Таких поклонников Отец ищет Себе (Ин. 4,23).
По церковному Преданию, святая Фотина была та самарянка, о которой писал апостол Иоанн в Евангелии (Ин. 4,5-42). С ней беседовал Господь Иисус Христос около города Сихем (Сихарь), у колодца, который был вырыт когда-то патриархом Иаковом. Устав от пути, Господь сел у этого колодца, а ученики Его отлучились в город, чтобы купить пищу. И вот пришла из города за водой женщина-самарянка. Страдая от жары, Господь обратился к ней с просьбой напоить Его, чем поверг ее в крайнее замешательство. Дело в том, что на Востоке не принято было разговаривать с женщинами на улице. Она иноплеменница из презираемого иудеями народа, который образовался от смешения иудеев Израильского царства с ассирийцами: религиозные взгляды самарян представляли собой смесь иудаизма и язычества. Иудеи презирали самарян, считая их раскольниками и боясь даже находиться вблизи них. К тому же женщина эта вела греховный, неправедный образа жизни: из разговора с неизвестным путником выясняется, что у нее было 5 мужей и теперь она находится с шестым в прелюбодейной связи. И вот такая женщина сподобляется высоких откровений, а в конце разговора ей сообщается, что ее собеседник - Мессия.
Невольно возникает вопрос: почему этой женщине была оказана такая честь? Господь, зная сердце каждого, понял, что перед Ним женщина, в которой оставалась жажда Богопознания, и Он утоляет эту жажду, говоря ей об Истине. Поняв, что перед ней пророк, который ведает сокровенное, она обратилась к Нему с вопросом: где следует поклоняться Богу: в Иерусалиме, как считают евреи, или на горе Гаризим, где молились самаряне. Господь отвечает ей, что место поклонения Богу не столь важно: важно, чтобы человек любил Бога духом и сердцем своим, «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4, 16-17). И женщина оказалась способной понять, что живая вода, которую обещает ей ее собеседник, – это дар Божий, утоляющий духовную жажду и делающий человека причастником вечной жизни; что смысл жизни человека – Мессия - Иисус Христос. И она, оставив свой кувшин, побежала к людям поделиться своей радостью – она нашла Мессию. Ее слова были столь убедительны, что ей поверили. Так самарянка стала первой христианкой среди полуязычников.
Она прославилась не только разговором с Мессией, но и проповедью христианской веры и мученической смертью за свою веру во время правления римского императора Нерона (правил с 54 по 68гг.). До нас дошли сведения о её жизни после встречи со Спасителем, и даже её имя нам известно из церковного Предания – Фотина, или Фотиния. После беседы с Иисусом она оставила греховную жизнь и передала своим сыновьям горячую веру в Спасителя. В Житии святой упоминается, что апостолы послали ее с проповедью Евангелия в Карфаген - в один из африканских городов. Там она жила со своим младшим сыном Иосией и дерзновенно проповедовала Христа, обратив многих идолопоклонников в истинную веру. Ее старший сын Виктор храбро сражался в составе римских войск против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия). Здесь христолюбивый воин Виктор обратил в христианство бывшего гонителя христиан градоначальника Севастиана. По примеру своего господина крестились и все слуги святого Севастиана.
Слухи о происшедшем дошли до Нерона, в правление которого христиане подверглись жестокому гонению, и он приказал привести святых Виктора и Севастиана на суд в Рим. Тогда Господь явился исповедникам и сказал: «Я буду с вами, и Нерон будет побежден вместе со своими приспешниками». Виктору же Он сказал: «С этого дня Фотин – «Светозарный» будет имя тебе, так как многие, тобою просвещенные, обратятся ко Мне».
Святая Фотина, извещенная Самим Христом о предстоящем судебном процессе, также отправилась из Карфагена в Рим вместе со своим сыном Иосией и сестрами – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакиею. В Риме они присоединились к исповедникам, которых Нерон лично стал допрашивать. На суде они исповедовали себя христианами и отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг христиан изощренным пыткам: приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников, однако во время пытки христиане не чувствовали боли; руки же мученицы Фотины чудом остались невредимы. Нерон приказал ослепить свв. Севастиана, Фотина и Иосию и заключить в темницу, а св. Фотину и пять её сестер отправить в императорский дворец под надзор его дочери Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу не только Домнину, но и сто ее рабынь, которые приняли Святое Крещение. Под ее влиянием христианином стал и волхв, который принес отравленное питье, чтобы погубить исповедниц. Когда волхв увидел, что его смертоносный яд не причинил им никакого вреда, то бросил в огонь все свои бесовские книги.
Нерон забыл об этой христианской семье на целых три года. Потом случайно узнал, что святые Севастиан, Фотин и Иосия здоровы и проповедуют в темнице Слово Божие, имея многих последователей. В бессильной ярости коварный тиран приготовил им новые страшные пытки: он приказал распять их головой вниз и три дня избивать ремнями. С Божией помощью они претерпели муки, и Ангел Господень и на этот раз исцелил их. Тогда по приказу Нерона мученикам отсекли голени, затем с них содрали кожу и обезглавили их. Такая же участь постигла и сестер Фотины.
Нерон приказал также содрать со св. Фотины кожу и бросить мученицу в пересохший колодец. Снова Божественная благодать сохранила ее невредимой, и она продолжала славить Бога. Затем св. Фотину вытащили из колодца и заключили в тюрьму на 20 дней, после чего Нерон снова призвал ее к себе и спросил, принесет ли она теперь жертвы идолам. Св. Фотина сказала в ответ: «Нечестивейший слепец, заблудший и безумный человек! Неужели ты считаешь меня столь неразумной, чтобы я согласилась отречься от Владыки моего Христа и принести жертву подобным тебе слепым идолам?» С этими словами она плюнула Нерону в лицо. Нерон снова велел бросить эту несгибаемую мученицу в глубокий колодец, где она предала свой дух Господу. Это произошло около 66 года.
Так, вместе со святой Фотиной пострадали за Христа оба ее сына, сестры, мученица Домнина и мученик Севастиан. Все они стали участниками Его вечной блаженной жизни. Память их Церковь празднует 29 марта/ 2 апреля.
Часть головы святой мученицы Фотины Самарянки хранится в монастыре Григориат на Афоне. Частицы мощей святой имеются в ее иконах, в том числе в России и на Украине. По преданию, камень, на котором сидел Господь во время разговора с самарянкой, император Юстиниан (годы правления 527 – 565) положил на паперти храма св. Софии в Константинополе. Здесь многие исцелялись от своих недугов. В этом же храме находилось в то время «устие» колодца, в который была брошена самарянка и в котором она скончалась.
Первый и самый знаменитый храм в честь св.Фотины был построен в дорогом для христиан месте – у колодца Иакова в Наблусе, бывшем Сихеме. Церковь стояла здесь с 1У по У1 век, а затем была разрушена. В наши дни Храм Святой Фотины находится на территории греческого монастыря «Колодец Иакова». Этот храм был освящен в 2008 году. В его крипте находится знаменитый колодец Иакова и кувшин, с которым св.Фотина приходила за водой в памятный день встречи с Господом. В настоящее время в России не сохранилось храмов, посвященных св. Фотине Римской.
Святая Фотина помогает прибегающим к ней в борьбе с искушениями, в укреплении веры, в исцелении от недугов душевных и телесных, в решении семейных проблем. Во многих городах и селах России ей служат молебны за тех, кто страдает лихорадкой.
Греческое имя Фотина, означающее «светлая», в русском переводе звучит как «Светлана». На Руси имя Светлана стало известно только в начале Х1Х века и со временем получило широкое распространение.
Митрополит Антоний Сурожский в проповеди на 5-ю неделю по Пасхе сказал: «Будем же молиться Самарянке, чтобы она научила нас, привела бы за руку ко Христу, как она сама пришла к Нему, и служить Ему, как она послужила Ему, став спасением для всех, кто был вокруг нее».