1. Политики поклоняются другим господам, не Христу?
Каждый год в период между Рождеством Христовым и Пасхой, а особенно — в течение Святой и Великой Четыредесятницы и Страстной седмицы с новой силой вспыхивает жестокая и непримиримая война, которую ведут на многих фронтах антихристовы и антицерковные силы против Церкви Христовой. Они никак не могут смириться со своим поражением в борьбе против Богочеловека Христа, и одно только упоминание о Распятии и Воскресении Христовом причиняет им невыносимые муки.
Торжественный Пасхальный тропарь «Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех Живот даровав» отгоняет и рассеивает страх смерти — сильнейшее оружие диавола, при помощи которого он держит людей в своей власти, привязывая их к временной жизни и пленяя мирскими удовольствиями, чтобы они были неспособны обратить свой взор к вечности. Вот почему антихристовы слуги совместно направляют все свои силы, чтобы оклеветать и унизить личность и деяния Христа, делая это многими и различными способами: например, пишут жизнеописания, не соответствующие истинным историческим событиям, и снимают кощунственные кинематографические фильмы. Первостепенная цель всех этих «произведений искусства» — представить Христа как обычного человека, со страстями и слабостями. Главное их устремление состоит в том, чтобы сокрыть и оклеветать великую истину Воскресения. А ведь весть о восстании Христа из мертвых — это самое утешительное и радостное послание, которое когда-либо слышало человечество; самое сильное побуждение к христианской вере и жизни.
Но поскольку им до сих пор так и не удалось осуществить свой преступный замысел, и каждый год множество христиан празднуют Святую Пасху, радостно восклицая «Христос Воскресе!» и произнося в ответ «Воистину Воскресе!», в этом году многолукавый диавол нашел другой способ, чтобы избавить себя от вечного посрамления и позора. Используя в своих коварных целях инфекцию, ныне известную всем под названием «коронавирус» и ставшую причиной смерти множества людей (так же, как и многие другие инфекции в настоящем и прошлом), он с помощью своих приспешников начал повсюду сеять панику и страх. Стала распространяться информация, будто христиане могут заразиться даже внутри храмов, когда во время Таинства Причащения вкушают Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Именно поэтому в течение Страстной седмицы и на Великий праздник Пасхи им повелели остаться дома и избегать посещения храмов. Впервые в истории Греции и греческого народа правительственными решениями запрещены богослужебные собрания в храмах. При этом нам якобы идут на уступки и разрешат проводить службы во время Страстной седмицы и на Пасху, но «при закрытых дверях». Это означает, что храмы должны оставаться закрытыми, и богослужения будут проходить при участии только лишь одного священнослужителя, одного певчего (псаломщика) и пономаря. Вся полнота церковная, множество верующих, которые вместе со священнослужителями образуют Тело Христово — Церковь, в эти святые дни останутся без Причастия и без Литургии, и не смогут отпраздновать триумф Воскресения Христова, победу над злом и над смертью, по той причине, что это «мешает» диаволу…
Выражаем сожаление по поводу подобного решения наших политических мужей, которые, так же, как и мы, крещены в Православной Церкви. По идее, они не должны были допустить даже мысли о том, чтобы закрыть храмы и церкви, запретить богослужения и лишить верующих — в том числе, и самих себя — Таинства Причащения. Только враги Христа и Его Церкви, антихристы и церквеборцы, могли принять такие меры. Судя по всему, у них есть и другие руководители, они работают на других хозяев… В то время как наш Господь требует поклонения только истинному Богу, говоря: «Никто не может служить двум господам»1 (т. е. невозможно служить одновременно Христу и диаволу), они предпочли мироправителя века сего, и поэтому благодать принятого ими христианского Крещения стала бездейственной. И теперь эти помраченные и безблагодатные люди и сами движутся во тьму, и ведут за собой христиан путями погибели.
2. Решение, подобное первоапрельской шутке. Невероятное и беспрецедентное в истории Церкви.
Принято полагать, что имеющие высокое положение в Церкви, т. е. епископы, призваны быть примером и образцом жизни во Христе, и что верующие должны оказывать им послушание, как тем, кто видимым образом представляет собой присутствие Христа в Церкви. Но какими словами мы можем их охарактеризовать после последнего решения «Священного» Синода, которое было принято 1 апреля текущего года? Такое решение можно воспринимать только в качестве первоапрельской шутки. Невозможно найти ни такое существительное, ни такое прилагательное, которые могли бы описать его должным образом: неописуемое, невероятное, антиевангельское, анти-святоотеческое, антиканоническое, противоречащее всем принципам и ценностям, и поэтому анархическое, братоненавистническое, бесчеловечное, человеконенавистническое, богоненавистническое и демоническое; стыд и позор, падение, извращение, искажение, уклонение от веры — подойдут и любые другие эпитеты такого рода. Разве можно сказать, что решение Священного Синода о закрытии храмов принято согласно заповедям Божиим и служит спасению человека? Все обстоит с точностью до наоборот: это решение нарушает важнейшие заповеди, наносит ущерб и вред верующим, а, следовательно, является порочным и нечестивым. Итак, к какому решению пришли архиереи на этом новом «соборище беззаконных»? Они решили в этом году (и кто знает, на сколько лет вперед?) скрыть Воскресение Христово, чтобы на Пасху никто не возглашал на улицах праздничное «Христос Воскресе!»; чтобы мы не встречали Христа с вайями и ветвями в руках в день Входа Господня в Иерусалим; чтобы мы не разделили Его скорбь в день Святых и спасительных Страстей нашего Господа, когда Он претерпел распятие на Кресте; чтобы мы не осуждали жестокосердных и неблагодарных иудеев и Иуду-предателя, а вместе с ними — и других нечестивцев и предателей, живших во все времена.
Нынешняя ситуация имеет и другое измерение. Согласно экуменической концепции псевдо-объединения и псевдо-примирения, следует избегать эпитетов, которые оскорбляют другие религии и конфессии, поскольку ни одна религия и ни одна конфессия не выражают истину в полном объеме; все они содержат «отдельные части истины». Соответственно, все отклонения от истины следует называть не заблуждениями или ересями, а просто «законным многообразием в вере». Службы Страстной седмицы и Пасхи имеют яркую анти-иудейскую направленность, богослужебные тексты наполнены тягчайшими обвинениями против иудеев. На протяжении вот уже многих лет экуменисты занимаются «очищением» текстов богослужений от эпитетов и определений, «порочащих» другие религии; в связи с этим даже были созданы специальные богослужебные комиссии. Так, например, из похвал, читаемых на утрени Страстной Пятницы, издательство «Апостолики диакония» изъяло тропари анти-иудейской направленности. Может быть, таким же образом произойдет и «чистка» церковных праздников? Может быть, нам оставят только религиозно нейтральные праздники, не связанные с исповеданием Православной веры, в рамках экуменического богослужебного круга? Сначала туда включат праздники, чтимые всеми христианскими конфессиями, затем — праздники, общие для всех религий, и, наконец, будут почитать ВАВ — «Великого Архитектора Вселенной» масонов? Возможно, все происходящее является предупреждением, с определенной долей запугивания, всем нам, многочисленным православным верующим, а также тем немногим, кто пытается противостоять беззаконию — чтобы мы не пытались оказывать сопротивление, поскольку они могут совсем отменить и Страстную седмицу, и Пасху? А для того, чтобы стало возможным происходящее ныне, они прежде всего разложили церковное руководство изнутри, за исключением нескольких немногочисленных епископов, которые, к сожалению, далеко отстоят от святых исповедников и святых мучеников нашей Церкви.
Таким образом, при полном послушании порабощенным и несвободным в своих решениях политикам, наши архиереи приняли решение, что, «всегда имея качестве основного критерия заботу о здоровье общества», они выражают согласие и с пониманием относятся к закрытию храмов, поскольку «в нынешних условиях непослушание не может быть оправдано даже во имя христианской веры». Также они заявили, что «в течение Страстной седмицы и в день Воскресения Христова всех нас, членов Церкви, попросят пережить неведомые доселе, беспрецедентные ситуации, когда нам придется воздержаться от священных богослужений, Божественной Литургии, а также от Таинства Причастия». И — вы только послушайте! — они неверно истолковывают и искажают слова св. Иоанна Златоуста, чтобы у читающих сложилось впечатление, будто он согласен с их нечестивыми решениями. Они пишут: «Молимся… чтобы мы удостоились отпраздновать Светлое Воскресение Христово, отслужив праздничное Пасхальное богослужение во время отдания великого праздника Пасхи, а именно в ночь со вторника 26 мая на среду 27 мая». Нас призывают довериться оценке и решениям Священного Синода, проявив «доверие принципу соборности». При этом «не разрешается совершенно никому, будь то архиерей, иерей, диакон, монах или иной служитель Церкви, делать публично какие-либо заявления или публикации в СМИ или в интернете. Всем необходимо успокоиться, упражняться в молчании и усилить молитвы». Такое абсолютное безмолвие, могильная тишина — «не разрешается совершенно никому» — такой категоричный запрет на свободу слова не осмеливались выражать открыто даже при фашистском режиме или при диктатуре (несмотря на то, что это подразумевалось). «Единственным уполномоченным лицом», которое ведает истину и которому разрешено давать ответы по церковным вопросам, является митрополит Навпактский и Святовласиевский Иерофей (Влахос). Его непререкаемый авторитет, навязываемый верующим, чем-то напоминает «непогрешимость» Папы…
3. «Отойди от Меня, сатана! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое»2
Вступая в период Святой и Великой Страстной седмицы и приближаясь к светлейшему празднику Воскресения Христова, который есть «праздников праздник и торжество из торжеств», мы научаемся от Самого Господа, как следует правильно относиться к вопросам жизни и смерти, имеющим непреходящее значение. Мы должны следовать за Господом и в этом тоже, потому что одна из главных целей взятого Им на Себя дела спасения — показать нам, как жил Он Сам, чтобы и мы тоже жили таким же образом; стать для нас примером, чтобы и мы следовали по Его пути: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его»3. Несмотря на то, что святые Апостолы провели рядом с Ним более трех лет и имели возможность насладиться Его учением и увидеть Его деяния своими глазами, когда приблизилось время Крестных страданий, их поведение показало, что они в то время еще не освободились от мирских критериев и рассуждали по человеческим меркам. Точно так же, к сожалению, проявили себя и наши епископы, которые приняли очень страшное, ужасающее решение о закрытии храмов в течение Страстной седмицы и на праздник Святой Пасхи, из-за чего миряне будут лишены Причащения Тела и Крови Христовой, Таинства Божественной Евхаристии.
Когда Господь наш Иисус Христос шел навстречу Кресту и Своим Страданиям, Он не был в преклонном возрасте и не относился к группе людей, наиболее уязвимых к болезням в силу возрастных особенностей; у Него не было никаких хронических заболеваний. Он не был заражен «вирусом греха», который поражает всех без разбора, и от которого нас избавляет только смерть; только Он один был безгрешным. Он не подвергался опасности совершить множество грехов, как случается с теми, кто одарен долголетием: «Кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли: изочтени же месяцы его от тебе, на время положил еси, и не преступит».4 Ему было тридцать три года, Он был полон здоровья и сил и мог бы прожить еще долгие годы. Тем не менее, Он принял решение пойти в Иерусалим, где Он подвергался опасности не просто заболеть и лишиться здоровья, но лишиться и самой Своей жизни. Его ожидал смертоносный вирус зависти и ненависти первосвященников, книжников и фарисеев, вирус, который и в наши дни поразил сердца всех христоборцев и церквеборцев, по всему миру. И чтобы подготовить Своих учеников к грядущим событиям, Христос предсказал им, что идет навстречу смерти: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»5.
Если рассуждать по мирским критериям, то была вполне оправданной реакция исполненного горячности, искреннего Петра, одного из первоверховных апостолов, который отвел Божественного учителя в сторону и начал с Ним спорить, и уговаривать Его пожалеть Свою жизнь — как он сам думал, по любви: «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!». Эти слова сегодня прозвучали бы так: «Жизнь — это наивысшее благо, а Ты хочешь расстаться с нею? Разве можно поступать таким образом?». Ответ Христа отражает любые аргументы тех, кто любит вести праздные разговоры о любви, так называемых «агапологов», живших во все эпохи, которые не способны правильно расставлять приоритеты и ценности. Кроме того, этот эпизод из Евангелия показывает нам, что диавол искушает своими советами даже избранных, таких как св. апостол Петр. Накануне Христос похвалил его за правильное исповедание веры и назвал его «блаженным», говоря, что Сам Бог открыл ему истину. Но теперь Христос отвечает: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое»6.
Мы не станем сейчас повторять все то, что сказал Господь после этого случая о неизмеримой ценности души, ради которой стоит лишиться и самой своей жизни. А также о том, что христианская жизнь и следование за Христом означают крестный путь и лишения, которые не имеют ни малейшего отношения к диавольскому люблению всего вещественного, видимого, и плотскому мудрованию, которые овладели всеми, включая и наших архиереев, и помешали им справиться с паникой и страхом смерти. Вспоминая этот эпизод из Евангелия, мы хотели бы показать, что закрытие храмов и запрет на участие в Крестных страданиях и Воскресении Христовом угодны отнюдь не Богу, а диаволу. Возможно, таким же образом, как и к Петру, Господь обратился бы и к членам нашего Священного Синода: «Отойдите от Меня, противники Божии! потому что думаете не о том, что́ Божие, но что́ человеческое»?
Некоторые, конечно, утверждают, что закрытие храмов и отстранение верующих от Божественной Евхаристии — это временные меры; они вводятся по принципу икономии, и как только исчезнет необходимость в изоляции и домашнем режиме, всё вернется на круги своя. Это означает, что нам предлагают не любить Бога непрестанно, «на всякое время: утром, вечером или пополудни», не дышать к Нему любовию ежечасно и ежеминутно, а любить Его как бы с перерывами. Не иметь твёрдой решимости отдать за Него свою жизнь во время нужды или гонений и пролить свою кровь, как это первым сделал Христос на Кресте, а за Ним — и сонмы святых мучеников, но приспособиться к требованиями времени, чтобы стать «современными», «прогрессивными», говорить «правильные» вещи, соответствующие политике государства. Точно так же советовали и святым мученикам: сохраняйте веру в Христа «в душе», но сейчас, поскольку этого требуют государственные мужи и император, покадите немного нашим богам, принесите жертву почитаемым в нашей стране идолам, будьте послушны, смиритесь и покоритесь властям.
Именно с такими призывами к нам обращаются и сегодня: мы не требуем, чтобы вы отказались от своей веры — веруйте, только не напоказ. Но вместе с тем будьте послушны премьер-министру и поклонитесь новому идолу — общественному здоровью, которое сегодня выше самого Бога. Все, кто проявили послушание и поклонились идолам в те времена, и все те, кто послушны идолопоклонникам сегодня, относятся к категории «падших». А те, кто не проявляет послушание антихристовым властям и плохим епископам, относятся к исповедникам и мученикам. Христос желает, чтобы мы были преданы Ему полностью и непрестанно. Чтобы мы были послушны Ему и не отдавали свое сердце временным нуждам, на которых (если таковые появятся) мы не должны заострять всё свое внимание; следует проходить мимо тленных и преходящих вещей, чтобы не разлучаться со Христом и не оставаться без Него даже на небольшое время.
Святитель Иоанн Златоуст понимает послушание как исполнение воли Божией и как безграничное отречение от своей воли; непозволительно отступить от Его заповедей даже на малейшее время. Вот почему, когда некий человек попросил у Христа разрешения, чтобы отлучиться ненадолго «похоронить отца своего», Он и этого не позволил ему сделать, «показывая, что следование за Ним должно предпочитать всему»8. Можно ли сказать, что подобное решение Христа было фанатичным или беспощадным: Он не позволил человеку пойти на похороны к отцу и затем вернуться? В настоящей христианской жизни компромиссы недопустимы. Или ты со Христом, или ты с велиаром. Или ты холоден, или ты горяч. А приспособленцев и теплохладных не приемлет Господь, как говорится в книге Откровения: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»9.
4. Послушание — только тем, кто послушен Христу и святым. В противном случае непослушание свято.
Послушание епископам и иереям, духовникам и игуменам — это действительно великая христианская добродетель, но при одном условии: чтобы и они сами были послушны Христу, Евангелию и Святым Отцам, были истинными пастырями, а не лжепастырями и лжеучителями, не волками в овечьей шкуре, которые сами же пожирают овец. В Евангелии содержится много указаний от Господа и Святых Апостолов, чтобы мы не следовали за плохими пастырями. В истории Церкви есть много примеров, когда патриархи или другие клирики впадали в ересь и требовали от других послушания себе и принятия своих заблуждений и лжеучений. Если бы не было богопросвещенных Святых Отцов и великих исповедников веры, которые противостояли еретикам и разоблачали их лжеучения, после чего их осуждали на Святых Соборах, вселенских и поместных, диаволу уже давно удалось бы разрушить Церковь с помощью ересей и расколов, а также морального разложения и обмирщения.
Несомненно, в одной небольшой статье невозможно представить все материалы из Священного Писания и произведений Святых Отцов по этому вопросу. Уже долгое время многие епископы и духовники, проявившие теплохладность и трусость, или равнодушие в вопросах веры, убаюкивают верующих и пытаются уничтожить на корню их стремление к защите веры, используя для этого «священный долг послушания». По этой причине мы были вынуждены с болью в сердце и с чувством пастырского долга написать небольшую книгу под названием «Благое непослушание или худое послушание?»10, где изложено евангельское и святоотеческое учение по этой теме. Издание и распространение этой книги было, по сути, запрещено, её не найти в христианских книжных магазинах или в книжных лавках священный митрополий, или на книжных выставках «послушных» монастырей. Боятся, как бы не пробудились некоторые благочестивые верующие, одурманенные учением о безоговорочном послушании, под предлогом которого они попадают в плен епископам, в оковы различных заблуждений и всеереси экуменизма, которая, подобно ржавчине, разъела и разложила почти весь епископат. Лишь немногие правомыслящие епископы противостоят экуменизму на деле, а не только посредством слов и обращений, выступлений или проповедей.
Неужели мы и дальше будем проявлять послушание архиересиарху — патриарху Варфоломею, который в устной и в письменной форме неоднократно делал еретические высказывания? Игумен Лонговардского монастыря архимандрит Хризостом (Пихос) направил Священному Синоду Элладской Православной Церкви документ с перечнем лжеучений патриарха Варфоломея с просьбой осудить эти ереси как противоречащие истинному учению Православной Церкви Христовой. Его высказывания многократно критиковались в текстах «Собрания клириков и монахов», которое обнародовало в блоге «Катаниксис» десятки статей с «экуменическими высказываниями и деяниями» патриарха, главного виновника в распространении вируса ереси. Самым худшим из всех его кощунственных изречений было высказывание о том, что святые, которые боролись против папизма, виноваты в расколе (!!!) и являются «жертвами древнего змия, родоначальника всякого зла», т. е. диавола. А на Критском лжесоборе 2016 года Патриарх Варфоломей оправдал папизм и другие еретические сообщества и наделил их статусом церкви, чтобы в дальнейшем признать украинских раскольников (действие, которое угрожает всеобщим расколом православного мира). Той же линии придерживается и другой первоиерарх, архиепископ Афинский Иероним, соучастник и совиновник Вселенского Патриарха Варфоломея, который с группой архиереев-экуменистов поддерживает все идеи Фанара: Критский собор, украинскую автокефалию, а теперь уже и закрытие храмов, и запрет на участие верующих в богослужебных собраниях. И эти теплохладные и малодушные люди, пресмыкающиеся перед властью и раболепно прислуживающие сильным мира сего, будут просить нас оказывать им послушание и относиться к их суждениям с доверием?
С надлежащим рассуждением и с пастырской ответственностью мы отвечаем им «Нет!» и причисляем их к разряду негодных епископов. В двух последующих статьях мы напишем, во-первых, те аргументы, которые они должны были привести «кесарю» (в данном случае, премьер-министру), чтобы отказаться от закрытия храмов и лишения верующих Святого Причастия. А, во-вторых, мы наглядно покажем, что происходящее теперь в храмах, т. е. службы без присутствия верующих, являются самым настоящим позором, уничижением таинства и искажением его смысла, поэтому было бы лучше, если бы они не совершались вовсе, и каждый молился бы у себя дома. Довольно уже насмешек и издевательства над божественным! О службе, совершаемой за закрытыми дверями, нельзя сказать, что её Главой является Христос, поскольку отсутствуют верующие — Его Тело. Точно так же и Святой Дух не действует там, где выгнали всех крещеных из церкви: двери должны закрываться только для некрещеных и непосвященных, но никак не для тех, кто был крещен. Этот смысл имеет и возглас, который звучит на литургии: «Двери, двери! Премудростию вонмем!». Подробнее на эту тему будет написано в следующей статье.
Чтобы некоторые не воспринимали написанное нами как «крайние» и «зилотские» взгляды, завершая это небольшое размышление, уточним, что пишем мы только о том, чему учит Святое Евангелие и Святые Отцы нашей Церкви. И какие бы запреты или угрозы не последовали со стороны Священного Синода, мы будем продолжать писать с прежним дерзновением. Именно этому учит св. Василий Великий: первостепенный долг епископов и иереев — это призывать всех к послушанию Евангелию, смело говорить и проповедовать истину, подобно мученикам, даже если некоторые будут чинить этому препятствия и гнать их различными способами: «Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и всякими способами , как бы то ни было, гонят даже до смерти»11.
6 апреля 2020 г.
Протопресвитер Феодор Зисис, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета им. Аристотеля
Перевод с греческого специально для РНЛ Романа Германидиса
***
1. Мф. 6, 24: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».
2. Мк. 8, 33; Мф. 16, 23.
3. 1 Петр. 2, 21.
4. Иов. 14, 4-5.
5. Мф. 16, 21-22.
6. Там же, 22-23.
7. Там же, 24-26.
8. Далее приводим цитату из Беседы на Евангелие от Матфея 14,2, PG 57, 219: «Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему, и просил позволения «похоронить отца своего». Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему». См. также Мф. 8, 21-22.
9. Ἀποκ. 3, 15-16.
10. Протопресвитер Ф. Зисис «Благое непослушание или худое послушание?», Фессалоники, 2006.
11. Св. Василий Великий, Нравственные правила, Правило 70, глава 12-13, PG 31, 825-828.
3. Ответ на 1, Апографъ:
2. 2
1. Снизу гадят мелко, а с верху всегда крупно!