itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иеромонах Владимир Шикин

Религия 
0
443
Время на чтение 5 минут

23 марта 2000 года отошел ко Господу иеромонах Владимир Шикин.
Родом из Тамбовской губернии, Владимир после окончания факультета журналистики Московского государственного университета остался в столице. Писал статьи, стихи, прекрасно рисовал, чему впоследствии уже не придавал былого значения.
Как-то в студенческой столовой при консерватории он познакомился с девушкой. Разговорились. Прощаясь, попросил телефон, но Ирина показала на почтовый ящик: "Вы можете написать мне письмо и опустить сюда". Володя с улыбкой ответил: "Хорошо, тогда я буду вашей Машей, а вы моим Дубровским".
Владимир и Ирина поженились, у них появились сын Арсений и дочь Лидия. Ирина была скрипачкой, ездила выступать с оркестром, а Владимир, отдававший должное ее таланту, оставался дома с детьми. Полный внутренний переворот и воцерковление Ирины, ее решение навсегда оставить скрипку окружающие осудили, но муж понял и поддержал.
Огромное значение для Владимира имела встреча со служившим в Успенском храме села Внуто Новгородской области архимандритом Иосифом (Сафоновым) - молчаливым и строгим старцем, прошедшим тюрьмы и лагеря. Отец Владимир оставался духовным чадом отца Иосифа до смерти старца в начале 90-х годов.
В Нижегородской области Владимир и Ирина оказались "по зову сердца". Прочитав летопись Серафимо-Дивеевской обители и побывав там, Ирина решила продать свою дорогую итальянскую скрипку, а деньги пожертвовать на восстановление монастыря. Но вышло иначе. Поселившуюся в селе Череватово, недалеко от Дивеева, в старом деревянном домике семью духовный отец Ирины благословил на эти деньги восстанавливать местный разрушенный храм (Владимир тогда уже был рукоположен владыкой Ерофеем во диаконы). Предполагалось, что отец Владимир будет служить здесь. Однако в 1993 году тот же владыка Ерофей рукоположил его во священники, и иерея Владимира назначили служить в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители.
Отца Владимира всегда окружали люди, которым он отдавал всего себя без остатка. Характер у него был яркий, твердый, проницательный: его или любили до обожания, или раздражались на него до крайности. На исповеди отец Владимир открывал человеку такие глубинные грехи, о которых тот и не догадывался, - и тем глубже оказывалось покаяние.
Алтарник красногорского храма Сергий вспоминал: "Я подошел к отцу Владимиру в состоянии душевной тяжести, а он показал мне на икону и велел сделать 12 поклонов. Иду и думаю: откуда он знает, что это моя любимая икона Божией Матери "Взыскание погибших"? Возвращаюсь утешенным, а батюшка смеется: "Ну что, полегчало?"
Один мужчина из Выксы после долгих разбирательств и тяжб со своим соседом приехал поклониться мощам преподобного Серафима. Когда подошел к исповеди, отец Владимир, которого он и не знал до этого, спросил: "Ну, примирился с соседом?"
Среди множества стоящих к нему на исповедь, отец Владимир сердцем безошибочно распознавал тех, кто нуждался в его немедленной помощи, и сам призывал таких из моря людского. Имена и фамилии, скорбные обстоятельства когда-либо обращавшихся к нему он запоминал навсегда. Даже будучи смертельно больным, продолжал отвечать на письма. Любовь его к людям была безгранична. Однако и обличал он сурово - и порой довольно своеобразно. Вот одно из свидетельств: "Подхожу к батюшке, а он как треснет меня по башке! Аж искры из глаз посыпались! А потом такое сказал! Умирать буду - не забуду!" Совестливые смирялись, гордые говорили с раздражением: "Юродствует"... Он же никого не осуждал, повторяя: "В одно мгновение совершается погибель человека, значит, в одно мгновение он может спастись!" К себе относился крайне требовательно, письма подписывал: "Ленивый на молитву...", "Недостойный..." Имея от старца благословение, без разрешения нижегородского владыки вычитывал на дому бесноватых, не решаясь отказать несчастным. Впоследствии отец Владимир в этом покаялся. Довелось ему три месяца прослужить в Выксе - так потом оттуда не переставали идти к нему люди...
Следует сказать об особом отношении батюшки к царю-мученику Николаю II. Вот что он писал в одном из частных писем: "На ектенье поминал Его как убиенного, чтобы люди вспомнили о нем и о себе. Ведь многие все-таки не воспринимают ситуацию с царем как важнейшую тему личной жизни..."
Отец Владимир давно страдал желудком. В сентябре 1999 года врачи заподозрили рак и предложили операцию. Семья Шикиных была в растерянности. Настоятель Свято-Троицкого собора отец Андрей благословил батюшку поехать к старцу Николаю на остров Залит: "Как скажет, так и поступайте". От Нижнего Новгорода до Пскова добирались на машине человека по имени Александр, который поразил словами: "На этой машине я вез мироточивую икону царя-батюшки из Москвы в Петербург".
Приехали под вечер, долго молились у дома... Старец вышел, благословил на операцию.
Назад возвращались счастливые и окрыленные. Однако подготовка к операции в нижегородской больнице по разным причинам затянулась, а потом было уже поздно, и операция ничего не дала. По приезде в Дивеево наступило резкое ухудшение. Московские медики предложили лечение сухим голодом - без смачивания уст и умываний, без разговоров, общение только записками. Невозможно представить, что переживал и как молился отец Владимир! В это время к известной прозорливице схимонахине Марии (Матукасовой) обратилась его духовная дочь: "Батюшке очень плохо, он в Москве умирает! Помолись! Ты же его любишь!" Блаженная сложила руки: "Возьму, возьму, возьму". Все подумали, что на молитву. Впоследствии оказалось - навсегда, потому что сама она отошла ко Господу 14 января 2000 года.
На девятый день измученный отец Владимир сказал жене: "Не могу без причастия! Приведи священника!" Не воды и не пищи просил... Из Андроникова монастыря пришел отец Анатолий. Два часа длилась исповедь...
Голодание не помогло, отец Владимир терял в весе, начались сильные боли. Еще один хирург настаивал на операции, но батюшка попросил:
"Отпустите меня домой!" В Дивеево вернулись 15 января, к празднованию памяти преподобного Серафима Саровского. Пересилив немощь, батюшка пошел на службу. Увидев его после двух месяцев лечения, митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил отца Владимира на монашеский постриг, который совершил 20 января 2000 года (празднование Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна) в Свято-Троицком храме у мощей преподобного Серафима Саровского уже немощный владыка Ерофей, рукополагавший когда-то отца Владимира во диакона и священника.
Между тем отцу Владимиру становилось все хуже, он весил уже около тридцати килограммов. Но помнил все и всех, за все благодарил Бога. Вот что он писал перед самой смертью: "Часто сейчас вижу в себе столько греховности, сколько никогда б не увидел без милосердия Господня! Праздность, переходящая в преступную лень, аванс же (постриг) выдан, как талант, а я его не просто закопал - уже как бы выторговал лукаво самооправданием (немощь и робкие просьбы о выздоровлении) и надеждой на молитвенную помощь православных!"
Тем временем в Дивееве рабочий Виктор рассказывал о бывшем ему видении:
- Преподобный Серафим Саровский сказал мне: "Отец Владимир - смертельно больной человек. Но он может выздороветь, если соборно будет отслужен молебен мироточивой иконе царя".
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов) благословил отслужить мобелен в Москве, в храме святителя Николая в Пыжах, где находится мироточивая икона Царя-мученика.
Утром 19 марта, в день Торжества Православия, приехали в храм на литургию. Отец Владимир был потрясен до слез: чудотворная икона благоухала и обильно мироточила. Вечером в переполненном храме служился молебен с акафистом царю о здравии тяжело болящего иеромонаха Владимира. Отец Владимир - в облачении, изможденный - ни разу не присел. Священники читали по очереди, и он тоже прочитал два раза икос и кондак. После молебна упал перед всеми на колени со словами: "Спасибо! Сколько любви! Я не достоин этого!"
На следующий день отца Владимира принял архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кирилл (Павлов) и долго беседовал с ним, подарил четки, благословил два раза в неделю причащаться, каждый месяц собороваться, а пока лечь в Москве в больницу. Но к тому времени батюшка так ослаб, что, когда его положили в военный госпиталь, уже не мог вставать. При этом пребывал в состоянии умиротворения и духовной радости, даже шутил над своей немощью. Все это время он принимал своих духовных чад, которые шли к нему не переставая. Лишь последние 17 часов отцу Владимиру и матушке Ирине удалось побыть наедине. Батюшка пропел тропарь государю-мученику: "Царства земного лишение, узы и страдания многоразличные кротко претерпел еси..." Вечером попросил: "Дай-ка мне, матушка, четки, что отец Кирилл подарил..." Молились. Когда Ирина прочитала "Отче наш", отец Владимир тихо возгласил: "Яко Твое есть Царствие, Сила и Слава, Отца и Сына и Святаго Духа". Это были его последние слова...
Похоронили иеромонаха Владимира Шикина в Дивееве 25 марта 2000 года. В Преображенском храме владыка Ерофей совершил отпевание. Из разных концов страны приехали люди проститься с любимым пастырем. Когда гроб обносили вокруг Троицкого cобора, высоко в небо взмыл голубь и долго-долго трепетал...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Зотова Наталья
"Щедрот божественных не помнить я не смею"
Очерк служения отца Александра Хотовицкого
01.08.1999
Под твою милость прибегаем
Свидетельства о двух явленных чудесах - откровениях конца наших дней
01.04.1999
Рядовой священник
Протоиерей Иоанн Букоткин был связистом на фронтах Великой Отечественной Войны. Сейча он -духовник Самарской епархии
01.12.1998
Все статьи Зотова Наталья
Религия
«Нельзя плевать в то, что свято для другого человека»
Лидер правоэкстремистской партии Швеции «Жёсткий курс» Палудан совершил публичное сожжение Корана перед посольством Турции
23.01.2023
Израиль шатает
Новости Храмовой горы
18.01.2023
Знание религий своей страны и борьба с расчеловечиванием
Ученые и священнослужители в Петербурге обсудили темы курса «История религий России»
18.01.2023
«Мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества»
В Казани прошла конференция «Религиозное многоголосие и национальное единство»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 12:18
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Смыслов М. Д.
28.01.2023 12:11
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 11:53
О примирении с Советской властью
Новый комментарий от С. Югов
28.01.2023 11:04
Берл-Лазар плохо понимает по-русски?
Новый комментарий от Человек
28.01.2023 10:51
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от ОСт
28.01.2023 09:20