Имя Николая Аполлоновича Белелюбского (13.03.1845 - 4.08.1922), профессора Петербургского института инженеров путей сообщения, известно только узкому кругу специалистов. А между тем он - один из величайших мостостроителей XIXвека и один из создателей современной мостостроительной науки. Рядом с ним можно поставить лишь француза Г.Эйфеля и русского Л.Д. Проскурякова, творивших в ту же эпоху - эпоху бурного развития железных дорог и строительства стальных мостов.
Под его руководством и непосредственном участииразработано свыше 100 проектов больших мостов. В их числе мосты через Волгу (долгое время мост у Сызрани оставался самым большим в Европе), Днепр, Обь, Иртыш, Каму, Неву, Волхов, Неман и др. Общая длина его мостов составила 17 км. Все они отличались надёжностью и долговечностью, а большинство - и принципиальной новизной конструктивных решений.
В проекте моста через Волгу на Николаевской (Октябрьской) железной дороге (1888 г.) Н. А. Белелюбским впервые было применено свободное опирание поперечных балок на балансиры. Модель этого опирания была удостоена медали на Эдинбургской выставке в 1896 г. На р. Бузан (проток в дельте Волги) по его проекту был построен мост, позволившим перекрыть без промежуточных опор пролёт 150 м за счёт консольного пролётного строения с криволинейным очертанием верхнего пояса. Глубина заложения кессонов под опоры здесь наибольшая из всех мостов России того времени и достигает 32 м. Н.А.Белелюбский нашёл остроумный способ наращивания кессонов, который впоследствии был назван термином «кессонтуфелька». Он разработал метод расчёта отверстий моста, получивший всемирное распространение.Конструкция пролётных строений моста через Обь, прослужившего почти 100 лет (при втрое возросших нагрузках от подвижного состава), получила название «русской системы». За огромный научный и практический вклад в мостостроительное дело на Парижской выставке в 1900 г. он получил высшую награду.
В период 1870 - 1900 гг. в Европе и Америке ежегодно происходило обрушение десятков мостов (только в США в 1881 г. рухнуло 42 моста, в 1882 г. - 38). Так продолжалось до тех пор, пока западные инженеры не пошли на выучку к Н.А. Белелюбскому.
Много времени и сил он отдавал преподавательской работе. Живые и красочные лекции Н.А.Белелюбского пользовались большим успехом, а его «Курс строительной механики» (1885) десятилетия оставался самым востребованным учебником у студентов и практическим пособием у инженеров. Он говорил студентам: «Вы - будущие инженеры. Нет прекрасней доли. Вы будете проектировать и строить мосты. Это дело на века. Ищите лучших конструкций, приёмов и способов строительства. Но не забудьте одного - быть хозяином своих строек. Не владельцами, а хозяевами, ибо строите для государства, для народа. Стройте рачительно, бережно, экономно, прочно. И ново. Каждое время приносит свою полезную новизну, каждый инженер должен сделать в своей практике шаг вперед. Во всяком случае, он должен хотеть это сделать, иначе он не инженер, не хозяин своего дела».
По инициативе Н.А. Белелюбского было создано «Общество воспомоществования недостаточным студентам», в котором он был непременным спонсором студентов. Он внёс огромный вклад в организацию и совершенствование русского технического образования женщин. По его инициативе было учреждено «Общество изыскания средств для технического образования женщин», а позднее он стал первым председателем Совета Петроградских женских политехнических курсов.
Неоценимы его заслуги в развитии железобетона в России. Он первым провёл тщательные исследования, а затем и испытания натурных железобетонных конструкций, продемонстрировав авторитетным учёным и влиятельным чиновникам преимущества нового материала. Под его руководством разработаны первые в России (вторые в мире) нормы проектирования железобетона. Всемирную известность приобрёл он не только своими мостами, но и активным участием в международных совещаниях и конгрессах (с 1884 г.), являлся официальным представителем России в совете международного Общества испытания материалов.
Но и это не всё.Он активно работал в Инженерном совете Министерства путей сообщения и более 20 лет возглавлял мостовую комиссию этого совета, то есть решал вопросы государственного масштаба.
О мировом признании Н.А.Белелюбского свидетельствует тот факт, что он был избран почетным доктором инженерных наук Германии, Франции, Англии, почетным членом Общества гражданских инженеров Франции, почетным членом Института Бетона в Англии.
Родился Николай Аполлонович в семье известного железнодорожного инженера, поступил в Петербургский институт путей сообщения, в котором был оставлен после окончания. В 1875 г. создал там знаменитую Механическую лабораторию, ставшую в России центральной по испытанию материалов (ныне носит его имя). Гениальный инженер, учёный и педагог, он, по свидетельству современников, был человеком высокой культуры и исключительной скромности, мягким, отзывчивым и бескорыстным. Единственное нажитое им богатство - огромная библиотека, которую он собирал всю жизнь.
Похоронен он на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге, на могиле его - скромное гранитное надгробие. Однако на набережной Оби великому инженеру установлен поистине грандиозный памятник - пролётное строение его отслужившего свой срок моста, положившего начало городу Новониколаевску, ныне Новосибирску - третьему по численности населения городу России. Позднее перед этим памятником был установлен и памятник великому императору России Александру III - инициатору строительства Транссибирской железной дороги. И это, конечно, не случайное совпадение.