Ищите прежде Царствия Божия

Святитель Филарет, митрополит Московский, и Гоголь

0
199
Время на чтение 16 минут
Фото: Свт.Филарет (Дроздов)

 

Память 18 ноября/2 декабря

 

Святитель Филарет (в мире Дроздов Василий Михайлович), родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии. Он происходил из семьи потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года зачислен в Коломенскую Духовную семинарию, заканчивал образование в Свято-Троицкой Сергиевой лавре (Сергиев Посад). 16 ноября 1808 года пострижен наместником лавры архимандритом Симеоном в монашество с именем Филарет, а через несколько дней рукоположен в иеродиаконы. В декабре этого же года отбыл в Санкт-Петербург, где получил должность учителя рисования в Александро-Невском Духовном училище. В 1809 году посвящен в иеромонаха и определен на должность инспектора Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В 1811 году за «отличие в проповедовании слова Божия» пожалован наперсным крестом и возведен в сан архимандрита. В марте 1812 году, назначен ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. В 1816 году определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря. 5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан в епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1819 году перемещен в Тверь, возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода. В 1820 году – архиепископ Ярославский, но уже через год назначен архиепископом Московским и архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 1826 году возведен в сан митрополита. На Московской кафедре святитель Филарет пробыл сорок шесть лет вплоть до своей кончины в 1867 году. Погребен в южном пределе Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой лавры. В 1994 году канонизирован Русской Православной Церковью, память его совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.

Сочинения святителя Филарета издавались многократно большими тиражами. В 1855–1888 годах было издано многотомное «Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам», а в 1873–1855 годах – пятитомное издание проповедей – «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского». Проповеди его отличались глубиной мысли, знанием предмета и изяществом стиля.

Обладая острым и проницательным умом, прекрасной памятью и несомненным поэтическим талантом, святитель живо интересовался делами литературы и был лично знаком со многими русскими писателями. Московский литератор и биограф святителя Николай Васильевич Сушков вспоминал: «Постоянно следя за успехами нашей литературы по всем ее отраслям, он никогда не пренебрегал ни журналами, ни сборниками, замечая в них все замечательное, и был знаком с очень многими из наших писателей – от старейшего в его время Державина до юнейшего в литературной иерархии Гоголя»[1].

Известен отзыв святителя о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», переданный Сергеем Тимофеевичем Аксаковым в письме к сыну Ивану от 23 января 1847 года: «<митрополит> Филарет сказал, что хотя Гоголь во многом заблуждается, но надобно радоваться его христианскому направлению» (Гоголь в письмах и воспоминаниях С.Т. Аксакова)[2].

 

 

Гоголь внимательно следил за деятельностью святителя Филарета и неоднократно с ним встречался. В статье «О лиризме наших поэтов» (1846), вошедшей в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», Гоголь вспоминает стихотворение А.С. Пушкина «В часы забав иль праздной скуки...» (1830), написанное в ответ на стихотворное послание митрополита Филарета «Не напрасно, не случайно...», распространявшееся в списках. В свою очередь стихотворение владыки, как известно, написано в ответ на стихотворение поэта «Дар напрасный, дар случайный...» (1828). В марте 1845 года Гоголь, живший тогда во Франкфурте, обращается к своему парижскому знакомому Федору Николаевичу Беляеву с просьбой, чтобы протоиерей Димитрий Вершинский, настоятель русской посольской церкви в Париже, списал для него «стихи Филарета в ответ Пушкину». Беляев через графа Александра Петровича Толстого переслал стихотворение Гоголю[3].

24 января 1851 года в Одессе Гоголь у Репниных читал проповедь святителя Филарета «Ищите Царствия Божия!» По этому поводу Екатерина Александровна Хитрово (в ту пору воспитательница княжны В. В. Репниной-Волконской, дочери князя В. Н. Репнина-Волконского и княгини Е. П. Репниной-Волконской; позднее (в 1855 году) настоятельница сердобольных сестер и сестер Крестовоздвиженской общины в Симферополе) записала в своем дневнике 26 января: «Читал нам проповедь Филарета на Сергиев день на стих: „Ищите Царствия Божия“[4]. Как мило, радушно и простодушно он все пояснял! То на княгиню (имеется в виду Варвара Алексеевна Репнина-Волконская. – В. В.), то на меня посмотрит своими живыми голубыми глазами и скажет: „Слушайте! У него можно учиться! Он на деле все испытал; он не то, что придумал. Кто больше его занят? И удивительно, когда только он время находит, чтоб писать. Кажется, нет возможности найти свободной минуты, – а он доказывает противное!“ – Княгиня: „А разве он очень занят?“ – Гоголь: „А как же? А служение? А Синод и проч.?“ Филарет говорит о краже (то есть о несоблюдении. – В. В.) воскресных дней. Гоголь: „О, как это часто со мною случалось! А проку-то и не выходило; когда внутренно устроен человек, то у него все ладится. А внутренно чтоб устроенным быть, надобно искать Царствия Божия, а все прочее приложится вам“» (Гоголь в Одессе. 1850–1851. <Дневник Е.А. Хитрово>)[5].

 

Е. А. Хитрово, настоятельница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Худож. А. Дейнерт

 

Можно сказать, что евангельские слова о внутреннем устроении человека является краеугольным камнем религиозного миросозерцания Гоголя (впрочем, как и всякого христианина). В «Выбранных местах из переписки с друзьями» он писал: «Устроить дороги, мосты и всякие сообщения <…> есть дело истинно нужное; но угладить многие внутренние дороги, которые до сих пор задерживают русского человека в стремленье к полному развитию сил его и которые мешают ему пользоваться как дорогами, так и всякими другими внешностями образования, о которых мы так усердно хлопочем, есть дело еще нужнейшее. <…> В России давно бы завелась вся эта дрянь сама собою, с такими удобствами, каких и в Европе нет, если бы только многие из нас позаботились прежде о деле внутреннем так, как следует. О сем помыслите прежде, – сказал Спаситель, – а сия вся вам приложится“» (Занимающему важное место, 1845)[6]; «О главном только позаботься, прочее все приползет само собою. Христос недаром сказал: „Сия вся всем приложится“»[7]. Можно привести немало примеров из сочинений и писем Гоголя, где он вспоминает это изречение Спасителя.

3 марта 1851 года та же Е.А. Хитрово записала в своем одесском дневнике: «Княгиня было предложила читать Пушкина, но он (Гоголь. – В. В.) не согласился и ради Великого поста стал читать <митрополита> Филарета, „как все искали прикоснуться ко Христу“[8], что и нам возможно через Причастие»[9].

В гоголевском сборнике выписок из творений святых отцов и учителей Церкви содержится выписка «Благодеяния Божии (Филарета, митрополита Московского)», сделанная из журнала «Христианское Чтение»[10]. В бумагах писателя сохранилась также Слово святителя в день девятнадцатой годовщины восшествия на престол Императора Николая Павловича (1845), представляющее собой вырезку из газеты «Московские Ведомости», присланную Гоголю в Рим Ольгой Семеновной Аксаковой[11]. В записной книжке Гоголя отмечено: «<Митрополит> Филарет о русском народе: «В нем света мало, но теплоты много» (запись относится к 1849 году)[12].

В свои предсмертные дни, в Прощеное воскресенье 10 февраля 1852 года Гоголь просил графа А.П. Толстого, в доме которого он жил в Москве на Никитском бульваре, передать свои рукописи митрополиту Филарету, чтобы тот определил, что нужно печатать, а чего не следует: «Пусть он наложит на них свою руку; что ему покажется ненужным, пусть зачеркивает немилосердно»[13]. Граф не принял бумаг, опасаясь утвердить в нем мысль о смерти. С этого дня Гоголь перестал выезжать из дома.

Святитель Филарет был большим авторитетом для Гоголя и как богослов, писатель-аскет, и как духовный пастырь. Намерение довериться его суду не было для Гоголя новым. Ранее он не раз бывал у него (так, в конце 1849 года Гоголь, по совету Александры Осиповны Смирновой, посетил владыку вместе с композитором Алексеем Николаевичем Верстовским) и всегда отзывался о нем очень высоко. В записке к Степану Петровичу Шевыреву (от конца 1851 года) Гоголь замечал: «К митрополиту я хотел ехать вовсе не затем, чтобы беседовать о каких-либо умных предметах, на которые, право, в нынешнее время поглупел. Мне хотелось только прийти к нему на две минуты и попросить молитв, которые так необходи<мы> изнемогающей душе моей»[14]. Можно предположить, что Шевырев был обеспокоен намерением Гоголя говорить с московским святителем о втором томе «Мертвых душ».

Граф Толстой стремился употребить все возможное для исцеления больного: просил Московского гражданского губернатора Ивана Васильевича Капниста, которого Гоголь любил и уважал, уговорить его послушаться указаний медиков; ездил к святителю Филарету и рассказал ему об опасной болезни Гоголя. Владыка прослезился и сказал, что на Гоголя надо было действовать иначе: убеждать, «что его спасение не в посте, а в послушании»[15]. После этого он ежедневно призывал к себе протоиерея Иоанна Никольского, духовника писателя, и приходского священника отца Алексия Соколова, расспрашивал их о болезни Гоголя и поручил им передать, что просит его исполнять все назначения врачей (он не предполагал, что лечение это было мучительным и бесполезным). Но ничего не помогло.

Граф Толстой, видя критическое положение, созвал консилиум, который подтвердил диагноз профессора А. И. Овера, что у Гоголя менингит, и принял решение лечить его насильно. Врачи действовали следующим образом: больного сажали в теплую ванну и обливали холодной водой; ставили к носу пиявки, тело обкладывали горчичниками. С Гоголем обращались как «с сумасшедшим», как «с человеком, не владеющим собою». Об этом рассказывает, например, в своих записках доктор А. Т. Тарасенков[16].

Следует также иметь в виду, что многие современники Гоголя были уверены в том, что он умер от чрезмерного пощения, попросту говоря, уморил себя голодом. Впервые об этом объявил доктор Тарасенков. В дальнейшем, кто бы ни писал о последних днях жизни Гоголя, всегда обращался к запискам Тарасенкова, признавая ошибочным (что совершенно очевидно сегодня даже не медикам) диагноз менингит, но с доверием относясь к мнению Тарасенкова, по сути ничем не отличавшемуся от мнения других докторов.

Ошибка врачей, лечивших Гоголя во время его предсмертной болезни, заключается прежде всего в их неправильном представлении о том, что такое пост, вернее – в нецерковном к нему отношении.

Вот что сказал о посте, митрополит Московский Филарет 10 февраля 1852 года в «Неделю сыропустную», то есть в последнее воскресенье перед Великим постом; в этот день в церкви провозглашаются слова святого апостола Павла: «Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13: 14), то есть: «Облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». На полях принадлежавшей Гоголю Библии против этого места помета: «Облецытеся Господем Христом»[17].

«Чтобы верно воспользоваться сим наставлением апостола, – говорит святитель, – должно приметить в оном определенность мысли и точность выражения. Он не говорит: не делайте ничего угодного плоти, не прилагайте о ней никакого попечения, совсем не обращайте на нее внимания. По естеству, как он же говорит в другом месте, никтоже когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф. 5: 29). Плоть, или иначе, тело, с его чувствами, силами, членами, по назначению Создателя, есть орудие или слуга души. Работающему орудием надобно пещись, чтобы орудие было исправно. Господину надобно пещись, чтобы слуга имел силу и способность делать дело, на него возлагаемое. Так человеку надобно пещись о своем теле. Но говорит апостол: плотоугодия не творите в похоти, не делайте плоти такого угождения, которого требуют не природа и рассудок, а пожелания чувственные, не управленные разумом, прихотливые, страстные, необузданные, преобладающие. Потому что в сем случае плоть становится не только непокоривым слугою души, но даже властелином над нею, ее поработителем и мучителем.

Употребляй пищу и питие по требованию голода и жажды, для поддержания жизни, сил, здоровья: сего требует природа; сего не возбраняет закон; сего не отвергает здравое учение. Если и избранную пищу употребишь в праздник, в день радости, с благодарением Богу, дающему нам вся обильно в наслаждение (1 Тим. 6: 17): и в сем оправдает тебя притча, на трапезе благовременного веселия предлагающая тельца упитанного (Лк. 15: 23). Но дабы вслед за естественным услаждением вкуса не подкралась похоть, а за нею неумеренность, объядение, пиянство, сладострастие, – для сего и обыкновенное благоразумие советует, и врачебная наука вразумляет, и правило духовной опытной мудрости повелевает, вообще – отсекать нечто от количества пищи, требуемого чувственным пожеланием, особенно же в некоторые времена и количество пищи уменьшать, и качество ее изменять, отлагать утучняющее и согревающее, и употреблять легкое и прохлаждающее.

Закон духовный предписывает употреблять пост как оружие для отражения похотей плоти, давать пост и молитву, как крила, духу, для возвышения его к Богу. Впрочем, правило церковное, строгое против похоти, снисходительное к немощи, требует поста и осуждает непостящегося, кроме препятствия от немощи телесной (прав<ило> Апост<ольское> 69), следственно, позволяет облегчение поста, ради немощи телесной; и весьма справедливо, потому что немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть, укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следственно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе»[18].

Приведенные слова святителя могут служить прекрасным комментарием ко всем досужим разговорам о том, что Гоголь умер от пощения. Правильно понимаемый и исполняемый пост никак не может послужить причиной смерти человека. А о том, что Гоголь понимал пост в церковном духе, неопровержимо свидетельствуют его выписки из творений святых отцов. Вот несколько примеров.

«Обманывается тот, кто думает, что сущность поста состоит в уменьшении только телесной пищи. Ибо известно, нарушители правил истинной добродетели не получают от того никакой пользы. Изнурение тела бесполезно для тех, которые в сердце питают ненависть и в груди своей носят закоренелую злобу и мстительность, Бог не войдет в такое гнусное жилище. Не лишнее ли дело мучить тело голодом и жаждою, когда душа измучена и гибнет от пороков? И молитва и пост бесполезны для тебя, когда ты не украшен верою, надеждою и любовью» (Св. Ефрем Сирин)[19]; «Чтобы пост был настоящий – одного воздержания от пищи недостаточно. Будем поститься постом богоприятным. Истинный пост есть воздержание от пороков, обуздание языка, укрощение гнева и страстей, отложение злоречий, лжи, обмана, воздержание от сего есть истинный пост» (Св. Василий Великий)[20]; «Принимай на себя столько поста, сколько нести можешь. И пощение твое должно быть чисто, просто, нелицемерно, умеренно и несуеверно» (Блаженный Иероним)[21].

О том же говорят и пометы на принадлежавшей Гоголю Библии. «Пост не дверь к спасенью», – написал он карандашом на полях против слов святого апостола Павла: «Брашно же нас не поставляет пред Богом: ниже бо аще ямы, избыточествуем: ниже аще не ямы, лишаемся» («Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», 1 Кор. 8: 8)[22].

Святитель Филарет, конечно, не верил нелепым утверждениям, что Гоголь добровольно уморил себя голодом. По свидетельству Ольги Николаевны Смирновой, дочери Александры Осиповны, он писал ее матери: «У Николая Васильевича Гоголя было слишком много простоты, чтобы вдаваться в нелепый мистицизм и морить себя голодом. Из него старались изобразить какого-то фанатика-католика, не то раскольника. Не верьте слухам, и не смущайтесь сплетнями и рассказами об его кончине» (Свидетельства о Гоголе А. О. Смирновой и ее дочери О. Н. Смирновой)[23]. Обратим внимание также на дату проповеди: 10 февраля 1852 года. Как представляется, она также имеет отношение к Гоголю.

После кончины Гоголя рукопись его последней книги – «Размышления о Божественной Литургии» – какое-то время находилась у святителя Филарета. С. П. Шевырев, готовивший к печати сочинения Гоголя, оставшиеся после его смерти, сообщал Марии Ивановне Гоголь-Яновской, матери писателя, 21 февраля 1854 года: «Размышления о Литургии до сих пор находятся у митрополита, который обещался пропустить их и сам хочет исправить»[24].

Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, член Союза писателей России

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

[1] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. М., 2003. С. 859.

[2] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Полный систематический свод документальных свидетельств. Научно-критическое издание: В 3 т. Т. 2. М., 2012. С. 595.

[3] См.: Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем: В 17 т. Т. 13. М., 2009. С. 41, 77.

[4] Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6: 33).

[5] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 745–746.

[6] Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 6. С. 139–140.

[7] Там же. С. 111.

[8] Подразумевается «Беседа о прикосновении веры ко Христу» (1825).

[9] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 3. С. 749.

[10] См.: Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9. С. 81–84.

[11] См.: Там же. С. 751–756.

[12] Там же. С. 711.

[13] Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. Изд. 2-е, доп. по рукописи. М., 1902. С. 19.

[14] Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 15. С. 459.

[15] Тарасенков А.Т. Последние дни жизни Н.В. Гоголя. С. 23. Ср. слова П.А. Плетнева в письме к В.А. Жуковскому от 24 февраля 1852 года: «Граф поехал к митроп<олиту> Филарету, чтобы словом архипастыря подействовать на расстроенное воображение кающегося грешника. Филарет приказал сказать, что сама Церковь повелевает в недугах предаться воле земного врача. Но и это не произвело перемены в мыслях больного» (Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 1. С. 702).

[16] В 1898 году В.И. Шенрок, публикуя отрывки из рукописи А.Т. Тарасенкова, где приводились подробности жестокосердного обращения врачей с Гоголем, сделал следующие примечание: «В настоящее время, кажется, уже можно сообщить открыто о грубо‐доброжелательных насилиях над Гоголем врачей, собиравшихся на консилиум. Грустно и страшно думать, что врачи, желая пользы пациенту, по совершенному нежеланию и неуменью вникнуть в его внутреннее настроение, истязали его и только напрасно, но беспощадно, отравляли его последние часы, предназначавшиеся больным для приготовления к ожидавшей его великой минуте. Обращение некоторых врачей было таково, что более деликатный по природе Тарасенков содрогался от жестокого обращения товарищей с пациентом» (Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя: [В 4 т.] Т. 4. С. 862).

[17] Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9. С. 151.

[18] Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: В 5 т. Т. 5. С. 145–147.

[19] Гоголь Н В. Полное собрание сочинений и писем. Т. 9. С. 41.

[20] Там же.

[21] Там же.

[22] Там же. С. 152.

[23] Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. Т. 2. С. 307.

[24] Там же. С. 120.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Алексеевич Воропаев
Русский Гомер
«Тарас Бульба» как героический эпос
19.01.2025
Под защитой угодника Божия
Диканьский образ Николая Чудотворца и его значение в жизни Гоголя
18.12.2024
Поэт одиночества
К 120-летию со дня кончины А.П. Чехова
15.11.2024
Славянское «Добротолюбие» и русские писатели
Н.В. Гоголь, князь В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов
14.11.2024
Все статьи Владимир Алексеевич Воропаев
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Русский танкист
04.02.2025 01:37
Уход Державной
Новый комментарий от Vladislav
04.02.2025 00:08
Война «красных» и «белых» как антироссийский пиар-проект
Новый комментарий от Владимир С.М.
03.02.2025 21:02
США списывают Зеленского в утиль?
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 20:08
Николай Васильевич Гоголь – патриот Российской Империи
Новый комментарий от Рабочий
03.02.2025 18:26
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Денис Никонов
03.02.2025 18:24