История - настолько сложная эта наука. И как порой разнятся документы, дошедшие до наших времен, о тех или иных событиях, на которых основывается данное учение. Как правило, историю пишут политики, поэтому одни и те же факты могут иметь совершенно разный политический окрас, всё зависит от того, из-под чьего пера вытекает данная информация. Сто лет прошло с октябрьского переворота 1917 года. Настало время, когда нам предоставлена возможность объективно взглянуть на события тех лет со всех сторон, даже неприглядных. Мне, как человеку, выросшему в период правления последователей немецких мудрецов, знаком такой лозунг: «К светлому будущему коммунистического общества!» Эта надпись располагалась на плакате под изображением вождя пролетариата В.И.Ульянова, который с протянутой рукой призывал следовать за ним. И сразу же хочется привести строки из документа под номером 13666\2 от 1 мая 1919 года: «Попов надлежит арестовывать, как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно». Под сим документом подпись - тот же В.И.Ульянов. Стало быть, это инструкция следования в «светлое будущее». «Товарищи», если террор для вас свет, то какова же тогда тьма? В настоящее время много сторонников «красного террора» опровергают подлинность вышеприведённого документа. Но если это так, почему же тогда такие жесточайшие казни без суда и следствия и самоуправство над священнослужителями остались безнаказанными?
Любое зло, попущенное Господом, служит во славу Ему и посрамление дьявола. Другими словами, враг рода человеческого рубит сук, на котором сидит. Убивая священнослужителей руками слуг своих, он порождает великое воинство Священномучеников против себя. Наш земляк протоиерей отец Александр был замучен и казнён представителями советской власти - власти «народной».
Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Флегинского. В 1883 году он окончил Ставропольскую духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году он был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) и определен к храму святого мученика Лонгина - сотника станицы Ключевой Кубанской области. В 1885 году он был переведён в станицу Красногорскую, где занимал должность окружного миссионера, а затем и окружного духовника в благочинии. За усердную многолетнюю службу Церкви он был награждён набедренником, скуфьёй, камилавкой и золотым наперсным крестом.
4 февраля 1908 года он был переведён в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. Потеряв жену в 1911 году, он вплоть до своей кончины жил вдовцом. Как благочинный, отец Александр представлял интересы духовенства округа в качестве делегата на общеепархиальных съездах священнослужителей, принимал участие в работе съездов духовенства Екатеринодарского училищного округа, ревизировал деятельность городского духовного училища.
После февральского переворота 1917 года настало время тяжких испытаний для страны и Церкви. Вспыхнула гражданская война, охватившая всю Кубань и Северный Кавказ. В марте 1918 года разрозненный большевистский отряд захватил станицу Георгие-Афипскую, силой установив советскую власть. По станице прокатилась волна безудержного насилия, начались скорые расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». В это же время был схвачен и зверски казнён красноармейцами отец Александр.
При жизни Священномученик во всём старался быть полезным людям и, конечно же, Богу. Вне своих церковных обязанностей он также принимал участие в епархиальной жизни. Судя по информации, дошедшей до нас, он был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Это было первое и единственное в то время церковно-научное учреждение на Северном Кавказе. На момент своей мученической кончины отец Александр был вдовцом. Семейные заботы его не обременяли, и поэтому он полностью отдавался служению Богу, уповая на Его милость. Духовный уровень подвижника в то время был на высоте, судя по возложенным на него обязанностям. Протоиерей Александр Флегинский благочинный 17 округа не мог не предвидеть своими духовными очами надвигающейся катастрофы. И, тем не менее, он не предпринимал попыток эмигрировать, бежать от «красной чумы», и когда беда коснулась его, он со смирением претерпел надругательства и смерть, подобно первохристианским мученикам. В этом не может быть сомнений, и свидетельство тому - его тело, которое нашли за станицей, оно пролежало там с момента убийства до момента погребения (точнее с весны и до осени) и осталось, практически, не подверженным разложению. Я думаю, не стоит объяснять, что летом при сорокаградусной жаре на Кубани и несметном количестве насекомых от любого иного биологического материала через месяц остались бы голые кости. В нашем случае и через 100 лет большая часть тела Священномученика была найдена нетленной. Подвиг Великого подвижника налицо. Здесь мне хочется привести выдержку из книги С.А. Нилуса:
«Ваше Боголюбие, - говорил некогда одному боголюбцу преподобный Серафим, - без праведников не стоять ни граду, ни веси. И если вы блазнитесь, что ныне плохо живут и монахи, и мирские, то знайте, что и между ними есть сокрытые от взоров ваших благоугождающие Господу. Скажу вам: если стоит кладбище, то стоянию его терпит Господь из-за святых мощей скрытых в нём угодников Божиих. Так и о градах и весях, и о монастырях, и о всей земле разумейте!»
Это единственные обретенные мощи новомучеников кубанских, что является важным духовным событием для верующих нашего края и всех православных христиан. Великая радость переполняет от осознания того, что отец Александр ступал на ту же землю, что и мы. И он для нас есть один из ближайших Святых угодников Божиих.
Для меня знакомство с личностью Священномученика Кубанской земли протоиерея Александра Косьмича Флегинского состоялось в интернете. Нам предложили поместить о нём материал на нашем сайте «Кубань православная», что мы и сделали. Некоторое время спустя я получил приглашение на пресс - конференцию с участием председателя и членов Комиссии по канонизации святых Екатеринодарской епархии, а также представителей Государственного архива Краснодарского края. По окончании мероприятия в кафедральном соборе великомученицы Екатерины Александрийской г. Краснодара впервые состоялось изнесение святых мощей Кубанского Священномученика Александра Флегинского для почитания верующими. Чин прославления святых мощей и служение всенощного бдения возглавил глава Кубанской митрополии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор в сослужении духовенства епархии.
Большое количество людей переполняло огромное по своим размерам помещение собора. Как принято говорить в народе - «яблоку негде было упасть». Множество священнослужителей в праздничных облачениях располагали к торжественности данного события. На клиросе обосновался хор семинаристов с прекрасными голосами, чудесно доносивший Божественное молящимся прихожанам. Во всём чувствовался праздник, духовный праздник обретения мощей Священномученика отца Александра Флегинского. Обстановка в соборе была не обычная, казалось, будто в воздухе невидимым облаком парила любовь и покрывала всех присутствующих, что явно отображалось на их лицах. Несмотря на плотно заполненное богомольцами помещение храма, раздражительности и толчеи не было. Прихожане с уважением относились друг к другу, смиренно уступая дорогу идущим к подсвечникам. Временные рамки словно раздвинулись, открывая путь к вечности, телесно ощущалась лёгкость, настрой был радостный, в предвкушении чего-то неизведанного, долгожданного. Порой я забывал, что у меня на плечах фотоаппарат и камера и, вообще, для чего меня пригласили сюда. И вот это произошло - открылись Царские Врата и церемониально из Алтаря изнесли Раку со Святыми Мощами. Словно духовный импульс вспыхнул в подсознании и повис под куполом собора молитвенный посыл «Священномученик отец Александр моли Бога о нас». Духовное состояние молящихся в храме людей достигло апогея, раку с мощами установили у амвона для общего поклонения. В первую очередь к святыне приложились священники, затем допустили семинаристов и вместе с ними прессу, в том числе и меня грешного. Всё происходило, как в замедленном кадре, очередь сплошным потоком двигалась мимо раки с мощами к миропомазанию, которое совершал сам Владыка Исидор. Приняв помазание у митрополита, я стал в стороне, «переваривая» события, произошедшие со мной. И тут меня словно осенило! Я нахожусь рядом с Преосвященным Владыкой, и ничто мне не препятствует делать съёмку. Воспользовавшись удобным случаем и сделав серию кадров, я покинул собор и направился домой. Два часа пути следования к родному очагу для меня тянулись особенно долго. Я спешил поскорее поделиться скопившимися за вечер новостями со своими домочадцами. Меня изнутри «распирала» радость того, что были обретены мощи у нас на Кубани, они пролежали сто лет и остались нетленными. Милость Божия излилась на нашего земляка, и он Свят!!!
Всю последующую неделю я провёл на духовном и творческом подъёме. Мне очень хотелось начать съёмку фильма о Святом угоднике Божием. Я даже делал наброски сценария, придумывал постановочные сцены реконструкций событий, затем откладывал, понимая, что недостаточно информации. Позже, всё же я понял - во мне действовала благодать Божия, излившаяся от святых мощей отца Александра. Недели через две я вдруг ощутил, что опухоль в левой ладони, беспокоившая меня последнее время значительно уменьшилась и практически перестала болеть.
Слава Богу за всё!!!
В статье использовались материалы сайта http://kanonkuban.ru