В 2016 году исполнилось 150 лет выхода в свет в 1866 году самого петербургского романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Это роман о Петербурге, символ и судьбу которого воплощает его главный герой – Родион Раскольников. Он герой-идеолог петербургского периода русской истории, эпохи своеволия и восстания против Бога. Все в романе вращается вокруг главного героя – Раскольникова, и служит познанием тайны его личности, судьбы, спасения души. Роман «Преступление и наказание» - это христианская трагедия, по словам Георгия Федотова. И как трагедия христианская, он делится на несколько периодов в судьбе главного героя. Это вынашивание им идеи и само преступление – убийство, которое становится наказанием, затем искупление и наконец, воскресение его для новой жизни.
Будучи гордым петербургским мечтателем и уединенным от всех, Раскольников создает теорию о праве «сильной личности» на преступление и убийство. По его мысли в истории есть особые герои: Солоны, Магометы и Наполеоны, имеющие право проливать кровь и переступать библейский закон «не убий», когда это им было надо. В то время, как большинство людей, являясь, по его мнению «тварью дрожащей», не смеющие переступать законы и заповеди. Раскольников не верит в незыблемость библейской заповеди «не убий», считая моральные законы относительными, установленными людьми и исторически приходящими. Тем самым отрицая и Бога, как источника нравственного закона в человеке и в человечестве. На место Бога он ставит «сверхчеловека», героя истории, которому все позволено вплоть до пролития «крови по совести». Не Бог, а человек является для Раскольникова мерой всех вещей, в его мировоззрении происходит переоценка ценностей, вместо теоцентризма он выдвигает идею антропоцентризма. Раскольников в романе предстает как философ-экзистенциалист, который решает опытно проверить свою теорию на практике. Он захотел переступить заповедь «не убий», пролить кровь и тем самым узнать, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеет»? «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил» - говорит он в романе Соне Мармеладовой. Характерно, что именно Наполеон, вышедший из стихии кровавой и богоборческой французской революции, стал тем героем-сверхчеловеком, которому решил подражать Раскольников. Не является ли сам Раскольников революционером? Ведь он пытается через убийство старухи-процентщицы (символ несправедливости, власти денег и капитализма) помочь спасти тысячи жизней «униженных и оскорбленных» людей. «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика», говорит он в романе. Раскольников не считает убийство им старухи-процентщицы преступлением, он, скорее думает, что помог бедным людям избавиться от зла. «Преступление? Какое преступление? то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому ненужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это – то преступление?»
Однако, совершив идейное преступление и пролив «кровь по совести», Раскольников вдруг почувствовал, что он убил свою душу. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» - признается он. Убийство стало настоящим наказанием для души и всей человеческой природы убийцы. После совершения им преступления Раскольников почувствовал, что душа его окончательно уединилась от людей и умерла! Пролитием крови он разорвал связь со всем миром. Даже его прежняя любовь к матери и сестре исчезла, она превратилась в ненависть к ним. «Мать, сестра – как я любил их! (вспоминает он). Отчего теперь я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…»
Ф.М.Достоевский открывает в Раскольникове, как в личности духовную и нравственную природу, которая глубоко страдает от совершенного преступления и жаждет искупления от греха убийства. Поворотным моментом в судьбе Раскольникова станет встреча с Соней Мармеладовой, которая поможет ему встать на путь спасения. Она будет читать Раскольникову Евангелие о воскрешении Христом Спасителем умершего и смердящего Лазаря. Это станет указанием Раскольникову на путь спасения его души, которое связано с Евангельской верой во Христа. «Я есмь Воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Соня Мармеладова (которая носит имя Софии Премудрости Божией), является в романе образом и символом верующего русского народа, мудро советуя Раскольникову искупить грех убийства вольным страданием. «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо», говорит она.
Под влиянием Сони Мармеладовой и своей человеческой природы, бессознательно жаждущей искупления, Раскольников добровольно признается в убийстве, принимает страдание и отправляется на каторгу. Здесь, на каторге, он переживает тяжелую духовную болезнь и суд Божий, пережив страдание, он обретает любовь к Соне, которая и является воскрешением его души для новой жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». «Вместо диалектики наступила жизнь», - пишет Ф.М.Достоевский. «Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».
Роман «Преступление и наказание» стал также пророчеством о судьбе Петербурга и России. Фамилия главного героя романа является символом раскола, который произошел в петербургский период истории по воле Петра I. Раскол и «двойничество» входит в стихию русской души и в судьбу России со времен Петра. Народный идеал Святой Руси сменяется в петербургский период другим идеалом Великой Империи европейской России. Место Святой Руси в душе русского народа в петербургский период занимает теперь страна «святых чудес» - Европа.
В романе «Подросток» Ф.М.Достоевский показывает один из символов Петербурга в лице Версилова. Версилов – русский европеец, представитель оторванного от национальной и религиозной почвы, представитель высшего культурного слоя Петербургской России. Он «скиталец с мировой тоской», его душа раздвоилась, и поэтому он сам признается, что у него две родины. «Русскому Европа также драгоценна, как и Россия; Каждый в ней мил и дорог. Европа также была Отечеством нашим, как и Россия. О, более! Нельзя более любить Россию, чем люблю её я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровище их наук и искусство, вся история их - мне милей, чем Россия».
Ф.М.Достоевский как и славянофилы считал, что Петр I совершил грех перед Церковью и исторической России. «Русская Церковь в параличе со времен Петра», писал он. По мнению писателя, Петр оторвал Россию от исторически-национальной почвы, от её религиозного призвания и Россия повисла над бездной. Поэтому Петербург для Ф.М.Достоевского является «самым фантастическим городом, с самой фантастической историей из всех городов земного шара». Он беспочвенный, умышленный и даже роковой для России город.
«Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре», говорит герой в «Записках из подполья». Герои Ф.М.Достоевского томятся, постоянно бродят в Петербурге, часто без цели по улицам и площадям. Они чувствуют, как и Родион Раскольников «необыкновенную потребность уединения», испытывая какое-то мучительное напряжение и беспокойство в душе. Показательна характеристика Петербургу в романе «Преступление и наказание», которое дает ему один из героев романа Свидригайлов «… это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко, где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем, это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».
Это перекликается с другой характеристикой, данной Петербургу в романе «Подросток». В нем рассказчик говорит: «Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая грёза: «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне? Кто-нибудь вдруг проснётся, кому всё это грезилось – и всё вдруг исчезнет».
Именно в таком городе «где найдется столько мрачных, резких и странных влияний» и родились идеи Раскольникова о праве на убийство и пролитие крови «по совести». Поэтому воскрешение его души происходит вне Петербурга в далекой Сибири, в глубине России. «Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его».
Неслучайно, поэтому Иван Аксаков, известный русский славянофил и писатель, говорил и писал Ф.М.Достоевскому «Первое условие для освобождения в себе плененного чувства народности – возненавидеть Петербург всем сердцем своим и всеми помыслами своими». Эти мысли И.Аксакова как не странно перекликаются с мнением западника Герцена: «Любить Петербург нельзя, писал он…. в судьбе Петербурга, есть что-то трагическое, мрачное и величественное. Это любимое дитя северного великана, гиганта, в котором сосредоточена была энергия и жестокость Конвента 1793 года и революционная сила его, любимое дитя царя, отрекшегося от своей страны для её пользы и угнетавшего её во имя европеизма и цивилизации».
Ф.М.Достоевский несомненно пророчески предчувствовал и предвидел ту роковую роль, которую сыграет Петербург в судьбе России. Он на себе испытал духовные и идейные влияния Петербурга в лице воинствующего атеиста Белинского, который, по словам Ф.М.Достоевского ругал при нём Христа, пытаясь разрушить в нём веру и сделать атеистом. Ф.М.Достоевский также испытал влияние в кружке «петрашевцев», особенно в лице Н.Спешнева, которого он называл «своим мефистофелем». Н.Спешнев был атеист, он, как и другие «петрашевцы», мечтал о социализме и революционном переустройстве общества. «Каторга спасла меня, иначе я преобразился бы в европейского либерала», говорил Ф.М.Достоевский. Действительно Ф.М.Достоевский, как и его герой Раскольников, освободились от влияния Петербурга лишь на каторге, в глубине России Ф.М.Достоевский встретился с простым народом, страдающим и верующим во Христа. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит его по своему, то есть до страдания», напишет он впоследствии.
Ф.М.Достоевский предвидел, что Петербург, построенный Петром наперекор исторической России, несёт в себе потенциально идеи своеволия, атеизма и богоборчества, которые подтолкнут народ к революции, к восстанию против Бога и погубят Россию. Он показывает и предсказывает это через пророческие сны Раскольникова на каторге. В них открывается картина всемирной катастрофы, постигшей человечество, ставшего на путь своеволия и богоборчества, отрекшегося от Христа и бессмертия. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма не многих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе… Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало…»
Ф.М.Достоевский пророчески сумел предвидеть, ту трагедию богоборчества, которое произойдет в России, а затем и во всем мире в 20 веке. Человечество окажется под властью темных демонических сил, которые овладеют душами, сердцами людей и народов, отрекшихся от Христа и спасения. Прежде всего это произойдет в Петербурге и в России в 20 веке.
«Преступление и наказание» станет в 20 веке историей как Петербурга так и России. Революция 1917 года, начнется в Петербурге как своеволие и анархический бунт против царя .Она станет преступлением и богоборчеством, отречением не только от царя, но и от Бога и самой историческо-национальной России. Марксизм и большевизм соблазнят народ на преступления, разожгут классовую ненависть и красный террор. Ритуальное убийство царской семьи Николая II, станет символом революции как преступления и бесовской одержимости её участников.
С падением царской власти в марте 1917 года закончится история Петербурга как столицы Российской Империи. «Петербург умер и не воскреснет!», писал в это время Георгий Федотов. После падения царской власти, когда «бесы революции» захватили власть, из Петербурга бежали все. Уже к концу 1917 и началу 1918 года Петербург стал страшным, опустевшим, замёрзшим и умирающим городом. В результате революции Петербург потерял своё название уже в 1918 году его назовут городом так называемой «Северной коммуны»,а с 1924 года он будет обьявлен Ленинградом. Именами революционеров, совершивших множество преступлений, станут переименовать улицы, площади и проспекты города. Петербург, породивший революцию, как и предсказывал Ф.М.Достоевский, станет роковым для судьбы России в 20веке. За многочисленными преступлениями революции последует и наказание в виде ГУЛАГа, Великой Отечественной войны, которая станет искупительной», унесшей более 30 млн. человек.
В годы войны блокадный и голодный Ленинград станет - «городом мертвых», таким будет тяжкое «наказание за преступления» совершенные в годы богоборческой революции и советской власти. За искупительными страданиями, перенесёнными в годы красного террора и блокады последует Воскресение. Оно начнется в 1988 году в год Тысячелетия Крещения Руси. С этого времени откроется эпоха Православного Возрождения России. В августе 1991 года в Праздник Преображения Господня падет богоборческая власть, Россия и Церковь наконец обретут свободу. Миллионы людей в нашей стране вернутся ко Христу и Церкви, начнется второе Крещение Руси. Город на Неве вновь обретет имя своего небесного покровителя - святого апостола Петра и станет Санкт-Петербургом.