В издательстве «Русский хронограф» находится в печати книга монахини Александры (Мушкетовой) «Господь Иисус Христос в семье, среди близких и учеников. О родословной Иисуса Христа и его родственников по плоти», рекомендованная к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Спасителя нашего в Его земной жизни окружали люди: семья, ученики, народ, а также враги... Случайно ли они оказались рядом? Или это был промысел Божий? Как сложилось генеалогическое дерево семьи Господа Иисуса Христа? Проследим его не только от «корня» - Адама, но и по «ветвям и отросткам». Например, в каком родстве были Пресвятая Богородица со свв. правв. Елизаветой и Иосифом Обручником? Кем доводятся Спасителю свв. Иоанн Креститель и апп. и евв. Иоанн Богослов и Матфей, кто такие «братья Господни»? Переплетения «ветвей» святого древа исследованы на фоне евангельских событий. Построены генеалогические схемы семьи Господа Иисуса Христа, а также - ап. Петра, апп. и евв. Марка и Луки, родственников ап. Павла и др. (12 схем). В книге приведены житийные рассказы о них. Материал изложен доступным простым языком, что делает описание понятным и интересным для широкого круга читателей.
Генеалогия семьи Иисуса Христа (Фрагмент)
Ответы на вопросы, часто задаваемые в процессе работы над книгой
1. Как возникла идея написания книги?
В Евангелии, Священном Писании, Житиях Святых и других библиографических источниках много сведений, которые можно уложить в родословные системы. Я попыталась строить локальные ветви: потом заинтересовалась и целенаправленно стала отбирать имена Святых и их житийные материалы, соединять родословные ветви, по возникающим вопросам искать недостающие звенья. Получались генеалогические схемы святых семейств.
Вопросы были такого порядка: как соединились на Пресвятой Деве Марии ветви царственного дома Давида от колена Иудина и священнического рода от колена Левиина, в каком родстве Пресвятая Богородица и Прав. Иосиф Обручник, кто такая Саломия (родственница Девы Марии, имеющая поле возле Вифлеема), кто первая действительная жена прав. Иосифа и их дети, в каком родстве с Господом находятся свв. Иоанн Креститель, Иоанн Богослов и др.? Встречающиеся сведения я систематизировала по общности, например, по семьям. Было просто интересно. Радость открытий переполняла меня, не могла удержать в себе приходящих знаний, рассказывала окружающим и записывала, чтобы не потерять. С кем ни беседовала - всех эти вопросы интересовали: «Я бы с удовольствием занялся, но не имею времени. Если напишете - покажите, очень интересуюсь». Когда собрался большой материал, взяла благословение у игум. Виссариона (Великого Остапенко) и у архим. Михаила (Борея) - ризничного семинарского храма прп. Иоанна Лествичника (МДАиС, Свято-Троицкая Сергиева Лавра), прихожанкой которого являюсь. И приступила к написанию книги.
2. В названии книги обозначены две темы. Они самостоятельные или взаимосвязанные?
Описание земной жизни Богочеловека, сохранившееся в Священном Писании и Предании Церкви, и ее деталей, характерных для I-го в., а также Его скорбей, радостей, трудностей, и попутное при этом построение структуры родственных связей - две неразделимые и взаимосвязанные темы.
Сначала целью исследования было выявление родственных связей внутри семьи Господа и соприкасающихся с ней близких современников конца I в. до Р.Х. и I в. по Р.Х., и апостолов. Для наглядности строились и постепенно уточнялись генеалогические схемы. Оказалось, что без описания событий Евангельской истории невозможно было вводить в схему членов семьи Иисуса Христа. Это было неестественно и создавало много трудностей. Например, ап. и ев. Матфей описал как Господь призвал его (Мф. 9.9); ев. Матфей- родной брат ап. от 12-ти Иакова Алфеева. По многим свидетельствам, их отец - Клеопа (Лк. 24.13 -35), иначе Алфей, родной брат св. прав. Иосифа Обручника. Как, минуя Евангельскую историю, показать их родство с семьей Иисуса Христа? Поэтому в повествовании ведется (в хронологической последовательности) пересказ тех событий, в которых участвуют вводимые в схемы представители семейств.
3. Сначала Вы увлеклись созданием генеалогического древа. А как эта идея переросла в повествование о жизненном пути Сына Божия Иисуса Христа на земле?
Величественный Образ Спасителя, с Его премудростью и любовью, мужеством и жертвенностью, простотой и кротостью, присутствует на каждой странице Евангелия и естественно стал главным в книге. Как Всеведущий Бог, Он Сам привлекает к Себе людей, из которых одни становятся последователями, а другие, не принявшие любовь Божию, - противниками; старается вразумить последних, чтобы возвести и их в стадо Свое, в Царство Небесное, Сам вызывает их на открытую борьбу чтобы вразумить или обезоружить, плачет о окаменении их сердец; не щадя Себя, мужественно отдает Себя на смерть, посвящает Себя, да принявшие Его святы будут.
Хранимые Священным Преданием факты и свидетельства о напряженных проповеднических трудах Богочеловека до устали, до изнеможения; о Его радостях при встречах с простыми людьми, доверчиво принимающих Его учение; о Его скорбях от нападок и лукавых уловлений врагов, не принявших приблизившегося к ним Царства Небесного, сами собой вливались в повествование
4. Какие самые трудные места в «древе»?
Их много. Среди них главные - это доказательство версий родства Пресвятой Богородицы с прав. Иосифом Обручником, и о братьях и сестрах Господа по плоти. Уже после написания книги пришли очень интересные сведения о современных патристических исследованиях по этим труднейшим богословским проблемам, ведущихся в том же направлении. Это помогло мне углубить свои дальнейшие исследования.
5. В Святом Писании мало говорится о Пресвятой Богородице. Как у Вас освещена эта тема?
Пресвятой Богородице посвящены в книге несколько глав от Ее Рождества до Успения. В странствиях Господа с евангельской проповедью Матерь Божия всегда старалась быть ближе к Нему. Параллельной нитью с повествованием о Господе Иисусе Христе описаны известные события жизни Его Пречистой Матери по творениям свв. свтт. Димитрия Ростовского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы, прп. Иоанна Дамаскина и др.
6. В книге есть главы о семье св. прав. Иосифа Обручника о братьях и сестрах Господних. Как сложилась Ваша версия о них, что они его дети?
В этом вопросе затронуты две богословские проблемы:
- чьи дети братья Господни, Иаков, Иосия, Симон, Иуда и кто их непоименованные в Евангелии сестры (Мф. 13. 55-56)?
- как понимать свидетельство ап. и ев. Иоанна Богослова, что братья Его не веровали в Него (Ин. 7. 3 - 5)?
Самым обоснованным и наиболее опирающимся на древнее церковное предание является взгляд, по которому братья Господни - дети Иосифа Обручника от первого брака. Это воззрение уже с середины III в. распространяется в Восточной Церкви, становится в ней господствующим и считается палестинской традицией. Первой женой Иосифа по многим историческим свидетельствам была двоюродная сестра Иоанна Крестителя - Саломия. Синаксарий Недели жен-мироносиц (Цветная Триодь) свидетельствует, что «четыре сына родил Иосиф: Иакова малого и Иосию, Симона и Иуду, и три дочери: Есфирь, Фамарь и Саломию Зеведееву». В Предисловии к Евангелию от Иоанна также говорится, что Иосиф имел от первой жены четыре сына и три дочери: Марфу, Есфирь и Саломию, сыном которой является сам Иоанн Богослов (Зеведеев). Древние историки Марфу (Фамарь) называют также Марией, а Георгий Кедрин (XI-XII вв.) свидетельствует, что Мария была выдана замуж за Клеопу, родного брата Иосифа, уже после возвращения Святого Семейства из Египта, и по мужу называется Марией Клеоповой. Следовательно, дочери прав. Иосифа - Мария Клеопова и Саломия Зеведеева - известные всему миру св. жены-мироносицы.
Вторая проблема поставленного вопроса тоже очень значительная. Братья Господни видели Его рождение, сознавали свое плотское с Ним родство и долгое время не могли принять мысль, что их сводный брат - Господь и Мессия. Воспитанные Иосифом в духе истинного благочестия, они были строгие исполнители Моисеева закона, а их Брат по плоти отступал от того идеала, который составился у них под влиянием писаний закона и толкований книжников. Присутствие Богочеловека и Пресвятой Девы Марии в семье, Его необыкновенная духовная сила и нравственная безупречность даже при кажущемся нарушении закона, несомненно, влияли на их духовное развитие, и братья постепенно восходили к высшему познанию учения Христова и к цели Его сошествия в мир. После Воскресения Господь Иисус Христос явился старшему из братьев Иакову (праведному); это убедило его в божестве Христа, изменило религиозное мировоззрение и обратило в христианство. Его обращение повлекло за собой и обращение остальных братьев.
По Вознесении Господнем Иаков был поставлен от верховных апостолов первым епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви, согласно предызбранию его к этому служению Самим Христом. Он был причтен к числу 70-ти апостолов и почитается как первый из них.
Второй брат Иосия (также именуемый Варсава и Иуст) упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был избираем вместе с Матфием в число 12-ти апостолов на место отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1. 23). О нем упоминают евангелисты Матфей (27.56) и Марк (15. 40): При Кресте стояли Мария Магдалина и Мария, мать Иакова малого и Иосии, прикровенно указуя этой ссылкой христианам на Матерь Божию - «мачеху» Иакова праведного (малого) и Иосии. Иосия вошел в лик 70 - ти апостолов и занимал епископскую кафедру в Елевферополе (в Южной Палестине).
Третий брат Симон уже в зрелом возрасте уверовал во Христа, был сопричислен к сонму 70-ти апостолов и проповедовал Его учение. После мученической смерти его старшего брата Иакова, он был избран на его место и стал вторым Иерусалимским епископом.
Младший из братьев Иуда Иаковлев принадлежал к лику 12-ти апостолов. Это дает основание полагать, что он уже в первые два года служения Господа Иисуса Христа спасению людей был часто или постоянно при Нем, так как Господь избрал Двенадцать уже на втором году Своего служения.
Все четверо братьев приняли мученическую кончину за исповедание Христа.
Дочери прав. Иосифа Обручника - Мария Клеопова (Алфеева) и Саломия Зеведеева известны как жены-мироносицы, но не все знают, что они подарили миру сыновей - апостолов из сонма 12-ти: Иакова Алфеева (Клеопова), Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова. А кто стоял при Кресте, никого не боясь? - Семья Господа! Его Пресвятая Матерь, обе сводные сестры - мироносицы и племянник Иоанн Богослов!
Вот какая дивная эта святая семья прав. Иосифа Обручника, в которой Сын Божий благоволил воплотиться на земле и усвоить ее членов как Своих земных родственников.
7. Вы по новому поставили вопрос о том, что существовали родственные связи среди апостолов. Господь ведь отбирал их не по принципу родства?
Господь принимал идущих к Нему не по человеческим расчетам и влечениям, а по Божественному прозрению сердец, ищущих Его, и по расположению и способности их к будущему служению, по их внутреннему устроению - любви к Богу и ближнему человеку, к самопожертвованию ради этой любви. Не случайно, но по Промыслу Божию в число Его ближайших учеников вошли и родственники, как родственные души, выросшие в благочестивых семьях, впитавшие в себя дух и устои семьи, желание спасения и ожидание Мессии. Среди учеников были всецело послужившие Божиему делу, не вступавшие даже в брак - девственники: свв. Иоанн Креститель, апп. от 12-ти Андрей Первозванный, Иоанн Богослов, Симон Кананит, апп. от 70-ти Иаков брат Господень и Варнава, первоверховный ап. Павел и др. Неудивительно, что призванные Господом ученики, приводили к Нему своих родственников и друзей, близких по духу. К примеру, ап. Андрей Первозванный привел старшего брата Симона, в будущем первоверховного ап. Петра;
-ап. Филипп - своего друга ап. Нафанаила;
- ап. Варнава вымаливал из фарисеев друга своего по Гамалиилову училищу Савла, прозревая его полезность и способность служить делу Христа. Уже призванного Господом на дороге к Дамаску Савла (в будущем первоверх. ап. Павла) он привел к апостолам и вместе они много потрудились в благовестии Христовом;
- апп. Варнава, Петр и Павел воспитали ап. и ев. Марка (Иоанна), сродника Варнавы и Петра.
Очень интересна семья апп. Петра и Андрея Первозванного, их родство с родными братьями апп. от 70-ти Аристовулом и Варнавой и их двоюродным братом ап. и ев. Марком. О семье ап. Павла собраны житийные сведения о десяти его сродниках. В книге повествуется более чем о 50 святых. Все это - известные факты, благодаря систематизации в генеалогических схемах, приведенные в стройное изложение. Всего в книгу вошло 12 генеалогических схем.
8. О Родословии Господа написано много. В чем новизна вашего труда?
Генеалогическое древо Господа Иисуса Христа по ближайшим предкам (вглубь времен в соответствии с Мф. и Лк.) явилось основным стержнем. Но главное внимание (новизна) было обращено на исследование и построение:
- генеалогии Его семьи по ближайшим родственникам - современникам, ранее здесь уже названным (как бы вширь);
- генеалогии семейств апостолов (первоверховных Петра и Павла, Андрея Первозванного, евв. Марка и Луки, Аристовула, Варнавы, первомученика и архидиакона Стефана и др).
Для наглядности привожу схему родословных связей Господа и апостолов от Адама, взятую из книги. По ней видно, что родословные ветви святых семейств восходят через Иакова, Исаака и Авраама к Адаму, отцу рода человеческого. Генеалогические схемы построены только от 4-х сыновей Иакова: Симеона, Левия, Иуды и Вениамина (по доступным сведениям). Родословное древо показывает, что Иисус Христос родственно связан со всем человечеством. Он - Сын Адамов и Сын Божий (Лк. 3.38).
9. Трудами каких богословов Вы пользовались при написании книги?
На версии, изложенные в книге, оказали большое влияние богословы и учители Русской Православной Церкви: св. свт. Димитрий Ростовский (XVII - XVIII вв.), прот. Александр Васильевич Горский - ректор МДА нач. XIX в., проф. А. П. Лопухин с коллегией, проф. МДА А. П. Лебедев (нач. XX в.), архиеп. Феодор (Поздеевский) - ректор МДА нач. XX в., св. свт. Иннокентий Херсонский, архиеп. Аверкий (Таушев) и А. В. Иванов, Б. И. Гладков, еп. Михаил (Лузин), киевский архим. Георгий (Ярошевич) (XIX- XX вв.), прот. Николай Попов - ректор Вятской Духовной семинарии (XIX- XX вв.), Д. П. Боголепов, еп. Кассиан (Безобразов) - препод. Петроградского Богословского института, затем ректор Парижского Православного Богословского института (перв. пол. XX в.) и др. И, конечно, Творения свт. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта Болг. В перечень литературы включено 34 библиографических источника, но проработано несравненно больше.
10. Что бы Вы хотели сказать Вашему читателю в заключение?
Книга рассчитана на широкий круг читателей, но может быть заинтересует и специалистов. На ее страницах вас ожидает много встреч со знакомыми по Евангелию святыми, как бы приглашающими увидеть шире события I- го века в их живом взаимодействии друг с другом: - жених, оставивший брачный пир в Кане Галилейской - ап. от 12-ти Симон Кананит; самарянка, она же св. мц. Фотина; теща Петра, огнем жегомая - жена Аристовула, ставшего ап. от 70-ти; сухорукий; ап. и ев. Марк (Иоанн) - по преданию, юноша в Гефсиманском саду, следовавший за арестованным Спасителем и убежавший от воинов, оставив в их руках прикрывшее его покрывало; Мария - мать его, много послужившая Господу и апостолам, и множество других, ставших святыми свидетелями Евангельской истории. Достойно прошедшие свой земной путь и взятые на Небеса, они смотрят на нас из Царства Небесного, всегда готовые прийти на помощь.
Хочу посоветовать моему дорогому читателю при знакомстве с книгой открыть ее выборочно на главах III. 3-13. Это «Христос в тесном кругу 12-ти накануне Своих Страданий, Тайная Вечеря, Прощальная беседа, Гефсиманский подвиг,.. Распятие,... Снятие с Креста и погребение, Воскресение Христово, Свидетельство Туринской плащаницы»... Они проникнуты особенной любовью уходящего на Небо Сына Божия к Своему созданию - ученикам, последователям. всему человечеству; преподающего апостолам последнее утешение перед земным расставанием. И в ответ на эту уже открытую жертвенную любовь Бога избранные простосердечные представители земли, притихшие в ожидании грядущих, как они уже поняли, печальных событий, не могут наглядеться на Него.
Книгу я не написала, а составила из известных сведений и малоизвестных фактов, которые скрупулезно собирала из достоверных источников, поэтому в ней много ссылок на них. Старалась так построить описание, чтобы держать «накал» внимания читателя от первой до последней страницы, чтобы в душе навсегда запечатлелся дорогой, любимый образ Спасителя - Сына Божия, Сына Человеческого, перед Которым преклонится всяко колено небесных и земных в изумлении, благодарности и ответной любви.
Напишите нам по адресу: rus.chronograph@gmail.com
Отзывы и пожелания направляйте по адресу: m.aleks.41@mail.ru