К 130-летию А.Лосева

0
553

 

1

Современный неоплатоник, Лосев толковал великие символы Платона в православном ключе, создавая стилистически выверенный мир образов, ядро которого было во всеединстве: том, что люди, подчинённые сему закону, очень слабо осознают, будучи заложниками самости и чрезмерного эгоизма.

 

Впрочем, вероятно, эгоизм заложен в нас генетически, как инстинкт самосохранения и необходимый порох для взрыва самореализации.

 

Здание, выстраиваемое Лосевым, имело и декоративные элементы, но главным были несущие конструкции: типология различных фактических форм искусства, и уточнение философских принципов, на которых держится вся архитектурно-стилистическая конструкция.

 

Глобальный комментатор плодов мирового духа, Лосев входил в пещеры и лабиринта средневековья, и фонарём современности освещал по-новому письмена, оставленные на стенах; точно в реальности – той, в какой выпало ему жить, заново возникали споры флорентийских неоплатоников, и разворачивалась грандиозная панорама духовных исканий разных времён…

 

Собственная проза Лосева отличалась неожиданной простотой: принцип ясности, положенный в основу его прозаических сочинений, густел в рассуждениях персонажей и образах людей…

 

Но вздымалась, мерцая призрачно, огромная гуманитарная конструкция, созданная могучим философом, вздымалась, сложностью своею призывая к структурным изменениям в жизни людей.

 

2

Фантастически входил в миры античности и средневековья, точно ощущая биение пульса тех времён.

Первый том «Истории античной эстетики» менял традиционные представления об античности, раскрывая поля нового восприятия оной: Лосев рассматривал эстетику не столько, как науку о прекрасном: но – выразительницей кодов бытия, к которым, кажется, прикасался мистическим образом.

Неповторимость античной мысли рассматривалась Лосевым сквозь различные окуляры; и он полагал, что чем древнее философская мысль, тем она выразительней, то есть прекрасней: хотя и безобразное относится именно к формам выразительности.

Необыкновенное чувствование живого тела космоса античными философами (а возможно – и просто людьми) - с необычайным напряжением; и эстетические пространства словно овеществлялись, сгущаясь в мысль.

Лосев погружался в бездны переводов: и, стремясь к предельной выразительности, старался нигде не нарушить свободные цепочки силлогизмов Секста Эмпирика, или плавного парения Николая Кузанского.

Таинственно мерцает «Философия имени», словно скрещивая линии философии и филологии; его толкования – из средневекового пантеона, поэтому: “Бог не есть имя, но Имя — Бог”, и богословие Лосева трепещет формулами живого огня.

«Дерзание духа» покажет, как разбирать проблему, с чего начинать работу, как входить в тонкие пространства, организованные мыслью, столь далёкой от серых грядок повседневности.

Опираясь на жезл Платона, Лосев проанализирует поэтическую сложность мифа; создаст том для ЖЗЛ, посвящённый полюсному противостоянию Платона-Аристотеля…

Иерархичный и генеалогический мир, включённый в сложно построенное мировоззрение Лосева, переливается великолепием красок мысли так, что и телесное ощущается вторичным, а смерть – условностью.

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 3, C. Гальперин:

Спасибо большое, ждём Ваших публикаций!
Павел Тихомиров / 24.09.2023, 02:19

3. Ответ на 2, Павел Тихомиров

Уважаемый Павел Вячеславович!
Убеждён, что Вы слишком переоцениваете уровень моих знаний, тем более, в областях, достаточно далёких от моих интересов. Тем не менее, в ответ на Вашу просьбу попытаюсь поделиться возникшими соображениями.
Прежде всего уверен, что употребляя слово парапсихизм, Лосев имел в виду представление неоплатоников о Мировой Душе как начале движения вообще для всех вещей. Исходной точкой для этого, считал он, послужило учение стоиков о первоогне и его эманации от высших сфер к низшим (душа человека для них была тёплым дыханием). Для неоплатоников же Мировая душа ещё и связь между сверхчувственным и чувственным миром, и в самом Космосе воплощён результат её вечной подвижности, то есть, в конечном счёте, она – первооснова принципа самодвижения и только.
Что касается пантеизма, растворяющего Бога в природе, то, говоря откровенно, я не слишком разбираюсь в его тонкостях, так что для меня совершенно очевидным является лишь то, что в нём, как и в учении неоплатоников, отсутствует личностное начало.
C. Гальперин / 23.09.2023, 16:16

2. Ответ на 1, C. Гальперин:

Уважаемый Семён Вениаминович, скажите, пожалуйста - буквально, что называется, "на пальцах":
В чём принципиальная разница (если таковая разница существует) между "парапсихизмом"
и условно говоря материалистической версией пантеизма, т.е. тем, что составляет существо магического мировоззрения (мистического материализма)
?
Павел Тихомиров / 23.09.2023, 13:43

1.

Современный неоплатоник, Лосев толковал великие символы Платона в православном ключе, создавая стилистически выверенный мир образов, ядро которого было во всеединстве: том, что люди, подчинённые сему закону, очень слабо осознают, будучи заложниками самости и чрезмерного эгоизма.

Считаю уместным внести принципиальное, на мой взгляд, уточнение в начало авторского очерка самим Лосевым в его ответе на вопрос: «В чём главная ваша созидательная идея как философа?»:
«Это православно понимаемый неоплатонизм. Уже в античности, в античном опыте были продуманы все основные категории диалектики… Учение о Первоедином, без которого ничего не может быть. Учение о Числе. Учение о Космическом Разуме. Учение о парапсихизме. Но всё это продумывалось без понятия личности…» (Студенческий меридиан, №10, 1991г.)
Исповедуя исторический идеализм, Лосев считал весь тысячелетний период античности выражением саморазвития вполне определённой исторической идеи – внеличностного космологизма (космоцентризма), которая была вытеснена саморазвитием христоцентризма, выразившегося в становлении христианской цивилизации.
C. Гальперин / 23.09.2023, 13:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Последние комментарии
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:19
Зачем это Трампу?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:17
Беспорядки в Абхазии. Хронология событий
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 13:13
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Сергей из НН
18.11.2024 13:04
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Наблюдатель
18.11.2024 12:51
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
18.11.2024 12:49
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
18.11.2024 12:34