«Присутствие непостижимой силы
Таинственно скрывается во всём».
И. С. Никитин.
Сказка о Курочке Рябе одна из самых неразгаданных на Руси. Как только не объясняли действия персонажей всевозможные толкователи. От банального - захотели поесть, до создания золотой модели мира демиургами. Что только не происходит в других, более жёстких вариантах сказки:
Ворота заскрипели, дуб с себя листочки посшибал. Гуси закричали, сороки затрещали, собаки забрехали, волк завыл, медведь себе хвост оторвал. Внучка удавилась, диакон колокола на землю сбросил, поп святые книги порвал, ударился о косяк и умер. Крестьяне подрались, деревня сгорела. Для детей оставили самый мягкую версию сказки, сохранили суть.
«Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. - Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»
Именно этот вариант педагог Константин Ушинский считал понятным и доступным детям. Дошколята не видят противоречий, незамутнённым сознанием понимают одно, - простое яйцо предпочтительнее золотого. Взрослый человек уже ищет в этой истории некий сакральный или философский смысл. Даже у тех, кто не пытается найти смысл в действиях деда и бабки, непонятным образом формируется отличное от западного мировосприятие, называемое русским менталитетом. Валентин Непомнящий, наш пушкинист, говорил о разных точках отсчёта между западным и православным христианством:
«У европейского христианства отсчёт от себя, от «Я». А у православных христиан точка отсчёта от Бога, от идеала. Это, конечно, чудовищно трудно. И мы ничуть не лучше тех же самых американцев. У американцев система ценностей набекрень. И они, как люди, часто лучше своей системы ценностей. А мы часто хуже своей системы ценностей, хуже своего исповедания. Но всё равно, она есть, всегда есть!»
Из разговора Сергея Маковецкого с американским актёром о спектакле «Дядя Ваня»:
- Пропала жизнь...
- Что значит, пропала жизнь? Бизнес же какой-то был?
Если для американцев в силу их духовной детскости такая постановка вопроса естественна, то на Украине отказ от традиционных ценностей приводит к слому цивилизационного кода.
На современной Украине, мудрствуя лукаво, конец сказки изменили:
«Дід плаче, баба плаче, а Курочка Ряба кудкудахче: - Не плач, діду, не плач, бабо. Зберіть золоті рештки - підете в місто, продасте, гусей і півника купите. А я знесу вам інше яєчко - не золоте, а просте. От навесні дід з бабою розбагатіли, а влітку Курочка Ряба по двору курчаток водила».
В русской сказке наши экспериментаторы потеряли нечто, что невозможно восстановить. Украинские діду и бабо поимели выгоду. И простое яйцо есть и на золотом гешефт сделали. Возможно, и курчатки обретут способность нести золотые яйца.
Перепутали Божий дар с яичницей, сказочники украинские. Налицо предпочтение практического интереса перед духовными ценностями.
В русской сказке спрятана, как в матрёшке, ещё одна сказка. И понять её может только взрослый человек. Рискну предложить два варианта толкования сказки с точки зрения православного русского человека, или любого человека, считающего себя русским и принимающего русский мир.
Первый вариант: золотое яйцо - символ свободы. Дед с бабкой использовали свободу своих действий не должным образом, не разглядели живительное семя и разрушили всё. Они могли бы по старой народной традиции хранить яйцо за божницей и созерцать его в грустные минуты. Отнеслись бы дед с бабкой к неожиданному дару бережно, изменились бы и сами. Но они проявляют своеволие. Непременно надо что-то с яйцом сделать: исследовать, сотворить нечто своё, получить от разрушения «творческое наслаждение». Своя рука владыка. Били-били, не разбили. Возможно, потом они смогли бы задуматься о духовном значении золотого яйца. Задумавшись, попытались бы раскрыть себя творчески, исполняя заповеди Божии. К каким выводам могли бы прийти дед с бабкой, сказка умалчивает.
Заминкой воспользовалась мышка, представитель пятой колонны. Мышка, тварь эдакая, постоянно пакостит, хотя кормится со стола народного.
В сказках животные умеют говорить, но о чём молчит курочка Ряба, можно только догадываться. Она не останавливает разрушителей, не пытается что-либо объяснить. Было бы предложено, а неволить грех. Возможно, она обхватив свой красный гребешок крылышками, еле сдерживается, чтобы не сказать знаменитое лавровское: «Дебилы, ...». Понимание совершённого ими приходит позже, когда яйцо разбито. Что имеем не храним - потерявши плачем.
Для чего курочка снесла золотое яйцо? Что она хотела этим добиться от деда с бабкой? Может быть, испытать их и показать, что есть в жизни ещё что-то, кроме простого яйца, насыщающего чрево. А может быть дед с бабкой достали курочку претензиями друг к другу, жалобами на свои болячки и вообще на несправедливую жизнь. Об этом сказка умалчивает.
Это всем знакомо: в течении одного века рухнули две наши империи, при участии и попустительстве народных масс. У каждого из нас нередко преобладает свобода греха над свободой духа. И «к чему стадам дары свободы?» Однако, Россия имеет удивительную способность восстанавливаться после катастроф. Как бы не грешил русский человек, но со временем в душе просыпается им же задавленная Божья искра и сожаление о содеянном переходит в покаяние.
Несомненно, это происходит не в полной мере, но в достаточной степени, чтобы Господь очередной раз помиловал Россию.
В этом наша сила - осознание своих грехов и способность признать себя виновными.
Каждый из нас выбирает, как построить свою жизнь. Один хочет, чтобы ему стало лучше, другой, чтобы он сам стал лучше.
Сравним толкование слов апостола Павла: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся». (1 Кор.7:21).
Есть несколько различных переводов:
У греков - лучшим воспользуйся, у Лютера - лучше воспользуйся, в церковнославянском переводе - больше поработи себя. Больше поработить себя добровольно, чтобы стать более свободным. «Не делаться рабами человеков», а служить Богу, исполняя Его заповеди. Истинной свободы в послушании Богу, именно этого нам всегда не хватает. Дед и бабка, как и все мы - свободные личности, не умеющие правильно распорядиться свободой.
Но свободы сеятель в образе курочки Рябы не бросает своих пасомых и утешает. Не оставляет их дом пустым.
Дед и бабка вернулись в более естественное состояние, в свою прежнюю жизнь. «Хороший дом, хорошая жена, что ещё надо человеку, чтобы встретить старость?» (с) Но дед с бабкой русские же люди, им надо что-то ещё кроме сытой и спокойной жизни. Они пережили искушение, теперь им мало уже простого яйца. Дед с бабкой ощущают внутреннее несовершенство, помышляют о горнем, а не о земном. Они теперь задумаются о словах апостола Павла: «Всё мне позволительно, но не всё полезно». (1 Кор.6:12). Эти слова нелишне вспоминать христианину, ибо даже детская сказка может навести на размышления и научить распознавать добро и зло.
Второй вариант: золотое яйцо это божественный символ. Символ гармонии, вечности, рая, всего, что воистину имеет ценность. Адам и Ева сорвали яблоко, дед и бабка захотели разбить яйцо. Били-били, не разбили. На помощь пришёл змий хитрый, лукавый искуситель, хвост мышиный. Мышка-змий появляется в момент, когда бабка с дедом уже изнервничались от любопытства, вернуться к гармонии они уже не могли. Мудрость покинула их. Яйцо упало и разбилось. Мир рухнул. У нас часто как получается? - Кто-то должен быть виноват, желательно не я. А если я виноват, то самую малость, и вообще виноват не я, меня соблазнили, обманули. В сказке бабке и дедке некого винить, кроме себя. Даже мышку не обвинить - она же сделала то, что они сами и хотели. Никакого внешнего давления ни от государства, ни от соседа вредного нет. Бабка с дедом сделали несчастными себя сами. Формально, не они яйцо разбили. Почему же они плачут? - Не оттого ведь, что голодными остались.
По мнению святых отцов Церкви Христовой, христианин, желающий, но не могущий что-либо сделать, считается как бы сделавшим. Это относится, как по отношению к добру, так и по отношению ко злу. Наделив наших старичков вернувшейся к ним мудростью, можем предположить их дальнейшие действия. Золотое яйцо упало и разбилось. Варианты - поднять, склеить, поиметь выгоду от осколков не рассматриваются. Только целое, неповреждённое яйцо представляет ценность. Это дед с бабкой понимают, потому кручинятся, плачут, страдают.
Ибо что есть русский человек без сокрушения и страдания? - Жалкое подобие западного гедониста. Но одного страдания недостаточно, для возрождения грешника необходимо покаяние. "Каяться, себя созидать, Царство Христово созидать". (Ф.М.Достоевский).
Одно из ключевых слов в молитве перед причастием: «Помилуй меня, Господи, ибо я не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание».
Курочка обещает снести простое яичко. Будет питать их земной пищей, а дед и бабка теперь иные, прошедшие искус, не выдержавшие его.
Золотое яйцо, как непринятое чудо, остаётся в воспоминаниях наших страдальцев. Так и будут жить дед с бабкой, насыщая себя простым яйцом, но душой стремясь к той золотой гармонии, которую они потеряли. Но теперь они будут жить и осознанно готовить себя к вечности.
«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». (Пс.50:19).
Сказка - своеобразная притча, которую дети впитывают в себя сызмальства. С детьми нужно говорить просто. Именно так Иисус Христос разговаривал с людьми, ещё не способными понять духовную мудрость.
«И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Мф.13:13-14).
Притча запечатлевалась в памяти слушающего человека и со временем, как проросшее семя, давала пищу для размышления.
Православный христианин в каждой жизненной ситуации должен уметь применить евангельские строки к себе. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Надобно так обучить себя, чтобы ум как бы плавал в Законе Господнем, по руководству которого должно устраивать и жизнь свою».
В русских сказках изложено Евангелие в манере, доступной детскому сердцу. Что можно вспомнить из Евангелия, прочитав сказку взрослому, православному христианину?
У ребёнка, слушающего русские сказки, формируется некий фундамент, на котором он строит свою дальнейшую жизнь.
«И пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне». (Мф 7:26).
Вполне возможно, что многие русофобы были обделены в детстве русскими сказками. «Оттого, что он отечество нашел, которое здесь просмотрел, и обрадовался; берег, землю нашел и бросился ее целовать! ... Кто от родной земли отказался, тот и от Бога своего отказался». (Ф.М.Достоевский).
Как бы не сложилась в будущем жизнь человека, русские сказки формируют у него религиозное мировоззрение, иногда весьма причудливое. Из разговора с женщиной у церкви:
- Я коммунистка и атеистка, и в Бога вашего не верю.
- Зачем же вы пришли в православный храм?
- А я к Николе Чудотворцу пришла, он мне несколько раз помогал.
Дед и бабка в русском варианте сказки не воспринимают золотое яйцо, как золото. Марина Цветаева писала, что сознание неправды денег в русской душе невытравимо. «Богат, да не Богу брат», - гласит русская пословица. О чём и говорит Господь ученикам после беседы с богатым юношей:
«Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:24).
Преобладание материальных ценностей над духовными делает нас рабами житейских попечений.
«Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Мф.6:24-25).
Притча о сеятеле. В украинском варианте сказки курочка отправляет деда с бабкой купить за золотые осколки гусей и пивняка.
«А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.» (Мф.13:22).
В русском варианте сказки дед с бабкой не разумеют, что делают с золотым яйцом.
«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге». (Мф.13:19).
Наш Творец милосерден и долготерпелив к своим созданиям. Преподобный Иисак Сирин так выразил условие возвращения человека к Богу: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Человек, уразумевший свой грех и раскаявшийся, приносит плод добрый.
«Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать». (Мф. 13:23).
Человек, который просит, ищет и стучит, добивается внимания Господа.
«И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него». (Лк.11:9-13).
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». (Мф. 5:4). Не всякого плачущего можно назвать блаженным, а только того, кто способен провести над собой духовную работу. «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».(2Кор. 7:10)
Курочка Ряба не оставляет голодными деда с бабкой. Но только ли о пище земной пристало думать христианину?
«Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6.31-34).
Притча о талантах. Каждому из нас предлагается какой-либо дар. Наша задача - не закопать свой талант в земле, иначе будем подвергнуты участи негодного раба:
«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит». (Мф.25:30).
Наши сказочные персонажи избежали такой участи, потому что сумели покаяться. Притча о блудном сыне, где отец простил покаявшегося сына:
«Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться». (Лк.15:24).
Рефреном звучит притча о заблудшей овце. О человеке, сошедшем с правильного пути, совершившем ошибку, но на плечах Господа обретшего спасение.
«Порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии». (Лк.15: 6-7).
«Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается», написано у Экклезиаста. Иисус Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
«Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть». (Мф.14:16). Только ли о хлебах говорит Иисус Христос апостолам? Вы дайте им есть - вы напитайте народ сей истиной. Для чего и создана была Церковь Христова, которую не одолеют врата ада.
Возможно, не всем покажется убедительной связь русских сказок с евангельскими притчами.
Не суть, какие интерпретации сказки правильные, главное в другом. Каждый человек, размышляя о смысле сказки, в меру своего духовного возраста выносит нечто своё. Как в народе говорят: «Кому нравится поп, кому попадья, а кому попова дочка».
«...если вы о чём иначе мыслите, то и это Бог вам откроет». (Фил.3:15).
37. Re: Сказка «Курочка Ряба» и особенности русского менталитета
36. Re: Сказка «Курочка Ряба» и особенности русского менталитета
35. Ответ на 25., Из народа:
34. Ответ на 33., Советский недобиток:
33. Ответ на 32., Андрей Козлов:
32. Ответ на 31., Советский недобиток:
31. Ответ на 29., Андрей Козлов:
30. Ответ на 28., sergsmir:
29. Ответ на 27., Советский недобиток:
28. Re: Сказка «Курочка Ряба» и особенности русского менталитета