itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ВИЗИТ АРХИЕПИСКОПА ХРИСТОДУЛА КАК УСПЕХ МОСКОВСКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ДИПЛОМАТИИ

0
104
Время на чтение 10 минут
Беспрецедентно долгий визит Архиепископа Христодула следует признать в целом удачным, в ходе переговоров удалось добиться того, к чему стремились организаторы этого визита.
Между Русской и Элладской Православными Церквами издавна существовали братские связи. Во времена турецкого господства поборники освободительного движения возлагали свои надежды на помощь православной России. Одна из крупнейших тайных освободительных организаций "Фелики этерия" (дружественная гетерия) обосновалась в Одессе. Ее руководитель - греческий эмигрант, князь Александр Ипсиланти - в 1820 году возглавил основной центр тайных обществ. В Одессу же было доставлено русскими моряками тело мученика - Патриарха Григория V. Несколькими днями раньше здесь нашел убежище другой греческий патриот - пресвитер Константин Экономос, который на похоронах Григория V произнес вдохновенное надгробное слово. При братской поддержке единоверных русских людей он совершенствовался в богословских науках, став впоследствии одним из выдающихся знатоков патрологии.
Первым президентом Греции был избран популярный национальный деятель Иоанн Каподистрия, находившийся с 1809 года на русской службе. Его избрание явилось наглядным свидетельством глубоких симпатий греческого народа к русскому. К сожалению, вскоре, 9 октября 1831 года, он был убит при входе в церковь агентами реакционера Маврокордато, сторонника англо-французской, антирусской ориентации.
На всем протяжении автокефального бытия Элладской Церкви Русская Православная Церковь поддерживала с ней отношения братской любви. В прошлом они выразились, в частности, в содействии развитию богословских наук в Элладе.
После Первой мировой войны общение между двумя единоверными Церквами несколько уменьшилось, но не прекращалось. В то время Русская Православная Церковь вела трудную борьбу одновременно с внутренними и внешними раскольниками. То, что Элладская Церковь не входила в общение с представителями этих расколов, являлось для священноначалия Русской Патриаршей Церкви большой поддержкой.В ноябре 1959 года в связи с 600-летием преставления святого Григория Паламы в церковных торжествах в Салониках принимала участие делегация Русской Православной Церкви. Посланцы нашей Церкви пользовались тогда гостеприимством Архиепископа Феоклита и при его содействии получили возможность после торжеств совершить паломничество на Святую Гору Афон и посетить другие священные и достопримечательные места древней Эллады.
В конце 1960 года Святейший Патриарх Алексий I в сопровождении иерархов Русской Православной Церкви во время своего второго паломничества по странам Ближнего Востока посетил и Элладскую Церковь. Блаженнейший Архиепископ Феоклит со свитой архиереев встретил на аэродроме высокую делегацию Русской Церкви, а затем в кафедральном соборе в приветственной речи, выразив глубокую радость по поводу прибытия столь дорогих гостей, заявил, что эта встреча будет содействовать еще большему укреплению единства и любви между Церквами. Доброе внимание и братскую любовь Архиепископ Феоклит оказал представителям Русской Православной Церкви и в сентябре 1961 года, когда они принимали участие в работе Всеправославного Совещания на острове Родос. Братские контакты имели посланцы нашей Церкви с иерархами и богословами Церкви Эллады и в 1963, и в 1964 годах во время Второго и Третьего Всеправославных Совещаний на острове Родос.
В мае-июне 1962 года Русскую Православную Церковь посетила группа профессоров Богословского факультета Афинского государственного университета во главе с ученым мировой известности профессором Гамилькаром Аливизатосом. Целью посещения было ознакомление с русской православной богословской наукой, поэтому главное внимание уделялось жизни и работе наших духовных школ. Во время пребывания делегатов Эллады в Ленинградской Духовной Академии было проведено собеседование о современном православном богословии.
В 1962 году в связи с причислением к лику святых Русской Православной Церкви святого Иоанна Русского, исповедника (27 мая 1730), мощи которого находятся в городе Неон-Прокопи-он (Греция), между Московской и Элладской Православными Церквами состоялся обмен посланиями.
В юбилейных торжествах в Москве по поводу 50-летия епископского служения Святейшего Патриарха Алексия I (1963) принимала участие делегация Элладской Церкви во главе с митрополитом Арголидским Хризостомом.
Осенью 1964 года Святейший Патриарх Алексий I по приглашению короля Греции Константина посетил Элладу и участвовал в торжествах его бракосочетания с датской принцессой Анной-Марией. Во время пребывания в Греции Святейший Патриарх Алексий встречался с Архиепископом Афинским Хризостомом и находившимися на торжествах Патриархами: Александрийским Христофором, Антиохийским Феодосией VI, Иерусалимским Венедиктом, Сербским Германом и главой Кипрского государства и Кипрской Церкви Архиепископом Макариосом.
В октябре 1964 года по приглашению Московской Духовной Академии, праздновавшей свое 150-летие со дня перемещения в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в Москве находилась делегация профессоров Салоникийского университета во главе с профессором Канонического права архимандритом Иеронимом Коцонисом (впоследствии Архиепископ Афинский).
В октябре-ноябре 1966 года в Салониках в связи с юбилейным празднованием 1100-летия апостольской деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия находилась делегация Русской Православной Церкви. На торжествах были представлены также Церкви: Константинопольская, Александрийская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская и Чехословацкая.
В конце мая - начале июня 1971 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, единодушно избравшем нового Предстоятеля-Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, Элладская Православная Церковь была представлена делегацией во главе с митрополитом Митилинским Иаковом.
В октябре "1972 года в связи со вступлением на Московский Патриарший престол Святейший Патриарх Пимен вместе с высокими делегатами Русской Православной Церкви нанес официальный визит Элладской Православной Церкви (тогда же были посещены Сербская и Румынская Церкви). Деятели Русской Православной Церкви совершили паломничество к мощам святого Иоанна Русского в городе Неон-Прокопион на острове Эвбея, посетили Богословский факультет Афинского университета, ряд храмов, монастырей, школ и учреждений Элладской Церкви, поклонились святыням Горы Афон, имели на Афоне общение с братией русского монастыря святого великомученика Пантелеймона.
В июне 1976 года Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Серафим посетил Русскую Православную Церковь с ответным визитом Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену.
Предстоятели двух Православных Церквей -Святейший Патриарх Алексий II и Блаженнейший Архиепископ Серафим - встречались в марте 1992 года в Стамбуле (об этой встрече подробнее. говорится в других главах). А в июне 1992 года Святейший Патриарх Алексий II нанес официальный визит Блаженнейшему Архиепископу Серафиму. Оба Предстоятеля заявили "о необходимости противостоять и осудить деятельность раскольнических групп, где и кем бы эта деятельность ни осуществлялась, в том числе действия униатов в Западной Украине и в иных местах, в результате которых попираются законные права православных". Богословский факультет Афинского университета почтил Его Святейшество присуждением ему степени почетного доктора.
Одной из важнейших задач которую предстояло решить в ходе визита Московской Патриархии - это заручиться поддержкой Архиепископа Христодула в споре с Константинопольским Патриархатом, который продолжает попытки утвердиться на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и на Украине. В ходе переговоров с Патриархом Алексием II этот вопрос поднимался и обсуждался. В итоге Архиепископ Христодул занял ту же позицию, что и Патриарх. На пресс-конференции 11 мая он заявил о поддержке усилий Русской Православной Церкви в борьбе за сохранение канонических структур Московского Патриархата в этих республиках, а также дал понять, что действия патриарха Варфоломея являются нарушением церковных канонов. "Церковные вопросы должны решаться церковным способом на основе священных канонов Церкви", - сказал Архиепископ. На этой же пресс-конференции митрополит Кирилл (Гундяев) довольно резко осудил действия Константинополя в Эстонии. Он сказал, что Константинопольский Патриархат растоптал все берлинские договоренности по Эстонии, сославшись на то, что митрополит Стефан, возглавляющий юрисдикцию Константинопольского Патриархата в Эстонии, якобы является главой самостоятельной церкви и не подчиняется Варфоломею.
В вопросе о споре с Константинополем, в котором Московский и Константинопольские Патриархаты стоят на грани разрыва церковного общения, особенно важно не оказаться в изоляции среди других Поместных Православных Церквей, среди которых Элладская - одна из самых крупных, поэтому достижение единства с этой Церковью в этом сложном вопросе следует признать победой церковной дипломатии Московского Патриархата.
Именно вопрос о Константинополе, а не вопрос о Римском Папе следует признать главным из всех обсуждавшихся в ходе визита, так как действия Константинопольского патриарха, который стремится взять под свой омофор Украину и Эстонию представляют для Московского Патриархата гораздо большую угрозу, чем прозелитическая деятельность католиков и предстоящий визит Папы на Украину. Очевидно Московский Патриархат, заручившись поддержкой Элладской Церкви, готовится перейти к более решительным действиям в отношении Константинополя, который нарушил договоренности, достигнутые в ходе сложнейших переговоров в Берлине и Цюрихе.
Необычно резкий по отношению к Константинопольскому Патриархату тон выступления на пресс-конференции председателя ОВЦС митрополита Кирилла, который крайне редко делает резкие заявления, стараясь придерживаться осторожной дипломатической тактики, говорит о том, что Московский Патриархат не намерен больше спокойно сносить бесконечные обманы патриарха Варфоломея, и в этом он теперь имеет поддержку Архиепископа Христодула, который, кстати, сам страдает от вмешательства патриарха Варфоломея в епархиях на так называемых "Новых территориях" - "Нэон Харон" в Греции, на юрисдикцию над которыми претендует патриарх Варфоломей. Вместе с тем следует отметить, что абсолютной поддержки в этом вопросе Москве Архиепископ Христодул все же не оказал, а повел себя осторожнее, ограничившись общей фразой о необходимости соблюдать церковные каноны, не осудив при этом прямо действия патриарха Варфоломея.
Вторым важным вопросом, по которому было необходимо достичь единства - это вопрос о Папе Римском. Как известно Архиепископ Христодул в целом поддержал позицию Патриарха Алексия II. Отвечая на вопрос на пресс-конференции 11 мая Архиепископ сказал, что "Папа, если он посетит Украину по приглашению украинского правительства, должен следовать такой политике, которой следовал и в предыдущих случаях. Он должен спросить мнение Церкви. То же самое мы делали в Греции. Но мне кажется, что он не хочет сообразовываться со своей тактикой при посещении Украины. И поэтому я думаю и считаю, что каноническая церковь этой страны будет совершенно игнорировать этот визит".
Архиепископ подробно проинформировал Патриарха Алексия II обо всем о том, что произошло между ним и Папой в ходе их встречи, и в том числе об общем коммюнике. Архиепископ выразил солидарность с той позицией, которую выразил Патриарх о том, что просьба о прощении, которую Папа сделал в Афинах должна претворяться в дела, а не оставаться голословным утверждением. Однако и в этом случае следует признать, что позиция Архиепископа Христодула в этом вопросе гораздо более сдержанная, чем Патриарха Алексия II: он воздержался от открытого осуждения папского визита на Украину и прозелитической деятельности католиков на канонической территории Московского Патриархата, как это делал Патриарх Алексий II.
Еще одним предметом переговоров было отношение Церквей к процессу европейского объединения. Стороны заявили о готовности сотрудничать во имя сохранения христианских ценностей в объединенной Европе.
Патриарх Алексий П также высказал озабоченность теми усилиями, которые прилагают некоторые европейские деятели с тем, чтобы обесценить роль Православной Церкви на европейском континенте и вывести религию за рамки социальной истории под предлогом борьбы за права человека и его свободу.
В ходе беседы 11 мая Патриарх и Архиепископ обсудили участие Православных Церквей в процессе европейской интеграции и достигли "принципиального соглашения" о сотрудничестве представительств своих церквей в Брюсселе, где находится штаб квартира ЕС. Выражая свое отношение к этой проблеме, митрополит Кирилл (Гундяев) на пресс-конференции 11 мая сказал: "Мы глубоко убеждены, что настало время серьезного диалога Православных Церквей в объединяющейся Европе, и здесь для нас очень важен тот факт, что православная Греция уже является частью этой объединенной Европы. Объединенная Европа должна остаться Европой, в которой сохранятся христианские Церкви. И обе наши Церкви ясно понимают свою ответственность за сохранение христианских ценностей в жизни Европы". Оба Предстоятеля выразили также свою озабоченность продолжающимся процессом глобализации.
Другой важной задачей, которую пытались решить стороны в ходе визита, было укрепление связей обеих Церквей. В частности и в вопросе общеправославного сотрудничества. Митрополит Кирилл, отвечая на вопрос одного из журналистов, который предложил создать общеправославный рабочий орган под председательством патриарха Варфоломея, сказал: "Я думаю, что нужно смело голосовать за любой рабочий орган, который бы мог стать органом действительно подлинного сотрудничества и координации. Вот сегодняшняя дискуссия показала, насколько важно обмениваться братской информацией этих проблем, которые существуют. Православная Церковь нуждается в усилении межправославного взаимодействия и сотрудничества. И лично я бы приветствовал создание такой комиссии, под любым председательством, в том числе и под председательством блаженнейшего архиепископа Христодула".
В ходе переговоров было высказано желание сделать более регулярными контакты Церквей более тесными и укрепить сотрудничество по многим областям. Патриарх Алексий II перечислил те пункты, по которым и Русская Православная Церковь и Элладская Церковь должны сотрудничать для укрепления этого единства. Было признано, что отношения Церквей переходят к более высокому уровню сотрудничества.
Архиепископ Христодул выразил мнение, что "Русская Православная Церковь сейчас находится в очень хорошем положении так называемой мирной революции, которая сочетается с религиозным и культурным расцветом в этой церкви и в этой стране".
Патриарх Алексий II, провожая сегодня Архиепископа Христодула в аэропорту, подчеркнул, что визит Архиепископа Христодула "укрепил традиционные дружеские отношения между нашими Церквами и народами". Как сказал Святейший, "большую часть населения наших стран составляют православные христиане, и это особо сближает наши народы". Визит Архиепископа Христодула , сказал Патриарх, "способствовал укреплению общности Русской и Греческой Православных Церквей". В ходе переговоров было также решено увеличить обмен студентами духовных академий двух стран, предоставить им стипендии и признавать дипломы друг друга на взаимной основе.
Кроме того, нельзя не учесть роль визита в укреплении связей российского и греческого народов. Как отметил Президент Путин в ходе своей встречи с Архиепископом Христодулом "межцерковные отношения являются важным составляющим элементом российско-греческих связей". Владимир Путин при этом высоко оценил заслуги главы Греческой Православной церкви, а также Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в деле укрепления отношений двух народов. В ходе визита Архиепископа Христодула, который длился беспрецедентно долго и охватывал не только Москву, что также уникально для визитов глав Поместных Православных Церквей, в целом удалось достигнуть тех целей, которые ставили перед собой его организаторы. Вряд ли стоило рассчитывать на абсолютную поддержку главы Элладской Церкви в вопросе о патриархе Варфоломее и визите Папы на Украину, поэтому уже то, что Архиепископ, который вынужден постоянно оглядываться на позицию греческого правительства, в целом поддержал позицию Московского Патриархата, следует признать успехом переговоров. Главное, чего удалось достигнуть - это частично ликвидировать угрозу изоляции, в которой Московская Патриархия может оказаться в случае полного разрыва с Константинопольским Патриархатом, который последует, если последний не откажется от своей неканоничной политики в Эстонии и на Украине.
Страна.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09