Трудно, почти невозможно описать голос Дамаева, его тембр, его обаяние. В народе называют такие голоса "золотыми", "залетными". Полнозвучный, звонкий тенор Дамаева, легко преодолевая толщу оркестра, свободной волной устремлялся в зрительный зал, покоряя слушателей".
А.В.Ивановский.
"Воспоминания кинорежиссера".
В конце августа 1908 года театральная Москва пребывала в волнении.
Все внимание меломанов было приковано к Частной опере С.И.Зимина. Говорили, что хозяин нашел потрясающего певца, какого москвичи еще не слышали, что будто бы тот всего лишь несколько дней назад впервые ступил на сцену и сразу же всех покорил, что новичок совершенно не боится публики и чувствует себя на подмостках свободно и уверенно, как будто здесь родился. Еще говорили, что совсем недавно этот молоденький кубанский казачок пас в степях лошадей, наигрывал на пастушьем рожке мелодии безыскусные и знать не знал, что такое опера и где находится Москва.
Заинтригованные слухами, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов и известный театральный предприниматель С.П.Дягилев отправились в театр С.И.Зимина, чтобы своими глазами посмотреть на новоявленное диво.
...Вот смолкли звуки увертюры. Дали занавес. Переполненный зал затаил дыхание. На сцене появился невысокого роста крепкий паренек с открытым симпатичным лицом. Сочный, по-юношески звонкий голос полился мощно, широко. Шаляпин зашептал на ухо Рахманинову: "За такого тенора в наше бестеноровое время надо ухватиться обеими руками. Это настоящий драматический тенор с превосходной дикцией и с несомненным дарованием. Еще молод и неопытен как артист, но со временем из него выйдет большая величина..."
Василий Петрович Дамаев родился 19 апреля 1878 года в кубанской станице Отрадной. Окончив четыре класса станичной школы, он был вынужден сам зарабатывать себе на хлеб. Тяга его к музыке с детства была огромна. Еще мальчишкой Василий пел в церковном хоре, выучился играть на скрипке, а шестнадцати лет создал любительский казачий хор, молва о котором скоро докатилась до ближайших городов - Майкопа и Армавира.
С юных лет Василий дружил со скромной соседской девушкой и, не мысля жизни без нее, в семнадцать лет посватался. Разрешение на брак пришлось специально испрашивать у церковных властей. Рано женившись, Василий Дамаев рано становится и отцом.
Как-то раз в станицу приехал по делам чиновник из Москвы. Ему рассказали о местной достопримечательности - одаренном церковном певчем, послушать которого съезжаются со всей округи. Заинтересованный гость отправился в храм и вышел оттуда пораженным. Встретившись с молодым человеком, он начал убеждать его прослушаться в Москве у специалистов, рисуя заманчивые перспективы. Василий колебался. Станичники знали его как степенного мужика, главу уже довольно многочисленного семейства - а тут вдруг такая несуразность: бросить хозяйство и ехать неведомо куда. Да и набожные родители не одобряют всех этих "театров"...
Так или иначе, в 1903 году двадцатипятилетний кубанский казак уже в Москве. Принимавшие вступительные экзамены в Московское филармоническое училище известные музыканты и маститые педагоги были несколько смущены неказистым видом абитуриента, переминающегося с ноги на ногу. Но когда он запел... Словом, Василий Дамаев был принят сразу.
Спустя два года Василия Дамаева рискнули выпустить на любительскую сцену. Молодой певец, горячо и бесхитростно исполняющий любимые всеми русские романсы, понравился, и его стали приглашать на благотворительные вечера. На одном из таких вечеров его услышал владелец Частной оперы С.И.Зимин и пригласил к себе для беседы. Позже Сергей Иванович Зимин писал: "Дамаев обладал чудным по тембру голосом... и, заснув ничем, проснулся после дебюта в опере "Борис Годунов" знаменитостью, о которой заговорила и вся пресса, и вся музыкальная Москва. Как сейчас помню его пробу. Его привел известный тогда характерный тенор Большого театра Успенский, который считал его своим учеником. Помню, было много дел в театре. Я назначил ему пробу отдельно, после дневной репетиции. На пробе я пришел в раж и буквально замучил певца, заставив спеть чуть ли не четыре пьесы... Я был в восторге и не медля пригласил и ученика, и учителя к себе в кабинет и подписал контракт. Насколько помню, Успенский водил его на пробу в Большой театр, но там, как всегда, пропустили талант мимо".
В конце августа 1908 года состоялся дебют Василия Петровича Дамаева в роли Самозванца в опере М.П.Мусоргского "Борис Годунов". В одном из газетных интервью он вспоминал: "Когда я увидел перед собой в зрительном зале публику, то вопреки предположениям, нисколько не смутился. Помню, что пел с большим темпераментом, в особенности дуэт с Мариной... Успех мой в Самозванце, как у публики, так и у прессы, был для меня совершеннейшим сюрпризом... Мой Дмитрий Самозванец - мой счастливый фатум".
Далее происходит из ряда вон выходящее по меркам театральной жизни событие: через месяц после того, как В.П.Дамаев впервые ступил на сцену, С.П.Дягилев приглашает его в Париж петь в опере Н.А.Римского-Корсакова "Псковитянка" с самим Ф.И.Шаляпиным! Кроме того, до отъезда во Францию Василий Петрович успевает спеть четыре ответственных партии в операх А.Н.Серова, Дж.Верди, Н.А.Римского-Корсакова, П.Бларамберга.
Сергея Ивановича Зимина В.П.Дамаев считал своим благодетелем, кормильцем. Однако, заставляя артиста выступать едва ли не ежедневно в технически труднейших партиях, С.И.Зимин чрезмерно перегружал его голосовой аппарат, что имело трагические последствия. Большой театр неоднократно предлагал В.П.Дамаеву контракты - гораздо более щадящие, однако тот продолжал быть верным своему театральному "крестному". И до времени удача следовала за удачей, триумф за триумфом. Садко и Левко в операх Н.А.Римского-Корсакова "Садко" и "Майская ночь", Андрей в опере П.И.Чайковского "Мазепа", Самозванец в "Борисе Годунове" М.П.Мусоргского, Собинин в "Иване Сусанине" М.И.Глинки, Торопка в "Аскольдовой могиле" А.Н.Верстовского... Меньше удавались В.П.Дамаеву роли в операх западных композиторов. Образы, воплощенные певцом на сцене, чрезвычайно походили на него самого, каким он был в жизни, - а был он русским человеком и пел чисто по-русски: широко, раздольно, залихватски.
Впрочем, и в западноевропейских операх выступал он достойно. Однажды вместе с именитым итальянским гастролером, "королем баритонов" Маттиа Баттистини он пел в опере Р.Леонкавалло "Паяцы". Заключительная ария первого действия "Смейся, паяц" вызвала шквал аплодисментов. Артисту пришлось повторить арию, но публика не унималась, бушевала, требовала "бис". После того, как Василий Петрович исполнил арию в третий раз, зал встал и стоя аплодировал еще минут десять. "Король баритонов" подошел к В.П.Дамаеву и сказал: "Хорош русский тенор!"
В 1913 году - вновь зарубежные гастроли по приглашению С.П.Дягилева. В.П.Дамаев поет шесть спектаклей "Бориса Годунова" и шесть "Хованщины" в постановке Ф.И.Шаляпина и с его участием. Париж в восторге: присутствие в зале первых лиц Франции, овации, цветы, восторженная пресса... Далее - Лондон: первый русский оперный сезон в Англии. Василий Петрович поет семь раз в "Борисе Годунове", два раза в "Хованщине" М.П.Мусоргского, три раза в "Псковитянке". Опять же, все спектакли ставил Ф.И.Шаляпин и сам же в них участвовал.
Вообще великий русский бас очень любил своего партнера и, когда была возможность, просил назначать на теноровые партии именно В.П.Дамаева. Вспоминает сын Василия Петровича Дмитрий Дамаев: "Шаляпин любил отца. Помню, как в спектакле "Иван Сусанин" Шаляпин увидел входящего Собинина (пел его отец), подошел к нему и громко на весь театр сказал: "Вася пришел, как я рад!"
Заграница произвела на артиста неблагоприятное впечатление. До глубины души русский человек, привыкший к раздолью родных просторов, он там тосковал и рвался домой.
1911-1913 годы - пик недолгой творческой карьеры Василия Петровича Дамаева. В это время он активно записывается на граммофонные пластинки и, кроме работы на оперной сцене, много выступает с концертами.
О концертной деятельности В.П.Дамаева стоит сказать особо. В 1908-1910-х годах он гастролирует в Орле, Рязани, Нижнем Новгороде, Твери, Ярославле, Туле, Саратове, Тамбове, Харькове, Смоленске, Владимире, Калуге, Иваново-Вознесенске, вместе с известным дирижером С.А.Кусевицким совершает поездку по Волге. Программы включали арии из русских опер, романсы русских композиторов, русские народные песни. С этими программами Василий Петрович неоднократно выступал и в Москве. Большой популярностью пользовались его ежегодные благотворительные концерты в пользу инвалидов в Большом театре, концерты старинной русской песни в Благородном собрании, в которых, кстати, нередко участвовали другие тенора, в том числе и знаменитые: конкуренции В.П.Дамаев никогда не боялся. Вот отрывок из рецензии в газете "Голос Москвы" (1908 год): "Интересно было слышать... двух соперников: увенчанного славой петербургского тенора Д.А.Смирнова и новую восходящую звезду В.П.Дамаева. У Смирнова было два преимущества: во-первых, он пел в первом отделении, когда публика не была еще утомлена и пресыщена массой исполненных номеров, а во-вторых, его прекрасная техника как результат многолетней артистической деятельности. Все же более восторженные аплодисменты получил г.Дамаев. Сила, красота и звучность голоса артиста не поддаются описанию. Взрыв аплодисментов провожал артиста после каждого исполнения."
Однако очень скоро нещадная эксплуатация Василием Петровичем своего природного дара дала себя знать. Голос стал терять в мощности, красоте тембра. Обеспокоенный певец стал форсировать звук, перенапрягать связки. Это приводило к потере легкости, неточностям в интонации, иногда даже к фальше.
Приблизительно в 1915 году начинается постепенный закат столь стремительно взошедшей звезды. Да, еще случаются успешные премьеры, еще звучат аплодисменты. Надо остановиться, отдохнуть... Но артист по-прежнему не щадит себя, поет едва ли не через день - и после спектакля часто с трудом находит в себе силы, чтобы выйти к публике на поклон.
Наступает 1917 год. Василий Петрович принял революцию с энтузиазмом. Московская Частная опера С.И.Зимина становится Театром Московского Совета рабочих депутатов. Работу на оперной сцене сменяют концертные выступления перед рабочими и красноармейцами на заводах, в лазаретах, на митингах, в нетопленных железнодорожных вагонах.
Сезон 1922 года оказался для В.П.Дамаева последним. Еще несколько лет Василий Петрович руководил различными оперными коллективами, с которыми много ездил по стране. В 1931 - 1932 годах он работал сотрудником Государственного Центрального Театрального музея имени А.А.Бахрушина.
Замечательный русский певец Василий Петрович Дамаев скончался 11 октября 1932 года в Москве после тяжелой болезни и был похоронен на Преображенском кладбище. По воспоминаниям близких, до последней минуты своей жизни он не переставал говорить о скором возвращении на сцену.
После него остались многочисленные граммофонные записи, ныне высоко ценимые коллекционерами. В кубанской станице Отрадной открыт народный музей В.П.Дамаева. В последние годы все чаще звучит на радио голос Василия Петровича. Голос, о котором газета "Театр" в 1914 году писала: "Вот певец, которого природа наградила вокальным материалом вполне достаточным, чтобы стать мировым артистом, но который не сумел и вполовину использовать свои богатейшие средства... Голос Дамаева... смело можно было поставить выше голоса Карузо. Это был голос-золото".
Фотографии из коллекции автора