Поклонный крест

...Не напрасны усилия мастера

Новости Москвы 
0
490
Время на чтение 5 минут

Как невозможно представить себе русский пейзаж без храма, так не может быть русского города или села без поклонного креста. Кресты ставили на перекрестках дорог при въезде и выезде из города, на местах, отмеченных памятными событиями. Так был любим на Руси животворящий Крест Господень, образ искупительной жертвы Христа Спасителя, хранящего всех верных Православию.

На Руси наряду с деревянными имели распространение и поклонные белокаменные кресты, среди которых можно выделить следующие разновидности: памятные - в знак какого-либо события или почитания святого; закладные - при закладке храма или города; утверждающие христианство - на месте капищ; намогильные, обетные. Материал, из которого сооружался крест, в данном случае белый камень, имел немаловажное символическое значение. Камень - символ основания Церкви Христовой, устроенной Самим Спасителем: «И я говорю тебе, ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

Часто на поклонном кресте вырезали Распятие Господа Иисуса Христа; поверхность креста могла быть украшена резным растительным орнаментом и памятными надписями. Русская белокаменная резьба имеет свои великие традиции, которые наиболее полно раскрылись в декоре храмовой архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. От отдельных архитектурных элементов до сплошного коврового покрытия были украшены резьбой белокаменные храмы. Вспомним непревзойденные памятники Древней Руси: Успенский и Дмитровский соборы Владимира, знаменитую церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Изысканный каменный убор Дмитровского собора-реликвария органически слит с изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной парче, затканной выпуклыми изображениями. Ряды растительных мотивов перемежаются чередами зверей, птиц, грифонов и скачущих всадников. Колончатый пояс собора являет собой грандиозный рельефный деисусный чин (фото 2, 3). В торжественном молчании застыли фигуры святых, предстоящих перед Богом в молении о спасении рода человеческого.

И кресты-голгофы, и резные изображения снаружи и внутри храмов подчинены тем же каноническим законам, что и икона - царица храмовых искусств Восточной Церкви. Церковное искусство призвано являть духовную реальность, используя для достижения этой высокой цели священный язык символов и особый метод изображения неизобразимого - символический реализм. Русский мастер-резчик, представляя человеческую фигуру, не спешит навстречу видимой  действительности, а преображает ее, помещает  в духовное пространство Негаснущего Дня. В этом искусстве натура является в форме, обобщенной до лаконизма, строго упорядоченной и организованной не только внешне, но и внутренне. Ритм - один из главных элементов формы, художественно преображающих действительность. Складки одежд передают не физическое движение, но подчиненность личности духовному началу. Неподвижность выражает пребывание человека в Духе Святом.

И если для иконописцев главная икона - «Спас Нерукотворный», в которой проявляется уровень владения мастерством художника, то для ваятелей-резчиков таким мерилом всегда было изображение Распятия Христова. Этому есть свои серьезные причины: в образе Спаса Нерукотворного наиболее полно выражен догмат о Боговоплощении, в древности эта икона считалась наглядным свидетельством того, что Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. Распятие же Христово свидетельствует о великой тайне Искупительной жертвы Христа, освободившей человека от вечной смерти и страданий. Именно поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя на Кресте торжествующим над грехом, победившим смерть. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Господь открывает Свои объятия всем, призывает «все концы земли».

поклонный крест мастера А.ЕсинскогоГоворя об искусстве белокаменной резьбы, мы не можем лишь вспоминать о прошедших временах, это значило бы, что традиции пресеклись навсегда. Слава Богу, и сегодня есть те, кто смиренно встает на пути ученичества в трудном постижении великого мастерства наших предков. В разных концах России воспоминания о судьбоносных событиях русской истории порождают желание их творческого осмысления. Повсюду возникают общественные инициативы по установлению памятных знаков - крестов, в соответствии с русской православной традицией. В преддверии празднования четырехсотлетнего юбилея преодоления Смутного времени установлены поклонные кресты на Крутицком подворье в Москве, по пути следования войск князя Михаила Скопина-Шуйского в Ярославской земле.

В 2010 году в Пафнутьев-Боровском монастыре отмечалась юбилейная дата - 400-летие героической обороны монастыря от польско-литовских захватчиков и войск самозванца Дмитрия II. История обороны обители трагична. Летом 1610 года Лжедмитрий II, продвигаясь из Калуги на Москву, подошел к Боровску. Сопротивление врагу в Пафнутьевом монастыре-крепости  возглавил царский воевода князь Михаил Волконский. Через десять дней неприятель прорвал оборону и вошел в обитель. Страшная резня продолжалась целый день, из защитников монастыря не уцелел никто. Ратники, монахи, местные жители... Двенадцать тысяч человек в один день приняли здесь смерть. Монастырь был разграблен, разрушен и предан огню. Тела погибших защитников монастыря захоронили в стенах монастыря в братской могиле.

В память о славных защитниках монастыря в День народного единства на месте погребения был установлен резной белокаменный крест (мастер Александр Есинский). Высота креста около четырех метров. Мощные монументальные очертания словно свидетельствуют о нерушимости православной веры. Фигура распятого Христа изображена мастером в полном соответствии с канонической иконографией. На оконечностях поперечной балки даны изображения Пречистой Богоматери и святого Иоанна Богослова, оплакивающих Господа. Вверху расположена Пресвятая Троица - Предвечный Совет. В нижней части, у ног Иисусовых, - коленопреклоненный преподобный Пафнутий, основатель монастыря, и Патриарх Гермоген, пламенный защитник православной веры и российской государственности в годы Смуты.

Рельефные изображения выполнены мастером  в изысканной аристократической манере, без огрубления и опрощения форм, часто применяемых в наши дни, но далеко не всегда оправданных и доказанных. Невероятно тонкая, нежная резьба выявляет в обычном среднерусском известняке светоносность и тепло средиземноморского мрамора, изображения представляются чудесным образом проступившими на камне. Все  сюжеты - Троица, Распятие, моление святителя Гермогена и преподобного Пафнутия составляют в смысловом отношении единое целое, возможно, определяющее сверхзадачу художника и едва ли выразимое в слове. На обороте креста читаются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Чувство светлой печали, которое мы переживаем у креста, на этом памятном месте, говорит о том, что усилия мастера не были напрасны.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Лазарьевич
О церковном искусстве. Размышления художника
Беседа с Александром Есинским
07.06.2013
Все статьи Екатерина Лазарьевич
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Церковные дела в Германии
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 12:02
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 11:08
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.11.2024 10:58
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
13.11.2024 10:53
Он неустанен!
Новый комментарий от Александр Волков
13.11.2024 10:47
Как с цепи сорвались
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.11.2024 10:38
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Александр Волков
13.11.2024 10:14