В Европе сейчас затихает ураган «Святой Иуда», получивший название в честь Святого, которого в Британии почитают как заступника всех несчастных. Странное имя взялось по той причине, что шторм начался 28 октября, то есть в день Святого Иуды Фаддея по католическим святцам. Надо сказать, что шторм, носящий имя новозаветного мученика, в Европе был вовсе не безобиден, унеся жизни, по меньшей мере, 11 человек в Великобритании и французской Бретани. Ураган носился над Европой со скоростью 190 км/ч. Общий материальный ущерб, причиненный Британии и Западной Европе, оценивается в сотни миллионов евро.
Подобные явления разбушевавшейся стихии становятся все более частыми и почти обыденными событиями: время от времени средства массовой информации сообщают читателям и зрителям об очередном мощном урагане, принесшим разрушения и человеческие жертвы. Все помнят знаменитую «Катрину», практически опустошившую Новый Орлеан. А почему, собственно, «Катрина», а не какое-либо другое название? И вообще, зачем ураганам имена? Официальное объяснение: метеорологам так просто удобнее - использовать человеческие имена для обозначения потенциальных «кандидатов в убийцы», чтобы не было недоразумений при прогнозировании погоды, в выпуске штормовых оповещений и предупреждений, ведь период существования тропического циклона, как правило, достаточно велик - более недели. Одновременно в том же регионе может появиться еще один тропический циклон.
Метод именования природных катаклизмов возник относительно недавно. Так, в XIX и в начале XX века циклоны, обрушившие свои удары на Вест-Индию, называли именами христианских святых, по дню, на который выпало атмосферное явление. Так получил свое имя ураган «Санта-Анна», который достиг города Пуэрто-Рико 26 июля 1825 года, в день Св. Анны.
В конце XIX века появился новый, не лишенный юмора, способ идентификации тропических циклонов. Австралийский метеоролог Клемент Рагг называл циклоны в честь австралийских политиков, воззрения которых он не поддерживал. В прогнозах Рагг сопровождал смещение циклона такими комментариями как «бесцельное плутание», «ужасное поведение», «переменчивость».
Вначале никакой системы в названиях ураганов не было, и имена придумывали, как кому вздумается, или по правилам, известным лишь узкому кругу людей и совсем необязательным для широкого использования. Также до 1950 года ураганам присваивали порядковые четырёхзначные имена, где две первые цифры обозначали год, две вторые - порядковый номер урагана в этом году.
В 1950 году была разработана первая система именования на основе военной фонетической азбуки. Активно называть ураганы женскими именами начали с 1953 года. (начало этой практике положили американские военные метеорологи во время Второй мировой войны: они называли тайфуны именами своих жен или любовниц). Была утверждена международная система названий ураганов - в списки попали английские, испанские и французские имена. До 1979 года они были только женскими, а потом начали присваивать ураганам и мужские имена, в ответ на гневные обращения в адрес метеослужбы от феминистских движений в США.
В настоящее время список имён для ураганов и штормов создаётся Всемирной метеорологической организацией, разделившей всю планету на несколько регионов, страны которых на ежегодных совещаниях утверждают названия «потенциальных убийц». Обычно подбираются слова, характерные для языка, распространенного на территории. Далеко не всем нравится американская гегемония и бесцеремонность во всех областях жизни. Японцы, например, никогда не используют имена и называют ураганы северо-западной части Тихого океана названиями животных, цветов, деревьев, продуктов. В российском службе погоды Gismeteo список имен тайфунов на Дальнем Востоке составляют примерно по такому же принципу: их обозначают географическими названиями. Местные тропические штормы Севера Индийского океана остаются вообще безымянными.
А теперь давайте вспомним, откуда берет свое начало именование, как всех живых, так и неодушевленных?
Как известно из Священного Писания, Первым Ономатетом (др.-греч. создатель или творец наименований), установившем имена всему сущему, является Господь: «И назвал Бог твердь небом...» (Быт. 1:8) и так далее. Вторым был Адам, давший имена райским животным, а затем и своей жене, назвав ее Жизнь - по-еврейски Хава, то есть Ева. Именование - важнейший акт Творения. В древнем мире считалось, что, тот, кто дает имя, имеет главенствующую власть над именованным. Отец давал имена и имел власть над своими детьми, и это соблюдалось непреложно во все времена, о чем повествуется в Библии. Первым хулителем отцовской власти стал Хам, за что был проклят Праведным Отцом Ноем в своем ближайшем потомке.
В магии знание имени «божества» используется в определенных формулах-заклинаниях: считается, что, таким образом, маг получает власть над демонами (весьма сомнительное и опасное предположение!)[1].
Имя несет в себе глубинную сущность и свойства именованного, его качество, зашифрованное именем. Как отмечено Священномучеником Павлом (Флоренским), имя обладает мощным преобразовательным потенциалом и первичной онтологичностью по отношению к его носителю: «"По имени и житие" - вот стереотипная формула житий; по имени - житие, а не имя по житию. Имя оценивается Церковью, а за нею - и всем православным народом как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия; как идея; а Святой - как наилучший ее выразитель, свое эмпирическое существование сделавший прозрачным так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени. И все-таки имя - онтологически первое, а носитель его, хотя бы и Святой, - второе»[2].
А теперь давайте представим, что было бы, если Россия, вступив во Всемирную метеорологическую организацию (ВМО), давала бы имена разбушевавшимся стихиям по правилам, установленным в этой организации? Например, назвали бы очередной тайфун на Дальнем Востоке, в результате которого погибло бы несколько человек, и было разрушено полгорода, именем Святого Апостола Иуды, брата Господня? Или именем Святого Серафима Саровского? Среди православных это вызвало бы волну возмущения подобным святотатством, а среди тех, кто, так или иначе, пострадал, будь это люди неверующие, это имя совершенно определенно вызывало бы негативное отношение, связанное с именем Святого, хотя бы просто на подсознательном уровне. Это безспорно. Назовите, например, улицу именем Чикатило, и каким бы не был гипотетический академик или государственный деятель с такой фамилией, название этой улицы будет еще долго ассоциироваться с именем маньяка и убийцы[3]. Зато, думаю, если воспользоваться методологией австралийца-метеоролога Клемента Рагга, многие позитивно и справедливо восприняли бы, если бы очередной катаклизм носил имя «Горбачев» или «Ельцин». Но это так, информация для размышлений...
Церковное Предание говорит, что для управления земными стихиями специально сотворены четыре Ангела земли, удерживающие ветры (Отк. 7: 1) и быть или не быть какому либо погодному катаклизму - это в воли Божией: Есть ли между суетными богами языческими производящие дождь? или может ли небо само собою подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? на Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это (Иер. 14: 22).
Если посмотреть на действия ВМО под вероисповедным углом, то сами собой напрашиваются выводы:
1. В состав этой международной организации предсказателей погоды входят люди, далекие от христианства;
2. Они, действительные, по словам русского рокмена Вячеслава Бутусова, являются «держателями акций безумных идей» и «хранителями тайны заморских богов»: «Я слушаю каждый ваш новый прогноз, пытаясь понять в чем же тайная сила?»[4]
3. Тайная сила - это практическая магия «заморских богов» и их безумных служителей, в данном случае направленная на то, чтобы среди толерантных и безразличных к Вере европейцев и американцев вызвать на подсознательном уровне негативное отношение к именам христианских Святых, которые большинство из них и носят. Ведь нельзя же предположить, что международные «синоптики» настолько глупы, что дерзают управлять стихиями, даже при наличии системы HAARP, которая, как утверждают сторонники так называемой теории заговора, вполне возможно, влияет на общее состояние климата Земли. Или, все-таки, дерзают?
Но более всего на состояние климата планеты оказывает нравственное состояние ее обитателей, повсеместное падение христианской Веры и безразличие к спасению собственных душ. Безудержная гонка за богатством одних и повседневная забота о куске хлеба для других проходят на фоне войны символов, имен и понятий!
Немного перепало от «Святого Иуда» и нам, «рассеянам»: дошедший до северо-западных регионов России, ураган оставил без света около 80 тысяч человек в шести регионах. Досталось и «колыбели революции»: в Санкт-Петербурге ураган повалил 295 деревьев, но ожидавшихся разрушений все-таки не было. Ветер оказался слабее прогнозируемого и серьезного наводнения так и не состоялось.
Зато в блогосфере уровень «стихии» вокруг имени урагана местами зашкаливает: «Ураган разочаровал. Ожидали большего. Иуда одним словом», - пишет один. Другой шутит: «Мам, я не пойду сегодня на улицу. - И правильно, там Святой Иуда». «Словом, больше эмоций вызывает имя шторма, чем его «тактико-технические характеристики» - балагурит автор портала «Российской газеты» Александр Сотов.
Вобщем, хотя и обошлось без человеческих жертв, от урагана нам все-таки тоже досталось.
А разве не за что? Ведь по-прежнему «вихри враждебные веют» над городами и улицами, до сих пор носящими имена цареубийц, почетных чекистов, революционеров и «верных ленинцев» во главе с их главным отцом и «дедушкой Лениным».
И что дальше? Будем ждать, чтобы Фантомас снова разбушевался?..
КОММЕТАРИИ И СНОСКИ
[1] В христианстве знание божественного Имени не имеет ничего общего с магией и имеет совсем иной источник и смысл: усыновив Себе новый Израиль, Христос, как Бог-Отец открывает Свое Имя и дает возможность призывать Его в молитвах Своим чадам. Здесь, в акте усыновления, устанавливаются заветные отношения между новым человечеством и Творцом: сын должен знать имя своего отца, знать, что он не сирота и безотцовщина, знать имя Ведомого Бога.
[2] Флоренский П. А., свящ. Имена // Опыты: Историко-философский ежегодник. М. 1990. С. 367.
[3] К сожалению, до сего дня именами главных чекистов и цареубийц названы многие города и поселки, площади и улицы России. Борьба за их переименование, начавшаяся в 1990-х, вернула на свое законное историческое место имя городу Екатеринбургу, но сил на то, чтобы переименовать Свердловскую область не хватило. Народная инициатива была «удачно» со временем забыта... Кстати, в Екатеринбурге до сих пор остается квартал, носящий название «городок чекистов», своеобразный «город» внутри города Екатеринбурга.
1. Очень интересный очерк