«Церковное власовство» как препятствие к миссионерству среди татар

Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность  Апология предательства  Власов 
0
1066
Время на чтение 9 минут

Среди различных негативных явлений, имеющих быть место в нашей церковной жизни, есть явление, которое патриотически настроенные православные христиане назвали «церковным власовством». Под этим термином подразумевается апология (в той или иной степени) предательства генерала Власова и его сторонников в Великую Отечественную войну. Казалось бы, столько времени прошло, но вот кому-то доставать зловещие фигуры прошлого и поднимать их на знамя. На примере Украины мы видим, что это делается не просто так. Хотя это негативное явление не имеет никакого отношения к догматике, и апологеты коллаборационизма могут быть вполне строгими ортодоксами, все же это является искажением Православия, ибо кроме догматического богословия, есть еще богословие нравственное.

Их, «церковных власовцев», конечно, меньшинство, но они достаточно активны. К ним, кстати, я отношу не только тех, кто прямо воспевает нацистских приспешников, но и тех, кто пытается поставить их на одну доску с защитниками Отечества. Такая «толерантность». На мой взгляд, то же власовство, только неявное. Мне часто приходилось сталкиваться с таковыми на различных православных форумах в Интернете. Эти полемики послужили причиной написания мною статей. См., к примеру, мою статью "Ошибка» генерала Власова".

Вопрос о власовцах и попытках их оправдать - это не только вопрос политики. Это прежде всего вопрос морали. И абсолютно справедливо в свое время сказал архимандрит (ныне епископ) Тихон (Шевкунов): «Идея коллаборационизма, психология коллаборационизма - не просто исторический спор, а одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемая в сегодняшней России. Некоторые исторические фигуры, даже давно отошедшие в мир иной, становятся настоящим оружием, обладающим гигантской разрушительной силой, потому что оружие это направлено на слом традиционной духовной идентичности: зло пытается предстать добром, предательство - героизмом, а истинный героизм представляют как неразвитость, отсталость и даже грех. Это сфера той духовной брани, на которую не наложишь мораториев, которая не ограничена никакими договорами. Но пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».

Провласовская позиция, демонстрируемая некоторыми церковными деятелями, наносит нашей Церкви огромный вред в том числе и в деле миссионерства.

Хотя сами «церковные власовцы» могут быть пламенными миссионерами, и мне могут указать на огромное количество новообращенных, которых привел к вере тот или иной миссионер, в той или иной степени оправдывающий коллаборационизм. Но подсчитывал ли кто-либо количество тех, кого провласовская позиция того или иного церковного деятеля оттолкнула от Православия? Такой подсчет едва ли ведется. А между тем, враги Православия всячески акцентируют на этом внимание, пытаясь выдать позицию отдельных представителей за позицию Церкви в целом.

А позиция Церкви на самом деле противоположная: Еще в 1943 году было вынесено «Постановление Собора Русской Православной Церкви 1943 года об отлучении и лишении сана перешедших на сторону фашистов представителей духовенства», в котором сотрудничество с оккупантами называется иудиным предательством. Среди подписавших - св. Лука (Войно-Ясенецкий) в ту пору архиепископ Красноярский. У меня нет никаких сомнений, что он подписал этот документ вовсе не в угоду Советской власти. Конечно, могут указать на РПЗЦ, где позиции «церковных власовцев» довольно сильны (ведь РПЗЦ в то время окормляла власовцев). Но ведь что характерно - РПЗЦ канонизировала в лике мучеников Александра Шмореля, антифашиста, убиенного нацистами, а вот о канонизации кого-либо из власовцев, «замученных большевиками», история умалчивает. Также неизвестно о канонизации в лике святителей провласовских иерархов, зато прославлен архиепископ Иоанн Шанхайский (Максимович), который молился о победе Красной армии в ту войну.

Наверное, у большинства из нас деды или прадеды воевали в Великую Отечественную, или же самоотверженно трудились в тылу, поэтому для многих тема последней великой войны является очень важной и попытки принизить подвиг ее героев являются оскорбительными. Поэтому можно с уверенностью сказать, что возрождению Православия в русском народе апология Власова и прочих гитлеровских приспешников отнюдь не способствует, а совсем даже наоборот. Точно также эта апология вредит и христианскому просвещению татар. В чем-то, может быть, еще в большей степени - ведь если для русских Православие - это все-таки вера предков (пусть и утраченная большинством), а вот для большинства татар верой предков является ислам (хотя есть православные татары - кряшены и нагайбаки, к примеру) и понятно, что татары будут более критично относиться к новой для них вере.

Антиподом ген. Власова почти каждый, знающий историю Великой Отечественной и ценящий подвиг защитников Родины, назовёт ген. Карбышева, как назвал его в приведенной выше цитате еп. Тихон (Шевкунов). Все ли знают, что советский, русский генерал Дмитрий Карбышев, отказавшийся сотрудничать с нацистами (как крупный военный инженер он представлял для них большую ценность) и принявший мученическую смерть в концлагере (после зверских пыток облит водой на морозе и убит), по национальности был татарин-кряшен? Ведь наверняка те из татар, особенно кряшен, кто знает историю своего народа, дорожащие своими героями, знают и это. Понятно, что были и другие герои из числа татар, проявившие доблесть, но фигура Карбышева особенно символична.

Были ли среди татар коллаборационисты вроде ген. Власова и власовцев? Да, были. Татары - вовсе не исключение среди других народов. Из советских военнопленных-татар нацистами был создан волжско-татарский легион «Идель-Урал» (кроме татар, туда входили представители других народов Поволжья). И все же татарский (а именно волжско-татарский) коллаборационизм - несколько особое явление. Самым известным татарским «коллаборационистом» является татарский поэт Муса Джалиль. За его «коллаборационизм» поэту был присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно. Ну а немцы «наградили» его гильотиной, также как и других руководителей подполья легиона «Идель-Урал». Собственно, руководителем группы был не Джалиль, а Гайнан Курмашев, но, поскольку он не был известным поэтом (до войны он был директором школы и начинающим писателем), то, к сожалению, его имя оказалось в тени поэта. Даже Героя ему не присвоили, как Мусе Джалилю. Но да не суть. Хорошо, что хоть Джалиля помнят. К тому же он действительно играл большую роль, как весьма авторитетный среди татар человек - крупный поэт все-таки. Чем занимались эти «коллаборационисты» Муса Джалиль, Гайнан Курмашев и другие? А занимались они тем, что склоняли татарских легионеров-коллаборационистов к восстаниям, переходу на сторону партизан. И много в этом преуспели, хотя и не настолько, насколько рассчитывали. А рассчитывали поднять весь легион.

В результате их деятельности восстал и почти в полном составе перешел на сторону партизан 825-й батальон, присланный в Белоруссию для проведения карательной операции. Причем восстание произошло, несмотря на то, что немцы узнали о планах «коллаборационистов» через своих агентов и арестовали руководство, готовившее восстание. Были еще случаи перехода на сторону партизан в других батальонах, хотя и не такие громкие и массовые. Волжские татары, как заметил один из историков коллаборационизма, оказались самыми баламутными из восточных легионов. Поэтому немцы решили их перебросить с восточного фронта на западный. Но и там случаи перехода на другую сторону не прекратились.

В конце концов немцы благодаря своему агенту арестовали несколько десятков участников подполья. Но члены «группы Курмаша», куда кроме Гайнана Курмашева и Мусы Джалиля, входило еще 9 человек, несмотря на пытки, на допросах вели себя стойко и никого не выдали, поэтому остальных пришлось отпустить.

Перед казнью курмашецев оставшиеся свободе подпольщики во главе с Амиром Утяшевым связались с французскими партизанами и подняли восстание. Им удалось освободить от фашистов городок Ле-Пуи. Немцы за голову Утяшева назначили награду в 500 000 тыс. франков. За свои заслуги перед французским народом Утяшев получил французский военный крест и звание капитана. Мог остаться во Франции, но решил вернуться на Родине, где его ждал лагерь как коллаборациониста. Лишь после ему удалось добиться реабилитации. И такое случалось часто, увы. Собственно, самого Мусу Джалиля долго считали предателем. Правда открылась позже. Но ведь Джалиль, Курмашев и другие боролись за Родину, а не за славу и признание потомков.

В свое время святой Иустин Мученик сказал «Эллинская философия - детоводитель ко Христу», подразумевая то, что эллинская философия, при всем ее отличии от христианства все же подготовила почву для принятия Евангелия (а ведь отношения христианства и языческой философии были весьма сложными). Думаю, что в некотором смысле и героев типа Карбышева и Джалиля тоже можно назвать такими же детоводителями. Я ни в коей мере не сравниваю Мусу Джалиля (и его соратников) и Дмитрия Карбышева с христианскими мучениками, но нечто общее в их подвиге есть. Поэтому человеку, который ценит подвиг Дмитрия Карбышева или Мусы Джалиля, легче понять христианских мучеников, легче приять Христа, чем тому, кого этот подвиг оставляет безучастным. И те христианские миссионеры, которые всячески принижают подвиг героев Великой Отечественной войны, и приравнивают к ним коллаборационистов вроде ген. Власова и ему подобных, а то и вовсе возвышают последних, отталкивают от Православия, может быть, наиболее чутких в нравственном отношении людей, а тех, кого привлекают, делают, может быть, худшими.

У одного историка как-то прочел, что одно из причин, по которой христианство, несмотря на гонения, в конце концов восторжествовало, было то, что воины-христиане по сравнению с язычниками были более надежными воинами, поскольку предательство в христианской среде считалось страшным грехом. Я думаю, что во многом это верно, хотя, бесспорно, главным было все же то, что тут содействовала Божья помощь.

Об отношении ранних христиан к предательству Родины свидетельствуют каноны, а именно 8-е правило св. Григория Чудотворца, написанное в связи с событиями Скифской (или Готской) войны - войны Римской империи во 2-й половине III века с коалицией варварских племён. Как мы знаем, Римская империя в это время была ещё языческой. Там говорится: «Аще которые сопричислились к варварам, и с ними, во время своего пленения, участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане, и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом, или удавлением, такожде указывали не ведущим варварам пути или домы: таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы, и прежде их Дух Святый».

Речь в правиле св. Григория идет именно о «единоплеменных», а не о единоверных. Заметим также, что не только те, кто убивал единоплеменных, но и указывал «не ведущим варварам пути или домы», подвергаются отлучению. Так что ранние христиане, несмотря на довольно сложные отношения с Римским государством, отдавали себе отчет в том, что предательство соотечественников, кто бы они не были - страшный грех.

Если мы заинтересованы в том, чтобы обратить в Православие представителей тех народов, для которых Православие не является верой предков, тех же татар, мы ни в коем случае не должны давать повод для нареканий, для обвинения в том, что мы не только живем неправедно (а такие поводы даем нередко), но еще и учим нехорошим вещам.

Апология предательства - именно один из таких поводов. И, кроме того, сами обращенные такими вот церковными власовцами, могут усвоить лжехристианскую мораль. И в этом случае миссионерский успех может оказаться поражением. Тогда могут сбыться слова Христа, сказанные о фарисеях: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф 23:15). Для того, чтобы такого не произошло, необходимо дать жесткую оценку попыткам оправдать предательство и принизить подвиг героев Великой Отечественной войны.

Тимур (Сергий) Давлетшин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Тимур Давлетшин
Все статьи Тимур Давлетшин
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Апология предательства
«Прежде всего, это пошло»
«Ещенепознер» о Шмемане
07.12.2021
Благодетельная цензура
Книга «церковного власовца» о. Митрофанова «Очерки по истории Русской Православной Церкви ХХ века» не получила гриф Издатсовета РПЦ
02.10.2020
О новых перлах «победобесоборцев»
Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне
14.05.2019
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 2
20.11.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27