В центре Москвы бьется сердце утраченной святыни

1. Народная инициатива возрождения прихода утраченного храма Спаса Преображения на Большой Спасской

0
137
Время на чтение 6 минут
Фото: Пономарь Спасской общины В.Дибров с прихожанами. 2024 г.

В сердце Москвы, в густонаселенном Красносельском районе, там, где шумят поезда трех вокзалов и кипит деловая жизнь, вот уже более 17 лет тихо, но настойчиво бьется сердце утраченной московской святыни — возрождённой общины утраченного в 1937 году храма. История возрождения прихода храма Спаса Преображения на Большой Спасской улице — это не история официальных указов или грандиозных строительных проектов. Это история народной памяти, которая не умерла вместе со сносом храма, это история молитвы под открытым небом, и надежды, что справедливость восторжествует (Илл. 1 на заставке: Пономарь Спасской общины Владимир Дибров с прихожанами после народного молебствия возле арки церковных врат от ограды храма Спаса Преображения на Б. Спасской ул., 15. Лето, 2024 год)

 

История, которую не смогли стереть

Храм Спаса Преображения, что в Спасской слободе, стоял на этом месте почти три столетия — с 1642 по 1937 год. Его судьба неразрывно переплетена с судьбой России. Деревянный храм сменился каменным в 1698-1701 гг., и есть все основания полагать, что его строительство связано с первой крупной победой молодого царя Петра Первого — взятием Азова в 1696 году. Возглавлявший победоносный поход первый российский генералиссимус Алексей Семенович Шеин имел свой загородный двор в Спасской слободе и, несомненно, был причастен к возведению каменной церкви рядом со своими владениями. Именно здесь, на Шеине дворе, «всей Москвой» праздновалась славная Азовская победа в 1696-1697 годах[1]. (Илл. 2-4).

 

Илл. 2. Церковь Спаса Преображения в Спасской (расцвеченное изображение). 1882 г. Из кн.: Москва. Соборы. Монастыри и церкви. Местность за Земляным городом. Под редакцией Н.А. Найденова. М., 1882. №44.

 

   

Илл. 3. Петр Великий, последний царь Московский и первый император Всероссийский. Гравюра А. Даугеля А., Я. Хубракена. 1872 г.

 

 

Илл. 4. Первый российский генералиссимус А.С. Шеин (1652-1700). Гравюра А.Г. Афанасьева. 1822 г.

 

В 1752 году императрица Елизавета Петровна, чей Краснопрудный дворец располагался здесь же (на месте Шеина двора), пристроила к храму Тихвинский придел в память Полтавской победы своего отца. Эта главная победа Петра была одержана в канун празднования Тихвинской иконы Божией Матери. Ограда храма, возведенная в стиле елизаветинского барокко, по мнению экспертов, могла быть творением самого Бартоломео Растрелли или его школы. Храм был не просто приходской церковью, он был памятником воинской славы, частью души и истории города (Илл. 5-6).

Илл. 5. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Художник В. Эриксен, 1757 г. Фрагмент. ГМЗ Царское Село.

 

Илл. 6. Портрет архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Художник А.П. Антропов, 1750-1760-е гг. Фрагмент. ГЭ, СПб.

 

В 1937 году храм разделил судьбу тысяч русских святынь — его варварски разрушили. На святом месте, на костях похороненных у алтаря прихожан и священников (среди них — родитель митрополита Московского Платона (Левшина) — протоиерей Георгий Данилов)[2], возвели типовое школьное здание. Многочисленный приход был рассеян, казалось, память о храме стерта навсегда. Но не тут-то было.

Начало возрождения: народная инициатива

Возрождение началось не в кабинетах чиновников, а в сердцах простых жителей Спасской слободы — тех, кто десятилетиями ходил по улицам, носящим имя Христа Спасителя, мимо остатков великолепной растреллиевской ограды елизаветинского барокко которая сохранялась на своём историческом месте на Большой Спасской улице до 1966 года и в том же году была перенесена реставраторами на Новую Басманную улицу в ограду храма святых апостолов Петра и Павла. Барочные столбы XVIII века были разрушены, с сохранением исторического фундамента ограды (Илл. 7-9).

Илл. 7. Ограда храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице середины XVIII века в стиле елизаветинского барокко авторства, предположительно, Б. Растрелли или его школы. 1960-е годы. Фото из отрытых источников.

 

Илл. 8. Жительница Спасской слободы Алла Петровна Мишарина у ограды XVIII века храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице, 15. Фотограф: С.В. Шавурин, 1960-е годы.

 

Илл. 9. Разрушение барочных столбов и арки XVIII века ограды храма Спаса Преображения на Б. Спасской улице. Фотограф: С.В. Шавурин, 1966 год.

 

После разрушения ограды сохранившийся фрагмент трехчастной арки 1908 года постройки на протяжении полувека ветшал, и только редкие обновления и покраска сохраняли его от полной утраты. (Илл. 10).

 

Илл. 10. Сохранившийся арочный фрагмент и барочный столб ограды XVIII века храма Спаса Преображения на Б. Спасской ул., 15. 1960-ые годы.

Фотография из книги «Сорок сороков» (Т. 3, С. 475. изд. 1995 г.).

 

Ольга Львовна Конская, Председатель правления Культурно-исторического центра «Спасская слобода в городе Москве», общественный советник Главы Управы Красносельского района Москвы, прихожанка Спасской общины, жительница Большой Спасской улицы

(Продолжение следует)

 

[1] Морозов Александр, иерей (Морозов С.В.). «Въ бою храбръ, въ вѣрѣ православный». Генералиссимус А.С. Шеин как полководец и храмоздатель // Военно-исторический журнал. Москва : Изд-во ФГБУ «РИЦ ”Красная звездаˮ» Минобороны России, 2025. №8 (август). С. 94-105. ISSN-0321-0626

[2] Спасский погост на Большой Спасской / Священник А. Морозов, генерал К. Шеин, общественный советник О. Конская // «Наш Красносельский», электронная газета.
Июнь, 2025 №2 (16). С. 6-7.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Философия как шлагбаум на пути к Православию
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.12.2025 12:57
Пенсионеры не должны стать врагами участников СВО
Новый комментарий от Тюменец
10.12.2025 12:09
Справедливость – лествица Любви
Новый комментарий от Ладога
10.12.2025 09:42
Ведьмак Ермак
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2025 09:37
«Империя – это состояние народа и состояние духа»
Новый комментарий от С. Югов
10.12.2025 09:34
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.12.2025 08:14