1
Понятий вера, долг, верность нет в бытовом сознании некоторых наших современников, погружённых в «расчеловечиваемую», прагматически зацикленную жизнь. Мысли и чувства, относящиеся к надобыденной реальности, к тому, что выше насущно-практических интересов, - не всех трогают. То чувствилище, которое приспособлено для восприятия надобыденной сферы, у некоторых омертвело. Это - чувствилище, реальность которого не могут отрицать сегодня даже те, кто оценивает окружающее только через знания о вещественном мире, - душа. Мёртвые души - глухи и слепы к надобыденным сферам, к духовности, то есть - к живительной энергии и духовному миру человека. Мёртвые души встречаются вокруг нас и рядом с нами - и на улице, и в учреждениях, и в школах...
Омертвлению душ иных наших современников, и прежде всего - молодёжи, усердно способствуют те, кто поддерживает и развивает сатанинскую свободу. Такая «свобода» противостоит человеческой свободе, обеспечивающей осуществление и естественное развитие органических свойств человека: словомыслия, духовности, исторического бытия, веры и культуры.
Человеческая свобода, созидающая по природе своей, устремлена к Истине. Она неразрывна с верой, объединяющей народ, воскрешающей его внутренние силы, и с нормами, на которых зиждется всякое сколько-нибудь прочное жизнеустроение.
Что такое норма? Норма - это человеческий ориентир Истины и одновременно путь к ней. Норма - это объективная постоянная величина качественных и количественных характеристик и свойств предметов или явлений, максимально соответствующая целостному, устойчивому, естественному, внутреннему и внешнему, его устроению, обеспечивающему максимальную надёжность бытия (предмета или явления) в целом.
Мы как раз и стремимся найти пути к надёжному бытию. Для этого нужно знать и соблюдать установленные жизнью нормы.[1] Нужно помнить, что есть нормы и антинормы, как есть культура и антикультура.
Нормальная жизнедеятельность осуществима, если мы следуем Истине[2]. Истина едина: она противостоит множественности и вариативности представлений, мнений, мечтаний, мод, мифов, распоряжений и определений. Она, говоря словами Николая Кузанского, не может быть ни больше, ни меньше. Она однозначна, тоталитарна, абсолютна, несомненна, неколебима, неизменна, вечна, как Божья заповедь. Только опираясь на истину и на путях к Истине мы можем одержать действительную победу в деле сохранения и защиты духовно-нравственных, культурных и интеллектуальных ценностей нашего народа и наших святынь, а значит - самого нашего существования.
У нашего современника, поэта Николая Зиновьева есть четверостишие «Действительно последний катаклизм», на тему наших рассуждений:
Отрыв от веры, верности и чести,
От света милосердья и любви -
Всех приведёт к последнему из бедствий:
Мы просто перестанем быть людьми.
2
Феномен веры особенно значим в наше время, когда чужая вера становится оружием разрушения . Орудием созидания народной жизни может быть только вера, соприродная её традиционным национальным духовным ценностям.
Исторически сложившаяся религиозная вера органически связана с традиционной жизненной ориентацией и бытийным миропредставлением народа. Она составляет его национальное духовное достояние. Покушение на него - является покушением на духовную жизнь народа, т.е. на одно из основных человеческих его качеств.
Вера составляет сущностную основу феномена исторического человека. Вера - безусловное убеждение, твёрдое сознание и целостное принятие определённых, исторически воспринятых миропредставлений о всеобъемлющих (во многом таинственных) законах бытия, определяющих место в мире и жизненное поведение человека, ориентированное на Истину. Вера вместе с тем - исполненный энергии глубинный духовно-эмоциональный настрой, вытекающий из принятого миропредставления, признаваемого верующими истинным.
Некоторые наши современники до сих пор ещё сохранили предубеждение к самому слову вера, как к чему-то убого-неполноценному. Их можно успокоить авторитетным мнением выдающегося психиатра С.С.Корсакова, который пояснял, что вера (цитирую!) «нормальное чувство всякого психически здорового человека».
Вера как аксиоматическое признание, целостное переживание, безусловная убеждённость в бытии невидимой высшей реальности, недоступной определениям в категориях вещественного мира, как духовная энергия, проистекающая из этого убеждения, - недоступна восприятию бездуховного человека. Он оказывается в известном смысле неполноценным, неспособным достичь целостности в постижении мира.
Верить и веровать в понятиях языка нашего не одно и то же. И.А.Ильин уточняет, что верить-веровать можно только в самое главное в жизни, когда это главное воспринимается «всей глубиной души». Вера в этом смысле - основа «человечности» личностного сознания, надобыденная одухотворяющая цель его бытия и направляющая идея существования.
Вера в этом смысле - это сокровенно-убеждённое, возникшее на основе любви - целостное познание Истины и пути к её постижению. Вера - целостный образ Истины и пути к восприятию и познанию её содержания и смысла, имеющих целью счастье человеческой свободы. Подчёркиваю: человеческой свободы, сопричастной естественным, органическим свойствам человека, как явления. Без опоры на истинно высокую надобыденность, человек и общество оказываются нежизнеспособными, обессиленными, обескровленными.
Остаётся заметить, что истинность веры проверяется духовным опытом. Рациональный анализ и логическое обретение Истины, открывающейся через веру, оказывается невозможным. Причина в том, что любая составляющая веры, будучи отделена от её целостности, меняет свой смысл и не может в отдельности считаться органической частью целостной Истины, заключённой в вере. Поэтому вера - это «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (Св. Максим Исповедник). Всё это непосредственно связано с нашей жизнью и с преподаванием литературы, так или иначе сосредоточивающей целостные картины жизни (разумеется, речь идёт о классике)...
Вера - обязывает. Идёт ли речь о религии или массовой общественной идеологии, без долга и верности она не может устояться ни в сознании личности, ни в обществе. Истинное понимание долга всегда хранит отблеск веры и верности, как последовательной твёрдости во взглядах и действиях и всесторонней деятельной причастности тому значительному и высокому, что является предметом долга и служения. Вера и служение - принадлежность любого здорового человеческого сообщества, нормальное явление нормальной социальной жизни.
3
Несколько слов о нашей жизни. И прежде всего - об условиях современной школы. Постоянная обработка общества, и прежде всего - молодёжи, с помощью нейро-лингвистических технологий СМИ не может не учитываться нами. Зомбированность наших школьников необходимо принимать во внимание на всех этапах обучения. Не рассматривая этот вопрос подробно, укажу только некоторые черты состояния современного массового сознания...
В 1926 году русский мыслитель Г.П.Федотов писал: «Повсюду, в городе и в деревне, в высших слоях еврейского НЭПА, в разлагающемся коммунизме и в предприимчивой крестьянской молодёжи царит один и тот же дух: накопления, американизма, самодовольства. Гибель коммунизма, можно думать, не только не остановит, но ещё более подвинет этот рост буржуазного сознания...
...Вековое противостояние интеллигенции и народа оканчивается: западничество становится народным, отрыв от национальной почвы - национальным фактом»[3]. И далее: «Две России стоят друг против друга. Социально они перемешаны обе; в обеих верхи и низы, тёмная масса и интеллигенция...Россия живёт сейчас с аполитическим сознанием. Никто не думает в ней о революции, мало кто думает о демократии. Что разделяет людей, так это два типа, два идеала жизни: меньшинство живёт запросами духа, большинство - хозяйственными злобами дня. Большинство - в организациях правящей партии, но и в неорганизованных массах её врагов. Россия православная - против России-Америки (тоже провидение Блока)...
Обе России национальны...Церковная Россия живёт традицией Древней Руси. Ей трудно принять Петра, - особенно трудно, когда её не поддерживает созданная Петром государственность. Однако ей это столь же необходимо, как революционной России - приобщиться к православной культуре. Лишь в этом слиянии залог подлинно национального прошлого. Конечно, это слияние необычайно трудно...»[4].
Названные обстоятельства прошлого вполне относятся к нашему времени. Будем внимательны в ним, учитывая, что нуждается в нашем пояснении в отношении к изучению русской литературы и в отношении к изучающим её, наконец к учащим, к учителям, положение которых едва ли не самое тяжёлое, потому сам предмет «литература» уже уничтожен вредительскими и по последствиям - антигосударственными новациями в сфере образования.
В нашем деле главное - удержать сознание будущих поколений в пределах человеческой нормы. Мы как специалисты обязаны противостоять разрушительным и вредным новациям, думая о своём участке фронта.
4
Возрождение будет возможно, - скажем мы, - если учитель словесности будет честен и будет помнить о вере, верности и долге. Если учитель сумеет постоянно помнить о главном: необходимости сохранить живую душу учащегося. Это возможно только через утверждение самосознания нации. Наша школа должна служить этому насущному делу, содействуя утверждению этого самосознания через литературу.
Многие школьники сегодня больны исторической глухотой, в их сознании отсутствует образ России, в них приглушён «русский дух». То есть дух стремления к истине и справедливости, дух целомудрия, милосердия, любви и веры в окончательную победу добра. Утрата этих качеств равносильна духовной смерти. Наша задача - восстановить в них эту живую веру вопреки растлевающей «работе» значительной части СМИ. Стихотворение современного поэта И.Гревцова «Святая межа» говорит именно об этом:
Слушай, сынок, я тебе расскажу
Правду о жизни - жестокой, как плети,
И покажу ту святую межу,
Что отделяет бессмертье от смерти.
Выйдем-ка в чистое поле, сынок.
Видишь пологие эти курганы,
Эту речушку и этот лесок,
Этих оврагов глубокие раны?
Видишь взрыхлённую плугами зябь?..
Руки в неё погрузи осторожно
И попытайся уверенно взять
Горсть размягчённой земли придорожной.
Ком этой плоти к губам поднеси.
Чувствуешь привкус железа и крови?
Это естественный привкус Руси.
Что же ты хмуришь, сынок, свои брови?
Знаешь ли, сколько за тысячу лет
Страшных боёв на земле этой было?
Столько, что всякой не русской земле
Их бы на сотню историй хватило.
В этой земле твои предки лежат,
Все, за последние десять столетий! -
Это и есть та святая межа,
Что отделяет бессмертье от смерти.
Если ты примешь их жизнь, как свою,
Если себя ты увидишь стоящим
Правофланговым в их ратном строю,
Значит, ты вечность при жизни обрящешь.
Если же ты равнодушно пройдёшь
По вековечному бранному полю,
Что ж, значит, ты прежде смерти умрёшь...
Сам выбирай. Я тебя не неволю.
Пафос приведённого стихотворения очевиден...Духовная смерть наступает с утратой связей с духовным наследием своего народа. Утрате этих связей активно способствуют насильственные административные изменения в системе образования, в программах и стандартах, чему наиболее яркое последнее свидетельство - стандарт «совмещённого филузла». Этот невежественно составленный и, скажем прямо, низкопробный стандарт требует отдельного разговора. Замечу, что он ущербен во всех отношениях и составлен с применением разного рода пропусков и замен, имеющих политически-провокационный характер. Скажу сразу: необходимо чтобы учителя сосредоточили усилия не на его критике (что малопродуктивно в условиях тоталитарной власти врагов в образовании) но на самостоятельном практическом исправлении нарочитых изъянов этого местами вульгарно состряпанного провокационного и научно несостоятельного документа. Так будет для дела полезнее.
5
Полноценное образование по своей природе должно создавать предпосылки для широкого взгляда на действительность, выходящего за пределы обыденного сознания.
Нынешние программы и стандарты по словесности для такого уровня образования непригодны. Государственная созидательная политика в этой области отсутствует. Вместо подготовки всесторонне развитой личности, обладающей предпосылками творческого развития в традициях отечественной культуры с учётом современных условий, школе предлагается «набор компетенций» не заменяющих полноценного базового образования по основным предметам. Учебный процесс обретения знаний нередко подменяется методиками дрессировки и вредной формализацией обучения. Иные программы составлены с недопустимыми пропусками главного, важного, необходимого. Всё это мешает полноценному, нормальному образованию, которое может обеспечить необходимый умственный, чувственный и духовный уровень развития свободного, самостоятельно мыслящего человека. Человека суверенной страны, а не колонии. Это обязывает нас, учителей-словесников, не потерявших чувства профессиональной чести и ответственности, отстаивать полноценное образование в обход стандартов, ведя «партизанскую войну» в защиту разумного, доброго, вечного, приобщая учащихся к миру русской классики.
К сожалению, современная практика грамотного изучения литературы, значение которой для воспитания полноценного гражданина России остаётся важнейшим и ключевым, становится в прямом смысле партизанским делом. Невольно вспоминается выступление В.Г.Распутина на IХ Всемирном русском народном соборе:
«Сегодня мы живём в оккупированной стране, в этом не может быть никакого сомнения. То, чего врагам нашего Отечества не удавалось добиться на полях сражений, предательски совершилось под видом демократических реформ, которые вот уже пятнадцать лет беспрерывно продолжают бомбить Россию. Разрушения и жертвы - как на войне, запущенные поля и оставленные в спешке территории как при отступлении, нищета и беспризорничество, бандитизм и произвол - как при чужеземцах. Что такое оккупация? Это устройство чужого порядка на занятой противником территории. Отвечает ли нынешнее положение России этому условию? Ещё как! Чужие способы управления и хозяйствования, вывоз национальных богатств, коренное население на положении людей третьего сорта, чуждая культура и чужое образование, чужие песни и нравы, чужие законы и праздники. Чужие голоса в средствах информации, чужая любовь и чужая архитектура городов и посёлков - всё почти чужое, и если что позволяется своё, то в скудных нормах оккупационного режима»[5].
«Нормы оккупационного режима» легко проиллюстрировать хотя бы одним примером. Доперестроечные сборники произведений классиков для школы выходили тиражами от 200 до 600 тысяч экземпляров и более того. Издавались они весьма часто. 12-ти томное подписное собрание сочинений Н.С.Лескова было выпущено в 1989 г. тиражом 1 миллион 700 тыс. экз. Нынешние издания для школы, как правило, не превышают 5000. Это тираж для небольшой резервации.
Неприкрытое системное разрушение полноценного образования, которое не останавливают никакие здравые возражения, - факт нашего времени. Это разрушение, надо полагать, оплачено огромными миллиардами долларов. Ни веры, ни верности, ни чувства долга перед своей страной не имеют не только многие её руководители, но и те многочисленные «представители народа», которые голосуя за новый Закон об образовании, в сущности поддерживают снижение уровня образованности и культуры в России. Это реальность нашего времени.
«Утеснение» литературы, проведённое в школе, или её поспешно-примитивное преподавание, к которому вынуждает придуманный вредителями «совмещённый филузел», новая «единая дисциплина», сокращение часов на изучение словесности - неизбежно приводит к обесцениванию образования, к катастрофическому снижению общей культуры личности.
В этой тяжёлой очевидности каждый имеющий честь, совесть и исполняющий свой долг учитель словесности обязан помнить слова сказанные несколько лет назад директором Пушкинского дома академиком Н.Н.Скатовым: «...Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего»[6]. Ответственность за будущее - на каждом из нас.
Всеволод Юрьевич Троицкий, доктор филологических наук, член-корреспондент РАН
[1] См.также.: Корольков А.А. Норма как антропологическая проблема // Корольков А.А. Духовный смысл русской культуры. Спб.2006.
[2] Истина - утверждённое на вере, абсолютное, несомненное, неизменное, вечное, благодатное понятие о едином сущем. Истина не исчисляется, не выводится решением противоречий и умозаключений, но есть непреходящая данность, явленная как очевидное, как озарение и Откровение.
[3] Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции.// Сб. О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья...М. 1990. С. 441.
[4] Там же. С.443.
[5] Распутин В.Г. Выступление на IХ Всемирном Русском Народном Соборе // IХ Всемирный Русский Народный Собор. Стенограмма. М.2006. С.56.
[6] Скатов Н.Н. Реформы и традиции. // Филология и школа. Труды научно-практических конференций «Филология и школа». Вып П. М. 2008. С.14.
3. Ответ на 2., Юрий Серб:
2. Доклад В.Ю.Троицкого
1. Re: О вере, верности, долге, изучении словесности и некоторых исторических обстоятельствах