События последнего времени свидетельствуют о том, что идея о создании стратегического окружения России не канула в лету и не утратила своей актуальности. Напротив, она обрела новый импульс и возможности для её реализации на практике.
Как это не парадоксально (хотя и вполне закономерно), триггером обострения угроз безопасности России стал ее еще недавно считавшийся «стратегическим союзником» – Азербайджан – очередное государственное образование, созданное Россией и функционирующее в значительной мере, благодаря России.
Парадоксально, потому что с Азербайджаном и всем тем, что связано с ним и его диаспорой на территории России, на протяжении последних десятилетий «носились» как с каким-то сокровенным сокровищем. Преференции, которыми их наделили в России, носили и носят запредельный характер. Все то, что приносило и приносит прибыль при минимальном вложении усилий: рынки, рестораны, магазины, «крокус-центры», «фудсити» и прочее, оказалось под контролем азербайджанской диаспоры.
Очевидно, что во многом экономическое благополучие современного Азербайджана базируется не только на торговле нефтью и газом, но и на торговле помидорами и другими овощами и фруктами в России. Азербайджанский торговец продемонстрировал поистине чудеса оптово-розничной торговли, как плодоовощной продукцией, так и ширпотребом. В итоге практически все рынки в России, особенно в центральных регионах, – это фактически этнически азербайджанские рынки.
Одновременно с этим осуществлялась и осуществляется скупка наиболее прибыльных активов в недвижимости в столице и других городах России, а также в прибыльных секторах экономики.
Казалось бы, чего им ещё не хватало? Все у них, как говорится, было, и ничего им за это не было.
Оказывается не хватало еще многого. Самое главное у них не было возможности открыто и явно пакостить России. Тайно или подспудно эти процессы происходили, едва ли не с момента прихода к власти в Азербайджане клана Алиевых. Чего, например, стоит подписанный Г. Алиевым 20 сентября 1994 года в Стамбуле так называемый «контракт века», предусматривающий не только разработку трех нефтяных азербайджанских месторождений без участия России, но и строительство нефте- и газопроводов в обход России[1].
Одним из обоснований заключения данного контракта было то, что Россия якобы не контролирует территорию Чечни, через которую пролегали трубопроводы в Новороссийск. Это спровоцировало российское руководство, находившиеся в тот период под сильнейшим влиянием нефтегазового лобби, начать неподготовленную военную операцию по установлению контроля над Чечней – так называемую «первую чеченскую кампанию». Конечно же, вины азербайджанского руководства в начале и ходе первой чеченской кампании нет. Она целиком лежит на российском руководстве начала 90-х годов. Но тот факт, что в ходе самой кампании чеченские боевики использовали территорию Азербайджана как тыловой район, а также в качестве транзита для пополнения своих рядов экстремистами с Ближнего Востока и Центральной Азии, вооружений для них и наркотрафика, безусловно, есть. При этом в боевых действиях против российских Вооруженных Сил принимали непосредственное участие и выходцы из Азербайджана, точно так же как и сейчас, они воюют против наших войск в зоне СВО.
Помимо этого, территория Азербайджана при попустительстве его руководства использовалась различного рода разведками и спецслужбами недружественных России стран от Израиля и Турции до Британии и США.
Такой у нас оказался «стратегический союзник» – союзник, к которому нельзя поворачиваться спиной.
Закономерность данного развития ситуации объясняется тем, что у нас небрежно относятся к истории и историческому опыту. Поведение Азербайджана подтвердило справедливость определённой еще в конце XIX столетия Александром III константы. У России всего два союзника, – любил говорить император своим министрам, – наша армия и флот. Все остальные при первой возможности ополчатся против нас». Столь категоричный вывод Александра III был основан на объективной оценке мировой политики того времени и отношения к России в первую очередь тех стран, которые были обязаны России своим физическим существованием – Австрии, Англии, Болгарии, Италии, Франции и т.д.
В своё время Россия дорого заплатила за милосердное отношение к странам и народам, нуждавшимся в её защите и помощи. И как итог все эти «спасённые» ей же и «нагадили», как в Крымскую войну, так и в последующую, первую мировую.
Дорого она заплатила за спасение народов Европы и во Второй мировой войне. И, вновь в очередной раз спасённые Россией субъекты и объекты подняли визг на всю Планету, обвиняя СССР в агрессивности и уравнивая его с нацистской Германией. Но если с беспамятной Европой все уже давно понятно, также как и с отколовшимися от СССР прибалтийскими лимитрофами, то обвинения в адрес СССР и советского солдата со стороны представителей ряда постсоветских стран, таких как Азербайджан, мягко говоря, кощунственны, поскольку речь идет об обвинениях своих же предков.
Как же эти новоявленные манкурты в глаза будут им смотреть на том свете? Думается, что вопрос, конечно же, риторичен, но вполне уместен, поскольку он демонстрирует уровень деградации государства, созданного Россией.
Территория современного Азербайджана сформировалась в результате русско-персидских войн XIX столетия, по итогам которых Россия последовательно отвоевывала азербайджанские ханства у Ирана. Так, в частности, длившаяся почти десять лет, война закончилась подписанием Гюлистанского договора 1813 года. Согласно договору, Персия признавала переход к России части современного Азербайджана, где находились ханства Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства. Следует отметить, что условия Договора, по сути, констатировали сложившийся статус-кво, поскольку все эти государственные образования уже находились в составе России. Причем большая часть из них в состав России вошла добровольно[2].
Вторая русско-персидская война (1826 – 1828) завершилась подписанием Туркманчайского договора, по которому Россия получила Нахичеванское ханство, Ордубадский округ и другие территории.
В итоге все эти административные образования в последующем трансформировались в 1924 году в Азербайджанскую ССР, ставшую предтечей современного Азербайджана.
Думается, что если бы не победы русского оружия в войнах с Ираном, а также не предоставление союзной автономии (28 апреля 1920 года), а затем и суверенитета, в 1991 году, едва ли на политической карте мира существовало бы такое государство, как Азербайджан. При том, что южнее, в Иране, значительно большая часть территории заселена азербайджанцами (иранскими), без какой-либо автономии.
Сам факт исторической благотворительности России, как оказалось не пошёл ей на пользу, в том числе и в случае с Азербайджаном, развернувшим в последнее время дичайшую русофобию, характеру, содержанию и уровню которой нервно завидуют прибалтийские «тигры» – Эстония, Латвия и Литва, а также примкнувшая к ним Украина – антиРоссия.
Фактически на южном, кавказском, направлении мы получили очередную антиРоссию, а заодно и «второй антироссийский фронт», о котором мечтали бывшие главы администраций США и НАТО, вместе с главой Еврокомиссии У. Ляйн и от которого в своё время отказалось руководство недружественной России Грузии. Руководство же нашего «стратегического союзника» – Азербайджана – эту бредовую идею подхватило с энтузиазмом и приступило к исполнению.
Более того, азербайджанское руководство наделило себя правом открыто хамить России и ее руководству, шантажировать, дискредитировать и унижать ее граждан. Причем это осуществляется как со стороны официальных лиц, так и различного рода ЛОМов (лидеров общественного мнения). Чего стоит, например, истерика азербайджанских официальных лиц о потерпевшем крушение 25 декабря 2024 г. в Актау самолете. Еще до обнародования каких-либо результатов, И. Алиев в хамской манере оскорбил и Россию, и её руководство. Летчики же потерпевшего крушение самолета были награждены высокими наградами. Хотя тот факт, что экипаж направил свой самолет в район, где в тот период осуществлялось отражение атаки украинских БПЛА, а затем с неисправностью на борту отказался от экстренной посадки в ближайшем аэропорту (в Махачкале), а тянул неисправный самолет на аэродром в Актау в Казахстане за сотни километров от происшествия, вызывает, конечно же, массу вопросов. На эти вопросы должна была ответить расшифровка и черных ящиков, и анализ переговоров с диспетчерами аэропортов. Когда же все-таки стало известно о том, что неисправность не имеет отношение к поражению ее средствами ПВО России, руководство Азербайджана, как будто «воды в рот набрало». Мужества, извиниться за оскорбление России, у азербайджанских официальных лиц, явно не хватило, равно как и элементарного такта и этики. Более того, неудовлетворенность итогами расследования азербайджанской стороны, свидетельствует о том, что его итоги явно не отвечали их интересам – назначить Россию виновной и ответственной за авиакатастрофу.
Сам по себе инцидент с разбившимся авиалайнером, таким образом, стал желанным поводом для нагнетания антироссийской истерии и реализации антироссийского внешнеполитического курса Азербайджана. Был бы объект для ненависти, а повод для ее открытого проявления всегда найдется. Он и нашелся.
Конечно же, ситуация с авиакатастрофой трагична, и она вызвала сочувствие и сопереживание в российском обществе. Именно поэтому очевидно: в России крайне и необоснованно терпимо отнеслись к оскорбительным заявлениям И. Алиева. Тогда, в декабре 2024 года, казалось, что данный инцидент всего лишь трагическая случайность, которая не сможет поколебать курс на стратегическое партнерство, договоренности о котором были заключены менее чем за 4 месяца до трагической авиакатастрофы в Актау.
Увы, случайностью, а точнее блефом со стороны Азербайджана, оказалось подписание им декларации о стратегическом партнерстве и стремлении развивать добрососедские отношения. Руководство Азербайджана в данном случае повело себя как «союзник», к которому нельзя относиться с доверием.
Свидетельством тому стал целый ряд антироссийских акций, на которые ранее не принято было обращать внимание.
Прежде всего, это целый ряд антироссийских и даже русофобских заявлений, как самого И.Алиева, так и его окружения, ставших системными и систематическими с конца 2024 года. Аналогичным образом выстроены сетка телевещания и контент информационных ресурсов.
Одновременно с этим был осуществлен ряд антироссийских дискриминационных акций, таких, например, как закрытие «Русского дома» в Баку, работавшего там с 2009 года. Формальным поводом этого стало отсутствие перерегистрации по новому азербайджанскому законодательству, затягиваемому самой же азербайджанской стороной, а также надпись на фасаде на русском языке. Примечательно, что закрытие Русского дома в Баку совпало с установкой памятника в Москве Г.Алиеву. Как говорится, нарочно не придумаешь.
Но если «ору» о сбитом самолете и других бедах и обидах Азербайджана от создавшей его России еще можно найти какое-то обоснование, то открытая и демонстративная поддержка неонацистского киевского режима явно не вписывается ни в стратегическое, ни в какое-либо иное партнерство и сотрудничество. Это откровенно враждебная политика.
Русофобия, развернувшаяся в Азербайджане с декабря 2024 года, по сути, фактически сопоставима с антироссийской истерией после «революции гiдности» на Украине февраля 2014 года, с которым в последнее время у Азербайджана сложились по-настоящему союзнические отношения.
Долгое время азербайджанское руководство опасалось проводить политику поддержки киевского режима. Как правило, поставки вооружения и боеприпасов для ВСУ осуществлялись в скрытом режиме через подставные фирмы.
Со временем страх прошел, и уже с конца 2024 года Азербайджан стал одним из наиболее значимых спонсоров киевского режима. Так, в частности:
- Азербайджан отправлял Украине авиабомбы. Боеприпасы через Судан и Польшу доставляла на Украину организация при Министерстве оборонной промышленности Азербайджана – CIHAZ Industrial Association. Сделка шла в сотрудничестве с «Укрспецэкспортом».
- Азербайджанские МиГ-29 были переданы Украине и приняли активное участие в контрнаступлении украинских сил на южном фронте против России.
- Украинские СМИ подтвердили поставки Азербайджана Киеву управляемых авиабомб QFAB-250 LG для самолётов Су-25[3].
Помимо этого, весьма значимыми были поставки нефти и нефтепродуктов для ВСУ.
После же того, как ВКС России нанесли ракетно-бомбовые удары по Кременчугскому, а также ряду других нефтеперерабатывающим заводам, где, как оказалось, перерабатывалась азербайджанская нефть, в Азербайджане вспыхнула настоящая русофобская эпидемия. Во многом это объясняется тем, что для кого-то война – это война, а для кого-то «мать родна», на которой можно «хорошо погреть руки», что в общем-то и реализуется не только «коллективным Западом», но и Азербайджаном.
Ситуация фактически взорвалась после ареста в Екатеринбурге 27 июня 2025 года членов азербайджанской ОПГ, подозреваемых в убийствах. По версии следствия, фигуранты, входившие в состав этнической преступной группы, причастны к ряду эпизодов убийств и покушений на убийство, совершённых на территории города Екатеринбурга в 2001, 2010, 2011 годах. Несколько подозреваемых уже дали признательные показания, сотрудничают со следствием, проведены обыски по местам проживания указанных лиц,
Между тем, Баку обвинил Россию в этнических чистках, ксенофобии, шовинизме и добром десятке других грехов, а также потребовал наказать русских силовиков. Оказывается, российские правоохранительные органы не имели право трогать преступников, только потому что они являлись азербайджанцами, хотя и гражданами России. Ситуация во многом воспроизвела подобие кампании «BLM», но только с азербайджанским оттенком, поскольку очевидными оказались требования неприкосновенности преступников вследствие их этнической принадлежности (в данном случае азербайджанской). Налицо факт не только вмешательства во внутренние дела России, но и прямого покровительства деятельности преступной этнической группировки.
В защиту членов этнического бандформирования выступили как официальные лица и структуры, в том числе МИД Азербайджана, так и отдельные общественники и журналисты. Ряд из них, из категории наиболее одиозных, потребовал даже сжечь российское посольство[4]. Несмотря на очевидный экстремизм, в Баку никак не отреагировали на этот призыв. Точно также было и проигнорировано и другое не менее экстремистское и провокационное заявление некой Айгюн Аттар, председателя правления Фонда дружбы, сотрудничества и солидарности Турция-Азербайджан, призвавшей «всех людей, особенно около трёх миллионов азербайджанцев, проживающих в России, выйти на протест»[5]. Все это относится к категории действий, формирующих общественное мнение в Азербайджане.
Поэтому неприятие соответствующих мер, очевидно, отражает интересы официального Баку по выстраиванию враждебного внешнеполитического антироссийского курса.
Очевидно, что в настоящее время и в ближайшей перспективе едва ли у кого из общественников-журналистов или т.н. «дружбистов» получится спровоцировать погромы русских и массовые беспорядки в России, но в полной мере исключать развитие ситуации подобного рода сценария нельзя, особенно с учетом сумгаитских погромов 1988 года, а также «черного января» 1990 года, следствием которых стала массовая эвакуация из Азербайджана не только армянского, но и русскоязычного населения.
Основанием для опасения за безопасность русскоязычного населения стали и последние действия азербайджанских властей. Так, в частности, в ответ на зачистку этнической криминальной группировки в Екатеринбурге в Баку были арестованы релоканты из России, а также граждане РФ различного рода айтишники и обыкновенные туристы по обвинению в наркоторговле и прочих преступления. Абсурдность задержаний и обвинений очевидна: слишком уж притянуто было их задержание к зачистке екатеринбургской группировки.
При этом азербайджанские власти намеренно продемонстрировали полное игнорирование каких-либо гражданских и человеческих прав. Демонстрация кадров с показательным задержанием и передвижением на полусогнутых ногах, очевидно, во многом напоминают кадры из иракской тюрьмы Абу-Грейб, во время контроля ее американцами в 2003-2004 годах.
Едва ли кто в мире, в России и Азербайджане поверили в обоснованность этих обвинений. Но азербайджанским силовым структурам, очевидно, это и не нужно было.
И, конечно же, запредельным стало жестокое задержание журналистов издания «Спутник-Азербайджан». Задержали только потому, что это были российские граждане и российские журналисты. Таков оказался ассиметричный азербайджанский ответ: за арест уголовников будут арестованы журналисты и туристы. А это уже признак тоталитарного государства.
Все это, очевидно, является следствием своего рода головокружения от успехов, гипертрофированного преувеличения своей победы в Карабахе. В результате руководство Азербайджана осознало свою значимость и свое величие и, соответственно, право диктовать условия не только Армении, но и другим странам (за исключением Турции), в том числе и России.
Эпичность победы, равно как и заслуги азербайджанской вооруженных формирований, в составе которых были и террористические группировки из Сирии, в войне в Карабахе, мягко говоря, завышены.
Во-первых, неоценимую военную помощь Азербайджану оказали турецкие военные специалисты, обеспечивавшие подготовку, планирование и проведение операций, а также использование турецкого вооружения, в том числе БПЛА. По сути, дела именно в Карабахе отрабатывался сценарий взаимодействия НАТО с вооруженными формированиями государств постсоветского пространства, реализованного в последующем на Украине.
Во-вторых, очевидно, что ключевую роль в поражении карабахских армянских формирований сыграл премьер-министр Армении Н. Пашинян, прельщенный перспективами евроинтеграции. По сути, Карабах был сдан Арменией Азербайджану, его поражение было спланирована и обеспечено, в том числе официальными структурами Армении. Примечательно в этом плане заявление самого Н. Пашиняна в оценке этих событий: «Мы не потеряли Карабах, мы обрели армянскую государственность».[6] За этим витиеватым пассажем скрывается позиция умиротворения агрессивного сопредельного государства, аналогичная той, которую занимали в предвоенный период лидеры Англии и Франции (Н.Чемберлен и Э. Даладье), отдавая Гитлеру в ходе Мюнхенского сговора 1938 года Судетской области Чехословакии. Разница лишь в том, что Н. Чемберлен и Э. Даладье отдавали чужую территорию с чужим для них населением. Н. Пашинян отдал Азербайджану территорию с преимущественно армянским населением. В этом плане он, конечно же, превзошел своих невеликих предшественников, но зато фактически воспроизвел итог операции «Умиротворение». Этот итог в свое время достаточно образно прокомментировал У. Черчилль, подводя итог действиям Н.Чемберлена в Мюнхенском сговоре словами: «те, кто при выборе между войной и позором выбирают позор, в результате получают и войну, и позор». Слова эти оказались пророческими. Уже через год после Мюнхенского сговора в Европе началась Вторая мировая война, а в июне 1940 года прекратила существование Франция – один из умиротворителей агрессора. А затем и смертельная угроза нависла и над Англией, от неминуемого поражения которой спасло нападение Гитлера на СССР. Примечательны в этом плане слова того же У.Черчилля 22 июня 1941 года: «Теперь он себе свернет шею».
История, таким образом, повторяется. Но уже, как и положено, в виде фарса. Фактически сдав Карабах без сопротивления с преимущественно армянским населением, Н.Пашинян надеялся, что тем самым он устранит все препятствия для налаживания отношений не только с Азербайджаном, но и с ее куратором – Турцией.
Между тем, своим отказом от Карабаха Н. Пашинян лишь открыл череду уступок Азербайджану не только карабахских, но и собственно армянских территорий. И первой территорией в этой череде будет так называемый сюникский коридор – 35 километров территории Сюникской области Армении разделяющей азербайджанскую Нахичевань и, соответственно, Турцию с Азербайджаном.
Есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе сюникский коридор будет отторгнут от Армении, или вследствие добровольного отказа от него Н. Пашиняна, или же силовым способом. Возможна также передача этой территории под аутсорт – внешнее управление, или аренда. В любом случае, вслед за Карабахом Армения утратит и Сюник, а затем и следующие свои области.
Просчет в данном случае был очевиден, поскольку произошло то, о чем в свое время предупреждал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли: «Уступая угрозам в надежде избежания войны, мы не достигнем цели, потому что тот, перед которым мы так явно сробели, не удовольствуется первой уступкой, потребует других и будет тем притязательнее, чем больше будет встречать уступчивости».[7]
Все это дает основание полагать, что начинается новый этап операции «прощай Армения».
Очевидно, что в небольшом выигрыше от развития ситуации и Азербайджан. По крайней мере, если победа и была достигнута, то эта победа для Азербайджана оказывается «пирровой».
Тот недолговременный период его суверенитета, очевидно, также подходит к завершению. Уроки истории ни чему не учат не только армянских, но и азербайджанских политиков. Особенность суверенитета Азербайджана заключается в том, что он находится под фактическим патронам Турции. Еще со времен правления в Азербайджане Алиева-старшего, в обиходе в отношениях с Турцией реализуется принцип «два государства – один народ». На данном этапе реализация данного принципа на практике обоюдовыгодна.
Для Азербайджана Турция – это не только патрон, но и возможность выхода «в свет» – в большую мировую или по крайней мере, европейскую, политику. Для Турции же Азербайджан является звеном и инструментом реализации пантюркистских устремлений а Закавказье и Центральной Азии.
В настоящее время интересы Турции и Азербайджана совпадают, в том числе в реализации политики сдерживания и противодействия России в Черноморско-Кавказском регионе и на Ближнем Востоке, а также ее стратегического окружения, реализуемого США и НАТО.
Вопрос в том, как долго эти интересы будут совпадать и, соответственно, как долго данный политический мезальянс будет существовать.
Едва ли Турции нужен будет в какой-либо перспективе независимый от ее воли и интересов Азербайджан, тем более в качестве регионального лидера в Закавказье. К тому же у этих двух стран есть и свои «боссы» – кураторы. Для Азербайджана – это Британия (по какому-то недоразумению называющаяся «Великой»), для Турции – США.
Поэтому реализуемый в настоящее время принцип «два государства – один народ» может быть трансформирован и преобразован в принцип «одно государство – один народ». И это будет не Азербайджан, это будет Турция, в которой Азербайджан растворится. А далее по новомодным лекалам «одна мова, одна вiра» и, соответственно, «один президент». В Азербайджане понимают опасность развития событий по данному сценарию и поэтому пытаются заручиться поддержкой других значимых региональных акторов. Речь, в частности, идет об Израиле, являющегося наиболее значимым союзником Азербайджана и в то же время конкурентом Турции.
В свое время в регионе и, в частности в Азербайджане, уже имело место подобного рода соперничество данных государств после ослабления в регионе позиций России.
Так, в частности, после капитуляции Турции в Первой мировой войне турецкие войска были выведены из Баку, а уже 17 ноября 1918 года в город прибыла военная миссия в количестве 1000 британских и 800 индийских солдат и полиции, а также представителей союзных держав Англии, Франции и США. Верховная власть в Баку стала принадлежать британской военной администрации во главе с генералом В. Томпсоном. В городе вводилось военное положение, запрещалось ношение оружия, а также проведение собраний и стачек. Особое внимание было уделено обеспечению порядка на нефтяных промыслах Баку, откуда британцы сразу же стали перекачивать нефть. Реквизиция нефтепродуктов стала одной основных целей британской оккупации. За время пребывания британских войск в Баку по распоряжению британского главного штаба было вывезено до 30 млн. пудов (500 тысяч тонн) нефти на сумму в 113,5 млн. рублей[8]. При этом ни копейки за эту продукцию правительство Азербайджана не получило, что, по сути, означало ограбление подмандантной территории. Следует отметить, что британцы не ограничивались только лишь реквизицией нефти, экспроприировались и другие товары и ценности.
Так, по распоряжению главного британского штаба 19 августа 1919 года из Баку была вывезена в Батум «часть ценностей Бакинского отделения государственного банка, заключавшаяся в процентных бумагах, принадлежащих государственному банку, во вкладах на хранение, заложенных процентных бумагах и других ценностях».
Таким образом, протекторат британской администрации почти 100 лет назад дорого обошелся правительству досоветского Азербайджана.
История, очевидно, повторяется. И сейчас в Азербайджане главным бенефициаром в плане добычи нефти и газа является «British Petroleum», интересы которой едва ли коррелируются с пантюркистскими устремлениями Турции.
Время покажет, кто из кураторов Закавказского региона одержит верх и, соответственно, чьи интересы станут превалирующими и определяющими для Азербайджана.
Для России же принципиально важно проводить рациональную и национально-ориентированную политику, как в отношении Азербайджана, так и подобных ему «стратегических союзников». Реальностью является тот факт, что большинство из них проводит потребительскую политику в отношении России, не забывая при этом дистанцироваться от нее в случае необходимости или попросту конъюнктурным соображениям.
То, что Азербайджан не союзник – это уже очевидный факт. По сути, таковым он никогда и не был и никогда не будет. Является ли он противником? Пока нет. Но в перспективе вполне может таковым стать. По крайней мере, современные азербайджанские элиты к этому готовы.
Это означает необходимость выстраивания соответствующего внешнеполитического курса в отношении этой страны.
Прежде всего, необходимо наведение элементарного порядка в миграционной политике. Тот факт, что практически каждый третий гражданин Азербаджана (порядка 3 миллионов) находится на территории России и формирует свое благополучие за ее счет и счет российских граждан, является необоснованной преференцией. Очевидно, что с учетом недружественного поведения азербайджанских лидеров, оставление безвизового режима с Азербайджаном, не обоснованно. Это тем более важно с учетом криминализации отдельных азербайджанских диаспор.
Важнейшим направлением обеспечения безопасности России является также наведение элементарного порядка в торговле азербайджанских мигрантов на российских рынках. Тот факт, что вся торговля осуществляется без какой-либо фиксации кассовыми аппаратами, является свидетельством грубейшего нарушения финансово-экономического законодательства России. Во-первых, эти доходы деньги никак не облагаются никакими налогами. А во-вторых, бесконтрольность финансовых потоков формирует «черный нал», используемый в последующем, в том числе и на противоправные действия.
Наконец, принципиально важным является принятие мер по предупреждению военно-политической эскалации ситуации в Каспийско-Кавказском регионе и исключения вовлечения во взаимоотношения стран региона с Россией нерегиональных государств.
[1] Первым таким нефтепроводом стал трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД).
[2] Так, в частности добровольно в состав России вошли в 1803 году Бакинское ханство, в 1805 году – Карабахское и Ширванское, в 1806 году – Кубинское. В 1804 году было завоевано Гянджинское ханство, а в 1806 году – Дербентское. Прим. автора.
[3] «Фуд Сити» и «Садовод» в обмен на «Русский дом»: Простое решение на экстремальное хамство Алиева. https://dzen.ru/a/Z6TutWvPGA64V68q.
[4] «Сжечь посольство РФ»: Азербайджан нацелился на разрыв отношений с Москвой. https://topcor.ru/61486-szhech-posolstvo-rf-azerbajdzhan-nacelilsja-na-razryv-otnoshenij-s-moskvoj.html?ysclid=mdb99ode8j311068271.
[5] Азербайджан вписался за этнических бандитов объявил России вендетту: Пока культурную и дипломатическую. https://dzen.ru/a/aGFZMu4Zhi0jHQIN?ysclid=mdb9j5bnxj17588612.
[6] https://dzen.ru/video/watch/68552f12f927ca6dea6fd48b
[7] Макиавелли Н. О военном искусстве. — М.: Воениздат, 1939. — С.16.
[8] АДР-100: Уход англичан из Азербайджана. https://ru.oxu.az/society/254867.
Бочарников Игорь Валентинович
Впервые опубликовано на сайте Научно-исследовательского центра проблем национальной безопасности