itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"К небу чистейший и незагражденный путь:"

11 октября 1999 года Святейший Патриарх подписал решение о канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии преподобного Зосимы (Верховского), основателя Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни под Наро-Фоминском:

Религия 
0
341
Время на чтение 8 минут

11 октября 1999 года Святейший Патриарх подписал решение о канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии преподобного Зосимы (Верховского), основателя Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни под Наро-Фоминском. А уже 29 октября сюда из московского Новодевичьего монастыря приехали две монахини: назначенная настоятельницей Елена (Конькова) и инокиня Лариса (Сорокина), затем прибыли еще две насельницы. Не побоялись они ни холода, ни лесного безлюдья. Настоятельница Новодевичьего монастыря игуменья Серафима (Черная) помогала делами и молитвой. Верующие из местных жителей дружно взялись за метлы и щетки. И уже через неделю, 6 ноября (день памяти схимонаха Зосимы), в пустыни открылось подворье Новодевичьего Смоленской иконы Пречистой Богородицы женского монастыря. Литургию возглавлял благочинный монастырей Московской епархии епископ Видновский Тихон. Вскоре в обитель был назначен священник Александр Суворкин. В Троицком храме начались регулярные службы, сюда потянулись люди.
16 декабря отошла ко Господу опекавшая насельниц Зосимовой пустыни матушка Серафима (фрагменты одной из последних бесед с игуменьей Серафимой опубликованы в № 1 "Московского журнала" за 2001 год), но ее духовная дочь монахиня Елена с сестрами, поддерживаемые администрацией района во главе с В.И.Крамковым, продолжали трудиться над восстановлением обители. В Троицком храме многие годы размещался клуб. Разобрали сцену и навесной потолок, раскрыв купольное завершение; восстановили и освятили алтари - центральный и южного придела; установили хотя и временный скромный, но красивый иконостас; достроили утраченное навершие храма: четверик, барабан, главку. Подняли деревянный крест. Старинный, сохранившийся на колокольне с 1857 года, отправили на реставрацию.
Под полом южного придела храма был обнаружен нарушенный кирпичный склеп. По некоторым данным, здесь покоятся племянницы старца Зосимы - схимонахиня Маргарита и первая игуменья пустыни Вера (Верховские). Нашли и место захоронения самого старца у южной стены центрального алтаря. Но после вскрытия бетонного пола оказалось, что белокаменная гробница с саркофагом пуста. Где, когда и кто перезахоронил старца Зосиму - неизвестно.
7 марта 2000 года Святейший Синод принял решение об утверждении Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря. Посвященные этому торжества состоялись 9 апреля, в четвертую неделю Великого поста. На литургии, возглавляемой митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, монахине Елене были вручены наперсный крест и настоятельский жезл.
Престольный праздник монастыря - день преподобного Зосимы, игумена Соловецкого, и священномученика Симеона, епископа Персидского, совпал с днем празднования Воскресения Христова. Сестры восприняли это как знамение. Накануне Троицы - тоже престольного праздника - после всенощной на небе без всякого дождя появились две радуги, одна из них - тройная; вечернее небо на востоке пылало алым огнем.
Прославление в лике преподобных основателя пустыни старца Зосимы (Верховского) произошло 23 июля. Местный иконописец Наталья Криван написала к этой дате две иконы святого1; редакцией районной газеты при поддержке благотворителей было выпущено прекрасно изданное Житие. Возглавлявшему торжества высокопреосвященнейшему Ювеналию сослужил собор архиереев: архиепископ Можайский Григорий, епископ Угличский Иосиф, епископ Видновский Тихон, епископ Илиан, настоятели монастырей и храмов, священники Наро-Фоминского благочиния. Пел хор сестер Ново-Голутвинского Свято-Троицкого монастыря под регентством игуменьи Ксении.
Гости приехали не только из ближайших епархий, но и с родной для преподобного Зосимы Смоленщины - иеромонах Даниил (Сычев) и инокиня Анна - ныне монахиня Ангелина (Нестерова)2; из Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря, с которым насельницы пустыни связаны общим почитанием старцев Зосимы и Василиска3, - настоятельница монахиня Любовь и инокиня София; из православного Калифорнийского скита Христа ради юродивой Ксении Петербургской - монахиня Корнелия (Рис)4.
Недавно Зосимова пустынь обрела еще двух заступниц и молитвенниц у престола Божия. На юбилейном освященном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) принято решение о прославлении в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века - последней игуменьи пустыни Афанасии (Лепешкиной, 1875-1931) и ее келейницы инокини Евдокии (Бучиневой, 1885-1931)5. Вернулись в обитель реликвии - бывшие здесь когда-то иконы и неизвестные до этого фотографии настоятельниц Веры (Верховской) и еще одной, имя которой пока не установлено6.
За последние годы был совершен ряд паломничеств в места, связанные со старцем Зосимой: это деревушка Буловицы в Починковском районе Смоленщины, где родился Захарий Верховский, "овраг Монашеский" в Рославльских лесах, где он в юности познакомился с жизнью пустынников, Коневский монастырь на Ладоге, где он принял постриг с именем Зосима и под управлением старца Василиска вступил на путь подвижничества. Теперь и в Зосимову пустынь прибывают паломники. Так, долгое время оставалось неизвестно место двадцатилетнего, с 1802 по 1822 год, пустыннического подвига старцев Зосимы и Василиска где-то в предгорьях Алтая, в 50 верстах от Кузнецка. И вот Божий промысел привел в пустынь священника Игоря Кропочева из Новокузнецкого благочиния с вестью о том, что жители Новокузнецкой округи знают это место на берегу озера, называемого Монашка, и поставили там памятный крест.
В сентябре прошлого года монахиня Зосима и трое ее сподвижников по трудам, предшествовавшим официальному возобновлению Зосимовой пустыни (Галина Архипова, Владимир Маглов, Татьяна Корнилова), отправились на Урал и в Сибирь7. Свято-Николаевский женский монастырь в Туринске, в 360 километрах от Екатеринбурга, был первой целью их паломничества. Основанный старцами Зосимой и Василиском в 1822 году на высоком берегу живописной реки Туры, он на старых фотографиях величественно-красив. Тем сильнее поражает его нынешнее состояние: ни одного храма, ни одного купола, ни одного креста - только несколько полуразвалившихся домов и бетонные боксы гаражей. Когда началась разборка последних, были обретены мощи старца Василиска. Теперь сестры с нетерпением ждут его прославления.
Глядя на полностью разрушенную обитель, нельзя не удивляться вере и мужеству насельниц, взявшихся за ее восстановление. В келейном корпусе они устроили небольшой храм, куда по выходным приезжает священник из Екатеринбурга. Паломники заказали молебен преподобному Зосиме, на аналой сестры монастыря положили его старинный портрет. Съездили и на заимку Поповой дачи в десятке километров от Туринска, где стояла келейка старцев, а потом постоянно жил отец Василиск. Сейчас на этом месте растет красивая сосна с раздвоенным стволом, словно напоминающая о слившихся в любви о Господе двух душах - Василиска и Зосимы. Невдалеке поставлен памятный крест.
В новокузнецком поезде паломники читали и перечитывали слова старца Зосимы: "Нет в пустынном пребывании ничего такого, что бы возбраняло или отвлекало от Богослужения, удерживало или мешало заниматься чтением Священного писания и питаться углублением в Богомыслие; напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу. Кругом дремучий лес, за которым весь мир скрылся; только к небу чистейший и незагражденный путь, привлекающий взоры и желания сподобиться и переселиться в тамошнее блаженство. А от соединения души с Богом какая бывает радость, какой страх, какая любовь, сладость, утешение, просвещение, трепет, умиление, слезы и совершенное забвение самого себя и всего земного".
С именем еще одного подвижника связаны эти места. Сохранилось записанное отцом Зосимой житие ученика старца Василиска двадцатилетнего юноши Петра Мичурина (Петр Томский, прославленный в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших8): "До того сгорал он любовию к Богу, что не в силах будучи выносить и скрывать, уже громогласно, бывало, взывал к Богу, и умиленно благодарил Его милосердие над ним".
В Новокузнецке паломников из Зосимовой пустыни тепло принял архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, рассказавший о планах епархии по возведению часовни на берегу озера Монашка и продолжению поисков могилы святого Петра Томского. Посетили они и величественный Преображенский собор, в котором когда-то исповедовались и причащались пустынники, Кузнецкую крепость, где служил Петр Мичурин до ухода к монахам; беседовали со студентами Новокузнецкого православного духовного училища.
Наконец в сопровождении четырех священников - отцов Василия (Лихвы), Игоря (Кропочева), Владимира (Пивоварова) и Сергия (Сартакова) - паломники отправились туда, где находилась пустынька старцев. Сначала ехали на автобусе, а под конец шли с полкилометра пешком по болотистой тропинке. Узкое и длинное озеро Монашка больше похоже на реку. Летом под руководством настоятеля Новокузнецкого храма Иоанна Воина отца Василия (Лихвы) здесь были начаты раскопки. Обнаружен погребок пустынников: на метровой глубине - остатки бревенчатого пола и множество глиняных черепков (на одном написано: "рыбная").
Отсюда в конце 1810-х годов Зосима ездил в ближайшую деревню Сидоровку для духовного окормления собиравшихся там девиц и вдовиц, желавших посвятить себя Богу. Для них и был предоставлен Святейшим Синодом Свято-Николаевский монастырь в Туринске, куда вместе с сестрами переехали старцы, исполняя завет Господа "пасти овец Его". Это был первый монастырь, утвердившийся под управлением Василиска и Зосимы. Второй уже после смерти Василиска (29 декабря 1824 года, похоронен у стен храма Туринского монастыря) Зосима основал в 1926 году под Москвой.
Паломники набрали земли из раскопа. Отец Василий посоветовал положить ее возле икон: если хорошо молиться, она заблагоухает, как цветы. (Обломок бревнышка от погребка начал источать аромат вечером того же дня.) У большого деревянного креста с надписью "Праведный отче Петр Томский, моли Бога о нас", поставленного отцом Василием прошлым летом, отслужили благодарственный молебен...
Паломничество завершилось в Ивановском монастыре под Тобольском ровно 200 лет спустя после прибытия сюда Василиска и Зосимы. А в Зосимовой пустыни в это время настоятельница обители Елена (Конькова) занималась подготовкой к праздникам: 15 октября был поднят золоченый крест над Троицким храмом, а 19 декабря - старинный обновленный крест над колокольней...


1. Ко дню памяти преподобного Зосимы московским иконописцем Сергием Мелкозеровым также была написана икона.
2. Отец Даниил сообщил, что жизнеописание Зосимы Сибирского (так называют старца в Греции) переведено уже и на греческий язык.
3. В относящемся к этой епархии городе Туринске старцы Зосима и Василиск в 1822 году основали Свято-Николаевский Туринский девичий монастырь (возобновлен в октябре 1994 года). Екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь передал в Синодальную комиссию по канонизации святых материалы о старце Василиске, ожидается решение о его прославлении.
4. Традиция особого почитания старцев Зосимы и Василиска насельницами Калифорнийского скита идет от их духовников иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмошенского), в 1979 году осуществивших перевод жизнеописания старца Зосимы на английский язык. Обоим старцам посвящен подготовленный игуменом Германом № 21 журнала "Русский паломник" за 2000 год.
5. Верховская Л.А. Доброхотно дающего любит Бог // Московский журнал. 1998, № 8. С.44-45.
6. Фотографии передали монахиня Анна (Теплякова) и местный старожил Николай Алексеевич Калинкин, а две иконы - Валентина Григорьевна Астахова, в 1970-е годы организовавшая в располагавшемся на территории монастыря пионерлагере краеведческий кружок и собравшая вместе с детьми множество реликвий (крест, портреты старца Зосимы, гравюру с видом обители, книги), переданных в музей Свято-Данилова монастыря.
7. Паломничество началось с посещения женского монастыря в Екатеринбурге - преемника Горно-Уральского Ново-Тихвинского, насчитывавшего до 1917 года полторы тысячи насельниц. Сейчас там восстанавливается монашеская жизнь. Воссоздан знаменный роспев с исоном, возрождено иконописание византийской школы, организованы мастерская по пошиву церковных облачений и класс переводчиков с греческого языка. Хотя пока возвращена не вся монастырская территория, несколько храмов уже возрождены в обители, а также в Свято-Игнатьевском скиту, где живут сестры, и в селе Меркушино (церковь Симеона Верхотурского) в 400 километрах от Екатеринбурга, где обитель развернула свое подворье.
8. По названию реки Томи.
9. Примечательно, что в 1864 году в Ивановский монастырь, преобразованный в женский, перевели инокинь Туринской обители - той самой, которую основали старцы Василиск и Зосима спустя 22 года после их приезда в Сибирь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Л. Верховская
Все статьи Л. Верховская
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09