Как невозможно представить себе русский пейзаж без храма, так не может быть русского города или села без поклонного креста. Кресты ставили на перекрестках дорог при въезде и выезде из города, на местах, отмеченных памятными событиями. Так был любим на Руси животворящий Крест Господень, образ искупительной жертвы Христа Спасителя, хранящего всех верных Православию.
На Руси наряду с деревянными имели распространение и поклонные белокаменные кресты, среди которых можно выделить следующие разновидности: памятные - в знак какого-либо события или почитания святого; закладные - при закладке храма или города; утверждающие христианство - на месте капищ; намогильные, обетные. Материал, из которого сооружался крест, в данном случае белый камень, имел немаловажное символическое значение. Камень - символ основания Церкви Христовой, устроенной Самим Спасителем: «И я говорю тебе, ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16: 18).
Часто на поклонном кресте вырезали Распятие Господа Иисуса Христа; поверхность креста могла быть украшена резным растительным орнаментом и памятными надписями. Русская белокаменная резьба имеет свои великие традиции, которые наиболее полно раскрылись в декоре храмовой архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. От отдельных архитектурных элементов до сплошного коврового покрытия были украшены резьбой белокаменные храмы. Вспомним непревзойденные памятники Древней Руси: Успенский и Дмитровский соборы Владимира, знаменитую церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Георгия в Юрьеве-Польском.
Изысканный каменный убор Дмитровского собора-реликвария органически слит с изумительной по красоте архитектурой. Он подобен лежащей на стенах драгоценной парче, затканной выпуклыми изображениями. Ряды растительных мотивов перемежаются чередами зверей, птиц, грифонов и скачущих всадников. Колончатый пояс собора являет собой грандиозный рельефный деисусный чин (фото 2, 3). В торжественном молчании застыли фигуры святых, предстоящих перед Богом в молении о спасении рода человеческого.
И кресты-голгофы, и резные изображения снаружи и внутри храмов подчинены тем же каноническим законам, что и икона - царица храмовых искусств Восточной Церкви. Церковное искусство призвано являть духовную реальность, используя для достижения этой высокой цели священный язык символов и особый метод изображения неизобразимого - символический реализм. Русский мастер-резчик, представляя человеческую фигуру, не спешит навстречу видимой действительности, а преображает ее, помещает в духовное пространство Негаснущего Дня. В этом искусстве натура является в форме, обобщенной до лаконизма, строго упорядоченной и организованной не только внешне, но и внутренне. Ритм - один из главных элементов формы, художественно преображающих действительность. Складки одежд передают не физическое движение, но подчиненность личности духовному началу. Неподвижность выражает пребывание человека в Духе Святом.
И если для иконописцев главная икона - «Спас Нерукотворный», в которой проявляется уровень владения мастерством художника, то для ваятелей-резчиков таким мерилом всегда было изображение Распятия Христова. Этому есть свои серьезные причины: в образе Спаса Нерукотворного наиболее полно выражен догмат о Боговоплощении, в древности эта икона считалась наглядным свидетельством того, что Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек. Распятие же Христово свидетельствует о великой тайне Искупительной жертвы Христа, освободившей человека от вечной смерти и страданий. Именно поэтому в традиции Православия - изображать Спасителя на Кресте торжествующим над грехом, победившим смерть. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Господь открывает Свои объятия всем, призывает «все концы земли».
Говоря об искусстве белокаменной резьбы, мы не можем лишь вспоминать о прошедших временах, это значило бы, что традиции пресеклись навсегда. Слава Богу, и сегодня есть те, кто смиренно встает на пути ученичества в трудном постижении великого мастерства наших предков. В разных концах России воспоминания о судьбоносных событиях русской истории порождают желание их творческого осмысления. Повсюду возникают общественные инициативы по установлению памятных знаков - крестов, в соответствии с русской православной традицией. В преддверии празднования четырехсотлетнего юбилея преодоления Смутного времени установлены поклонные кресты на Крутицком подворье в Москве, по пути следования войск князя Михаила Скопина-Шуйского в Ярославской земле.
В 2010 году в Пафнутьев-Боровском монастыре отмечалась юбилейная дата - 400-летие героической обороны монастыря от польско-литовских захватчиков и войск самозванца Дмитрия II. История обороны обители трагична. Летом 1610 года Лжедмитрий II, продвигаясь из Калуги на Москву, подошел к Боровску. Сопротивление врагу в Пафнутьевом монастыре-крепости возглавил царский воевода князь Михаил Волконский. Через десять дней неприятель прорвал оборону и вошел в обитель. Страшная резня продолжалась целый день, из защитников монастыря не уцелел никто. Ратники, монахи, местные жители... Двенадцать тысяч человек в один день приняли здесь смерть. Монастырь был разграблен, разрушен и предан огню. Тела погибших защитников монастыря захоронили в стенах монастыря в братской могиле.
В память о славных защитниках монастыря в День народного единства на месте погребения был установлен резной белокаменный крест (мастер Александр Есинский). Высота креста около четырех метров. Мощные монументальные очертания словно свидетельствуют о нерушимости православной веры. Фигура распятого Христа изображена мастером в полном соответствии с канонической иконографией. На оконечностях поперечной балки даны изображения Пречистой Богоматери и святого Иоанна Богослова, оплакивающих Господа. Вверху расположена Пресвятая Троица - Предвечный Совет. В нижней части, у ног Иисусовых, - коленопреклоненный преподобный Пафнутий, основатель монастыря, и Патриарх Гермоген, пламенный защитник православной веры и российской государственности в годы Смуты.
Рельефные изображения выполнены мастером в изысканной аристократической манере, без огрубления и опрощения форм, часто применяемых в наши дни, но далеко не всегда оправданных и доказанных. Невероятно тонкая, нежная резьба выявляет в обычном среднерусском известняке светоносность и тепло средиземноморского мрамора, изображения представляются чудесным образом проступившими на камне. Все сюжеты - Троица, Распятие, моление святителя Гермогена и преподобного Пафнутия составляют в смысловом отношении единое целое, возможно, определяющее сверхзадачу художника и едва ли выразимое в слове. На обороте креста читаются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Чувство светлой печали, которое мы переживаем у креста, на этом памятном месте, говорит о том, что усилия мастера не были напрасны.