О значении входа Господня во Иерусалим для евреев и христиан

Слово в неделю Ваий

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1678
Время на чтение 6 минут

 

Ниже мы помещаем Слово в неделю Ваий выдающегося православного архипастыря - архиепископа Харьковского и Ахтырского Арсения (Брянцева) (1839-1914), произнесенное им в Симферопольском кафедральном соборе 13 апреля 1880 г., еще в сане архимандрита (на посту ректора Таврической духовной семинарии).

Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Собрание слов и речей Высокопреосвященнаго Арсения (Брянцева), Архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго, говоренных в разных местах его служения. Том I. 1873-1887 гг. - Харьков: Типография Губернскаго Правления, 1908. - С. 129-133) подготовил профессор А. Д. Каплин.

+ + +

 

Слово в неделю Ваий.  О значении входа Господня во Иерусалим для евреев и христиан [i].

 

Радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).

Этими словами пророк Захария за 500 лет до Рождества Христова предсказал торжественный вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, ныне нами празднуемый.

Точно исполнились слова богодухновенного мужа. Иисус Христос, Бог праведный и спасающий, кроткий и милостивый, за пять дней до своей смерти вступил в Иерусалим на молодом осле, еще не ходившем под ярмом, и на ослице - матери его, носившей ярмо, выражая тем самым, что Он пришел на землю для спасения - как подзаконного народа еврейского, так и язычников - народов, не знавших богооткровенной религии. Народ еврейский с великою радостию и торжеством встретил Спасителя и проводил Его в Иерусалиме до самого храма. Его сопровождали с древесными ветвями в руках, постилали для Него одежды по дороге и восклицали: осанна сыну Давидову, то есть, спаси, Господи! Благословляли его шествие: Благословен грядый во имя Господне; называли Его Царем Израильским: Благословен грядый... Царь Израилев. А когда Спаситель вступил в Иерусалим, весь город пришел в движение и великое множество народа вышло Ему на встречу. Торжество сделалось необычайное; никогда так царей не встречали и не сопровождали. Даже грудные дети, увлеченные общим торжеством, кричали Ему «Осанна», так что их с трудом могли унять в храме, где все смолкли. Так исполнились слова Пророка Захарии: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядет к тебе - праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

Но о какой радости говорит ветхозаветный пророк, какая причина его радости, и теми ли мыслями и чувствами наполнены были умы и сердца народа еврейского, так торжественно встречавшего и сопровождавшего Спасителя в Иерусалим, какими исполнен был богодуховенный муж?...

Пророк Захария в торжественном входе Спасителя в Иерусалим провидел наступление времени искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти, - провидел шествие Спасителя в Иерусалим для совершения сего искупления чрез Его страдание и смерть, - провидел, что приближается конец всем надеждам и ожиданиям народа еврейского, что настает время исполнения всех данных ему обетований, - провидел все это, а потому и восклицал: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, т. е. радуйся, богоизбранный народ - еврейский, торжествуйте, дети Израиля: обещанный вам Мессия вступает в царственный город ваш, дабы возстановить духовное царство, потерянное в раю прародителями чрез падение, и избавить вас от плена греховного, плена диавола. Вот он кроткий, праведный и спасающий грядет теперь для совершения нашего спасения и всех людей, сидящий на молодом осле и ослице подъяремной. - При таком взгляде торжественный вход Господень в Иерусалим есть событие, братие, действительно радостное не только для народа еврейского, но и для всего мира и достойное самых высоких почестей...

Но не такою радостию радовались евреи; не такими мыслями и чувствами были наполнены их умы и сердца. Когда Спаситель пришел на землю, когда Он учил и когда наконец Он входил в Иерусалим, действительное понятие их о Мессии было совершенно иное; они мечтали видеть в Нем земного Царя, имеющего возстановить еврейское царство и возвратить ему славу Соломонову. И когда Спаситель входил в Иерусалим на страдания и крестную смерть, дабы совершить искупление рода человеческого, евреи думали, что Он теперь взойдет на царский престол и объявит себя царем еврейским, а потому встретили и проводили Его в Иерусалим с ветвями и криками радости и восторга и воздали Ему царскую честь.

Но как смотрел Спаситель на оказанные Ему почести во время шествия в Иерусалим?... Во время земной своей жизни много раз ходил Спаситель в Иерусалим, но никогда Он не входил в оный так торжественно, как перед своей смертию: это шествие Его было последнее, необычайное, - шествие на страдания и смерть, для совершения величайшего дела - искупления рода человеческого и явления Божественной славы в Его воскресении, а потому теперь Он пожелал торжественно войти в Иерусалим. Но не радовали Спасителя крики радости и восторга народа еврейского и не утешали его торжественная встреча и сопровожденье в Иерусалим, основанные на ложном понимании Его пришествия. Сердцеведец знал жалкое заблуждение народа еврейского; знал, что этот же самый народ чрез пять дней вместо осанна будет кричать: распни, распни Его. И потому когда Он спускался с вершины горы Елеонской и увидел Иерусалим, т. е. когда торжество сопровождавшего его народа достигло высшей степени, Он заплакал и, обратившись к Иерусалиму, сказал: о, если бы и ты, хотя в этот день тебе благоприятствующий, понял, чтó служит к благосостоянию твоему! Но это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне за то, что не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог! Эти слова Спасителя означают то, что народ еврейский и город Иерусалим, главный центр деятельности Спасителя, во время земной жизни Его, не смотря на Его высокий образ жизни, Божественное учение и безчисленные чудеса, не признал Его за обетованного Мессию, не уразумел этого и в день торжественного входа Его в Иерусалим; за все это Спаситель предрек великое бедствие Иерусалиму, а с ним вместе и всему народу еврейскому. И при виде глубокого заблуждения и нераскаянности некогда Богом избранного народа еврейского и предстоящих ему бедствий, среди криков радости и восторга, Спаситель сильно плакал... То были слезы спасающей любви Божией и скорбящей о заблудших грешниках. Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников...

Весь христианский мир и наша Православная Церковь радостно празднует, братие, торжественный вход Господень в Иерусалим. В нем она видит великое событие в жизни Спасителя, имеющее великое значение в деле спасения рода человеческого в том отношении, что Спаситель торжественно вошел в Иерусалим для совершения великого дела - установления Нового завета и новой религии и для принесения Себя Самого в жертву Богу Отцу за грехи всего мира для избавления его от вечной смерти. Словом, за этим входом непосредственно началась и совершилась тайна искупления рода человеческого посредством страдания и смерти Спасителя и Его славного воскресения. А потому та радость, к которой призывал ветхозаветный пророк народ еврейский, еще более идет к детям Нового Иерусалима, к Церкви христианской, к нам, братие.

Повинуясь гласу матери нашей Церкви, мы подобно евреям, вчера на вечернем, а ныне на утреннем Богослужении, воспоминая торжественное шествие Спасителя в Иерусалим, держали ветви в руках с возженными свечами и ныне светло празднуем это событие. Да будет же наша радость исполнена глубокой веры в таинство искупления, для совершения которого Спаситель торжественно вошел в Иерусалим, и - добродетельной жизни; пусть она служит приготовлением к всемирной христианской радости в день Светлого Воскресения Христова. А для того, чтобы радость наша в этот день была полною христианскою радостию, приготовимся к сему величайшему празднику достойным провождением наступающей великой седмицы страстей Христовых и особенно великих дней страдания и смерти Спасителя. Такое приготовление для спасения души нашей нам необходимо, и особенно оно необходимо, если мы легкомысленно провели окончившийся святый пост, служащий приготовлением к светлому празднику Воскресения Христова. Аминь.

 

 


 

[i] Произнесено в Симферопольском Кафедральном Соборе 13 апреля 1880 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

«Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников»А как проф. Осипов А.И. учит?

Как быстро проф. Осипов меняет свои взгляды! В своей книге он обещал людям, что Христос на Страшном Суде предоставит всем право выбора рая или ада. В начале этой лекции он пообещал, что все спасутся, а после заданных вопросов он уже признал, что все-таки будут люди, хулившие Святого Духа, мучаться вечно, тем самым, опровергая свои слова о всеобщем спасении. Чего нам ещё ждать от него?
Lucia / 01.04.2018, 14:52

1. Re: О значении входа Господня во Иерусалим для евреев и христиан

«Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников» А как проф. Осипов А.И. учит?
М.Яблоков / 01.04.2018, 08:35
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пастырская проповедь
Одежда благочестия не всегда будет прикрывать нас
Евангелие пятницы (Лк, 63 зач., 12, 2—12)
15.11.2024
Кому не страшно жить
Слово в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских
14.11.2024
У истинных обличителей греха всегда будет много врагов
Евангелие четверга (Лк, 62 зач., 11, 47—12, 1)
14.11.2024
Благоприятная атмосфера для прихода антихриста
Евангелие среды (Лк, 61 зач., 11, 42—46)
13.11.2024
Человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз
Евангелие вторника (Лк, 60 зач., 11, 34—41)
12.11.2024
Все статьи темы
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 14:29
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от viner
15.11.2024 13:14