Церковь в Остафьеве строилась попечением Анисьи Григорьевны Матвеевой, жены промышленника, выходца из крестьян Тульской губернии Козьмы Матвеева, которому усадьба Остафьево принадлежала с 1751 по 1775 год. До Матвеева и после него усадьбой владели представители известных дворянских родов. С 1792 года и более ста лет это были князья Вяземские. Последний владелец Остафьева - граф Сергей Дмитриевич Шереметев, внук графа Николая Петровича Шереметева и бывшей крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой.
При поэте П.А.Вяземском усадьба обрела славу "Русского Парнаса". В разное время здесь бывали или подолгу жили И.И.Дмитриев, Ю.А.Нелединский-Мелецкий, В.А.Жуковский, Н.М.Карамзин, А.С. и В.Л.Пушкины, Е.А.Боратынский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Мицкевич...
Но вернемся в XVIII век. В 1778 году Анисья Григорьевна, уже вдова, получила разрешение на перемещение из ее же соседнего села Резаново в Остафьево Георгиевской церкви. В 1781 году церковь в Остафьеве была построена (автор проекта неизвестен) - при въезде в усадьбу на небольшом возвышении над прудом. В нее перенесли престол св. великомученика и победоносца Георгия. Освящение "во имя Живоначальныя Троицы и в приделе Великомученика Георгия" состоялось 1 июля 1782 года1. В том же году сделана первая запись о совершении обряда венчания2. Позднее соорудили колокольню.
П.А.Вяземский посвятил церкви такие строки:
Белеет над прудом пристанище молитве,
Дом Божий, всем скорбям гостеприимный дом.
В "Русском провинциальном некрополе" воспроизведен текст надписи (на памятной доске?), находившейся в "с.Астафьево Подольск[ого] у[езда] Моск[овской], в Троицкой церкви (выделено мной. - Л.К.), построенной женою К.М.Матвеева Анисьей Григорьевной Матвеевой"3; в тексте утверждается, что "против сей надписи" погребены два сына А.Г.Матвеевой, умершие в 1773 году, и ее муж, скончавшийся двумя годами позже. То есть, возможно, церковь была возведена на месте захоронения или вблизи него - случай на Руси не редкий. Здание в стиле раннего классицизма, кирпичное, оштукатуренное. С запада к нему примыкает трапезная с престолом св. Георгия Победоносца и трехъярусная колокольня. Декор белокаменный лепной. "Интересно объемное решение основной части храма, представляющее сочетание четверика и вписанной в него ротонды, перекрытой куполом с люкарнами. Композиция плана с прямоугольной алтарной частью и характер прорисовки деталей указывают на тесную связь памятника с культовой архитектурой барокко"4. Прежний интерьер утрачен. О нем можно судить лишь по сохранившимся фотографиям.
Церковь Святой Троицы в Остафьеве не относится к числу архитектурных шедевров, хотя и не лишена своеобразной красоты и обаяния. "Такие скромные сельские храмы составляют одну из примечательных особенностей русского пейзажа, одухотворяют его"5.
В 1866 году здесь обновили ограду, в 1870-м - отремонтировали колокол, в 1893-м вновь оштукатурили и побелили стены, заменили и заново освятили престол св. Георгия и изготовили два иконостаса (по рисунку архитектора А.С.Каминского).
В 1900 году реставрировали росписи (художник К.М.Волков). Все это и многое другое осуществлялось на средства состоятельных прихожан, в том числе князей Вяземских и владельца камвольно-прядильной фабрики в селе Рязанове И.И.Баскакова.
Церковь Святой Троицы была тесно связана с жизнью Вяземских. В ней хранились иконы святой Параскевы и преподобного Сергия в память о смерти юных дочерей П.А.Вяземского Прасковьи (1835) и Надежды (1840). Рядом находились могилы трех его малолетних сыновей - Николая, Петра и Андрея, умерших в 1810-1820-х годах. Вспоминая их, 65-летний поэт писал:
Я слышу голоса из-за глухой могилы;
За милым образом мелькает образ милый...
Вяземские платили священникам и другим служителям жалованье, обеспечивали их жильем, земельными наделами, дровами, жертвовали значительные суммы денег, иконы, церковные книги, кресты, свечи. Так, в разные годы они и их родственники передали в дар храму иконы св. великомученицы Екатерины (Е.П.Вяземская), св. апостолов Петра и Павла (Д.А.Столыпин, брат М.А.Вяземской), напрестольный крест (П.П.Вяземский в память о своем отце)6.
Шереметевы тоже заботились о храмах. По инициативе Сергея Дмитриевича при церкви организовали хор мальчиков. В 1900 году на средства Шереметевых были реставрированы две крупные иконы - преподобного Сергия и святой Параскевы, упомянутые выше7.
Часто Вяземские заказывали в церкви панихиды. На одной из них, в связи со смертью сына П.А.Вяземского Митеньки, 9 ноября 1817 года, предположительно, присутствовал В.А.Жуковский8. Заказывали и молебны - по случаю радостных событий: бракосочетания Павла Петровича в Константинополе (1848), благополучного возвращения Петра Андреевича с женою из-за границы (1855), приезда его внука Петра в Остафьево (1870). После молебнов крестьян щедро угощали, нуждающиеся получали материальную помощь и подарки.
Торжественно и радостно проходили в Остафьеве церковные праздники, также сопровождавшиеся народными гуляниями, угощением крестьян, раздачей гостинцев и подарков. Одним из самых любимых был праздник Святой Троицы. В украшенную березовыми ветками, травами и цветами церковь на службу собирались владельцы усадьбы, гости и принаряженные крестьяне с букетами цветов. Особо отмечался день святых апостолов Петра и Павла - на этот день приходились именины трех поколений Вяземских.
В советские годы храм был разорен. В 1922 году из него "было изъято для передачи в фонд помощи голодающим (в Поволжье. - Л.К.)" около 30 килограммов серебряной церковной утвари9. Первая попытка закрыть храм была предпринята в самом начале 1929 года, при активном участии графини Е.П.Шереметевой (урожденной Вяземской) его удалось отстоять (графиня умерла в январе того же года). Уже в это время началось разорение церковного кладбища: были осквернены могилы священников, Вяземских и Е.П.Шереметевой.
В 1937 году храм закрыли, ценные предметы церковного убранства вывезли, расхитили или уничтожили. Не стало иконостаса, глав с крестами и колоколов; настенную живопись закрасили масляной краской. По воспоминаниям местных старожилов, священник В.И.Крымкин и псаломщик Н.Моисеев были репрессированы. В здании в разные годы размещались столовая и кухня (последняя - в алтаре), зернохранилище, летний пионерский лагерь, швейный и другие цеха местного промышленного комбината. К 1990-м годам оно оказалось в аварийном состоянии: крыша протекала, конструкции купола прогнили, обвалилась штукатурка, местами разрушилась кирпичная кладка.
Возрождение церкви началось в 1991 году после передачи ее верующим и назначения настоятелем священника Михаила Василенко. Первое богослужение (Божественная литургия) состоялось 19 декабря в день святителя Николая Чудотворца, когда восстановительные работы еще продолжались.
В последующие годы усилиями прихожан, местной администрации и спонсоров церковь и колокольня вновь обрели главы с крестами. Появились колокола. Вставили окна и двери, возвели ограду, оштукатурили и побелили стены, приобрели необходимую утварь, установили иконостас. Роспись алтаря и части трапезной выполнили художники В.Касатонов и А.Воронков. При церкви открылась воскресная школа.
Между директором музея А.С.Коршиковым и настоятелем отцом Михаилом сложились хорошие отношения. По заданию музея группой специалистов разработан "Эскиз реставрации храма, дома причта и других церковно-хозяйственных построек" (1992). А.С.Коршиков оказал содействие в устройстве внешней подсветки, проведении работ по росписи трапезной, установке ограды, благоустройстве территории (вырубка старых деревьев) и могилы Е.П.Шереметевой, восстановленной летом 1991 года, передал необходимый инвентарь. В связи с 2000-летием Рождества Христова музей передал церкви икону св. Иулиании Вяземской и Новоторжской в резном окладе работы народных художников СССР Кукулиевых (святая Иулиания особо почиталась в семье Вяземских как образец супружеского целомудрия).
Проводимые музеем Пушкинские праздники поэзии неизменно начинаются с богослужения, крестного хода и панихиды у памятника поэту. Ежегодная служба в память А.С.Пушкина проходит и в день его гибели - 10 февраля.
В 1999 году отец Михаил освятил в остафьевском парке памятники выдающимся деятелям отечественной культуры, реставрированные к 200-летнему юбилею А.С.Пушкина. Церковь Святой Троицы в Остафьеве вновь - "пристанище молитве", "всем скорбям гостеприимный дом".
1. ЦИАМ. Ф.203, оп.744, ед.хр.95 (3), л.106 (документ обнаружен З.Е.Кирюшиной).
2. Об этом без ссылки на источник говорится в рукописи Н.В.Архангельской "Церковь Св. Троицы" (1993), хранящейся в научном архиве Государственного музея-усадьбы "Остафьево" - "Русский Парнас".
3. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т.1. С.535.
4. Памятники архитектуры Московской области. М., 1975. Т.2. С.136.
5. Дунаев М. К югу от Москвы. М., 1978. С.20.
6. Шереметев С.Д. Остафьево. СПб., 1889.
7. Сведения об этом предоставлены Т.Н.Смирновой, за что автор приносит ей благодарность.
8. Шилов К.В. В.А.Жуковский в Остафьеве // Остафьево: Страницы истории усадьбы и ее владельцев. Юбилейный сборник. М., 1999. С.31.
9. Кирюшина З.Е. История воссоздания храма Живоначальной Троицы в Остафьеве // Подольский рабочий. 2000. 3 окт. С.7.