Думаем, что излишне представлять читателям Владимира Жириновского. Ведь было время, когда на парламентских выборах этот крайне одиозный политик набрал около тридцати процентов голосов, олицетворив собою отчаяние русского народа. После 93 года, в котором произошел этот его триумф, деньги из рук дельцов вкладывающих капиталы в политиканов потекли к нему рекой. Тень Жириновского стала раздуваться на глазах, наводя страх на конкурентов. Прошло семь лет и в ночь на понедельник 27 марта, после выборов президента 2000, состоялись политические похороны Владимира Вольфовича, он набрал менее трех процентов голосов. Нашему корреспонденту удалось пообщаться с ним вскоре после этой драматической даты.
- Владимир Вольфович, Вы не возражаете против интервью для "Православия 2000"?
- Давайте, давайте.
- Вы себя называете православным человеком. Это действительно для вас серьезно?
- Я крещенный и венчанный. Моя бабушка была верующая. Так что я рос среди верующих людей. Коммунистов почти не было в доме. Мама не была коммунистом… Так что по сравнению с другими кандидатами в президенты я ближе к Православию.
- Но многие Ваши заявления шокируют православных. В частности, Ваше заявление о возможности многоженства в России…
- Я говорю о реальности - о том, что иначе гибнет общество… Идеальный вариант, конечно, чтобы была православная традиция. Но уничтожились все православные традиции - что мы можем сделать? Нету их! Где вы видите традиции? Когда женщина господствует в обществе и семье. Когда всюду беспробудное пьянство, разврат, коррупция, грязь… Как в таких условиях сохранить общество? Войну тоже не все хотят. Но она возникает как следствие противоречий и столкновений. Хорошо. Пускай не будет многоженства - но где 10 миллионов женщин возьмут мужей? Если у нас женщин больше чем мужчин уже. Ну что мы будем делать? Гибнуть будем - но будем православными? Умираю - но буду православный? Надо жить! Если потребуется вообще религию убрать - но чтобы жили люди… Уничтожили у нас религию - что же теперь делать? Надо спасать страну!
- Есть мнение, что для православного человека смерть в некотором смысле лучший выход, чем отказ от Православия!
- А я считаю, что лучше жить. Лучше жить неправославным, чем умереть православным.
- Но с другой стороны Ваше заявление о многоженстве очень сомнительно и само по себе. Ведь введением многоженства, Вы подрываете основания, которые Православие закладывает в семью. Ведь в Библии написано, что "муж и жена - плоть едина".
- Четыре миллиона матерей-одиночек - это и есть многоженство.
- И Вы считаете, что это нормальное положение?
- Нет. Но это реальное положение! Четыре миллиона детей не имеют отцов. Что мы можем сделать - давайте легализуем, чтобы был муж у этой женщины! И такая тенденция растет. Половина браков распадается. Такова статистика! А вдовы? И что мы будем делать со всем этим?
- И что же мы будем с этим делать? Как по Вашему?
- Давайте не будем вмешиваться. Пускай идет развитие!
- То есть пускай все продолжается как есть?
- Запрещать не надо! Православие вообще запрещает прелюбодеяние вне брака. И что - это соответствует действительности? Покажите мне того мальчика, который не имел половых контактов вне брака. Есть такие?
- Конечно. Их достаточно много…
- Сколько их? Сколько их в процентном отношении?
- Процентное отношение здесь не так существенно.
- А как это? Это ведь общество! Мы должны ориентироваться на общество, мы не можем ориентироваться на одного человека.
- Речь идет о том, что Вы объявляете это нормой!
- Я объявляю это реальностью. Я не говорю о том, чтобы так было! Это реальность - что мы можем с этим сделать? Люди умирают с голоду - это реальность. Или давайте не будем об этом говорить? А солдаты погибают на Кавказе? Это реальность. Мы разве хотим чтобы убивали? Но это ведь реальность! Нельзя витать в облаках. Вы как коммунисты.
- Кто как коммунисты?
- Вы - православные! Вы говорите: давайте делать все как в Библии. Но Библию писали тысячу лет назад…
- Ну, хорошо. Но что Вы в таком случае вкладываете в свои слова, когда говорите, что Вы православный? Что для Вас тогда значит быть православным?
- Наше единство! Мы - часть православного мира, православное русское общество. На этом мы можем как-то себя объединить. Иначе нас мусульмане уничтожат, буддисты уничтожат, католики… Хоть в этом плане должно быть какое-то объединение. Но и этого пока нет.
- То есть Православие для Вас это некая идея, которая может объединить русский народ?
- Это часть нашей истории. Тысяча лет.
- А еще какой-то смысл - мистический, метафизический Вы видите в Православии?
- Пока давайте хоть какие-то реальные шаги сделаем - Закон Божий введем в школах, священников направим в тюрьму, в армию. Этого нет пока…
- Я понял. А переходя к сегодняшней теме - к выборам - вы видите какой-то мистический аспект в том что происходит?
- Вы же видите - православные-то не побеждают! Атеисты у власти. Атеисты побеждают! За меня - за православного - не голосуют! Я единственный православный, а за меня не голосуют!
- Владимир Вольфович, ваше заявление довольно странно, поскольку у нас сейчас все православные - и Путин, и Явлинский, и Зюганов даже…
- Нет. Не надо! Это они могут сказать…
- Но и Вы ведь говорите…
- Я один венчался! Весь мир видел, как я венчался в церкви! Я крещенный и венчанный.
- Они ходят в церковь…
- Это называется: подсвечники.
- А чем Вы от них отличаетесь?
- Они ходят только в последнее время. А я давно. С детства. У меня дома лежит Библия, которую я читал еще в 57 году - а у них научный коммунизм лежит дома…
- Если вы являетесь знатоком православной традиции - как Вам с этой точки зрения видится власть?
- От Бога хотите чтобы была власть? - не получится! Это все хорошо. Но мы с вами уже опоздали.
- То есть Вы считаете, что эти категории неприменимы к сегодняшней ситуации в принципе?
- Конечно. Монархия ушла - все. Надо хоть что-то реально сделать, а мы хотим чтобы у нас все было: и чистая семья и "не прелюбодействуй" и "не воруй"... Ничего не получится. Воровать будут. И разврат будет. Сатана правит миром! Хочется, чтобы православные правили и священники, но - они не правят. Они деньги зашибают и все. И все такие толстые, сильные, здоровые, ... [непечатно]. Храм Христа Спасителя кто построил? Лужков собрал с жуликов деньги - по сто тысяч с каждого. Пришло письмо - не сдашь, на ... [непечатно] закрываю тебя. Это что? Храм строят на деньги, собранные у народа, на пожертвования, а не на эти, силой отобранные деньги. Это для элиты храм, а не для народа. Патриарх соберется покушать и приглашает нас покушать с ним. А народ не ходит.… Все показуха у нас!
- Понятно. Но давайте по-простому: Бог есть вообще или нет?
- Есть, конечно. Но правит миром сатана. Он есть.
- Но раз Бог есть - Он должен как-то промышлять о том, что происходит?
- Пока он нас наказывает. Бог нас, Россию, русских наказывает. В этом наша беда.
- И что в связи с этим мы должны делать?
- Надо компенсировать потери, дать больше свободы Церкви, ввести Закон Божий в школах. Наказать коммунистов. А у нас патриарх чаще с Зюгановым здоровается, чем со мной - привык подчиняться КПСС.
- То есть главное - это, чтобы патриарх больше здоровался с Вами?
- Нет. Я не об этом говорю. О том, что наши священнослужители пока что ближе к коммунистам, чем к новым партиям. Они понимают, что коммунисты, атеисты пока у власти. И боятся еще по-настоящему действовать в стране.
- Понятно. А если бы Вы пришли к власти, что бы Вы сделали в этой связи?
- Я бы усилил православное воспитание молодежи, чтобы лет через двадцать у нас получилась часть православного общества. А так все останется как было. Жулики кругом.
Нельзя забывать о том, что Жириновский, был, пожалуй, самым "массовым" политиком последних лет - именно в его речи, как ни у кого другого проступают характерные для невоспитанных, грубых людей слова - из разговоров на кухне, на рынке и площади. Вот и здесь Жириновский повторяет почти все расхожие штампы относительно религии. Да и характер ответов соответствует самой, пожалуй, распространенной сейчас в России точке зрения, когда человек номинально считает себя православным и подчеркивает важность Православия, но не замечает попечения Бога в своей конкретной деятельности, не считает нужным участвовать в жизни Церкви и не признает авторитет иерархии.
Беседовал Дмитрий Сапрыкин
НАШ КОММЕНТАРИЙ:
"Апология веры а ля Жириновский"
Неблагодарное это дело беседовать, тем более вступать в полемику с Владимиром Вольфовичем! Победить его невозможно. И не то, чтобы аргументы его так уже сильны, да все равно побеждает, ибо работает на поле, где нет ему равных. То водой плеснет, то женщину побьет, то словечко некруглое использует. В крайнем случае, если аргументов не будет, может быть и раздеться не постесняется. А собеседник его, если и ответит чем-нибудь подобным, тут же и проиграет. Вот так и кудрявый нижегородец проиграл собрату своему, хотя именно Вольфович его, Немцова оскорбил, а не наоборот. Но Вольфович-то на своем поле играл, в своем актерском амплуа остался, а собеседника из своего образа, простите, имиджа (все же о либерале-западнике речь!), выбил, чего и добивался.
Проблему для разговора с лидером ЛДПР выбирать нужно не менее осторожно - не каждая выдержит обращения. Ведь поле Жириновского - как поле его мышления, так и арена полемической стратегии - это ни что иное, как мусорная свалка, в которую он швыряет любой предмет. Сначала он уравнивает его с остальным мусором, - то есть потопчет изрядненько, а затем уже начинает его рассматривать, - может, еще сгодится на что? Если тема - мусор, то это еще полбеды. Мусор ведь, как писал св. Николай Велимирович, не возражает, когда к нему добавляют новый мусор - его суть от этого не меняется. Но чистое, если его загрязнить, уже перестает быть тем, чем было, оно может стать мусором. Вот так и с ответами Жириновского на вопросы "Православия 2000". Какой замечательный образчик истинного либерала и демократа! - Никаких моральных табу, все темы и понятия равны и равнородны - в полном соответствии с идейной триадой: свобода, равенство и братство! Я свободен: я каждому могу в морду дать! Я свободен, я имею право все в мусор превратить! О Вере и Библии порассуждаем как о правилах дорожного движения, программе лечебной физкультуры или комплексе витаминов - соответствуют или нет нынешней мощности двигателей или среднему весу потребителя.
Живи настоящим! - призывала одно время реклама на ТВ (причем парадоксально отталкивающая! Воистину Господь даже дурные замыслы в пользу обращать умеет!). Вот и Жириновский недоумевает, неужто помирать ради того, чтобы быть православным? "Не нужно это, на… это нужно!" Так вот оценил и выбор святых мучеников за Веру, и павших за Отечество, за честь, долг и любовь… Хорошо, хоть не спросили Жириновского, что он думает о Крестной Жертве Спасителя! Наверное внутреннее чувство предостерегло, вдруг он и Это на свое поле опрокинет. Конечно, Бог поругаем не бывает, но все же… "Если понадобиться, то вообще религию придется убрать!" Однако православие может еще пригодиться как идентификационный элемент объединения, а то, мол, нет признака для объединения, не выстоим перед мусульманами, буддистами, католиками. Но без всяких там "не укради, не прелюбодействуй" - еще чего! Таких дураков нет, и нечего притворяться!
На самом деле, вот здесь-то и лежит сущность его - Жириновского видения мира и человека. И это видение весьма отлично от видения христианского, хотя наш собеседник - по его собственным словам, "единственный православный" политик, еще бы: "Весь мир видел, как я венчался в Церкви!" Либеральный демократ не различает добро и зло, грех и добродетель (Мефистофель именно этому и учил), поэтому и видит человека как существо, рожденное в рабстве плоти и гордыни - для порока. И в таком видении совершенствование человека через христианскую веру - противно природе человека, и необходимо обществу лишь для его регулирования, чтобы оно уже совсем не одичало. Но сущность и внутренний идеал человека - порок и грех. Ведь как возгласил Жириновский, "Сатана правит миром". Поэтому и мораль меняется с изменением условий, а Жириновский удивляется: "Вы говорите: давайте делать все как в Библии. Но Библию писали тысячу лет назад!"
Христианин же видит в человеке, прежде всего, изначально сотворенное Богом добро, которое нарушено лишь грехопадением, случившимся вследствие злоупотребления человеком своей дарованной Богом свободой. Христианин, и это принципиально отличает его от либерала и демократа, четко отличает добро и зло и твердо знает и не сомневается, что именно добро и добродетель есть природная заданная сущность человека, и душа его от рождения христианка. Поэтому, исполняя "не убий, не укради и не прелюбодействуй", человек не уходит от своей Богом замысленной натуры, а, наоборот, возвращается, по крайней мере приближается к ней.
Достойно отметить, что христианин распространяет эту веру в человека и в его возможность Спасения на самого последнего грешника, казалось бы, погрязшего в пороках. Он видит в самом, казалось бы, ужасном человеке - не мусор, а запачканный, но не погибший образ добра, что дал ему Господь. А либеральный демократ, наоборот, в самом добродетельном и положительном образе всегда увидит грязное. Заведомо заниженное прочтение всего, что делает человек, и есть черта современной пошлости - неизбежного триумфа материализма. В. В. прекрасно продемонстрировал излюбленный Мефистофелем прием: циники ведь всегда мотивируют, что и все остальные также порочны и гадки, только, мол, они притворяются! Такова и суть либеральной демократии, причем не только Жириновского. Хотя, в своем жанре гротеска именно Жириновский выражает сущность этой доктрины гораздо лучше либералов-западников, в том числе и респектабельного Явлинского. Они высоким штилем утверждают по сути те же истины, что и Владимир Вольфович - никаких табу, свобода, абсолютный суверенитет личности в любых ее проявлениях. Странно, что Жириновского кто-то до сих пор считает националистом - он настоящий либеральный демократ. Человек у Владимира Вольфовича - это животное, и проблемы семьи и брака по Жириновскому - это проблемы животноводческой фермы. В отрочестве Вовочка, видно, хорошо учился в советской школе и усвоил теорию Чарльза Дарвина, а также классификацию человека из учебника по общей биологии: тип - хордовые, подтип - позвоночные, класс - млекопитающие, отряд - приматов, вид - человек разумный - Homo Sapiens. Но в юности, наверное, Владимир позавидовал своим отставшим братьям по классу млекопитающих и отряду приматов, которые не захотели взять палку и по старинке апельсины лапой сбивали, а потому, как выяснил другой классик, так на ветках и остались, пока труд делал человека из приматов-предпринимателей! Но как не позавидовать этим ленивым, когда экскурсовод сухумского обезьяньего питомника, указывая на синезадых кузенов, соблазняет: "павианы-гамадрилы ведут гаремный образ жизни". Так видно запал этот идеал в душу и в тело пылкому Жириновскому, что родил он лозунг: всем женщинам (самкам) по мужчине, а мужчинам (самцам) по несколько женщин!
Надо подсказать ему: через "тысячу лет" после Библии (кстати, Библия на несколько тысячелетий старше) пора модернизировать лозунг древних: и каждой женщине по несколько мужчин - то-то веселая борьба будет! Ведь еще гений русской социологии Н.Я. Данилевский в книге "Россия и Европа" предсказал: если брак перестает быть божественным установлением, то не замедлит прийти время, когда браки начнут заключаться между мужчинами или только женщинами, между одним мужчиной и несколькими женщинами, и одной женщиной и несколькими мужчинами, коли найдутся охотники мириться с таким положением! Мир Владимиру Вольфовичу видится скотским и с самыми циничными мотивациями - сугубый материализм. Куда там нынешним обруселым коммунистам!
Те, хотя от марксизма-ленинизма не отрекаются, сами все-таки не в Женевских кафе это единственно верное учение постигали, а в отсталой варварской России. Вот и остались все еще романтиками - Отечество, семью, любовь ценят! - Все у нас знают, что марксизм изуродовал Россию. Но и Россия такое сделала с марксизмом, что Троцкий с Лениным в гробу бы перевернулись! На русской почве марксизм так мутировал, что не поймешь теперь, где правый, а где левый. Вот Виктор Анпилов, например, как-то по наивности согласился поучаствовать в похабненьком "Ночном рандеву" в гостях у рыжей ерничающей гомункулки - продукта либерализма: так лидер "Трудовой России" просто идеалистом оказался, так и не понял, что над ним и его очевидным традиционализмом просто издеваются. Ох, пора разобраться в правом и левом - такой в России винегрет получается!
Но наш Владимир Вольфович будет почище Базарова и писаревских нигилистов. И священники у него лишь "деньгу зашибают", и Храм Христа Спасителя в нецензурную фразу попал, и Патриарха не пощадил. Ну, настоящий либеральный демократ!
Но, что интересно, "Жирик" все же усилил бы "православное воспитание молодежи", ввел бы закон Божий, направил бы священников в тюрьмы и армию. Что это? Как-то противоречит его же либеральному витийству. Откуда это? Ах да, он же либерал, но не либерал-западник, и Россия ему еще нужна, к тому же он, хотя и хулиган, но хулиган образованный - знает, что без веры и России не было бы. А может быть не надо удивляться? Ведь Владимир Вольфович все же иногда ходит в Церковь, а в ней Божья благодать, которая проникает в душу человека, даже самого неожиданного. Может так? Либералы-западники, так пекущиеся о правах человека, - так те не ходят, категорически не ходят. Права какого тогда человека они отстаивают…Божьего ли?
Православие 2000