17 сентября исполняется год со дня кончины основателя нашей газеты, её бессменного редактора, организатора и вдохновителя Александра Григорьевича Ракова. Вот почему сентябрьский номер «Православного Санкт-Петербурга» можно назвать поминальным, - большинство материалов в нём посвящены памяти усопшего раба Божия Александра: замечательного руководителя, интересного писателя, вдохновенного борца за Православие.
Приведём несколько выдержек из воспоминаний разных людей об А.Г.Ракове:
- Для Александра газета была смыслом жизни. В силу особенности своего характера, - а это был максимализм без полутонов, - к 40 годам у него появилось большое желание выплеснуть накопившуюся энергию. И так уж промыслительно сложилось в постперестроечное время, что он нашёл применение своим способностям именно в вере. Это и стало стержнем нашей жизни. (Валерия Михайловна Ракова, вдова Александра Григорьевича)
- Я заметил: многие мысли, высказанные в записках Ракова легко становятся моими собственными. Они витали в голове, а Раков нашёл для них соответствующую форму и мысли зазвучали. (Алексей Логунов, писатель)
- Многие годы он серьёзно болел, страдал, но продолжал свою подвижническую деятельность. Мне думается, что он предчувствовал свою возможную внезапную кончину и спешил воплотить как можно больше своих замыслов. И успел сделать очень многое вплоть до удивительного «Домика творчества», который по сути стал его мемориалом. Но самое главное, Александр Григорьевич сумел вселить свой дух и волю в окружающих близких людей, сотрудников, чтобы они продолжили его миссию, его всероссийскую духовно-нравственную просветительскую газету «Православный Санкт-Петербург». Прошел год - газета живёт! Интересная, рассуждающая, не боящаяся освещать очень сложные темы религии. (В.Е.Семёнов, профессор, председатель совета «Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга»)
- Читаем его записки, былинки - и явно чувствуем эту любовь: и к природе, и к любой живности, и, конечно, к людям. Поражаешься его трудолюбию и скрупулёзности: ведь им перечитаны стихи многих сотен поэтов, часто совсем неизвестных, и у каждого он находил истинные жемчужины и публиковал в толстых книгах-сборниках - читайте, смотрите, какие слова, какие поэты! И критерием отбора всегда были истина, добро и красота. А это ведь не что иное, как основы христианской нравственности. (Н.И. Поздняков, капитан 1 ранга в отставке)
- Александра Ракова я знала четверть века. Помню, что Александр Григорьевич восхитил меня огромной влюблённостью в своё дело. На замечание, что он больше всего в жизни любит своё детище, Александр Григорьевич возражал: «Больше всего в жизни я люблю Бога». Он говорил об этой своей главной в жизни любви к Спасителю так искренне, так по-детски восторженно, что невозможно было не проникнуться такой же любовью к Богу. (Валентина Ефимовская, поэтесса)
- Могу смело утверждать, что мы с Александром Григорьевичем были во многом единомышленниками, и поэтому спорить нам приходилось крайне редко. Но именно на выставках я неоднократно был свидетелем его горячих бесед с оппонентами, особенно когда дело касалось вопросов церковной жизни, отечественной культуры или вечного вопроса - как нам обустроить Россию? Здесь Александр Григорьевич был непримирим, и в конце таких не очень миролюбивых бесед с идейным противником он, как правило, всегда напоследок осенял крестом уходящего, провожая его фразой: «Идите с Богом». (Сергей Астахов, директор издательства «Царское Дело»)
- Успех газеты был для него всем. Ради газеты, ради её интересов, как он понимал их, редактор мог с кем угодно ввязаться бой, кого угодно оглушить своим «сержантским» голосом, - и многие, многие до сих пор с некоторым ужасом припоминают, как однажды им пришлось столкнуться с Раковым на тропе войны. Да, он воевал за свою газету, воевал изо всех сил, как самоотверженный телохранитель сражается за того, кого ему поручено охранять. (Алексей Бакулин, журналист)
А теперь несколько слов самого Александра Григорьевича - отрывок из одной его былинки... Эти знаменитые «Былинки Александра Ракова», которые мы продолжаем публиковать и сейчас, через год после его кончины!
- Я долго пытаюсь ответить на жгущий меня вопрос: вот я много лет не знал о Тебе, Господи, жил, как живёт большинство, - перекати-полем, день прошёл - не убили, не ограбили, - и то славно; добро и зло определял по отношению к моей персоне и был уверен: всё, что я скрываю в себе, навсегда исчезнет вместе со мной в могиле. Когда Ты открылся мне, моё сердце приняло Тебя сразу без оговорок: я понял - Ты есть Истина и Жизнь. Ты дал мне заповеди, по которым я должен жить; но даже знание заповедей не спасает от непоправимых ошибок. Оказалось, что исполнить их до конца невозможно: я, к примеру, никого физически не убил, но убийственные слова вылетали из моего рта, а кто знает последствия их? Я мог и забыть про них, а человек, которого я больше никогда не увижу, переживает так, что умирает от инфаркта. Или его жизнь укорачивается от моих несущих зло звуков. Или приходит беда, которой совсем не ждал... Как же Ты судишь нас, Боже, если мы сразу выходим на сцену и без всяких репетиций начинаем, прямо на ходу играть в спектакле «Жизнь» с неизвестным содержанием, но знаемым концом под названием Смерть? (Былинка «КАК СКВОЗЬ ТУМАН ЛОШАДКУ...»)
Надо, однако, сказать, что не весь сентябрьский номер посвящён воспоминаниям об Александре Григорьевиче. Читатель найдёт здесь интересные материалы, посвящённые иным, весьма важным сегодня темам. Вот, например, статья знаменитого православного публициста, протодиакона Владимира Василика, где говорится о «молодёжной субкультуре». Автор сравнивает современных молодых людей с дикарями и это сравнение выходит в пользу последних:
- Дикарь любит природу, уважает её, благоговеет перед ней. Перед тем как срубить дерево, в Африке он просит у него прощения. Ничего подобного у значительной части современных молодых людей мы не видим: природа им чужда и часто они обращаются с ней по-хамски, если не сказать более. Посетите места их шашлычных стоянок и турпоходов и классические дикари покажутся вам чистюлями и паиньками. Современные молодые подражатели дикарям не умеют обуздывать своих страстей даже на уровне дикарских табу, они с легкостью перепрыгнут через те запреты, которые священны для дикаря. Для дикарей существует жесткая иерархия, уважение к старшим и к родителям. Для их современного подражателя не существует более-менее ничего. Он живет в плоском безиерархичном мире, для него родители - «предки» с их отжившими несовременными благоглупостями, достойные в лучшем случае снисхождения, в худшем - презрения, если только родители для него не источник непосредственных материальных благ. И живет современный молодой человек «здесь и сейчас», в отличие от дикаря с его глубинной родовой памятью. Дикарь помнит своё родство до десятого колена и дальше. А современный юный дикарь уже и прадедушку не знает. А временами и дедушку. Далее: дикари думали и думают о своем достоинстве. Часто ради спасения своего лица, своей чести они были готовы жертвовать жизнью. А тем более - для своей семьи и своего племени. А в лексиконе у современных молодых людей понятие «честь» просто отсутствует. И понятие «жертва» тоже. Это им неведомо. Главное - он, любимый. И его безудержная свобода «самореализации».
Статья о. Владимира Василика называется «А В НОСУ ЗВЕЗДА ГОРИТ», и мы надеемся, что и этот материал, и все прочие, опубликованные в сентябрьском номере газеты «Православный Санкт-Петербург», принесут пользу вашей душе, дорогие читатели!