Жанр утопии и антиутопии настолько же стар, как и наш мир. Свой идеальный мир в литературно-философских произведениях представляли Платон, Кампанелла, Томас Мор и Чернышевский. Однако чем дальше развивался мир по пути прогресса, тем популярнее становился жанр антиутопии – мрачных предсказаний о построенном на благих намерениях будущем. Не зря в наше время одним из самых читаемых авторов является Оруэлл с его «1984» и «Скотный двор».
Еще никогда наш мир не был так близок к исполнению извечных желаний человечества. В большинстве стран мира побежден голод. Люди получили возможность выбирать президентов, бренды автомобилей, парфюмерии, одежды и еды. Они вступили в эпоху демократии, либерализма, открытого общества и прав человека. Но, кажется, еще никогда человечество не смотрело в будущее с такой тревогой и волнением, не ощущало надвигающейся трагедии. Особенно это касается интеллектуалов, которым под силу увидеть за разноцветными масками курортов и яркими всполохами телерекламы уродливую личину нацизма, расизма, социокультурного неравенства, упирающихся в примитивный эгоизм и жажду потребления, готового на все ради роста своих показателей.
Мой друг и коллега известный журналист и писатель Дмитрий Орехов как раз является одним из таких интеллектуалов, которые пытаются заглянуть за горизонты сегодняшнего дня, поскольку хорошо представляют себе день вчерашний. Как и я, он закончил восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета, на котором учат ценить и сравнивать культуры разных народов мира. Дмитрий Орехов написал множество книг, казалось бы, очень разных. Это и описание русских святынь – икон, источников и монастырей, роман об индийской духовной традиции, и книгу о феномене русского старчества. И вот, перед вами его последняя книга, написанная явно с учетом опыта Оруэлла, но человеком ХХI века.
Главные действующие лица романа «Журавлики» – птицы и крысы. В этих персонажах явно угадываются два знакомых нам вида общества – традиционное и современное, европейское. Если читатель интересуется современными политическими течениями, то наверняка узнает в крысиной идеологии философию «открытого общества» Карла Поппера, ту самую, в распространение которой инвестировал свои миллиарды Джордж Сорос. Эта человеконенавистническая идеология раскрывается постепенно как перед несчастными журавликами, так и перед читателем.

