Колокольный звон – музыка русской души

0
143
Время на чтение 14 минут
Фото: А.Александровский. Муром. На колокольне

Колокола – необходимая часть жизни христианской Церкви и принадлежность православного храма. Церковный звон - это великая духовная святыня: являясь молитвой в звуках, церковный звон связывает землю с Небом. Он ассоциируется с невидимым, непостижимым Творцом, уносит душу от мирской суеты ввысь, в горний мир и напоминает ей о скоротечности земной жизни и о жизни вечной. Рождая молитвенный настрой, звучание колокола укрепляет веру христиан, а в великие и воскресные праздники вселяет в них духовную радость, создает умиротворенное настроение. Звон колокола разносится далеко в воздухе, символизируя распространение Евангелия по всему миру.

Колокола появились на несколько веков позже христианства. До раннего Средневековья людей созывали на богослужение при помощи била – деревянной или металлической доски и колотушки.1 На Западе изобретение привычных для нас колоколов связывают с именем свт. Павлина Милостивого (353 – 431 гг.), епископа итальянского города Нола в провинции Кампания. В церковном предании сохранился рассказ о том, как однажды свт. Павлин прилег отдохнуть на поле, где росли колокольчики. Во сне он увидел, как с небес сходят ангелы, раскачивают цветы и те издают нежные серебристые звуки, похожие на ангельское пение. Придя домой, святой Павлин велел местному мастеру отлить колокол в форме полевого цветка. Так колокола по названию итальянской провинции стали называться «кампанами», а наука о колоколах – кампанологией. Позже в произведениях христианских богословов Средневековья зародилось представление о колокольном звоне как о гласе ангельском, призывающем на встречу с Богом.

На Русь колокола пришли одновременно с ее крещением. Во время раскопок на месте Десятинной церкви Киева, выстроенной князем Владимиром, в 1824 году были найдены два колокола, считающимися древнейшими на Руси. Первое летописное свидетельство о колоколах относится к самому началу ХI столетия (1066г., 3-я Новгородская летопись), когда колокола упоминаются при Новгородском храме св. Софии. Тогда же впервые стали звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме. В одной из летописей отмечалось, что колокола были «дивны слушаньем» и «глас их красен».

Первые колокола были привезены к нам из Западной Европы, и так же, как в Европе, колокольный звон создавался с помощью раскачивания самого колокола. Однако с ХУII века русские колокола стали давать звон посредством ударов подвижного металлического языка в неподвижный колокол.2 Древнейшие русские литые колокола были небольшими, совершенно гладкими и не имели никаких надписей. Постепенно русские мастера научились лить колокола больших размеров, и на них появились надписи: «Во всю землю изыде вещание их, и в конце вселенныя глаголы их», «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь», «Благовествуй, земле, великую радость, хвалите, небеса, Божию славу».

На Руси звон колоколов отличался особой красотой своего звучания. Колокола подбирали по весу и тембру, стремились к тому, чтобы у каждого колокола была своя, только ему присущая мелодичная звуковая окраска, что обеспечивало благозвучность всего колокольного ансамбля.

После нашествия монголов-татар колокольное дело в Древней Руси почти угасло и возобновилось только в 30-40-х годах ХIV века. Центром литейного дела становится Москва, а главной школой, готовившей кадры отечественных литейщиков, - московский Пушечный двор. Своего расцвета колокольное дело достигло при царе Иване Грозном. Русские колокола ХVI – ХVII вв. изумляли современников своими размерами и благозвучием. Иностранцы, посещая Московию, с удивлением и восторгом писали о русских колоколах.

Русские государи давали мастерам задания отливать гигантские колокола как символ мощи Русской державы и крепость православной веры. Так, например, в 1599 году царь Борис Годунов приказал отлить колокол для Успенского собора Московского Кремля в 33 тонны. Знаменитый Годуновский колокол, в то время самый большой колокол в Европе, был установлен на деревянной колокольне посреди Соборной площади Московского Кремля. Это был первый Царь-колокол. Чтобы его раскачать, требовались усилия 24 человек. Архиепископ Арсений Елассонский, посетивший Москву в царствование Бориса Годунова, писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире». В пожаре первый Царь - колокол рухнул оземь и разбился.

В 1654 году, по указу царя Алексея Михайловича, появился Большой Успенский колокол («Праздничный»), весом восемь тысяч пудов (1 пуд равен 16,38 кг), но от слишком сильного удара он разбился в том же году. Колокол снова перелили, и в 1674 году гигантский благовестник «был поставлен на станках, и был от него благовест в Господские праздники». Во время большого пожара в Кремле в 1701 году колокол упал и разбился, прослужив почти 50 лет. По указу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году был отлит колокол в 12327 пудов (почти 202 тонны). Достать из литейной ямы огромный колокол тогда не смогли. При пожаре 1737 года его поливали водой во избежание расплавки, однако из-за перепада температур у него откололся кусок весом 11,5 тонн. После этого Царь-колокол пролежал в литейной яме 100 лет, а в 1836 году, при царе Николае I был поднят, очищен и помещен на гранитном постаменте на Ивановской площади в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, где находится и по сию пору. Этот памятник русскому литейному искусству поражает современных туристов своей мощью.

При Петре I наступили не лучшие времена для колоколов: по указу царя они изымались из церквей для нужд армии. К маю 1701 года в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов, из которых отлили две сотни пушек. К концу ХIХ – начала ХХ вв. русские колокола приобрели всемирную известность. По количеству, весу и гармонии колокольных подборов российские звонницы превосходили все прочие в мире. В то время, наряду с традиционным, церковным звоном, получил некоторое распространение «концертный» звон, когда создавались целые музыкальные произведения - «колокольные симфонии».3

После прихода к власти большевиков церковные колокола замолчали. Одним из первых декретов безбожной власти был запрещен набатный звон, чтобы исключить призыв к выступлениям против новой власти. В течение нескольких лет было уничтожено или продано за границу громадное количество колоколов, имевших большую историческую ценность, уничтожено то, что Православная Русь бережно собирала и хранила несколько столетий. Было утрачено и колоколитейное искусство.

В постсоветское время музыка колоколов вернулась в жизнь России. Впервые после 70-летнего перерыва на Пасху 1992 года зазвучала главная звонница России – кремлевская колокольня Ивана Великого. В 1993 году на нее был поднят Большой Успенский колокол весом 4 тысячи пудов. В 1997 году были отлиты колокола для восстановленного храма Христа Спасителя, в 2004 году – Большой Царь-колокол для Троице-Сергиевой лавры. Теперь колокольный звон звучит и в мегаполисе, и в маленьком селе и, как и встарь, славит Бога. Постепенно возрождается и искусство литья церковных колоколов. В 1995г. основан Московский колокольный центр для подготовки церковных звонарей. В течение последних десятилетий проводятся всероссийские фестивали колокольного звона.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал, что Богослужение начинается с первым ударом колокола. Существуют разные виды церковного звона. Благовест – это мерные одиночные удары в один большой колокол. Потому и называется «благовест», что им возвещается «благая весть» о начале Богослужения. Он также сопровождает важнейшие моменты службы: например, на Литургии оповещает о чтении Евангелия и о совершении Таинства Евхаристии. Существуют различные виды благовеста: будничный или повседневный, постный, полиелейный, воскресный или предпраздничный, праздничный. Благовест к всенощному бдению особенно продолжителен – около 30 минут. Чем величественнее праздник, тем громче и чаще звучит благовест. Церковный устав считает благовест священнодействием, поэтому он сопровождается молитвенным чтением или пением в храме.

После благовеста слышен трезвон – это звон во все колокола. Это праздничный звон в три приема с краткими перерывами между звучанием каждой части. Он звучит на всенощном бдении, Литургии, выражая радость и торжество Православия. Трезвон как вид русского искусства сложился в ХУII веке. Праздничные звоны во все колокола («Красный звон»)4 исполняются при кафедральных соборах, в лаврах в Великие праздники и по случаю торжественных событий. Перезвон – поочерёдные удары в колокола - от большого до малого. Его совершают перед освящением воды в дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Перебор, или погребальный звон, – это поочередные удары в колокола от малого до большого - раздается на Страстной неделе и сопровождает похороны христианина.

Во все времена отливка колоколов была коллективным искусством, очень сложным делом, не допускавшим ошибок. Создатели колоколов считали свою работу священнодействием. Опыт литья колоколов передавался от опытных мастеров к начинающим литейщикам. Многолетний опыт показал, что оптимальный сплав для изготовления колоколов, так называемая колокольная бронза, – 80% меди и 20% олова. Как ни странно, но добавление серебра в сплав только ухудшает качество звона.

Русским колоколам присуща особенная насыщенность звука. Для православной традиции звона нехарактерно использование каких-либо достижений техники, например звон с помощью электрического часового механизма. Электронная автоматика никогда не заменит живого звонаря. Колокола по-настоящему запоют только тогда, когда к ним прикоснется рука православного звонаря, с молитвой исполняющего свое служение. Замечено, что звучание колокола зависит от образования звонаря, его духовного настроя; даже его характер отражается в звоне. Наши государи – Василий III, Иван Грозный - сами любили звонить в колокола. Талантливым звонарем был прославленный полководец А.В. Суворов. Будучи сослан Павлом I в имение Кончанское, он ежедневно посещал богослужения и так искусно звонил в колокол, что удивлял местного священника о.Федора.

Как прежде, так и теперь, колокола обязательно освящают по особому чинопоследованию перед поднятием их на колокольню.. В молитве благословения и освящения архиереем или священником испрашивается сила Божьей благодати для колокола.

Русский народ во все века с благоговением и почтением относился к колоколам и звону: внутренний, сакральный смысл звона был близок и понятен русской душе. Свидетельством тому являются созданные народом пословицы и поговорки, в которых отразилась народная мудрость: «Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню», «Услышь колокольный звон, и он вынесет тебя, как конь», «Без языка и колокол нем», «Колокол в церковь зазывает, а сам в церкви не бывает», «Первый звон – пропади мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон», «Звонаря обидеть – что жаворонка убить» и т.д.

На Руси к колоколам относились как к одушевленным существам: части их называли, как и части человеческого тела: голова, плечо, язык (ударную часть колокола уподобили живому голосу), уши (приспособления, за которые колокол подвешивался), губа. Им давали имена («Сысой», «Голодарь», «Лебедь», «Игумен Исайя», «Баран» и др.); победители могли брать их в плен, то есть захватывать в качестве трофея, как это сделал великий князь Иван III, который после присоединения Новгорода к Московскому государству лично увез вечевой колокол как символ независимости новгородской республики. Колокол могли наказать за «провинности» кнутом, приказать сбросить с колокольни на землю и разбить на куски, отрубить язык. Например, в 1595 году, после гибели в Угличе царевича Димитрия последовал бунт, в результате которого толпа произвела самосуд над 15-ю предполагаемыми убийцами. После подавления бунта Борис Годунов наказал и колокол, в который били в набат: его били плетьми, отсекли язык, отрезали ухо и сослали вместе с бунтовщиками в Сибирь, в Тобольск.

Колокольный звон на Руси был символом единения нации, он озвучивал все важнейшие события в государственной жизни наших предков. В былые времена звоном созывался народ на вече (народное собрание в Пскове и Новгороде); колокольным звоном встречали высоких гостей, например прибытие царя. В лихолетье набатным звоном призывали народ на защиту Отечества от нашествия иноплеменников. Каждая победа русского оружия отмечалась благодарственным молебном и ликующим церковным звоном. Набатным звоном оповещали население о пожаре или наводнении и прочих бедах. Звоном помогали заблудившемуся в ненастье путнику найти дорогу.

Во все времена колокольный звон мог заставить человека задуматься о своих поступках. Зафиксированы многочисленные случаи, когда впавший в отчаянье человек решает покончить жизнь самоубийством, но, услышав колокольный звон, идет в храм и после его посещения отменяет свое пагубное решение.

НАРОДНЫЕ ВЕРОВАНИЯ. На Руси в народе существовала уверенность, что колокольный звон отгоняет злых духов. Люди верили, что колокольный звон способен прекратить засуху и голод. Земледельцы были убеждены, что колокольный звон повышает урожайность. Запрещалось звонить в колокола только во время нереста (размножения рыб): не хотели тревожить рыбу. Некоторые документы свидетельствуют о том, что иногда колокола звонили сами по себе, что было, по мнению наших предков, предупреждением о грядущей войне или голоде.

«Глас Божий вызвонит из ада душу грешника» (Владимир Даль). И до нашего времени сохранилась у православных вера, что пожертвования на новый колокол облегчает участь души в загробной жизни. Наших предков удивлял тот факт, что при звучании храмовых колоколов птицы слетаются на него, а полевые мыши убегают прочь.

Издавна православные верили, что звучание колоколов очищает воздух в радиусе нескольких верст. Да и как было тому не верить, если тело свт. Новгородского митрополита Аффония (ум. 6 апреля 1652) не предавали земле одиннадцать недель, ожидая прибытия архиепископа Псковского и Изборского Макария, который должен был возглавить погребение. Тело митрополита Аффония поместили под колоколами в церкви Спасо-Хутынского монастыря, и оно не подверглось разложению, несмотря на жару.

В период моровых болезней (эпидемий) неустанно звонили в колокола, призывая на помощь Силы Небесные. Когда в 1771 году в Москве вспыхнула эпидемия чумы, императрица Екатерина II отправила из Петербурга в Москву войска под командованием графа Григория Орлова и огромный штат врачей. Орлов предпринял ряд санитарных мер по борьбе с эпидемией. Кроме того, на улицах приказал разводить огромные костры (в то время считалось, что чума передается воздушным путем) и изо всех сил звонить во все «сорок сороков» в течение трех дней подряд. Через несколько дней эпидемия стала отступать.

Давней русской традицией является лечение колокольным звоном ряда болезней. Известный фольклорист Александр Афанасьев писал: «В народе верят, что лучшим средством от головных болей и боли в руках является колокольный звон». В старину, когда у человека отнимался язык (парализация), то обливали водой колокольный язык и этой водой поили больного. Для излечения бесноватого его связывали по рукам и ногам и укладывали под колокол – благовестник, а затем несколько раз с силой ударяли в оба края колокола, после чего у одержимого стихали агрессия и злоба.

ФИЛОСОФЫ, ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ О КОЛОКОЛЬНОМ ЗВОНЕ

Колокольный звон в России – один из ярких символов русской национальной культуры, взращенной на духовной почве Православия, а потому его не могли обойти своим вниманием философы, поэты и писатели.

Замечательный русский философ Алексей Федорович Лосев в молодости служил звонарем, а в 20-е годы прошлого столетия был профессором Государственного института музыкальной науки. Будучи специалистом в области музыки и церковного звона, он заявлял: «Никакая симфония не сравнится с красотой отзывается в человеческом сердце высокими и значением колокольного звона». Философ В.Н. Ильин (1890 – 1974) писал в 1930 году: «…Колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, чистыми голосами трезвыми – духовно согревает его. Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил». 5

М.Ю. Лермонтов сравнивал значение своего творчества с ролью колокольного звона: его стихи звучали, «как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных». О колокольном звоне писали Ф.И.Тютчев, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.А. Фет, Н.С. Лесков, А.И. Куприн, Я.П. Полонский, Анна Ахматова, К. Бальмонт и др.

Писатели включали в свои произведения эпизоды с колокольным звоном в качестве художественной детали повествования. В повести «Тарас Бульба» (1835) читаем: «…Далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди, в которую мастер много повергнул дорогого чистого серебра, чтобы далече по городам, лачугам, палатам и весям разносился красный звон, сзывая равно всех на святую молитву».

В книге «Эхо родной земли. Двести лет одного русского села» Сергей Шмеман приводит воспоминания своего деда, Сергея Михайловича Осоргина, о селе Сергиевском Калужской губернии. «Мы слышали звон в церкви, так соответствующий той службе, к которой относится каждый звон: медленный, грустный, великопостный перезвон – в нем слышишь и «Господи и Владыко живота моего…», и «Да исправится…», и торжественный воскресный благовест». Гордостью всего села была Покровская церковь и её «серебряный» колокол. Его заказали после того, как предыдущий колокол дал трещину, и тогда его отправили для переплавки в Москву. Когда новый колокол был готов, то весивший около трех тонн колокол освятили и водрузили на колокольню. Помощник церковного старосты забрался наверх для первого звона. «Он крикнул: «Молись, ребята!» И вся толпа начала креститься, некоторые встали на колени. Дмитрий Евсеев раскачал язык – и раздался дивный, полный, могучий звон. Бабы от радости плакали, у мужиков слезы стояли на глазах…»

Мотивы колокольного звона встречаем в творчестве В.А. Никифорова -Волгина (1900 – 1941) (рассказы «Под колоколами», «Алтарь затворенный»). Так, герой рассказа «Алтарь затворенный» - монах-звонарь из лесного монастыря. Он один остался в обители: остальные насельники были расстреляны налетевшими на монастырь красноармейцами, либо сбежали в мир. Звонарь же продолжает исполнять свое монашеское послушание: неукоснительно звонит и к утренней, и к вечерней службе. Затем зажигает свечу перед затворенным алтарем и молится.

Когда сбрасывали колокола в Троице-Сергиевой лавре, писатель М.М. Пришвин ходил с фотоаппаратом и заснимал всё происходящее. Он также фиксировал в дневнике то, что случалось в те дни в Лавре. Вот что писал он в своем дневнике от 1 января 1930 года: «Как по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ему ничего худого не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю… Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его потащили тросами…»

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ

Колокольный звон – это музыкальное произведение особого рода, а колокол – единственный музыкальный инструмент, который сопровождает русское православное богослужение. Музыка колоколов звучит в произведениях отечественных композиторов - классиков: П.И. Чайковского (опера «Опричник» и увертюра «1812 год»), А.П. Бородина («Князь Игорь»), Н.А. Римского - Корсакова («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказка о царе Салтане»), М.И. Глинки («Жизнь за Царя»), М.Мусорского («Хованщина»), С.В. Рахманинова (симфоническая поэма «Колокола» и «Всенощное бдение»), Г.В. Свиридова (поэма памяти Сергея Есенина «Небо - как колокол») и др. Широко популярен в народе романс «Вечерний звон», созданный на слова православного поэта Ивана Козлова: «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он….»

КОЛОКОЛА В ПОЛОТНАХ ХУДОЖНИКОВ

Великолепие звона, написанного кистью на холстах, запечатлели художники: И.И.Левитан («Тихая обитель» (1890), «Вечерний звон» (1892); М.В.Якунчикова («С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря» (1891); Е.М. Чепцов («На колокольне»); И.С. Горюшкин-Сорокопудов («Упавшие колокола» (1930), Н.И.Зудов («Утро на колокольне» (2000г.), А.Е. Косничев «Ростовские звоны» (2004г.), А.В.Городничев («Медный колокол» (2008г.) и др.

Пусть величественный колокольный звон никогда не прекратит плыть над всем миром и торжественно и победоносно разливаться по обширным просторам нашего Великого Отечества! Пока звонят колокола, жива Святая Русь!

-------------------------------------------------------

1 Некоторые монастыри возрождают традицию звона в било. Например, било есть в Спасо-Елеазаровской женской обители, что близ Пскова.

2 В качестве примера современного употребления этого древнего способа звона можно указать на большую звонницу Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Звон в два самых больших колокола здесь осуществляется с помощью особых шестов, называемых очепами.

3 К.К. Сараджев (1900 – 1942), звонарь-виртуоз, обладавший уникальным музыкальным слухом, создавал колокольные «музыкальные симфонии». Он сделал нотную запись 317 звуковых спектров наиболее крупных колоколов всех московских церквей, монастырей и соборов.

4 Устойчивое выражение «малиновый звон» происходит от Малина – французского названия нынешнего бельгийского города Мехелена, который славился производством колоколов чистого, мягкого звучания. Петр I повелел установить такие колокола на звоннице Петропавловского собора Петербурга. Большевики их уничтожили, и воссоздать прежний звон удалось только с начала 2000-х: помогли мастера из того же Мехелина. В устной практике под «красным» звоном обычно подразумевается мастерское исполнение, красота, благолепие, что аналогично выражению «малиновый звон», ставшему его синонимом.

5 В.Н.Ильин, ж. «Путь», № 26, Париж, с.114.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Павловна Тоболова
Все статьи Мария Павловна Тоболова
Последние комментарии
Славный город Чебоксары
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 20:22
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
19.12.2024 20:22
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 20:11
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от С. Югов
19.12.2024 20:09
«На фронтах Украины сражается вся Русь»
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 20:03
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Владимир С.М.
19.12.2024 19:51
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
Новый комментарий от Дмитриев
19.12.2024 19:31