Мы выживем духом наших святых

Последнее интервью с Милем Медичем (1933 – 2022), известным сербским писателем

0
7
Время на чтение 16 минут
Фото: Миле Медич (1933 – 2022)

Хранитель сербского имени, красоты, лингвист, писатель. Обладающий глубокими знаниями. Тихий творец, для которого создаётся будущее, так же как он всю свою жизнь творил для своего народа, для будущих поколений. Он автор более 30 книг, романов, сборников рассказов и публикаций на национальную тематику. Его будут помнить по знаменитому «Завещанию Стефана Немани». Мила Медича больше нет с нами, но мы не забываем его слова и произведения.

 

Что для вас значат книга, язык и наша письменность?

 

Язык – душа народа, это нечто настолько важное, что я полностью посвятил себя нашему языку, письменности и, конечно же, книгам. Для меня книги – это необходимость, как воздух, нечто, что заставляет человека глубоко размышлять, узнавать больше о жизни, о добре и зле, а позже и самому писать книги, отражающие то, как я вижу и понимаю жизнь, людей, события... Что касается письменности, то она – часть книги. Письменность имеет неоценимое значение для человечества. Она не восхваляется, о ней не упоминают, в отличие от других великих явлений, таких как печатный станок Гутенберга, о котором постоянно говорят как о великом событии. Письменность смогла распространить человеческий голос, имеющий ограниченный диапазон, на бесконечные расстояния, поэтому написанное слово, написанная мысль распространяются шире, без каких-либо ограничений, за пределами возможностей человеческого голоса. Мысль передается другим людям посредством письма. Я считаю, что письменность – одно из величайших и важнейших исторических, культурных и научных достижений.

 

Многие связывают язык и письменность с Вуком Караджичем, Кириллом и Мефодием. Как будто до этого сербы не писали, не думали и не передавали историческую память будущим поколениям.

 

Я не придерживаюсь распространённого мнения, что наш язык создал Вук Караджич, а нашу письменность – Кирилл и Мефодий. Это отдельные факты, не имеющие большого значения ни для нашего языка и письменности, ни для культуры. Ведь язык существует с тех пор, как существует человек, и мы как народ, а не с тех пор, как существует Вук. Письменность тоже возникла очень рано, и прямо здесь, у нас – в Лепенском Вире. Напомню вам о Лепенском Вире, о котором мало говорят и которому не уделяют должного внимания. Именно там очень рано появляются письменные знаки – то есть, письменность!

Мы не имеем права сводить всё к Кириллу и Мефодию или их современнику, «знаменитому» греку Черноризцу Храбру из IX века, который писал, что «у славян никогда не было письменности». Очевидно, что у такого человека не было широких взглядов. Он приписал всё Кириллу и Мефодию. То есть только они двое принесли письменность славянам?  А до этого, в IX веке, он утверждает, что у славян не было своей письменности, что является большой ложью. Кто может этому поверить, особенно после столь очевидных сохранившихся свидетельств, которые до сих пор можно найти в Лепенском Вире… В своё время я написал и собрал доказательства того, что слова грека Храбру не имеют ничего общего с правдой. Наш народ не спал тысячи лет. Он соприкасался и с книгами, и с письменами. Даже слово в нашем языке, называемое «книга», не является ни греческим, ни латинским. Ни у кого нет такого слова, только у нас, славян! Значит, если у нас было слово «книга», значит, книга существовала. Позже я исследовал происхождение этого слова и углубился в историю... это слово использовали монголы. Как неграмотная толпа, «славянские язычники», могла так рано освоить слово «книга»? Монголы (в отличие от западных учений) были восточным народом с богатейшими традициями и культурой. Значительная часть их культуры проникла на земли Европы, славян и даже в Грецию. Так монгольское слово «книга» вошло в наш язык. Это нужно изучать, чтобы хоть что-то понять. Во всех славянских языках слово «книга» имеет одинаковое значение и форму.

 

Вы занимаетесь сохранением нашего языка, культуры, противостоите иноземцам. Вы один из немногих настоящих знатоков сербского языка. Каково положение сербского языка и культуры сегодня?

 

Мы должны и обязаны бороться с чужеродными элементами в нашем языке. Однако во главе нашей лингвистической науки стоят люди, недостойные этого языка. В своём глубоком невежестве они утверждали, что иностранные слова в сербском языке имеют приоритет. Это известные учёные из Сербской академии наук и искусств, из Института сербского языка. В первую очередь я назвал бы Павле Ивича, затем двух пройдох, которые управляли нашей лингвистико-сербской ситуацией, Ивана Клайна и Эгона Фекете. В ответ на их злодеяния я написал несколько книг о языке, которыми разрушил столь неприемлемые представления. Это «Вторжение иностранных слов в сербский язык», затем «Обманы и заблуждения», а сегодня я бы ещё назвал «Мистификация». К моему великому удивлению, люди приняли мои книги всецело. Вышеупомянутые могут писать об мистификации, но не могут обманывать народ. Наши так называемые учёные, которых я называю учёными, но не научёными, не смогли освободиться от «блеска, золота и красоты» иностранных слов. Если учёный человек в Сербии использовал подходящие сербские слова, а не иностранные, его считали глупым, примитивным, неученым, потому что учёным можно считать только то, что используешь как можно больше иностранных слов. Вот почему огромная часть этих так называемых учёных украшала себя иностранными словами. К сожалению, это передалось и последующим поколениям. Теперь, когда мы смотрим, куда докатилась эта злосчастная волна, мы можем сказать, что больше нет ни одного предложения – ни публичного, ни секретного, ни официального, ни частного, – в котором не было бы хотя бы трёх-четырёх иностранных слов, которые нам совершенно не нужны. У нас есть гораздо более красивые слова, которые выражают всё это лучше, яснее и точнее. Народ, поощряемый интеллектуальной элитой, принимает иностранные слова как заразу. Кто виноват? Конечно, те, кому платят за сохранение сербского языка, – Сербская академия наук и искусств, Институт сербского языка – это профессора факультетов, лицеев, учителя и преподаватели. Те, кто обучает молодёжь. Я слушал лекции и читал книги этих людей, которые говорят о сербском языке исключительно иностранными словами. Все названия – иностранные, везде и всюду. Иностранные слова прочно вошли в саму науку о сербском языке. С помощью иностранных слов молодое поколение обучают, в том числе, и сербскому языку. Это ужасный пример того, как уничтожается родной язык. Практически нет ни одной науки, где бы не были представлены иностранные слова, например, английский, начиная с медицины, техники и инженерии. Что мы от этого получили? Результат известен: сербский язык был изгнан из науки в Сербии, а ведь сербский язык – один из самых богатых языков в мире! Я знаю, что наши учёные, врачи, создавшие медицинскую науку в Сербии и Медицинский факультет, писали исключительно на сербском языке. Сначала они писали наше слово – в скобках писали, как оно произносится по-латыни. А потом пришли другие, которые перевернули всё с ног на голову. Сначала они писали главное слово – совершенно иностранное, и какое-то время писали наши слова в скобках, а потом выкинули сербские слова. Вся наша наука больше не сербская. Хуже того, ничего не делается в области лингвистики и всех остальных. В сербском языке есть все слова, почти для всех иностранных выражений. Но никто из молодого поколения не знает этих наших слов и даже не может их использовать. Поэтому только три человека осмелились говорить о сербском языке, а как они писали и говорили, мы теперь знаем. Поэтому мне пришлось открыть в Союзе писателей Сербии публичный Языковой форум, где язык обсуждался свободно, открыто и громко. Языковой форум с Союзе писателей Сербии просуществовал два года. Результаты открытой научной дискуссии были собраны и опубликованы в книге «Дух языка». В ней приняли участие более 80 профессоров, докторов наук, сербских учёных, лингвистов, писателей, поэтов. Чувствуя и зная суть, большинство из них поддержали «Языковой форум» и были глубоко заинтересованы в судьбе сербского языка.

 

Как официальная наука сохраняет наши исторические и культурные сокровища? Сокровища, завещанные нам предками?

 

Это предмет моего обширного и многолетнего опыта и исследований. Более 40 лет я занимаюсь самым блестящим периодом нашей истории. Это наше Золотое Средневековье, которое долгое время называли «Тёмным Средневековьем». Это было время непонимания, оно не связано ни с коммунистами, ни с капиталистами, ни с конкретными идеологиями. Наша наука ещё не проникла в глубины Средневековья, чтобы мы могли узнать не только, кем были наши предки, но и кто и что мы есть. В нашей стране это время сводилось к упоминанию отдельных имён: Стефана Немани, Святого Саввы, сербских правителей, о которых известны лишь исторические факты. И в это время Золотого Средневековья в Сербии наше искусство, архитектура, процветали. На нашей земле при наших правителях возникли великолепные здания, такие как наши монастыри, архитектурной красотой которых восхищается весь мир. Никто, например, не говорил экспертно о красоте Грачаницы, Высоких Дечан, Печской патриархии, Студеницы... иными словами, о духовных и художественных жемчужинах, благодаря которым мы известны во всем мире. Вернемся к литературе Средневековья. В средневековой Сербии были гиганты, которые в плане искусства были равны величайшим писателям Европы того времени. Упомянем хотя бы Доментиана и Феодосия. Они грандиозные творцы нашего Средневековья. Но что же самое интересное? Все наши правители были художниками, писателями, поэтами, философами! А позже стали святыми. Вспомним святого Симеона Мироточивого и его великолепную Студеницу, святого Савву и его земные деяния, святого Стефана Первовенчанного, короля Владислава, построившего Жичу – чудо архитектурной и живописной красоты, затем Стефана Уроша Первого, построившего непревзойденные Сопочаны, чьи фрески – это нечто большее, чем просто достижения эпохи ренессанс, и предвестников ренессанси (возрождения). Затем монахиню Ефимию, блестящую поэтессу и художницу, затем молодого короля Стефана Лазаревича. Взгляните хотя бы на портрет святого Саввы, короля Владислава. Они написаны в монастыре Милешева, и вы увидите, сколько красоты, святости и жизни, сколько совершенства в этом художественном выражении. Непревзойденные фрески! Великолепное искусство! У кого ещё в мире такое есть? Это святыни, и не только наши. Я писал об этом в своём романе «Путешествие в Никею». В этой книге я возродил эту сторону нашего Средневековья. Это не просто то, чему нас научила история. Средневековье обладает гораздо более великим, сильным и богатым смыслом жизни. Сербское Средневековье в художественном отношении не уступает любому европейскому периоду и географическому региону, возможно, даже гораздо более значимо. Ведь в Золотое Средневековье в Сербии, не забывайте, не было ни инквизиции, ни индульгенций!

 

Миле Медич в Крушевацкой епархии

 

Эти наши великие люди великой эпохи, стояли над веками, которые ещё только должны были наступить в Европе. Мы говорим о так называемом Ренессане, а в Сербии, в наших монастырях, до сих пор хранятся драгоценные картины, которые, несомненно, свидетельствуют о начале новой эпохи, которая наступит в Европе лишь позднее. Тогда сербский народ имел несчастье 500 лет мучиться во мраке крови и страданий, во время многовекового террора турок. В то время всё в Сербии было заморожено. Настоящее чудо, что даже после этих злополучных 500 лет мы остались здоровыми, нормальными и целыми. Все это говорит о величии золотого века, который как бы готовит нас к полутысячелетию страданий и мрака, чтобы пережить все это, продолжить то, что начали наши великие люди в Среднего века.

 

Какое отношение мы имеем сегодня к этим жемчужинам нашей культуры и духовности?

 

Так называемые учёные должны заботиться об этом. Никогда не забывать об этом и рассказывать об этом своим ученикам и воспитанникам. А что делали так называемые учёные, но необразованные люди в Сербии все эти десятилетия? Они восхваляли других и клеветали или высмеивали сербских великих мастеров, наших предков. Видите, как, в конце концов, итальянцы и весь мир говорят об эпохе Ренессанс (Возрождение) и её искусстве, как Россия, Франция и Нидерланды, говорят о определённых живописных и художественных течениях и их художниках. Что касается самого сербского народа, он во все времена оставался верен своим великим мастерам, художникам, святым и правителям.

 

Неманичи близки Вам. Почему Вы решили посвятить своё творчество, прежде всего, Святому Савве?

 

Для меня это совершенно нормально и является важной частью моей жизни и творчества. Знаете, нетрудно жить в красоте. Мне кажется, я очень рано ощутил величие и красоту того века. Оно связано с великими людьми, которые придавали неизмеримое значение нашей государственности, церковной жизни, культуре, искусству, традициям. С теми, кто заложил основы современного сербского государства, на котором сегодня зиждется всё, от Сербской Православной Церкви до всего остального. И эта эпоха значима не только для нас, но и для всего мира. Находиться в мире сербского Средневековья – огромное личное удовольствие, но одновременно и серьёзная задача и обязанность – увидеть значение того времени своими глазами, как это сделал я, живя в монастырях, вновь переживая времена Студеницы, Грачаницы, Жичи, узнавая светлые пути наших предков. В поисках их я искал, читал, писал, листал церковные архивы. Я записывал личные впечатления, данные, чтобы потом написал на их основе свои книги. Такие работы бывают и литературными, и лингвистическими, и научными.

 

Как вы видите роль Святого Саввы в нашем духовном и культурном пространстве, в целом, в существовании сербского народа?

 

Святой Савва — монументальная фигура не только для сербского народа, но и для всего православного мира. Уникальная фигура. Наш Святой Савва, несомненно, святой человек, и он обрёл святость ещё при земной жизни, заслужив её перед Богом. Но он не просто святой, он — новая, многогранная, богатая личность, несущая в себе свой народ таким, какой он есть. Святой Савва — выражение своего народа, он не творение какого-то византийца, как принято говорить. На мой взгляд, он прежде всего мифическая фигура. Никто не выразил эту его мифическую сторону в нашем народе, в мире науки и культуры, но именно поэтому народ создал его мифический образ в невероятном количестве сказаний, которые он породил. Святой Савва – тот чудотворец, который движется среди людей, странствует по миру, творит чудеса, источники и целебные воды, вершит человеческие судьбы, открывает пути, известные только ему, по которым затем следует весь его народ. Это и есть мифическая сторона. Поскольку он наш святой, священники совершенно неосознанно заточили его в церкви. Он гораздо выше церкви. Сербская Православная Церковь – лишь одно из его основных творений и структур. Но это не всё, в чём он живёт и существует. Таким образом, помимо мифической личности, святой Савва существует и как легендарная личность. Кроме того, легенда о святом Савве не была создана ни Церковью, ни кем-либо из наших творцов, деятелей культуры. Опять же, народ создал легенду о своём святом Савве. Если бы у него отняли это мифическое, это легендарное, это народное, а это – нечто величайшее и глубочайшее, во что может проникнуть человек, то он не был бы этой живой, всегда присутствующей в народе, величественной личностью, живущей сквозь века. Он – историческая личность, творец нашей истории. О святом Савве как о творце нашей истории известно очень мало. В своей первой книге о святом Савве «Путешествие в Никею» я описал его огромный подвиг. Он отправился в Никею к византийскому императору Феодору Ласкарису и Вселенскому Патриарху Мануилу I, чтобы рукоположить его в архиепископа. Именно в этот момент он был рукоположен, и это можно считать великой датой, которую здесь никто не отмечает. Пасха 1220 года. Историки расходятся во мнениях, был ли это 1219 или 1220 год! Но, впрочем, и год не важен. Важно то, что он основал Сербскую Православную Церковь в Никее, поскольку он был рукоположен, чтобы возглавить православную веру в Сербии, которой до этого руководили исключительно греки. В этом его историческое и религиозное значение. Если бы он только это сделал, он был бы уже великим. Это великий, исторический и мудрый поступок. Но святой Савва отправился в Никею не только ради нашей Церкви. Став архиепископом, он обрёл право короновать королей. Только архиепископы могут короновать королей, а только патриархи – императоров. Поэтому он позаботился о том, чтобы именно ему короновать сербских королей, и короновал своего брата Стефана Первовенчанного, который уже носил папскую корону. Папская корона, конечно же, имела свою цену: обращение в римско-католическую веру! Итак, святой Савва основал Сербскую Церковь, сербское государство, сербское королевство! Эта дата должна стать величайшим праздником в истории сербского народа – Спасовдан – Вознесение Христова 1220-1221 годов. На великом церковно-народном соборе в Жиче, в праздник Св Спаса в 1221 году, святой сербский архиепископ Савва помазал на царство своего брата Стефана, венчавшего его по православному обычаю как короля и самодержца сербской земли и государства. С тех пор Стефана стали называть Первовенчанным Королём всех сербских земель, ибо только от Святого Саввы истинное царство пришло к Стефану и его преемникам Неманичам.

Сава Неманич был одним из самых образованных и культурных людей того времени не только в сербских землях, но и на европейской земле, а возможно, и за её пределами, ведь за свою жизнь он посетил множество стран, и, конечно же, Святую Землю. Он встречался со многими королями, императорами, другими народами, в том числе и нехристианскими. Он оставил глубокое, неизгладимое впечатление на всех. Современники отзывались о святом Савве с величайшим уважением, ещё задолго до того, как сербский народ это осознал. Не говоря уже обо всём, что он сделал для своего народа. Он был великим врачом, прекрасно разбирался в медицине, помимо святилищ, строил школы, приюты, больницы для своего народа. Он был также великим писателем, его труд – одно из величайших произведений нашего Средневековья – «Житие святого Симеона Мироточивого».

 

Пытались исключить святого Савву Сербского из некоторых начальных школ Сербии! Почему?

 

Я бы сказал, что это проявление крайней ограниченности и неуважения к нашим высшим ценностям со стороны представителей так называемых других народов, которые в то же время хотят, чтобы всё уважалось у «них», но при условии, что всё самое святое для нас, для сербской истории и будущих поколений будет отвергнуто. Я бы также сказал, что это вопрос зависти и ревности, и это всегда является причиной многих зол. Такие люди глубоко сознают величие святого Саввы. Такие люди хотели бы заменить нашего великого святого своими нынешними политиками.

 

Стефан Неманя, или святой Симеон Мироточивый, также оставил глубокий след в нашем существовании.

 

Святой Симеон Мироточивый был зачинателем той светлой эпохи, освященный нашим святым Саввом. Некоторые историки считают, что святой Симеон Мироточивый был основателем сербского государства. Я бы с этим не согласился. Стефан Неманя был сербским правителем области в пределах Византии. У него есть своё величие, но у него не было того величия, которое было у его младшего сына Растко (св Савва). Он не был ни основателем церкви, ни основателем государства. Всё это сделал святой Савва. Но когда я посмотрел  сериал о Неманичах, я испытал отвращение. Я говорю это как хороший знаток средневековой Сербии, и особенно роли и личности святого Саввы и святого Симеона Мироточивого. Человек, который видит, насколько унижены сербский народ и его история в этом сериале, должен спросить себя: кто стоит за этим сериалом?! Я пришёл к выводу, что эти люди не имеют никакого отношения к нашей древней сербской традиционной культуре, к нашей вере, духовности, к нашему золотому Средневековью. Автор, сценарист и режиссёр сериала о Неманичах до этого момента создавали совершенно поверхностные развлекательные шоу. Сериал о Неманичах – это странный проект, сознательно задуманный для того, чтобы уничтожить, унизить и обесценить то, что для нас, сербов, самое важное, самое дорогое, самое святое. Даже сегодня я не понимаю, КТО стоит за всем этим?! Кто эти люди из тени, которые публично хотели унизить наши главные ценности и нас как народ?! И, к счастью, им это не удалось – потому что народ, возмущенный, смотрел на это с отвращением. Так что их проект не состоялся. Им не удалось унизить нас, ни святого Симеона Мироточивого, ни святого Савву, ни короля Стефана Первовенчанного – наши светлые и святые личности, которые живут сегодня в нас, в нашей любви и в нашей памяти. Мы по-прежнему живем и будем жить как народ в духе наших великих предков.

 

Многие, даже после многочисленных изданий на более чем 30 языках, всё ещё считают, что книга «Завещание Стефана Немани» – это творение самого святого Симеона Мироточивого, а не ваше!

 

Миле Медич

 

Если бы мне пришлось представить всё своё творчество, то в центре была бы – книга «Завещание Стефана Немани». Это наследие, которое он нам оставил. Важнейшие черты, особенности нашего существования в этом мире, которые создавались веками. Это, конечно же, наследие земли, на которой мы живём. Мы не живём в воздухе, и нет народа, который не жил бы на своей земле, и у него есть свой собственный язык, своя природа, культура, искусство, и, следовательно, наследие языка, любви, песни, имени, славы, крови.

Моя последняя работа, «Книга о бессмертии», как раз и говорит о многомерной и непостижимой миссии святого Саввы. Это вторая книга о его жизни. Название оригинальное, конечно же, сербское – язык, на котором говорил и писал Святой Савва. Это моё полное введение в сербское Средневековье. В книге рассказывается не только о Святом Савве, в ней вы можете прочитать о Средневековье, его величии, миссии, красоте, духовности, жизни, обо всём, что было создано и продолжает пульсировать в нас и с нами, а остальное сохранилось до наших дней. Книга о бессмертии сербского народа очень важна для меня. Это драгоценность, которую я оставлю своему народу в конце жизни.

Беседовала  Биляна Живкович

Интервью было записано в 2022 году.

***

Медич Миле родился в 1933 году в г. Книн (Хорватия). Литературоведение и языкознание изучал в Загребе (столица Хорватии), защитился в Белградском университете. Часть литературных трудов Миле Медич посвятил малой родине: роман-поэма «Камень с Динары», «Книн Краина» (о дискриминации, изгнании и уничтожении сербского народа в 1991–1995 гг.). Миле Медич черпал вдохновение и в золотом сербском средневековье династии Неманичей, создав выдающиеся литературные произведения: «Венки Неманичей», «Завещания Стефана Немани» (лучшее произведение сербской литературы за последние полвека), роман «Многая лета». Серьезное внимание Медич уделял сербскому языку. Его книги «Нашествие иностранных слов на сербский язык» (в 2000 году получила премию «Нолита»), «Обманы и заблуждения защитников сербских слов» были приняты широкими слоями народа как призыв к защите сербского языка. В труднейшие времена Медич основал драгоценную «Языковую трибуну» в Союзе литераторов Сербии. В соавторстве с супругой Лелой им была написана замечательная книга «Сербские имена — сербским детям» о происхождении, значении и древности 7500 имен. В разные годы им созданы путевые заметки «Канадский род Неманичей», трактаты и статьи о литературе, изобразительном искусстве, театре, иных сферах культуры и жизни народа Сербии. В августе 2022 года Миле Медич отошел в мир иной.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Биляна Живкович
Традиционные ценности, семья и право на жизнь каждого ребёнка
Общество православных женщин Сербии под Покровом России организовало Международный сербско-русский форум
20.03.2025
У нас нет другого пути, кроме как объединиться!
Мы всегда в наших сердцах будем нести свет мира
13.01.2025
Века с липами шепчутся
В старинной церкви Св. Николая в Бане близ Прибоя
11.12.2024
Мы пережили всё, что НАТО – наши общие враги
– хотели сделать с Россией
02.12.2024
Все статьи Биляна Живкович
Последние комментарии
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:32
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 20:25
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.09.2025 18:23
Фантазия или реальность?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.09.2025 17:22
«Освежить голову вежеталем… и умереть»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:34
«Без импорта и экспорта Израиль не продержится и года»
Новый комментарий от Русский Иван
18.09.2025 13:02
«Будущее Отечества в руках Учителя»
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 12:55