с Польшей. Шептицкий - умеренный традиционалист, поддерживающий националистов. В канун Второй мировой войны естественным союзником националистов в борьбе против Польши виделась гитлеровская Германия.

ВТОРАЯ ПОПЫТКА
Разгром Польши и включение Западной Украины в состав СССР было воспринято Шептицким и его окружением как исторический шанс. "Русские оккупировали Польшу - следовательно, фактически мы находимся уже в России", - востоpгался иезуит Вальтеp Чишек. Шептицкий назначил четыpех апостольских экзаpхов: епископ Чеpнецкий был поставлен для волынской и подольской части Укpаины (с Луцком и Каменецким), отец Клеменс Шептицкий (его бpат) - в "Великую Россию и Сибиpь" (с Москвой), иезуит Антоний Неманцевич - в Белоpуссию и Иосиф Слипый - в "Великую Укpаину" (с Киевом). Назначения, хотя, как пишет Штеле, "и неохотно и лишь временно" утверждены Ватиканом. Но в день нападения немецких аpмий на Советский Союз на Уpале были аpестованы два иезуита: Нестpов и Чишек (pусский и амеpиканец польского пpоисхождения). Для того, чтобы попасть во внутpенние pайоны России, они по поpучению Шептицкого в 1940 г. завеpбовались под фальшивыми именами и по подложным документам в качестве лесоpубов.
Но Гитлер не оправдал возлагаемых на него униатами надежд. Западная Украина даже формально не получила независимости, а назначенным Шептицким экзархам немцы не позволили приступить к своей миссионерской деятельности. Не пропустили на восточный фронт и миссию Ватикана. Разгром немцев только усилил растерянность и хаос в рядах украинских националистов. Конец войны на этих территориях характеризуется жесточайшей борьбой националистических партизанских отрядов с польской Армией Крайовой. Зверски уничтожаются целые польские деревни. За эти преступления, не назвав их прямо, во время торжественной литургии 27 июня 2001 г. в присутствии Папы принес покаяние кардинал Гузар.
Незадолго перед смертью в канун вступления советских войск во Львов Шептицкий признал, что неправильно оценил немцев, и попытался переориентироваться на победителей. В письме Сталину он писал: "Весь мир склоняет пред Вами головы... После победоносного марша от Волги до Сана вновь вы объединили с Великой Украиной территории западно-украинские. Исполнилась вековая мечта украинского народа".
Начался советский период в истории Западной Украины и Греко-католической Церкви. Он оказался недостаточным для интеграции его населения в состав СССР (1956-1991) и даже Украины. Они остались "западинцами". К примеру, не смогла вполне интегрироваться в Российскую империю и СССР даже Прибалтика (в составе России с начала XVIII века). Не удалась и попытка использовать для этой цели (интеграции) Русскую Православную Церковь. Дело в том, что коммунисты никогда не были способны к работе с союзниками. Это характерно для советской политики во всех социалистических странах, а не только на территории Западной Украины. Повсеместно союзников дискредитировали и сводили на роль агентов ГБ. Так было дискредитировано то течение в Греко-католической Церкви, которое искренне желало воссоединения с Православием. Уничтожить Греко-католическую Церковь советской власти не удалось. Она выстояла в подполье и возродилась как национальная (УКГЦ). Вопрос в том, какой нации?
Для Ватикана эта не в меру активная структура всегда была головной болью. Оплотом католицизма на восточных рубежах Европы была латинская Польша, а не униатская Западная Украина. Все столетия своего существования греко-католики были маргиналами с сектантским сознанием. Греко-католики - это не католики с особой литургией, а особая Церковь со своим бытом, традицией, теологией и катехизисом. И весь XX век ее руководители пытались выйти за пределы Западной Украины, используя для этого любую возможность. Униатство исповедовалось и пропагандировалось как духовная опора идеи независимости Казалось, у них не было никаких перспектив...
Они появились с распадом СССР и провозглашением независимой Украины. Эти события были восприняты УГКЦ как исторический шанс для превращения маргинального церковного образования в "национальную Церковь Украины".

ТРЕТЬЯ ПОПЫТКА
В 1991 году Папа созвал в Риме Синод Украинской Греко-Католической Церкви. Иоанн Павел II тогда морально поддержал униатских епископов, признав их прямыми наследниками "Церкви, которая зародилась с крещением Киевской Руси и которая вступила во второе тысячелетие своего существования". Поддержал он и стремление епископов к "заботе о благе и развитии всех епархий и в целом Церкви на Украине и в диаспоре". Одновременно он напомнил епископам слова ап. Павла о необходимости жить в смирении, кротости, терпении и взаимной любви, "стараясь сохранить единство духа при помощи уз мира. Один Господь, одна вера, одно крещение". Имел ли в виду понтифик отношения с православными или с католиками - неизвестно. В то же время, отказав греко-католикам в патриархате, Папа сохранил за собой все принципиальные кадровые решения. Таков вообще стиль Папы.
Патриарший статус, кроме высокого престижа, означает право на самостоятельное избрание епископов, которых в латинском обряде выбирает соответствующая Конгрегация епископов в Ватикане. Патриарх - это синоним автокефалии Поместной Церкви. А в католической эклезиологии нет понятия "Поместная Церковь".
Восстановление структуры и инфраструктуры УГКЦ на территории Западной Украины прошло быстро и при поддержке местных государственных структур и органов самоуправления. Жертвами этого процесса стали не только православные, но и братья-латиняне. Только в Львове у них было отобрано (и не возвращено) 30 костелов (оставлено 2). Но все эти "победы" ни на шаг не продвигали эту УГКЦ к решению исторической задачи. "Великая Украина" остается, хотя и расколотой, но православной.
Сегодня журналисты отмечают усиление в униатстве того важного для нее течения, которое всегда связывало свое будущее с восстановлением церковного единства на Украине и создания (на основе объединения с Православной Церковью) единой Церкви для Украины. Лидером этого течения в УГКЦ называют епископа Гбура. Перспективы такого объединения оцениваются по-разному, но многое здесь зависит от позиции Москвы и Константинополя.
Что касается отношения УГКЦ с Ватиканом и Папой, то они не столь просты, как это привыкли изображать в православной публицистике. "Вы слышали о Брестской унии 1596 года. Мы, когда декларировали унию, декларировали ее так, как мы понимали, в смысле "сопричастия". Рим тогда же думал иначе, в юридическом смысле, что мы возвращаемся к ним. Но мы так не думали!" (кардинал Гузар).
Она никогда не была любимым детищем католицизма и Ватикана, который слишком часто приносил ее в жертву политической целесообразности. И УГКЦ уже давно научилась жить самостоятельно. Отсюда сектантское самосознание. "Это болезненно, но я должен признать, что мы, греко-католики, не любимы ни православными, ни римо-католиками. Латинский обряд чувствует себя как дома на целом свете, наш же только на Украине" (кардинал Гузар). С римо-католиками УГКЦ связывает лишь полная преданность Папе.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Борис Филиппов
Церковь и кесарево
Пределы власти императорской
31.07.2008
Можно ли создать христианскую этику капитализма?
Доклад на Четвертом ежегодном Мировом общественном форуме "Диалог цивилизаций" (о. Родос)
28.09.2006
Новый Папа Бенедикт XVI
Биография. Идеология. Смысл имени
20.04.2005
"Выбор нового Папы Римского зависит от того, какие проблемы на конклаве будут признаны самыми главными"
Католики считают, что назначение новым понтификом российского епископа абсолютно исключено
04.04.2005
Все статьи Борис Филиппов
Последние комментарии
Ад на Украине – с молчаливого согласия
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2021 17:45
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Полтораки
13.04.2021 17:18
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Апографъ
13.04.2021 16:41
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2021 16:31
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Туляк
13.04.2021 16:20
Она сохранила чистоту натуры русского человека
Новый комментарий от hok-ky
13.04.2021 15:58
Дух антихристов и предтечи антихриста
Новый комментарий от Александр Терлецкий
13.04.2021 15:25