Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Блаженства Евангельские)
Никто не станет спорить о том, что с развитием «цивилизации» на земле оскудевает любовь, доверие и милосердие. Жизнь становится жестче, регламентируется, бюджетируется, становится более прагматичной и технологичной. Государственная система принимает на вооружение ювенальные технологии, внедряя карательные механизмы для тех семей, кто «не вписался» в систему, с кем произошло несчастье, кто не смог предотвратить развод и разрушение своей семьи, кто не заработал достаточно денег. Предлагается и финансируется не помощь вдовам и сиротам, как раньше, в Российской Империи, а изъятие детей, часто неправомерное. Просто государственным органам совершенно нечего предложить в ответ на любую нестандартную ситуацию. Деньги вкладываются в навязанные социальные услуги, в контроль над семьей, в крайнем случае, в соцпакет, чтобы «раздать всем сестрам по серьгам», но отнюдь не в милосердие.
Особенно остро это ощущают православные многодетные семьи. При этом «спасение утопающих» остается делом рук самих «утопающих», потому что большая часть общества относится к нам в лучшем случае равнодушно, а сталкиваясь «живьем» с многодетной семьей, максимум что может предложить «детка, на тебе конфетку» или пожертвовать ненужные ношеные вещи. Традиции русского странноприимства утеряны. Мало кто готов честно отдавать свою «десятину» на сирых и убогих. Разве что на храм. Но и в храме не всегда можно найти реальную помощь. Даже требы в большинстве епархий многодетные платят как в магазине. Благословили 10 рублей имя - значит 10. Мы устали объяснять, что церковь - это не бизнес. Семья должна давать со своей запиской посильное пожертвование. А уж покормить или пустить к себе домой многодетную семью, да Боже упаси! Многие люди вообще не понимают зачем нужно помогать каким-то бедным и несчастным и боятся этой темы. Однако, в наших силах ситуацию изменить. Внедрить в общество идею милосердия широким фронтом.
Идея милосердияв адрес нуждающихся семей с детьми сегодня жизненно важна для России. Это самая простая возможность нам, грешным людям, компенсировать и искупить добрым делом свои грехи. Особенно это важно женщинам, которые сделали аборт, по незнанию ли, по глупости или намеренно когда-то убили своего ребенка. Они в первую очередь должны помочь выжить, накормить, воспитать другого ребенка. А где его взять? Не каждый человек может брать сироту, да и сирот-то уже нет, в детдомах теперь одни изъятые дети с искалеченной душой и надломленной психикой. Лучше уж реально помочь тем, кто рожает, но при этом крайне нуждается, нашим православным многодетным семьям. В каждом храме такие есть. Надо только искать, спрашивать, предлагать свою помощь и средства.
Много лет назад меня, тогда еще новоначальную православную мечтательницу, вдохновила мысль о создании в Москве Дома милосердия для людей, и особенно женщин с детьми, нуждающихся в помощи и участии. Это же самое Божье дело! Это Бог всех нас милует. И мы должны быть чуткими и внимательными, больше давать, а не брать. Жить не для себя, а для ближних, служить всем, что имеешь не своим страстям и прихотям, а добру. Тогда я по своим занятиям и интересам вращалась совсем в других сферах, но как ни странно, таких людей, близких мне по духу, нуждающихся в жилье, юридической помощи, да просто человеческом внимании, вокруг меня всегда было много. Я попыталась убедить своих знакомых из Правительства Москвы выделить какой-нибудь симпатичный домик под Дом милосердия, даже нашла подходящий особняк в начале Ленинградского проспекта, но несмотря на весь мой пыл и аргументы меня не поняли. Особняк подарили болгарам, а Дом милосердия отодвинули на потом. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, я старалась помочь людям теми ресурсами, что у меня были. Однажды я привела домой, в тогда еще съемную квартиру на Арбате, старенького дедушку-нищего из храма, предложив ему сделать новую оббивку дивана на кухне. Заодно он жил на этом диване две недели, строго экономя гвозди и растягивая время в тепле.
Как раз тогда я стала выполнять послушания как сестра милосердия на Московском подворье Валаамского монастыря. Особенно мне нравилось кормить людей около Белорусского вокзала. Туда приходили не только алкоголики. Были и семьи с детьми, и малоимущие московские старики и одинокие мамы. Приготовишь кашу и чай на 150 человек, раздашь и так хорошо! Дома готовить на свою семью одно удовольствие. Люди спрашивают то обувь, то свитер, то пальто, поэтому мы стали раздавать то, что приносили прихожане.
Отдавать вещи мне было мало, я старалась организовать сбор и перевозку одежды и обуви тем, кому надо, особенно подальше от Москвы. В банке, где я работала, организовали внутреннюю рассылку по конкретным ситуациям, нуждам и мечтам наших подопечных, выделили место в столовой для сбора вещей. Это можно делать в любом учреждении, бизнес-центре. Люди откликались, приносили обувь, одежду, разгребали домашние завалы и антресоли, отдавали мебель. Сами сотрудники возили собранные вещи в регионы. Это был прекрасный элемент внутренней коммуникации сотрудников, проявляющий внутренние качества, объединяющий сотрудников банка вокруг хорошего дела.
Тут как раз у меня появилась новая квартира, приобретенной чудным образом через молитвенное обращение ко святой блаженной Ксении. Про себя я считала эту квартиру Домом милосердия во имя святой блаженной Ксении и пока не вышла замуж, селила в ней всех, кто, по моему мнению, в этом нуждался. Истории были разные, иногда с искушениями. Однажды один человек украл дорогое кольцо, с бриллиантом больше карата. Но чаще все оканчивалось хорошо. Мне хотелось не просто накормить детей и напоить их чаем, дав кров на некоторое время, но помочь семье наладить нормальную жизнь со своим жильем, с работой, с хорошим образованием для детей. Вскоре я поняла, что некоторым моим подопечным помочь было нельзя, они сами не хотели менять цели и образ жизни. Есть такие люди перекати-поле. Там пожил, там попользовался. Удобно. А потребительства я не могла терпеть. Но позитивных результатов было больше. Сложные жизненные ситуации разрешались, семьи сохраняли детей, покупали дома, находили работу.
Потом я стала многодетной мамой и мечтала построить детскую деревню для многодетных семей нашего Сообщества «Много деток - хорошо!» Вокруг было очень много семей, родивших детей в Москве, но не имеющих своего жилья, отчаянно нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все наши семьи, которые ходили на воскресный молебен св. Даниилу Московскому, которому молятся о даровании своего жилища, так или иначе, решили свои квартирные вопросы. Мы пробивали тему Детские деревни в Москве полтора года. Потом удалось договориться с Ю.М. Лужковым и построить за счет бюджета социальное жилье, 200 коттеджей. Дома получили очередники, родившие пять и более детей. К сожалению, проект делался не по нашей схеме и не на наши деньги, с выкупом домов в собственность на стадии готовности, и ни одного Дома милосердия для временного размещения семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, построено не было. Более того, по договору социального найма нашим семьям строго запрещалось селить у себя другие семьи. Какой уж тут Дом милосердия! Но многие наши семьи, переехавшие в большой коттедж, все равно помогали и селили у себя дома тех, кто обращался за помощью. Все зависит от позиции.
Потом в один год случились большие пожары, и многие семьи из нашего Сообщества стали просить помощи, чтобы вывезти детей из Москвы, затянутой гарью и едким дымом. Дачи или деревни у многих нет, путевку получить трудно, самим ехать дорого. Мы стали обращаться через РНЛ и радио «Радонеж» к простым людям, чтобы предоставили пустующие дома в пользование семьям Сообщества «Много деток - хорошо!». Мы сказали, что если там выросла трава по пояс, мы траву покосим, а если сломался забор, мы его починим и покрасим. Мне стали звонить разные люди, предложили дома в разных местах. На Валдае, даже в Новосибирске. Но самое главное у нас появился дом недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Со второго этажа открывался чудесный вид на Лавру, она была будто бы на ладошке. Конечно мы стали называть этот дом Домом милосердия прп. Сергия Радонежского. Несмотря на отсутствие воды и теплого туалета, там было очень хорошо. Мы завезли туда очень много одеял и матрасов, кроватки, списанные в детском саду, куда ходили мои дети. Но самое главное рядом было подворье Лавры и храм прп. Сергия с. Благовещения! Наши родители по очереди ходили на великолепные ночные службы. Регулярно причащали детей.
Мне приходилось тщательно отбирать нуждающиеся многодетные семьи для проживания в Доме милосердия, так как среди многодетных тоже есть семьи очень разного духа. Если дети все время сидят в компьютере, они заразят других. У многих семей нет машины, мне приходилось их возить самой, показывать дорогу и дом. Кому-то было нужно, чтобы в доме была горячая вода, кому-то стиральная машина, кому-то пианино. Девочка талантливая, занимается по пять часов в день, нельзя оставить. Некоторые семьи, к сожалению, оставляли за собой неоплаченные счета за свет. По нескольку многодетных семей жили там летом, а одна молодая семья попросили разрешения построить конюшню и жили со своими лошадками и новорожденным ребенком всю зиму. Мы все молились за р.Б. Георгия, хозяина этого дома, который предоставил его нам на три года. Мы конечно же покосили траву и покрасили забор, но больших капитальных вложений типа колодца или печки семьи не делали. Не свое. Потом дом был продан. Все кто туда ездили, об этом очень жалели.
Пока я жила в Москве, в моей квартире на Соколе могли найти приют разные люди. Я по-прежнему считала ее Домом милосердия св. Ксении Блаженной, правда никому об этом не говорила и нигде не писала. Ну какой там Дом милосердия из двух комнат! Засмеют. Но я не считала себя вправе отказать многодетным семьям, особенно членам нашего Сообщества «Много деток - хорошо!», попавшим в сложные жизненные обстоятельства. Иногда приедет к нам многодетный папа, восемь детей, потерявший работу. У меня, говорит, дома не то что новогодних подарков, даже молока нет. Дети едят картошку и макароны. Муж нагрузит ему рюкзак консервов, наши мамочки наберут подарков, соберут денег. Глядишь, потом и он другим помогает.
Много раз приезжали наши многодетные мамы из регионов, купив билет в один конец. У кого пожар случился, у кого дом за кредит забирают, у кого детей отобрали за бедность или обвинив в насилии в семье. Писали с ними письма, ходили вместе по депутатам, по благодетелям, по съемкам. Помогали нам и в службе Милосердие, и в фонде Русская береза, но там жилья нет. В штаб-квартире Сообщества ночевать не оставишь, людям надо поесть, помыться с дороги. Однажды одна семья, русские переселенцы из Ашхабада, вынужденно жили у меня с января по май. Девочки по благословению о Наума из Лавры были устроены в приюте при Свято-Троицком монастыре в Муроме. Мама работала в подмосковном совхозе, ухаживала за коровами. Деньги быстро кончились. Платили мало. Жили с мужем и сыном тут же, в телячьей родилке. 80 голов, вода, резиновые сапоги, работа тяжелая. У нее сильно заболели почки. Пока ходила в больницу, сказали - уезжай, больная ты нам не нужна. Выключили им свет, а они обогревали свою телячью родилку электричеством. Спали три дня одетые, в валенках. На улице страшный мороз. Ребенок конечно заболел. Пришел из школы, жар до 40. Скорую туда не вызовешь, сразу заберут в детдом. Позвонили мне. Приехали, забрала их домой, вызвала врача. Мальчика устроили в детской. Она с мужем на полу на кухне. Слава Богу все обошлось. Стали заниматься лечением, потом школой, вытягивали пробелы, документами, гражданством, консультироваться с юристами, оказалось, что им положены деньги на дом. Купилипод Муромом.
Однажды летом нас с детьми дома не было. Но люди обратились за помощью и пришлось разместить у себя молодую семью, где бабушка писала доносы в опеку и был очень большой риск изъятия ребенка. Я тогда поняла, что любая семья может устроить у себя дома Дом милосердия. Хоть на один месяц, хоть на неделю. Главное - принцип. Обычно люди считают, что мой дом- моя крепость. Запирают двери на все замки. И становятся одинокими и несчастными. Нужно делать наоборот. Давать. Бог нам говорит: милосердия отверзи ми двери. Это путь Спасения, путь искупления своих грехов.
Я всегда больше всего боялась, что ко мне обратятся сразу несколько семей и будет очень нужно помочь, но придется кому-то отказать. Но, Слава Богу, пока этого не случилось. Господь не посылает Крест превыше наших сил. Вокруг меня есть люди, которые тоже исповедуют православную веру и не могут отказать нуждающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию семьям. И они тоже стали делать Дома милосердия у себя дома! Вот, например, одна замечательная семья, активисты родительского движения из наших единомышленников приехала с Украины. Пока они искали дом, жили в доме моей подруги, где только благодаря им сделали ремонт пристройки. Она мечтает сделать у себя Дом милосердия во имя Благовещения и принимать женщин, отказавшихся от абортов. Но пока ее муж не готов.
Одна добрая женщина приютила в своем доме девочку после детского дома, а еще у нее жила одна многодетная мама, моя знакомая, которую очень сильно бил муж. Сейчас он по молитвам их духовника покаялся и свое поведение изменил. Женщина вернулась в семью. А что с ней было бы, если бы было негде переждать острый период, когда он ее был готов убить?
Другая семья с четырьмя детьми жили почти год в нашем ранее пустующем доме около небольшого монастыря в Спас-Купалище во Владимирской области. Он выполнял строительные работы для матушек, строил часовню с источником во имя Казанской Божией Матери. Она помогала на монастырской кухне, там же и питались. Видя его профессионализм и безотказность стали платить небольшую зарплату. Мы купили красивую голубую краску, дом покрасили, утеплили. Из этого дома, починив его, мы решили сделать Дом милосердия во имя Казанской иконы Божией Матери. К сожалению, 4 ноября, как раз на Казанскую, там чуть не случился пожар. Перегрели печку, стали тлеть балки. Тушили всем монастырем. Пришлось разобрать печку и топить дом буржуйкой, а теперь нужно менять балки и класть новую печь. Нужно также починить угол дома, менять три венца. И крыша латаная - перелатаная, течет.
Два года назад я увезла детей из Москвы. По благословению. Теперь у нас в Боголюбово есть большой дом с садом, в котором мы можем разместить сразу много народу. Мы называем его Дом милосердия во имя св. кн. Андрея Боголюбского, ведь он хозяин этих мест. Мы любим, когда к нам приезжают семьи наших многодетных друзей из Москвы и других городов. Рядом Суздаль, Владимир, да и само Боголюбово - первый Удел Божией Матери на Русской земле. Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет. В комнатах первого этажа мы проводим клуб исторического просвещения, творческие вечера, девичью школу. В подвальном помещении сделали гуманитарный склад. Правда там пока не хватает стеллажей. Многие вещи стоят в коробках, плечики с вещами висят на трубах.
Как раньше наши семьи приезжали ко мне в Москву, теперь стали обращаться во Владимир. Приехала однажды мама с пятью детьми из Ростовской области. У них бросил работать, а потом ушел из семьи папа, перестал помогать, женщина очень домашняя, никогда не работала, за долги среди зимы выключили свет. Пришла опека: у вас нет условий для жизни детей. Хорошо она взяла детей и сразу оттуда уехала. Иначе - детдом. Пожили у нас, искали деньги на оплату счетов. В провинции это сделать гораздо труднее, чем в Москве. Весной поехали домой сажать огород.
Прошлой зимой в нашем доме жила семья Малых, спасая своего младшего ребенка от Дома ребенка. У после того, как папа наказал и выдрал провинившегося сына, у них незаконно изъяли трех средних детей, обвинили в насилии в семье. После вторжения полиции хозяйка отказала семье в аренде квартиры. Семья оказалась буквально на улице. Детей вернули через 51 день. Государство потратило на содержание каждого ребенка 5 тыс в день. На троих 765 тыс. рублей. Это называется навязанные социальные услуги. Да они на эти деньги себе бы собственный дом построили! Пока семья Малых жили в Доме милосердия, к ним прилетал аист. Теперь Лена ждет двойню.
Несколько месяцев у нас жила многодетная семья из Сообщества «Много деток - хорошо!» с шестью детьми. Они были вынуждены переехать из другого города по семейным обстоятельствам, и начали продажу прекрасной трехкомнатной квартиры в Переславле. Я бы и сама ее купила, дом на Красной площади, около Преображенского Собора, где крестили св. кн Александра Невского и сделала бы там Дом милосердия его имени. Но где взять столько денег? Может, найдется какая-нибудь хорошая семья, купит и сделает?
Несколько лет назад у меня появился участок земли в Дивеево. Рядом построила большой дом моя коллега, очень добрая женщина, который по сути тоже Дом милосердия, потому что она бесплатно принимает у себя наши многодетные семьи, приезжающие в паломничество. Прошлым летом мыначали строить Дом милосердия во имя прп. Серафима Саровского для многодетных семей Сообщества «МНОГО ДЕТОК - ХОРОШО!», оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Нижегородская область очень ювенальный регион. Нам уже неоднократно приходилось помогать спасать детей от детдома многим семьям, прятать в безопасном месте. Да и многие православные многодетные семьи приезжают сюда, в 4 Удел Божией Матери. Вырыли траншеи под ленточный фундамент, дети посыпали туда землю со святой Канавки и других святых мест, поставили два сруба, накрыли временной крышей. В этом году стройку продолжили. Двухэтажный рубленый дом нужно было накрыть нормальной крышей, сделать полы и потолок, прорезать окна и двери. Слава Богу, случилось чудо: мне предложили разобрать вполне хороший дом, который не был нужен на покупаемом дачном участке. Так у нас появилась металлочерепица (не хватило 4 с половиной листа), пиломатериалы для обрешетки и черновых полов, окна, двери, ворота. Я купила утеплитель, пленку, шурупы. Еще нужны: стройматериалы: металлочерепица (4 листа), вагонка 130 м, шпунтованная доска 100 м. кв., доска 50, 2 замка), лестница на второй этаж, материалы для печки, газовый и твердотопливный котел, трубы и т.д.
Требуется помощь профессиональных строителей и волонтеров
Мы решили начать проект СТРОИМ МИРОМ. Присоединяйтесь!
Тел. для контактов 89046514743
Средства для оплаты работ и расходов по стройке просим переводить на карту помощи 4276 8800 9387 0800
Да не оскудеет рука дающего!