ХРИСТИАНСТВО И ИСТОРИЯ

0
191
Время на чтение 6 минут
Marc Bloch некогда заметил: "Христианство является религией историков"[1]. Эти слова не являются преувеличением. Историческое знание или, лучше сказать, чувство истории глубоко укоренено в христианском опыте. Обращение к истории является потребностью христианина. В этом им движет нечто значительно более глубокое, чем просто самоценный научный интерес, каким обыкновенно руководствуются ученые историки. Обращение к истории органически следует из самого способа бытия христианина и его ноотропии.
Конечно, такое влечение к истории далеко не всегда выражается в формах научно-исследовательской работы. Оно постоянно проявляется и в повседневной жизни, например, в чтении "Житий святых", "Патериков", в которых в большей или меньшей степени описываются именно исторические факты. Формы реализации внутренней обращенности христианина к истории могут варьироваться в зависимости от степени его образованности, однако независимо от нее всегда остается устремленность к истории. Эта устремленность в большинстве случаев даже не осознается, но существует на уровне интуиции.
Чем же она объясняется?
Одним из главных факторов историчности христианства является отношение христиан к истории как к священному. Для христианского опыта история священна, во-первых, в силу того, что в ней действует Божий Промысел, направляющий весь мир и каждого человека к единой для всех цели мироздания, которая заключается в спасении творения и его соединении с Богом. При этом священной является не только в собственном смысле "священная" история, то есть история Израиля, описанная в Священном Писании Ветхого Завета, но история всего человечества, потому что Промысел Божий действовал и действует в отношении всех племен и народов. История богоизбранного народа, описанная в Ветхом Завете, дает лишь срез, обнаруживающий тайные "механизмы" истории, которые по аналогии могут быть отнесены ко всем народам. Во-вторых, история священна в силу Боговоплощения, когда Бог стал человеком и тем самым соединил Собой мир тварный и нетварный. Боговоплощение произошло в конкретный исторический момент: "при Понтийстем Пилате", - и благодаря этому освятилась не только вся тварь, но и время, которое соединилось с вечностью неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, - выражаясь словами IV Вселенского собора[2], определившими способ соединения во Христе божественной и человеческой природ.
Именно факт Боговоплощения изменил отношение ко времени у людей, принявших христианство. Для них оно перестало быть чудовищем, пожиравшим своих детей, дурной бесконечностью однородных циклов, но стало местом присутствия Божия - присутствия, которое проявляется в различных исторических событиях, - ареной борьбы добра и зла. Характерен следующий факт. Языческая античность не знала жанра летописи. Первые летописи появились именно в христианской среде[3]. Византийская хронография берет свое начало в III-IV столетиях, и первыми хронографами являются Секст Юлий Африкан и Филипп Сидес. Также неслучаен факт, что и на Руси одной из первых написанных книг стала "Повесть временных лет" Нестора Летописца. Как сама идея летописи, так и построение хроник лучше всего выражали новое христианское восприятие времени. Прошлое, обесцененное в язычестве, которое ценило, как правило, только настоящее, в христианстве было реабилитировано. Внимание христиан к прошлому нашло себе выражение в том, что его начали исчислять, в нем стали видеть причину настоящего. Вместе с интересом к прошлому пришел и интерес к будущему. В будущее стали вглядываться так же пристально, как и в прошлое. Отсюда эсхатологизм христианства, который стал отличительной его чертой.
Христианская устремленность, направленная на то, чтобы проникнуть в историю, не является самоценной и не носит теоретического характера, как при научном исследовании. Она подчинена более важной цели - верификации истины. Чтобы понять, что это значит, необходимо рассмотреть один принципиальный момент христианской гносеологии.
Для опыта Церкви познание, как одно из важнейших проявлений деятельности человека, никогда не было функцией только ума. Так сказать, результативность познавательной деятельности человека зависела не только от силы его интеллекта, но, прежде всего, от состояния его сердца. По замечанию о. Георгия Флоровского, "чрезвычайно характерная особенность восточного христианства состоит в том, что для него ум, интеллект, разум никогда не есть последняя основа, фундамент жизни"[4]. Разум, по выражению Святых Отцов, лишь "стоит в сердце". И его состояние и способности к познанию зависят от состояния сердца. Как верно заметил патриарх Сергий (Страгородский), "тот или другой способ мышления был для них (Отцов) знамением целого уклада жизни"[5]. То есть, познание для Отцов Церкви всегда было функцией не только ума, но прежде всего сердца, внутреннего духовного опыта человека и, в конце концов, состояния всего его существа. Поэтому познание истины для Церкви означает не определенную сумму знаний, но определенный способ человеческого существования, заключающийся в единении человека с Богом и другими людьми - единоверцами. Святые Отцы называли этот способ бытия "жизнью во Христе". Единение с Богом дает человеку непосредственный опыт Богообщения. Познание истины как раз и заключается в стяжании истинного опыта Богообщения, с точки зрения которого оцениваются все остальные проявления бытия твари.
Однако человеку при этом всегда важно удостоверяться, что его опыт истинен. Необходимым критерием истинности опыта является его кафоличность. Согласно самосознанию Церкви, истина познается не индивидуально, но кафолически, то есть всеми членами Церкви вместе. Она заключается в их общем, кафолическом опыте. Человек тогда заблуждается, когда отпадает от общего опыта Богопознания, когда обособляется в своем духовном опыте и своих духовных переживаниях. И наоборот, его опыт истинен, если ему оказываются причастны все остальные члены Церкви. Для христианской гносеологии имеет силу принцип Гераклита: "Мы пребываем в истине, когда общаемся, если же обособляемся - заблуждаемся". Классическим описанием критерия кафоличности для распознания церковной истины является отрывок из трактата "Commonitorium" - "Напоминание",- написанном в пятом веке латинским монахом Викентием Лиринским: "In ipsa item Catholica Ecclesia magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est."[6] - "Таким образом, в самой Кафолической Церкви необходимо держаться того, во что верили везде, всегда и все". Обычно этот принцип рассматривают как критерий истинности церковного учения. То есть, достаточно собрать исторические свидетельства о том, было ли данное учение принято Церковью всегда, везде и всеми, и если окажется, что было, то это и должно служить подтверждением его истинности. Однако позволим себе предположить, что под тем, что "creditum est", подразумевается нечто более глубокое. Тем более что во фразе не сказано прямо об учении. Во всяком случае, не будет ошибки, если подразумевать здесь непосредственный опыт Истины, который уже после находит себе выражение в догматических формулировках.
Таким образом, человеку важно иметь подтверждение, что его опыт разделяют также другие члены Церкви. Этого требует кафолический характер церковного познания. И эта кафоличность является пространственно-временной, то есть требует единства опыта как в пространстве, то есть у всех, живущих Церковным Преданием сейчас, так и во времени. Последнее означает единство опыта со всеми, жившими доныне. Кафолическое общение с предшествовавшими поколениями христиан мы устанавливаем как раз через обращение к истории. Другими словами, стремление к истине, критерием которой служит кафоличность опыта Богообщения, которая в свою очередь крестом пересекает пространство и время, требует от нас выхода за рамки текущего момента и соединения с опытом предшествовавших поколений членов Церкви. И это конкретно происходит через обращение к истории, потому что опыт истины, который переживали они, находил себе выражение в том числе в их различных действиях и способе жизни, то есть в исторических фактах. Поэтому христиане относятся к истории не как к науке, но как к средству общения с жившими ранее поколениями. Для них важно не столько установление и датировка исторических фактов, сколько проникновение в дух эпохи, прочтение ее духовного подтекста. Таким образом, история играет для христиан важнейшую роль в деле верификации истины, и именно поэтому христианство является религией историков.

[1]Marc Bloch, Apologie pour l`Histoire, ou Metier d`Historien, "Cahiers des Annales", Paris, 1949, 3. См. по этому поводу также статью о. Георгия Флоровского "The Predicament of the Christian Historian", Religion and Culture: Essays in Honor of Paul Tillih, ed. by W. Leibrecht, New York, 1959, 140-166. Переиздана эта статья была в собрании сочинений о. Георгия: Christianity and Culture, vol. 2 in the Collected works, Belmont, Massachusetts, 1974, 31-65.
[2]Mansi, J.D., Sacrorum Conciliorum nova et amplissima sollectio, v. 7, 108.
[3]См. Nonna Papadimitriou, Byzantini chronographia mechri tin I mesobyzantini periodo (324-843), Athinai, 1995, 63.
[4]Флоровский, Г. В., Метафизические предпосылки утопизма, Путь, 4, М., 1926., 65.
[5]Архиепископ Сергий (Страгородский), Православное учение о спасении, М., 1991, 225.
[6]Vincentii Lirinensis, Commonitorium primum, PL 50, 640.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Говорун
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАРИЖ
ГЛАВА ИЗ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ КНИГИ ХР. ЯННАРАСА "О СЕБЕ"
11.11.2003
Все статьи Сергей Говорун
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28