В сердце Москвы, в густонаселенном Красносельском районе, там, где шумят поезда трех вокзалов и кипит деловая жизнь, вот уже более 17 лет тихо, но настойчиво бьется сердце утраченной московской святыни — возрождённой общины утраченного в 1937 году храма. История возрождения прихода храма Спаса Преображения на Большой Спасской улице — это не история официальных указов или грандиозных строительных проектов. Это история народной памяти, которая не умерла вместе со сносом храма, это история молитвы под открытым небом, и надежды, что справедливость восторжествует (Илл. 1 на заставке: Пономарь Спасской общины Владимир Дибров с прихожанами после народного молебствия возле арки церковных врат от ограды храма Спаса Преображения на Б. Спасской ул., 15. Лето, 2024 год)
История, которую не смогли стереть
Храм Спаса Преображения, что в Спасской слободе, стоял на этом месте почти три столетия — с 1642 по 1937 год. Его судьба неразрывно переплетена с судьбой России. Деревянный храм сменился каменным в 1698-1701 гг., и есть все основания полагать, что его строительство связано с первой крупной победой молодого царя Петра Первого — взятием Азова в 1696 году. Возглавлявший победоносный поход первый российский генералиссимус Алексей Семенович Шеин имел свой загородный двор в Спасской слободе и, несомненно, был причастен к возведению каменной церкви рядом со своими владениями. Именно здесь, на Шеине дворе, «всей Москвой» праздновалась славная Азовская победа в 1696-1697 годах[1]. (Илл. 2-4).
Илл. 2. Церковь Спаса Преображения в Спасской (расцвеченное изображение). 1882 г. Из кн.: Москва. Соборы. Монастыри и церкви. Местность за Земляным городом. Под редакцией Н.А. Найденова. М., 1882. №44.
Илл. 3. Петр Великий, последний царь Московский и первый император Всероссийский. Гравюра А. Даугеля А., Я. Хубракена. 1872 г.
Илл. 4. Первый российский генералиссимус А.С. Шеин (1652-1700). Гравюра А.Г. Афанасьева. 1822 г.
В 1752 году императрица Елизавета Петровна, чей Краснопрудный дворец располагался здесь же (на месте Шеина двора), пристроила к храму Тихвинский придел в память Полтавской победы своего отца. Эта главная победа Петра была одержана в канун празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Ограда храма, возведенная в стиле елизаветинского барокко, по мнению экспертов, могла быть творением самого Бартоломео Растрелли или его школы. Храм был не просто приходской церковью, он был памятником воинской славы, частью души и истории города (Илл. 5-6).
Илл. 5. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник В. Эриксен, 1757 г. Фрагмент. ГМЗ Царское Село.
Илл. 6. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Художник А.П. Антропов, 1750-1760-е гг. Фрагмент. ГЭ, СПб.
В 1937 году храм разделил судьбу тысяч русских святынь — его варварски разрушили. На святом месте, на костях похороненных у алтаря прихожан и священников (среди них — родитель митрополита Московского Платона (Левшина) — протоиерей Георгий Данилов)[2], возвели типовое школьное здание. Многочисленный приход был рассеян, казалось, память о храме стерта навсегда. Но не тут-то было.
Начало возрождения: народная инициатива
Возрождение началось не в кабинетах чиновников, а в сердцах простых жителей Спасской слободы — тех, кто десятилетиями ходил по улицам, носящим имя Христа Спасителя, мимо остатков великолепной растреллиевской ограды елизаветинского барокко которая сохранялась на своём историческом месте на Большой Спасской улице до 1966 года и в том же году была перенесена реставраторами на Новую Басманную улицу в ограду храма святых апостолов Петра и Павла. Барочные столбы XVIII века были разрушены, с сохранением исторического фундамента ограды (Илл. 7-9).
Илл. 7. Ограда храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице середины XVIII века в стиле елизаветинского барокко авторства, предположительно, Б. Растрелли или его школы. 1960-е годы. Фото из отрытых источников.
Илл. 8. Жительница Спасской слободы Алла Петровна Мишарина у ограды XVIII века храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице, 15. Фотограф: С.В. Шавурин, 1960-е годы.
Илл. 9. Разрушение барочных столбов и арки XVIII века ограды храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице. Фотограф: С.В. Шавурин, 1966 год.
После разрушения ограды сохранившийся фрагмент трехчастной арки 1908 года постройки на протяжении полувека ветшал, и только редкие обновления и покраска сохраняли его от полной утраты. (Илл. 10).
Илл. 10. Сохранившийся арочный фрагмент и барочный столб ограды XVIII века храма Спаса Преображения на Б. Спасской ул., 15. 1960-ые годы.
Фотография из книги «Сорок сороков» (Т. 3, С. 475. изд. 1995 г.).
Ольга Львовна Конская, Председатель правления Культурно-исторического центра «Спасская слобода в городе Москве», общественный советник Главы Управы Красносельского района Москвы, прихожанка Спасской общины, жительница Большой Спасской улицы
(Продолжение следует)
[1] Морозов Александр, иерей (Морозов С.В.). «Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный». Генералиссимус А.С. Шеин как полководец и храмоздатель // Военно-исторический журнал. Москва : Изд-во ФГБУ «РИЦ ”Красная звездаˮ» Минобороны России, 2025. №8 (август). С. 94-105. ISSN-0321-0626
[2] Спасский погост на Большой Спасской / Священник А. Морозов, генерал К. Шеин, общественный советник О. Конская // «Наш Красносельский», электронная газета.
Июнь, 2025 №2 (16). С. 6-7.










