Дух земли и дыхание Бога

Стихотворение Василия Казанцева «К земле устало приклонюсь»

0
589
Время на чтение 9 минут

Вадим Кожинов говорил, что в поэзии Василия Казанцева в нераздельном единстве выступают возвышенность смысла и изящество образа и действенное практически-телесное отношение к природе, она предстаёт как взвешенная на человеческих плечах, обнятая человеческими ладонями [1, с. 7]. И считал, что такое «слияние поэтических стихий определяет не только собственно творческую, но и культурно-историческую ценность поэзии Василия Казанцева» [1, с. 6]. Безусловно, всё, о чем сказал Вадим Кожинов, есть в поэтическом мире Василия Казанцева, но «это слияние … « черт, характерных для «крестьянской» и «дворянской» лирики» не единственный прорыв художественного гения поэта. В поэтической реальности Василия Казанцева человек - на перекрёстке между вечностью земной и вечностью трансцендентной. Между духом Земли и Дыханием Бога. Только это никогда не декларируется автором практически. Космос земной и космос вечный слиты в едином мгновении (я согласна В. Кожиновым в том, что часто в его стихах поэтика мгновения является основой целостного образа): «В окне листва. И тень от крыл – / Молниевидная, сквозная. / ...И я тут жил. И вечен был. / И вечность протекла земная». Мельканье беспредельности от конкретных образов до высшей созерцательности – это единый целостный мир человеческого существования, мир органичный, естественный и как бы даже не названный. Тем не менее, ощущение именно такого мировосприятия, глубинного сущностного (и непременно русского) начала, окутывает читателя. И такие, например, отличительные черты стиля поэта как диалогичность, в области синтактики – тире, представляются способами переключения человеческого между космическим земным и космическим небесным, повторюсь, всегда – это высокая опосредованность. Явленная, но не проговорённая: «А лесинка шумливая рядом / Всё лопочет про радость свою. / - И чему же ты, глупая, рада? / - Я не рада. Я песню пою».

Когда я погружаюсь в стихотворение К земле устало преклонюсь,

К земле устало приклонюсь.
Земля в лицо дохнёт блаженно.
Спиною к стогу прислонюсь.
Зашепчется над ухом сено.

И постепенно в даль, как в сон,
Плывут, уходят — вил бряцанье,
Колёсный скрип, уздечки звон,
Коня раскатистое ржанье.

Но — блещет луч. Глядит в упор
На выжженную рябь низины…
И ровная вода озёр,
И гладкая кора осины —

Горят, глазам спасенья нет.
Сухи беспомощные ветки…
Глаза закрою — красный свет,
Как уголь, светит мне сквозь веки.
1972
[3]

я оказываюсь на Литургии. Божественной Литургии с природной атрибутикой, параллельной православной символике и реализующая её горние смыслы в смыслах дольних: это небеса, соединённые с землёй.

К земле устало приклонюсь. Глагол «приклонюсь», связанный с образом Земли определяет символическое звучание первого катрена. Приклониться – жест смирения, в параллельных символических мирах мы приклоняемся к лику Богородицы, к матери, к Земле. Архетипический образ Земли как матери-кормилицы, широко представленный в славянском мифологическом сознании и восходящий, по-видимому, к праиндоевропейской эпохе, в русском православном миропонимании сблизился с образом Богородицы, однако не отождествлялся с ней. Образ России-матери возникает на древнерусской литературной почве. Мать – Земля, и Церковь – мать.

В строке Земля в лицо дохнёт блажен, наречие с корнем благ продолжает слияние христианского и человеческого – дыхание, дух земли приносит мне блаженство, благость, благодать. А истинный Источник блаженства – это Господь. Протянулась незримая, паутинка, дающая нам возможность прикоснуться к таинству двуединого мира.

Спиною к стогу прислонюсь – да это ведь я в храме у стены стою! Или у столпа прислонившись. А дальше начинается мистика: Зашепчется над ухом сено. Начинается погружение с тихого звука, шёпота; я чувствую, где нахожусь, это входит в моё сознание. Зашепчется над ухом сливается с молитвенным церковнославянским «Глаголы моя внуши, Господи». «Внуши» - по-славянски значит «вложи в уши, дай понять». Почти в каждом псалме и в каждой молитве встречаются слова, однокоренные этому глаголу. И дальше мы видим концентрацию звуковых впечатлений: звуки не то, чтобы нарастают, они становятся отчётливее и сгущаются:

И постепенно в даль, как в сон,
Плывут, уходят — вил бряцанье,
Колёсный скрип, уздечки звон,
Коня раскатистое ржанье.

Два плана – явь и сон, два мира: реальный, видимый и невидимый, трансцендентный, очень ясно разведены и взаимосвязаны. Переплетены реальные \ ирреальные ощущения посредством метафор, актуализирующих сложные звукосмыслы. И это не простое погружение, а, как оказывается в дальнейшем, только подготовка к чему-то более важному: Но блещет лучНо пока все эти звуки – только природные звуки храмовой литургии: уздечки звон – мягкое «дзынь», а вот в сочетании вил бряцание содержится явно нетипичная характеристика звука, которую могут издавать вилы, к звуку же кадила она вполне подходит. Вдаль как в сон; плывут; уходят - словно смутное осознание душевного восхождения, когда душа начинает чувствовать Дух и тянется к нему. Возникает это в храме во время Литургии и в природном храме у чувствующих людей. Здесь помимо смысловой синонимичности есть ещё одно впечатление: я отрываюсь от материального, оно уходит вдаль, к горизонту сознания, освобождая место для мистического переживания Бога. На Литургии происходит именно это, при погружении в природу – нечто похожее, просто душевное.

Но блещет луч: и вот неземной мир открывается, открываются Царские Врата. Зажигаются паникадила в ответственный момент Богослужения, струится свет сквозь окна в храме. Так же как и другой Свет, нетварный, «коему несть преложение или пременение осенения » На выжженную рябь низинысверху вниз Глядит в упор на нас Спас Ярое Око и он же тот самый Свет, «коему несть преложение или пременение осенения ». Сложный полифоничный образ «выжженная рябь низины». Люди ли это, обожженные своими грехами, или напротив, «скверна души моея», попаленная «огнём невещественным»? То есть Причастием освобожденная от греха. И ровная вода озёр, / И гладкая кора осиныэпитетами ровный, гладкий утверждается умиротворённость, тихость. Именно после того, как блеснул луч. В основании природного святилища три составляющие: огонь, вода, земля. Воздушных образов нет. Есть дохнёт, но это дыхание духа. Следует отдельно сказать об осине – сложном образе в славянском мифологическом сознании, главное в основе его номинаций сопоставление этого дерева и человека. Осина символ грешного человека, получающего возможность на воскрешение. И в стихотворении осина в одном образном пространстве с «источником вод». А «источник вод» - это ещё и Богородица.

После того, как блеснул луч, до конца стихотворения реализуется символика огня.

Горят, глазам спасенья нет.
Сухи беспомощные ветки
Глаза закрою — красный свет,
Как уголь, светит мне сквозь веки.

Сухи беспомощные веткив этом огненном свеченье – человек, я, мы, – всегда готовые загореться и сломаться. Аллитерация «г» и «к» создаёт ощущения потрескивания сухих веток.

И наконец, богослужение завершается, круг замыкается: Глаза закрою — красный свет, / Как уголь, светит мне сквозь веки. «Да будет ми угль пресвятого Тела Твоего». Причастие. Сквозь веки (не внешними глазами) созерцаю Бога. Красный цвет – символ Бога-Отца…

Лирический герой Василия Казанцева всегда стоит в самом центре пересекающихся бесконечностей, когда незримое проявится на какое-то мгновение, овеет лёгким дуновением тайны, чтобы тут же снова сплестись с земной неоглядностью, раствориться в ней до следующего мгновения.

Ольга Блюмина, кандидат филологических наук, Горловка, ДНР

Литература:

  1. Казанцев В.И. / Выше радости, выше печали: Стихотворения и поэмы. - М.: «Мол.гвардия», 1980. – 190 с.
  2. Казанцев В.И. / Избранные стихи / Томск, 2011. – 318 с. Интернет-ресурсы:
  3. Василий Иванович Казанцев. – Режим доступа: https://rospisatel.ru/kazanzev-stihi.htm (дата обращения 31.10.2109)

УДК 811. 161. 1.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Блюмина
Нераздельное русское целое
Рассказ Николая Иванова «У синей реченьки»
27.06.2021
«Как сегодня над степью донецкой»
В прифронтовой Горловке прошла презентация альманаха «Неизбывный вертоград», посвящённого Николаю Тряпкину
31.07.2019
Все статьи Ольга Блюмина
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21