Ещё один последний миг,
И явит мир нам новый лик, -
Лик обновленный, просветленный…
(Флоренский П.А. Поэтический сборник «В вечной лазури». 1907).
В статье российского ученого-энциклопедиста П.А. Флоренского (расстрелян 8 или 18.12.1937 г.) «Макрокосм и микрокосм» (21. IX. 1929 г.), содержащейся в первом томе его уникальнейшего великого энциклопедического труда «У водоразделов мысли» как обоснования его концепции «антроподицеи» («оправдания человека»), человек как микрокосм и макрокосм представлен в контексте пневматосферы. Что касается самой пневматосферы, то здесь Флоренский дает только некоторые общие ее черты (как «существование особой части вещества, вовлеченной в кругооборот культуры, в кругооборот духа»; как особый геологический слой, соединяющий человека и Творца), отличающие его пневматосферу от ноосферы В.И. Вернадского. Сам же человек позиционируется автором работы «У водоразделов мысли» в контексте его методологии «внутреннее во внешнем» как «безконечность», «сумма Мира»; он (человек) - одновременно и микрокосм и макрокосм. П.А. Флоренский утверждает, что «Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины», «Человек – малый мир, микрокосм, Среда (Природа – доп. Ю.Т.Н.) – большой мир, макрокосм».
Утверждение П.А. Флоренского о том, что человек – микрокосм, не оригинально. Об этом писал и сам Флоренский. Такое положение он встречал и у эллинов, и в поэзии, и в естественнонаучной литературе, и в философских воззрениях. Ценным же для современной науки, философии хозяйства является его уникальный концепт пневматосферы, фактически не введенный в научный метафизический оборот, поэтому непознанный большинством людей, получивших высшее образование, «науку» без Бога и «человека» от обезьяны.
Во вселенски осмысленном труде в контексте одухотворенной осмысленной ломоносовской науки «У водоразделов мысли» П.А. Флоренского сами водоразделы мысли находятся, во-первых, на стыке бытия и инобытия - иного, во-вторых, на стыке времени, где сталкиваются тайны вечера и утра – «эти две тайны, два света — рубежи жизни». Данные состояния «двоемирия» присущи П.А. Флоренскому. Еще Л.В. Шапошникова в своей книге «Вестники космической эволюции» подчеркнула, что почти две тысячи лет назад Первоверховный Апостол Павел был казнен за утверждение необходимости постоянного памятования о мирах иных измерений, а отец Павел Флоренский расстрелян в ХХ в. за те же идеи «двоемирия».
Наглядно двоемирие Флоренский увидел в иконостасе, написав одноименный труд «Иконостас» в 1922 г. Посредством икон он позиционировал значение искусства как метода в постижении бытия и инобытия, как способа отражения «двоемирия».
Более того, следует добавить те мировоззренческие произведения и факты жизни П.А. Флоренского, свидетельствующие о том, что он до конца своих земных дней оставался православным монархистом. Он осознавал и позиционировал жизненно, что Царь - это земной образ Небесного Первообраза – Иисуса Христа. Флоренский своей кровью засвидетельствовал свои Православную веру и Монархизм, удостоившись от предателей Бога, изменников Царя (ныне Святого Царя Николая II), звания руководителя т.н. "партии возрождения России". Фактически не только его многочисленные труды, но и сама метафизическая «книга жизни» Павла Александровича Флоренского как главный его труд, представляют собой монархическое, единое, целостное произведение Флоренского. В свою очередь книга жизни о. Павла Флоренского – домостроительства спасения, по праву, является его житием.
«Ещё один последний миг, и явит мир нам новый лик, - лик обновленный, просветленный…»
Юдина Тамара Николаевна, д.э.н., член-корреспондент РАЕН
Литература:
- Флоренский Павел, священник. Макрокосм и микрокосм // У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики). Т. 1. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2017. – 684 с. - (Философские технологии).
- Флоренский Павел, священник. Иконостас // История и философия искусства. – М.: Академический проект, 2017. – 623 с. - (Философские технологии).