Три возраста Пиковой дамы

звестно, что прообразом старой графини в "Пиковой даме" А.С. Пушкина стала княгиня Наталья Петровна Голицына. Однако Пушкин знал Голицыну не только старухой:

Общество 
0
1800
Время на чтение 6 минут

Помните, у Пушкина в "Пиковой даме": "Графиня... была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старой моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы..."
Известно, что прообразом старой графини стала княгиня Наталья Петровна Голицына. Александр Сергеевич пишет в дневнике 7 апреля 1834 года: "Моя Пиковая дама в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Н<атальей> П<етровной> и, кажется, не сердятся".
Наталья Петровна Голицына (1741 - 1837) - личность незаурядная, колоритная. Урожденная графиня Чернышева. Дочь Петра Григорьевича Чернышева, сенатора, видного дипломата. В 1766 году вышла замуж за туповатого красавца князя Владимира Борисовича Голицына, в котором уважала лишь его родовитость. Сама Наталья Петровна была "роду худога". Ее дед Григорий Петрович Чернышев служил денщиком у Петра I, им и был вознесен. Императрица Елизавета Петровна ввела бывшего денщика в графское достоинство. Тем не менее Владимир Борисович жену почитал, "боялся как огня". Их дети, будучи уже взрослыми людьми, удостоенными высоких званий и чинов, в ее присутствии не решались даже сесть. Робели перед нею и поэты. Василий Львович Пушкин, дядя Александра Сергеевича, посвятил княгине Голицыной такие строки:

Повелевала ты нашими судьбами!
Мы все твои, тобою мы живем...

Умная, широко образованная, Наталья Петровна обладала к тому же деловой хваткой и имела большое состояние. Занимая блестящее положение при дворе, она пережила пятерых русских царей, вела знакомство с Людовиком XV и Людовиком XVI, дружила с Марией Антуанеттой. Английский король Георг II в знак восхищения подарил Наталье Петровне свой акварельный портрет с любезной надписью. Кавалер высших российских орденов, хранительница старинных церемоний и традиций, Наталья Петровна до конца своей долгой жизни пользовалась непререкаемым авторитетом в придворных кругах. Девушкам, начинавшим выезжать в свет, надлежало быть представленными в первую очередь ей, княгине Голицыной. Молодые офицеры, получившие первый чин, по неписаному правилу являлись к ней, словно к верховному главнокомандующему. В дни именин старую княгиню посещала вся царская семья, которую она принимала сидя в кресле. Вставала только перед императором.
Умерла Наталья Петровна Голицына в год гибели Пушкина, пережив его на несколько месяцев.
С Натальей Петровной Пушкин познакомился в 1830 году, но был благосклонно ею замечен гораздо раньше. 18 марта 1823 года она спрашивала Вяземского: "Что вы скажете о "Кавказском пленнике"? Мне кажется, что он очень хорош..." А ввел Александра Сергеевича в дом Голицыной, вероятнее всего, ее внук, близкий знакомый поэта Сергей Григорьевич Голицын ("Фирс"). Он-то и рассказал Пушкину историю о "трех счастливых картах", якобы услышанную им от Натальи Петровны и вложенную Пушкиным в уста Томского.
Пушкин навеки запечатлел Наталью Петровну Голицыну в образе властной деспотичной старухи. Только такой она нам и представляется ныне. Но ведь была и она молодой... Вглядимся в немногочисленные ее изображения той поры.
Одно из них находим на портрете семейства графа П.Г.Чернышева работы англичанина Людерса, выполненной в 1744 - 1745 годах. Граф был тогда посланником России в Англии. Его младшая дочь напоминает здесь милую куколку.
Придворный художник французского короля, член Парижской Академии художеств Ф.Друэ (1727 - 1775) написал Наталью Петровну в 1762 году. Под его кистью она вышла "прелестной маркизой". Вероятнее всего, этот портрет составлял пару с портретом ее сестры - Д.П.Чернышевой, находящимся сейчас в Государственном Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Миниатюрист Сидо запечатлел девичий профиль Натальи Петровны. Видим мы ее, юную, и на гравюре англичанина Уильямса Петера.
О том, что Наталья Петровна была очень хороша собой, мы можем судить и по персональной золотой медали, которую двадцатипятилетняя графиня Наталья Чернышева получила в 1766 году на "каруселе" - пышном празднестве при дворе Екатерины II. Она удостоилась этой награды за красоту и "приятнейшее проворство" в танцах. Специально изготовленную по сему случаю в единственном экземпляре золотую медаль, на которой было вычеканено имя победительницы "конкурса красоты", вручил признанный ценитель престарелый граф Миних. На лицевой стороне - рельефный портрет Екатерины II, на оборотной - жанровая картина: Нева, парящий орел... Диаметр медали - 43 миллиметра, вес - 51 грамм. Это - работа выдающегося мастера Тимофея Иванова (1729 - 1802), автора многих медалей и памятных знаков, посвященных важнейшим историческим событиям времен Петра I и Екатерины II.
После смерти Натальи Петровны медаль перешла к ее дочери - Софье Владимировне, в замужестве Строгановой, а затем оказалась в знаменитой нумизматической коллекции графа С.Г.Строганова. Ныне хранится в Государственном Эрмитаже.
Зрелая красота Натальи Петровны запечатлена на портрете, находящемся в Архангельском художественном музее. Здесь ей - чуть за тридцать. Она переполнена радостью бытия. Не подумаешь, что это - будущая Пиковая дама.
История атрибуции портрета весьма замысловата. Он поступил в музей в 1970-х годах из антикварного магазина: неизвестная женщина с ребенком на руках. Автор также неизвестен. Атрибуцией занялась заместитель директора музея Е.И.Ружникова. Работа в библиотеках и архивах, просмотр справочников, альбомов и каталогов ощутимого результата не дали. Помог случай. В одном из залов Эрмитажа Ружникова обратила внимание на портрет Е.П.Строгановой, исполненный опять же неизвестным художником, но по манере, композиции и цветовой гамме очень сходный с архангельским. Оба портрета явно были написаны одним художником. Но кем?
В старом альбоме Ружникова нашла репродукцию портрета А.С.Строганова - мужа Е.П.Строгановой, парного к ее портрету. Исполнен он был шведом А.Рослиным (1718 - 1793), долго работавшим в России. Кого же он изобразил на архангельском холсте?
Поиск приобрел целенаправленный "рослинский" характер и в конце концов увенчался успехом. В одном из справочников указывалось, что именно в то время художник писал... Наталью Петровну Голицыну. Причем не единожды. Второй раз несколько позже, в 1775 - 1777 годах: парный портрет с мужем Владимиром Борисовичем Голицыным. Наталье Петровне было 37 лет, а Владимиру Борисовичу - 47.
Отсюда ясно, что Пушкин знал Голицыну не только старухой - ведь он видел эти портреты, которые упоминает в своей повести. Помните, когда Германн очутился в спальне старой графини, ему бросились в глаза "два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою; другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах". На одном из них и была изображена Наталья Петровна Голицына. Только исполнила портрет не Э.Виже-Лебрен, а А.Рослин. Александр Сергеевич "перепутал" художников явно из тактических соображений.
В начале нашего века эти полотна находились в родовом имении Голицыных Марьино Новгородской губернии. После 1917 года они исчезли. Сегодня мы имеем только репродукции.
Непросто атрибутировался и портрет Н.П.Голицыной 1790 года работы выдающегося русского художника Ф.С.Рокотова (1735 - 1808). Более ста лет холст в полном забвении пребывал в подмосковной усадьбе Апраксиных Ольгово, близ города Дмитрова. Впервые был показан в 1912 году на выставке русского портрета в Петербурге. Подписи автора не имелось. Подпись же на обороте гласила, что это - П.И.Мятлева.
В начале двадцатых годов И.Э.Грабарь установил, что портрет создан Рокотовым и даже представил его на выставке произведений этого живописца. Позже искусствовед И.А.Смирнов высказал предположение: на портрете изображена не П.И.Мятлева, а Д.П.Салтыкова, жена фельдмаршала П.С.Салтыкова и родная сестра Н.П.Голицыной. Лишь в пятидесятых годах О.Я.Кочик после кропотливой реставрации и тщательного изучения доказала, что Рокотову позировала Н.П.Голицына. Здесь ей - за пятьдесят. На нас остро, напряженно смотрит умная и волевая женщина - еще не Пиковая дама, но уже та Голицына, которой Пушкина представил С.Г.Голицын.
Наиболее характерен портрет Натальи Петровны, написанный в начале 1800-х годов французским художником Б.Ш.Митуаром (год рождения неизвестен, умер после 1830 года). Он, как и А.Рослин, долго жил в России, был избран членом Петербургской Академии художеств. Существует несколько вариантов портрета и его копий. Прооригинал, вероятнее всего, хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге. Два портрета Н.П.Голицыной кисти Митуара находятся в Государственном музее А.С.Пушкина в Москве. Наконец, в Дмитровском краеведческом музее экспонируется миниатюра, исполненная Митуаром по своему же живописному оригиналу.
Наталья Петровна у Митуара - суровая, властная старуха с холодными пронзительными глазами и орлиным носом. В лице уже нет и тени прежней приветливости, открытости, доброжелательности. Художник польстил Голицыной, "упустил" одну особенность ее облика, появившуюся в последние годы жизни: у Натальи Петровны стали расти... усы! Ее даже прозвали "княгиня-усики". Кстати, Пушкин, описывая старую графиню, тоже ничего не говорит об усах...
Тем не менее именно портреты Натальи Петровны Голицыной кисти Митуара более всего восходят к пушкинской "Пиковой даме" и дают о ней зримое представление.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Е. Кончин
Сокровища усадьбы Отрада
Усадьба графов Орловых, а позднее и Орловых-Давыдовых, - Отрада находилась в восьмидесяти верстах от Москвы, близ села Семеновское. Именно отсюда пополнялись московские музеи и библиотеки после 1917 года бесценными раритетами.
01.03.2001
Портреты из Белой Колпи
Фамильная усадьба князей Шаховских Белая Колпь находилась на западной окраине Московской губернии близ уездного города Волоколамска. Владельцы Белой Колпи собрали великолепную портретную галерею:
01.11.2000
Яков Бутович и его галерея
В начале века многие в России хорошо знали конный завод в селе Прилепы Тульской губернии. Но больше славились Прилепы единственной в стране художественной галереей, посвященной этим благородным животным.
01.10.2000
Портретная галерея Карла Вильгельма Барду
После многолетних разысканий удалось обнаружить около 160 работ этого художника в 27 музеях и частных коллекциях.
01.04.2000
Московские тайники
О сокровищах, найденных в одном из юсуповских дворцов в 1925 году:
01.02.2000
Все статьи Е. Кончин
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28