itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ОБЪЕДИНЕНИЕ УКРАИНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

0
124
Время на чтение 4 минуты
В последнее время активно начал мусcироваться вопрос об объединении Православия на Украине в единую Поместную Украинскую Церковь. Безусловно, ситуация, которая сложилась на Украине, трагична. Три церкви, претендующие на то, чтобы представлять Украинское Православие, противостоят друг другу. И это противостояние продолжается при усиливающейся экспансии унии, католичества, а также стремительного распространения различных протестантских сект.
Тем не менее, трагичность сложившейся ситуации не дает повода решать этот вопрос сгоряча, руководствуясь эмоциями, которые не имеют отношения к области церковной жизни. Такой подход лишь усугубит положение, приведет к возникновению новых проблем. Прежде чем искать выход из ситуации, необходимо определиться в некоторых основополагающих принципах, исходя из которых только и возможно решить данный вопрос.
Во-первых, дела Церкви может решать только Церковь. Государство, пытаясь вмешаться в дела Церкви, нарушает принцип отделения Церкви от государства, записанный в Конституции Украины. Только Церковь компетентна решать вопросы, которые относятся к ее жизни. Вспоминается начало 90-х, когда Верховный совет Украины принял решение, объявляющее деяния Харьковского Архиерейского Собора, на котором Украинская Церковь отмежевалась от тогда еще митрополита Филарета, неканоническими. То решение Верховного совета было не только незаконным, но и абсурдным, как если бы Верховный совет принял решение о неправильности той или иной спорной теории в математике. Нечто подобное некоторые чиновники пытаются навязать Церкви и сейчас.
Во-вторых, в решении данной проблемы необходимо руководствоваться ее каноническим правом. Украина пытается строить правовое государство, то есть государство, которое существовало бы на основе закона, в котором закон занимал бы главенствующее положение. Так вот, такая ситуация, когда закон стоит во главе всего, - к чему стремится Украина, - испокон века существует в Церкви. Церковь всегда строила свою жизнь на основании так называемых канонов или правил, законов. Именно благодаря этому на протяжении уже двух тысяч лет, даже во времена самых сильных исторических пертурбаций, она сохранялась как единое целое. Для Церкви нарушить каноны, как впрочем и для государства, значит прийти к состоянию хаоса.
Именно на основании этих законов был предан анафеме Филарет. В этом не было прихоти или симпатий-антипатий кого-то, кто принимал такое решение. В этом действии Церковь руководствовалась своими правилами, которые позволили ей просуществовать, как уже сказано, 2000 лет. Неканонической (то есть вне закона) Церковью на Украине является также т. н. "Украинская автокефальная православная церковь". Единственной канонической Церковью является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, возглавляемая митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это значит, что только с этой Церковью имеют молитвенное общение все остальные Православные Церкви во всем мире, в том числе и Вселенский патриархат. Со священником, например, из т.н. Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата не будут сослужить православные ни в Греции, ни в Африке, ни в Америке, ни в Австралии, ни где бы то ни было, где существует Православие, разве что такие же раскольники, как они сами. Кстати говоря, действия Филарета по распространению своего раскола во всем православном мире являются беспрецедентными и не имеющими аналога в истории Церкви. История Церкви знает расколы, которые возникали в какой-нибудь отдельной Поместной Церкви. Филарет же пытается создать церковную структуру, параллельную Вселенской Церкви. Это выводит его раскол на совершенно новый уровень, на котором он начинает представлять опасность не только для одной какой-либо Поместной Церкви, но для всего Вселенского Православия.
Исходя из этого, невозможно говорить о каком-то соединении Православной Церкви на Украине с раскольнической организацией Филарета. Единственный законный, канонический путь объединения Православия на Украине - это присоединение раскольников к УПЦ, возглавляемой митрополитом Владимиром (Сабоданом). Это присоединение должно сопровождаться их покаянием за учиненный раскол.
Движение, связанное с т.н. "объединением Украинского Православия", началось после смерти "патриарха" УАПЦ Дмитрия, который завещал своим сторонникам войти в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Необходимо отметить, что речь здесь не идет об автокефалии Украинской Церкви, а, наоборот, о потере "Украинской автокефальной православной церковью" своей, пусть и мнимой, автокефалии. Константинополь не заинтересован в том, чтобы предоставить еще одной Церкви автокефалию, но в том, чтобы присоединить к себе хотя бы часть Украинского Православия. Сторонники же "объединения Украинского Православия" мечтают об автокефалии. Сама по себе автокефалия как каноническое явление не несет в себе ничего плохого. Важно, чтобы она была получена законным способом. Согласно каноническому праву Церкви, ее не могут предоставить в одностороннем порядке ни Москва, ни тем более Константинополь. Предоставление той или иной Церкви автокефалии - это дело всех Поместных Церквей, всего Вселенского Православия. Это правило относится даже к предоставлению автономии.
Автокефалия ни в коем случае не может быть объявлена самой Церковью самостоятельно. Сторонники "объединения Украинского Православия" ссылаются на опыт получения именно таким способом автокефалии Болгарской, Греческой, Сербской Церквами, однако при этом забывают, насколько болезненным был этот процесс. Болгарская Церковь, самочинно объявившая свою автокефалию, находилась в расколе 70 лет. Греческая - с 1833-го по 1850-й годы. От более серьезных проблем, кстати говоря, эти Церкви спасло только вмешательство Русской Церкви. До сих пор находится в расколе Македонская Церковь, самочинно объявившая автокефалию. Это привело к ее почти полному вымиранию. По такому пути хочет пойти Украина?
И это еще не все последствия, которые могут ее ожидать. Огромная часть Украинской Церкви, тысячи ее приходов, готовы уйти в раскол и напрямую подчиниться Московскому Патриархату даже в случае объявления автокефалии Украинской Церкви каноническим путем. Также насильственное продавливание государством идеи объединения Православия нарушит хрупкое равновесие, которое сложилось между Православными Церквами во всем мире.
Все эти предпосылки, а их еще больше, чем описано, необходимо принять во внимание, прежде чем предпринимать какие-либо шаги по решению проблемы Украинского Православия.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Говорун
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАРИЖ
ГЛАВА ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГИ ХР. ЯННАРАСА "О СЕБЕ"
11.11.2003
Все статьи Сергей Говорун
Последние комментарии
Блеск и нищета официозных «военных экспертов»
Новый комментарий от Александр Миронов
05.10.2022 12:39
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 11:21
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 10:47
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Александр А.Б.
05.10.2022 10:36
Стрелков сегодня
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 09:54
Война должна стать народной, Отечественной
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 09:40