Минск: не хочу уезжать!

Белорусская столица глазами бывшей анархистки

Новости Москвы 
0
1547
Время на чтение 23 минут

Предисловие

Ну да, я действительно бывшая анархистка. Нет, я не носила рюкзачок с изображением буквы А в круге. И значок тоже не носила. Мой анархизм не ограничивался чтением Кропоткина, Аршинова, Махно, марксов-энгельсов и кучи не менее ядовитых современных авторов. Всё было гораздо хуже. Но Господь вывел из ада душу мою и оживил меня... Только Богу Самому такое и под силу. Вместе с верой мне посчастливилось обрести любовь к Родине, т.к. пробыв десять лет по ту сторону добра, сегодня я отлично понимаю, что все удары и выстрелы извечного врага, направленные в Русскую Православную Церковь, попадают в Россию. И, соответственно, наоборот. Наша Родина, Россия - огромный Божий дар для всех нас, русских (и не только русских) её дочерей и сыновей. Это большое счастье и большая ответственность.

После всей этой маргинальной околополитики (теперь, кажется, т.н. «протестное движение» поднялось с уровня маленьких групп романтиков-идиотов до уровня массового обывательского маразма) действительно лучше было бы ни в чем не участвовать. Но я участвую в молодежном служении при Храме Всех Святых в земле Российской просиявших. И надеюсь, что богатый опыт, пусть и совсем не христианской жизни, поможет мне в миссионерской деятельности.

А еще пишу правдивые заметки обо всем, что происходит со мной и что могло бы быть интересно другим людям. Вот вам рассказ о нашем путешествии в Республику Беларусь, страну, о которой говорят столько разного и противоречивого.

Из Москвы в Минск на поезде ехать столько же, сколько из Воронежа в Москву: одну ночь. Мы приехали в Минск рано утром 26 июня. Банки были еще закрыты, местных рублей у нас не было, только российские, карты города тоже не было. Это не потому, что мы растяпы. Просто мы смело доверились воле Божией, так как в том, чтобы ни о чём не заботиться чрезмерно, тоже есть своё удовольствие. Гостиницу, правда (самую дешевую), забронировали через интернет заранее.

Зная, что гостиница, в которую в 12.00 нам предстоит заселиться, находится где-то в самом центре города, на улице Якуба Коласа, мы интуитивно выбрали направление на центр и пошли пешком. Минск расположен на живописных невысоких холмах, и первое, что бросается в глаза - идеальная чистота. Она особенно заметна после Москвы. Чистота начинается прямо с привокзальной площади. В будний день около семи утра широкие улицы Минска как-то странно пустынны, опять-таки, на контрасте с Москвой, мало людей и еще меньше автомобилей. И вот, освещенные чистым утренним солнцем, как привет из далекого детства, неожиданно появляются на дороге (это эффект холмистой местности) два новеньких красных трамвайчика, один за другим! В Минске преобладает государственный общественный транспорт, трамваи и автобусы. Проезд в нем, в приблизительном переводе на русские деньги, стоит от 6 до 8 рублей, метро около 7. В трамвае билет покупаешь у кондуктора, а потом пробиваешь его в специальном приспособлении, прямо как в детстве (люди, чьё детство пришлось на советские годы, меня поймут)! Но мы продолжаем идти пешком, наслаждаясь чистотой и простором. Наружной рекламы на билбордах крайне мало, сейчас могу вспомнить только рекламу кока-колы, остановки и столбы свободны от грязной массы бумажных объявлений, стены и заборы нимало не загажены граффити, изредка встречаются только маленькие следы свежей краски: едва появившееся безобразие оперативно закрашивают. Как потом выяснилось, эта картина типична не только для центра белорусской столицы, но и для её окраин. Вспоминаются покрытые до второго этажа неразборчивыми надписями и кривыми картинками стены домов Кройцберга (практически центр Берлина) и горы мусора на улицах оного, героически убираемые к утру многочисленными дворниками. Берлинских дворников я не помню, московские дворники - в основном выходцы из Средней Азии, а каковы Минские дворники? Оказывается, это милейшие белорусские пенсионеры. Так не спеша мы доходим до стадиона «Динамо», над входом в который имеет место великолепная скульптура в виде трёх железных (в смысле из какого-то металла) бегунов, как бы отталкивающихся от края стены и нависающих у нас над головами: очень необычно! Слева большая эмблема «Бойцовского клуба»: красно-белый кулак в круге и соответствующая надпись. Подойдя ближе, узнаем, что тут работают секции боевых искусств (кстати, в Белоруссии сейчас на высоком уровне Муай-Тай, достаточно актуальное и интересное единоборство). Эмблема немного насторожила: красный и белый - цвета местной оппозиции, вдруг эта их нечестивая мутка? Да, кулак не «оппозиционный», торчащий вверх, как у всякого «Отпора» или «Обороны», а нормальный, направленный костяшками на оппонента. Учитывая то, что красный и белый также являются цветами местного футбольного клуба, мы предпочитаем считать, что это дизайн здешних околофутбольщиков. Ну или просто случайное цветовое совпадение. Скоро после стадиона находим вход в огромный детский парк, и над входом объявление: «Центральный детский Парк им. М. Горького - зона свободная от курения». И действительно - здесь не курят! За три дня мы не заметили ни одного подлеца с сигаретой в детском парке. Здесь мы обнаружили отличное поле для хоккея с мячом, на котором играли две девчоночьи команды, рядом на травке разминалась еще какая-то секция. Парк большой и очень красивый: дорожки, лавочки, крохотный прудик (а в нём рыба, которую с двух удочек ловил какой-то дедок), ручей, мостки, аттракционы, Дворец детей и молодежи Лаборатория естественнонаучных знаний «Планетарий» (с расписанием, в 11.00 - экскурсии Гнома-астронома) и великолепное колесо обозрения в 54 метра высотой, в котором кроме закрытых имеются еще и четыре открытые кабинки! И цены на всё невероятно низкие! Настолько низкие, что, к сожалению, мы не смогли их запомнить, дело в том, что в России нигде таких цен нет уже давно. Но, пройдя парк, мы обменяли деньги в банке, купили карту города и заселились в гостиницу «Спортивная». Гостиница тоже оказалась государственным учреждением, связанным с министерством спорта и туризма республики Беларусь. За двое суток в двухместном номере без удобств (туалет и душ общие на этаже) мы отдали в пересчёте на русские около 1800 рублей! Гостиница чистенькая, удобства на этаже достаточно удобные, учитывая цену, в номере холодильник, чайник, телевизор с пятью местными каналами, мебель и столовые приборы. Мы заселились с радостью и отправились гулять с оптимизмом.

Дальше буду по пунктам, чтобы не запутаться.

1. Трудно привыкнуть к местным деньгам: это тысячи, десятки и сотни тысяч, иногда - миллионы. Один белорусский рубль равен 246 русским. Но когда привыкаешь, понимаешь, что цены на всё очень низкие! Мы общались с белорусами и слышали от них одно и то же: у нас и зарплаты низкие, вот вы тут и шикуете, из России приехав. Специально для белорусов поясняю. Россия - это не Москва. Точнее Москва - это не вся Россия. Мы приехали из Воронежа, и цены в Минске местами даже ниже воронежских, а вот зарплаты примерно на одном уровне. При том, что зарплаты бюджетников в России (которая не Москва) очень непропорционально низкие, здесь же меня поразило объявление о вакансии уборщика в метро, при моментальном пересчете на русские рубли зарплата которого оказалась около 10 000! Молодой учитель, взяв максимальное количество часов и классное руководство, будет получать в воронежской школе не более 12 000, обычно эта цифра меньше 10 000. А ведь наш регион - далеко не самый бедный в России. Так что не надо, не надо ругать свою страну, белорусы! Вы просто привыкли к хорошему. Так цените же своё хорошее, а не плюйте на него, что есть большой грех и обыкновенная глупость.

2. Билборды на улицах всё-таки имеют место, но это патриотические билборды! Они очень радуют глаз. Это «Я люблю Беларусь» в разных вариациях, где «люблю» передаётся то сердечком, выстриженным косилкой на газоне, то рябиновой гроздью в виде сердечка и т.п., это - «Вместе мы Беларусь» с парнями и девушками в национальных костюмах, это «за Беларусь для народа» с ветераном Великой Отечественной Войны, «100 твоих идей для Беларуси» и многие другие. Есть еще на белорусском языке: «Смак беларускай мовы. Сунiцы \ земляника» с фотографией кустика земляники и других ягод, соответственно белорусскому названию. Потом, общаясь с продавцом брендовой (небелорусской) обуви в одном из магазинов, мы услышали от него оппозиционные заявления (сделанные, правда, весьма корректно, что выдаёт в молодом человеке определенного уровня разумность и осторожность) по типу «Минск - это как лицо со шрамами и язвами, которые тщательно заретушированы». Из беседы выяснилось, что молодой человек (лет тридцати) выезжал в европы, в частности - жил на сквоте, кажется, в Праге (Или Варшаве?), пусть он меня простит, если забыла. Ему понравилось; там, мол, не то, что тут, свобода и всё такое. По поводу житья на сквотах и коммунах, сразу оговорюсь: живала. До определенного возраста кормить тараканов во имя «свободы» оно, конечно, познавательно и увлекательно, но когда появляются дети, например, начинаешь думать не только о себе и не только о «свободе». И если говорить в связи с этим о ценностях сугубо нематериальных, то на первый план выходят нравственность и чувство собственного достоинства, любовь к Родине. Если, конечно в своё время тараканы не съели мозг в какой-нибудь анархо-коммуне. В связи с этим обращусь к воспоминаниям детства. Когда я была дошколёнком (середина 80-х, мне 3-4 года), я читала вывески магазинов, складывая в слоги буквы родного языка и с восторгом произнося слова: «кни-ги», «ма-га-зин Дру-жба», «сде-лай сам», «по-чта», «ап-те-ка» и т.д. Эти первые прочитанные слова крепко врезались в память. Зелёные буквы аптеки, темно-синие - почты, ярко-голубые, неоновые - магазина «Дружба»... Сейчас моему сынишке третий год, он хорошо говорит и скоро начнёт читать... Что он прочитает на улицах родного города? Страшно подумать. Любой россиянин меня поймёт. Можно, конечно, называть слова уважения к своей Родине, народу, языку и истории «ретушью на шрамах», но лучше ли будет, если маленьких человек с детства будет лицезреть и шрамы, и язвы и банально кучи г..на и лужи блевоты? Можно ругать своё правительство за то, что оно находит средства «ретушировать» общественные пороки, но лучше ли то правительство, которое на всё плевало и не стесняется выставлять дурное напоказ? И это, пожалуй, не столько упрёк в сторону российского правительства, сколько в сторону общества. Человеческая масса, получив максимум свободы, имеет свойство терять собственное достоинство. И честная крепкая рука властей в этом случае только в помощь. Это я вам, как бывшая анархистка с десятилетним стажем, со знанием дела заявляю. Так что я по-доброму завидую маленьким минчанам, пусть читают по складам как по-русски, так и со смаком беларускай мовы!

3. Причину удивительной чистоты дворов и улиц мы постигли только на третий день, и дело не в бабушках с метёлками: оказывается, распитие спиртных и слабоалкогольных напитков в Минске запрещено везде, кроме соответствующих заведений и собственного дома! Хотя бабушки, безусловно, тоже вносят свой вклад. Очень хотелось сфотографировать одну, в традиционном сельском платочке, метущую около Национальной библиотеки, но мы постеснялись как спросить, так и сфотографировать без разрешения. Да, мы действительно не увидели минчан, распивающих ни на лавочках в скверах, ни во дворах. Пивная тара не валялась под ногами и даже не торчала из урн. Естественно, люди мы взрослые, и отлично понимаем, что и само горькое пьянство, и распитие на улице в Минске имеет место, но, благодаря законам и работе милиции, в гораздо в меньших размерах, чем в Москве или в том же Воронеже. Раз уж сегодня мне приспичило сравнивать Минск с Берлином (наверно, это сравнение навеяно тем, что в Берлине я гостила в самые революционные годы своей молодости), замечу, что в Берлине распитие любого рода напитков разрешено везде. Не знаю, как на счёт метро, но феерически запечатлелся в памяти дедок лет за шестьдесят, ввалившийся в вагон U-бана пьяным, с ма-а-аленькой бутылочкой крепкого алкоголя в руке (другие четыре торчали из карманов, что типично для Германии) и со словами, обращенными в пространство (на немецком, естественно): «нация деградирует! Где наша великая культура?! Кому теперь нужна наша великая литература?!..» Когда-то и я разделяла наивное мнение о том, что зрелище валяющихся на газоне алкашей, а в песочнице шприцов, демотивирует обывателей быть такими нехорошими. Но опыт показал, что это не так. Это лишь делает людей более равнодушными и разобщёнными. О запрете на распитие в Минске мы окончательно уяснили себе из беседы с опять-таки оппозиционно настроенным молодым человеком, беседа завязалась неслучайно, но место работы неосторожного юноши называть не буду, всё-таки, нам оказали доверие. На наши слова «Как тут у вас хорошо!» молодой человек воскликнул: «Да чем же это хорошо?! У нас тут всё ужасно!» В ответ же на наш вопрос: «Что именно?», юноша голосом наркомана Павлика затянул: «вот у вас за пятку ганждубаса штраф и всё... а у нас сАдят на восемь лет... у вас, слышал, можно выращивать до десяти кустов... (странно, мы этого не слышали, наверно, просто не интересовались). У нас вот идёшь выпивший, совсем чуть-чуть, вообще не видно, а милиция сразу забирает... у нас нигде и пива попить нельзя... иностранцев-то у нас сразу отпускают, а местных... у нас полицейское государство!» Мы, конечно, стали объяснять, что «у вас тут» всё правильно делают, ведь кроме взрослых людей, сознательно выбирающих себе ерунду для страдания, существуют еще и маленькие дети, а кроме белорусов - гости из-за рубежа и т.д. Потом молодой оппозиционер поинтересовался у нас, слушаем ли мы замечательную русскую рэп-команду «Триагрутрика», но мы сказали, что наркоманский (он же пацанский) рэп не слушаем и предложили ему на досуге послушать «Грот». Таким образом мы узнали о целой категории граждан, категорически недовольных политикой Лукашенко.

4. О полицейском государстве. Несколько лет назад мы с друзьями снимали домик, гордо называвшийся «Культурным центром им. П.А. Кропоткина». К нам приезжали гости из разных городов России, несколько раз бывали и революционные белорусы. Естественно, они рассказывали нам о жутком тоталитарном режиме, о шагающих строем милиционерах, о слежке и обысках, о том, что в Белоруссии практически нет воздуха, чтобы вдохнуть полной грудью и воды, чтобы утолить мучительную жажду правды, как-то так. И мы им верили. И я верила. Такова особенность революционерского мировосприятия: если какие-либо факты действительности входят в противоречие с априорными идеологическими установками революционера - тем хуже для фактов, сознание их не принимает. Если какая-либо информация, полученная из любого источника, соответствует этим установкам, она принимается и распространяется как безусловный факт, если не соответствует - отвергается как ложь и клевета. Приведу пример: однажды моя знакомая, сатанистка, психически неуравновешенная женщина (что не являлось для меня секретом), сообщила мне, что видела из окна, как во внутреннем дворе N-ского храма из дорогого автомобиля вышел голый священник в сопровождении двух проституток. На тот момент я - анархистка, следовательно - антиклерикал; полученная информация характеризует Церковь с плохой стороны, следовательно - информация верная и её надо распространять. То обстоятельство, что знакомая-сатанистка в принципе не дружна с головой и любит пофантазировать, а также то, что голого человека нельзя с уверенностью определить как священника, не говоря уже о проститутках - нимало меня не смутило. И что самое типичное, так это то, что через некоторое время я услышала в точности эту же историю уже от третьего лица, утверждавшего, что это он лично видел из окна голого священника с проститутками (из какого окна - неизвестно, явно не из своего, на храм не выходящего). Всё лирическое отступление о внутреннем механизме умножения революционной лжи было к тому, что «тоталитарный режим Лукашенко» мы ненавидели так же искренне, как «тоталитарный режим Путина». И даже революционерский самостёб в виде недурственно снятого белорусами фильма «Случай с пацаном» воспринимался нами как еще одно доказательство лукашенковской диктатуры. Но что удивило нас в реальном Минске - на улицах мы не видели милиции (вокзал не в счёт)! Представьте, сколько полицейских можно увидеть за три дня в Москве и даже в Воронеже. В Минске - совершенно другая картина. Не знаю, как эти невидимые милиционеры умудряются забирать за распитие и за раскурку, но поклонник творчества «Триагрутрики» заверил нас, что очень оперативно. Не буду говорить о КГБ: чтобы оценить его работу, необходимо прожить здесь как минимум полгода, хотя, если не делать ничего противозаконного, думаю, и КГБ окажется таким же невидимым, как милиция.

5. Минчане говорят по-русски. Названия остановок и станций метро, однако, объявляются по-белорусски, иногда встречаются белорусские вывески на разного рода заведениях, вроде «Цырульня». От москвичей минчане отличаются изрядной неторопливостью, в этом они больше похожи на воронежцев, но даже нас поразила их особенность продолжать спокойно идти под ощутимым дождем, вместо того, чтобы прикрыв сумкой голову, бежать в укрытие. Наверно, это влияние местного климата: погода тут очень переменчива, вслед за солнышком налетает ветер, ветер сменяется дождем, потом снова солнце, под которым не очень жарко, и так несколько раз за день. Подобная погода держалась и в те три дня, когда в Минске гостили мы, и, по словам коренной жительницы, вообще типична для Минска. Неторопливо идут пешеходы, быстро едут автомобили - пробок нет, автомобилей вроде бы и не так много, но при этом все они иномарки, «Жигули» и «Лады» были замечены нами только рядом с каким-то правительственным зданием неподалёку от площади Независимости. Если говорить об одежде, то минчане одеваются немного попроще воронежцев и поаккуратнее москвичей, обувь носят в основном местного производства. Парни и девчонки, одетые по хулиганской моде в фирменный «Адидас», «Ле кок спортиф», «Лакост» и проч. очень заметны. В Воронеже так одеваются уже почти все молодые, что нас, скажу по секрету, огорчает. Здесь я в очередной раз задумалась об условности самого понятия моды: ведь хорошая работа маркетологов способна развернуть модный вектор в любую сторону! Именно она (работа эта) вкупе с человеческим тщеславием и движет модой. Взять, например, отличную туфлю для активного отдыха (проще говоря, кроссовок) фирмы «Белкельме», красную, кожаную, с белой подошвой и белым фирменным логотипом в виде кошачьей лапки. Поставить в магазине на отдельную полочку (как в том же «Адидасе»), снабдить обширной аннотацией с рассказом об инновациях, волшебных серебряных нитях, натуральной коже, дышащей стельке (берем за пример тот же «Адидас»), размусоливая каждую деталь; сфотографировать с десяти ракурсов, снять десять роликов с участием спортсменов и поп-звёзд, и так далее, и тому подобное (я не специалист, больше фантазировать не буду) - и вот, - фулюганы снимают «Лакост» и гоняют на «Белкельме»! Гламурные барышни покупают «Белкельме» для занятий фитнесом, молодые мамы - для прогулок с малышами, а молодые папы - для утренних пробежек! Хотя, наверно, проблема еще и в том, что белорусские модники, так же как и наши, склонны во всём ориентироваться на европы, в крайнем случае - на Москву. Это уже из разряда национальных пороков. Но размышления на эту тему я прекращаю, дабы снова не увязнуть в философии. А пока замечательные тапки «Белкельме» бесформенными кучами валяются в магазинах, и ленивые минские продавцы не спешат подбежать к потенциальному клиенту, одновременно здороваясь, улыбаясь и рассказывая о каких-нибудь волшебных серебряных нитях. Да, тапки замечательные. Было дело, несколько лет назад я случайно купила их в Воронеже, польстившись на то, что они такие белые и крутые, но вдвое дешевле адидасовских. Кроссовки носились не менее четырёх лет, и очень активно, не теряя своего белого цвета и бравого вида. Но, возвращаюсь к минскому народу. Здешние девушки накрашены в массе гораздо менее активно, чем воронежские (этот вывод сделан мною в результате целенаправленного рассматривания девушек в метро), и одеты все сплошь в джинсы! Впрочем, малый процент составляют девушки, одетые в туники и лосины. После воронежского буйства цветастых платьев, плиссированных юбок в пол и ультракоротких шортиков это сильно бросается в глаза. Возможно, дело в климате и погоде, но воронежанки, например, не поспешат одеться в джинсы и в случае летнего похолодания. Белорусские девушки так же миловидны, как русские, и, несмотря на все усилия по борьбе с собственной красотой («гламурность», пирсинг и бодимодификации, феминизм или безумное стремление иметь товарный вид) - мы еще долго будем выделяться своей красотой на фоне европеек и американок! Кстати, об иностранцах. Иностранных туристов мы заметили мало. Запомнилась группка на железнодорожном вокзале, в день нашего отъезда. Это была какая-то англоговорящая молодежь, для американцев слишком белые и слишком худощавые, неужели англичане?! В этом случае они, конечно, проделали путь гораздо длиннее нашего, но и в такой ситуации россияне вряд ли позволили бы себе выглядеть подобным образом: нечесаные, в рваной и неопрятной одежде. Учтите, они сошли с поезда, а не с автотрассы. Ну да ладно.

Места, которые мы посетили.

Мы начали с ближайшего: парка Горького. И немедленно устремились к колесу обозрения. День был дождливый, пришлось сесть в закрытую кабинку. Колесо подняло нас на высоту 18-этажного дома над зелеными парками, широкими улицами и новыми домами белорусской столицы. Это было очень романтично, кроме туристов я бы порекомендовала колесо всем влюблённым. Но открытая кабинка оказалась еще романтичнее. Мы прокатились на ней в последний день. Слегка покачиваясь на ветру, мы плыли, как в железной лодочке, по синему небу, пытаясь разглядеть горизонты и найти, где кончается город. До сих пор жалею, что мы не поехали второй круг! Первый, он же последний, был немного испорчен моим фотографированием и волнениями мужа на тему, что я могу уронить единственный фотографирующий телефон. Всем приезжим рекомендую сначала фотографировать, а потом просто кататься.

Потом была Национальная библиотека. Белорусы могут с полным правом гордиться ею! Это здание необычной архитектуры. Если вы помните советскую игрушку «змейку», из которой можно складывать разные фигуры, и тот мячик-многогранник, в который можно её свернуть - то легко представите себе, какую форму имеет здание библиотеки. Плюс огромные размеры и покрывающий стены стеклянный панцирь. При входе на мраморной панели примерно на двадцати языках мира золотыми буквами написаны слова из Нового Завета (второе послание к Тимофею): «да будет совершен Божий человек». А рядом со зданием-многогранником находится принадлежащая также библиотеке высоченная башня с кафе на последнем этаже и смотровой площадкой на крыше! Отдав за вход какие-то копейки, мы хорошенько подкрепились в кафе, посмотрели выставку картин и фотографий зарубежных художников и поднялись на крышу. Здесь мы снова оглядели Минск с высоты птичьего полета. Это очень молодой, в смысле, новый, город. В годы Великой Отечественной войны он был сильно разрушен, поэтому отчетливых следов старины с такой высоты не увидишь, всё новое. Минск - строящийся город. Догадываюсь, что понятие «незаконная застройка» не знакомо минчанам, новые дома не растут на футбольных полях, во дворах и на месте непонятно кем врубающихся лесопарков. Заводских труб видно значительно меньше, чем подъемных кранов, и еще меньше - храмов (к этому вопросу вернусь позднее). Минск - зеленый город! Озеленение проводится очень грамотно, поражают не только сами деревья и кусты, которые совершенно не создают впечатление дикорастущих, но и густая постриженная травка под ними. Ровные, словно начерченные, берега речки Свислочь, пересекающие зеленую равнину дорожки и слева - красные крыши аккуратных коттеджей, где проживают, кто бы вы думали? Рабочие тракторного завода со своими семьями! И это мы прочитали не в интернете. На смотровой площадке библиотеки у нас состоялась беседа с двумя интеллигентными женщинами средних лет, одна коренная минчанка, а другая - её гостья с Украины, родственница. С минчанкой беседовал мой муж, именно она рассказала про коттеджи с красными крышами. С украинской гостьей разговаривала я, эта женщина восхищалась Минском! Как известно, всё познаётся в сравнении, и вот украинцам, живущим в стране победившей демократии, уже есть с чем сравнивать. Женщина же из местных затирала моему мужу о том, что Лукашенко сам организовал взрывы в метро, чтобы поднять себе популярность. Вот оно, проклятие постсоветской интеллигенции. (Особенно «творческой», это уже не в связи с нашими собеседницами, а так, к слову). Во всех странах и во все времена либеральные оппозиционеры рассуждают не логически, а на уровне эмоций. Так рассуждают отдельно взятые женщины или толпа, собравшаяся на площади. Российские либералы утверждают «Путин взрывает дома», белорусские - «Лукашенко взрывает метро», сербские, иракские и ливийские герои в свои времена тоже утверждали что-то аналогичное, если кто-то еще помнит. И даже американские сторонники ультра-демократии умудряются заявлять, что «Буш взорвал дома». И только заявления (пусть и банальные, но констатирующие неоспоримый факт) по типу «Грузинская армия обстреляла из «Градов» мирные кварталы Цхинвала» считаются в либеральной среде полнейшим моветоном, всё равно что громко пукнуть прилюдно. Не знаю, что уж там возразил оппозиционерке мой муж, мужчина очень тактичный и в подобных ситуациях предпочитающий слушать, а не высказываться. Но я бы обязательно поинтересовалась: какой логикой, с её точки зрения, руководствуется Лукашенко, «одной рукой» поднимая промышленность, сельское хозяйство, спорт, создавая систему льгот и пособий для одиноких матерей, молодых семей и т.д., а «другой рукой» убивая этих самых рабочих, спортсменов, матерей и детей? Если он сделал это для поднятия своей популярности, то почему лично она не прониклась симпатией к Лукашенке после его столь удачной пиар-акции? Ох-ох-ох... Печалька...

Вечером мы отправились на Немигу, посмотреть старый город. Это небольшая территория в самом центре Минска, здесь сохранились православные храмы и католические костёлы. Старые православные храмы в Минске выглядят немного странно: вместо традиционных круглых куполов с золотыми крестами их венчают острые полуготические башенки. В кафедральном Свято-Духовом соборе на вечерне в будний день прихожан много. Не меньше их в древнем (1612 года постройки) соборе Петра и Павла. При этом древний собор имеет те же острые башенки снаружи и практически не отделан внутри. Вспоминается исторический центр Воронежа, если смотреть на него с водохранилища: правый берег сияет на солнце золотыми куполами, можно увидеть стены и башню Акатова монастыря... Может, в Минске мало православных? Нет, не меньше, чем в Воронеже. Во всех магазинах и почти на каждой станции метро висят ящики для сбора добровольных пожертвований на строительство того или иного храма, и эти ящики заполнены деньгами. Ситуацию прояснил священнослужитель (не могу уточнить его чина и должности), стоявший во дворе собора Петра и Павла: муж подошёл к нему пообщаться. Во-первых, до середины 18 века территория Минска была частью Речи Посполитой, и католики оказывали на православных определенное давление, в частности, строить столь заметно отличающиеся храмы не разрешалось. Во-вторых, деятельность Хрущёва. Он планировал сделать Белоруссию первой образцово-показательной атеистической республикой в СССР, и если в других республиках храмы превращались в склады и архивы, то здесь они обычно просто взрывались. Собор Петра и Павла уцелел как памятник старины, правда, и в нем в советское время был архив. Примечательно, что католические костёлы советская власть не тронула из дипломатических соображений.

Сориентировавшись по карте, мы пошли искать костёл. И нашли, св. Симона и св. Елены. Всё, что можно было прочитать на стенах этого костёла, было написано на двух языках: белорусском и польском, в то время как в православных храмах использовались белорусский и русский. Время было богослужебное и мы, любопытства ради, решили тихонько заглянуть. И действительно: прихожане сидели на скамейках, священник читал молитву. По окончании молитвы откуда-то со стороны алтаря раздалось приятное женское пение под гитару, что-то вроде протестантских песенок по типу «спасибо Иисусу, я уверовал». Мы очень удивились! Насколько нам известно, для традиционного католического богослужения не свойственно пение под гитару. Вдруг это скрытые харизматы, вдруг они потом еще начнут голосить и валяться по полу? (Кто в теме, тот поймёт, о чем речь, остальные даже и не пытайтесь). Мы потеряли интерес к странным католикам и вышли на улицу. Меж тем в костёл зашёл настоящий белорусский оппозиционер! На его рюкзаке красовалась красно-белая ленточка, свёрнутая в известного вида петлю. Пока юноша находился в поле нашего зрения, мы успели поспорить: стоит ли просто задать ему несколько вопросов или еще и провести жёсткую разъяснительную беседу в революционном духе? Такое у меня было настроение, каюсь. Но пока мы спорили, борец за права и свободы благополучно скрылся с глаз долой.

В номере мы посмотрели вечерние новости по местному каналу. Лукашенко визитировал Венесуэлу, встречался с Уго Чавесом. Представляю, до каких припадков доводит местную либерасню батькина манера выражаться: «Нет, Уго, это не я его построил! Это ты его построил, а мы так, немного помогли!» - в Венесуэле построен завод, выпускающий МАЗы и тракторы МТЗ.  

На третий день, до 12.00 (нашего выселения из гостиницы) мы поставили себе задачу посетить рынок и пройтись по магазинам: надо было порадовать родных и друзей. О качестве местных продуктов питания мы уже составили представление. В первый день купив огромный, душистый каравай Нарочанского хлеба, мы с огромным удовольствием ели его все три дня и доедали уже в Москве. Местные колбасы тоже замечательны! Нет, в России, конечно, тоже существует хорошая колбаса, но она стоит таких хороших денег, что по будням мы колбасу просто не едим (учтите, мы воронежцы с достатком на границе низкого и среднего: втроём живём на зарплату мужа, которая соответствует средней по городу).  Здесь же отличная колбаса стоит вполне приемлемо. В Белоруссии, оказывается, до сих пор действует система ГОСТов, и это очень хорошо! У нас, например, после отмены ГОСТов все плавленые сырки («Орбита», «Дачный», «Городской»), верные друзья малоимущих, моментально превратились в отвратительные, напоминающие вкусом и консистенцией белый пластилин «сырный продукт плавленый». Белорусский трикотаж, не говоря уже про обувь, повсеместно славится своим качеством и доступной ценой. Но здесь есть одно «но», даже два. Как я уже отметила, страдает сервис. Возможно, у продавцов одежды и обуви нет материальной заинтересованности работать лучше, их доход от продаж не зависит. Второе: взять тот же трикотаж. Вещи очень добросовестно сшиты, материалы натуральные, спору нет. Но кто покупает их в России? Женщины в возрасте за сорок. А почему? Потому, что в этом возрасте для многих удобство выходит на первый план, а мода и стиль - отходят на второй. Белорусским производителям не хватает молодых, талантливых дизайнеров. Нужно создавать бренды, коллекции одежды, запоминающиеся определенной цветовой гаммой или определенным набором характеристик. В сочетании с уже имеющимися материалами и технологиями это был бы прорыв! Мы вот, нагулявшись в ГУМе, придумали сразу два бренда (или один, тут на выбор): это элитная мужская  одежда «Батька» и спортивная и кэжуал одежда «Зубр», с фирменным знаком в виде вышитого силуэта зубра. Дерзко и патриотично. Кстати, в отличие от московского ЦУМа, в минском ГУМе продукция и цены общедоступные, действительно народный магазин, мы этого не ожидали. В маленьких и больших магазинах Минска висят объявления по типу «сделано в Беларуси» или «покупай своё». Будь такое в России... Россия была бы богатейшей страной мира, наверно. Мечты!.. Теперь о центральном рынке. Здесь тоже чисто, просторно, изобильно, и тоже продают и покупают своё. И свои. То есть лица сплошь славянские. Не надо подозревать нас в шовинизме, мы им ни в коей мере не страдаем! Просто я называю один из признаков определенной экономической ситуации. Здоровой ситуации, на мой взгляд. Идешь и читаешь: продукция фермерского хозяйства такого-то, село такое-то, продукция совхоза такого-то, город такой-то. Покупая колбасу и сало, мы поговорили с женщиной-продавцом. Она отзывалась о родной Белоруссии очень положительно, сказала, что местный товар действительно пользуется спросом у приезжих и что сама она нимало не жалуется на жизнь. Мы попросили разрешения и сфотографировали даму на её рабочем месте. Кстати, это далеко не первый человек, высказывавшийся о Белоруссии в позитивном ключе. Из тех, с кем мы пообщались, и патриотично, и оппозиционно настроенных граждан оказалось примерно поровну.

Сдав вещи в камеру хранения, мы снова поехали на Немигу. Час покатались на катамаране. (У минчан есть отличная возможность по выходным за вполне умеренную цену прокачивать ноги, дыша свежим воздухом и подкармливая уточек). Потом мы разделились. Еще одно качество, которое отличает Минск от множества известных нам городов - это высокий уровень безопасности. По сути, незнакомый город, но мы договариваемся встретиться в определенный час в определенном месте и спокойно идём в разные стороны, зная, что всё будет в порядке. Это, конечно, на уровне ощущений, но в моём случае это ощущения человека, изъездившего Россию от Карелии до Омской области. Итак, муж поехал в центральный книжный магазин, а я отправилась на Остров Мужества и Скорби. Это остров-мемориал, посвященный белорусским воинам, погибшим в Афганистане в годы известного советско-афганского конфликта. У камня с бронзовой иконой Божьей Матери лежат живые цветы. На холме - маленькая часовня, её стены - скорбящие матери, очень выразительные изображения, действительно трогающие за живое. Внутри на стенах часовни высечены имена белорусов, погибших на той войне, и около каждого есть маленький подсвечник, или лампадка - при желании в ней можно зажечь огонёк. Неподалёку от часовни плачет бронзовый ангел (правда, выполненный не в православной традиции: это голенький мальчик с крыльями, но он так трогателен, так уместен, так прекрасен, что это уже не имеет значения). Есть еще некая железная платформа, покрашенная в камуфляжные цвета - её символическое значение я так для себя и не уяснила. Вообще остров потрясает! Всё сделано с душой и с умом, здесь, у бронзовой иконы, на которой Матерь Божия забирает павших воинов в небесные обители, приходят мысли о вечном...

Напоследок - о белорусской кухне. Все три дня мы питались в разных кафе (по бюджетному варианту, разумеется), делая упор на местные, традиционные блюда. Я-то думала, что знаю о картошке всё! Оказалось - не всё. Теперь обязательно буду радовать своих мужчин драниками с начинкой из копчёной грудинки и запечённой картошечкой с сырным соусом: сметана, чеснок, укроп, сыр. Лисички, купленные в Минске на базаре, и тушёные в сметане, мы уже съели. Последним, что мы посетили в Минске, было кафе Талака. Это отдельная тема. Мы заказали столик накануне, когда шли мимо и спустились в манящий подвальчик. Все столики были заняты, струнное трио с певицей наяривало «Беловежскую пущу», кушающая и слушающая публика подпевала, стуча стопками, ну и вообще всё было как в настоящем ирландском пабе, только совершенно по-белорусски! На следующий день в «Талаке» музыкантов не было. На двух плазменных экранах шла «песня года» (1977-го). Нельзя сказать, что кафе стилизовано под хату (исключая экраны, конечно): здесь в самых причудливых вариациях сочетаются множество предметов старины и современности, всё сделано со вкусом и фантазией, интерьер можно разглядывать часами, включая стены туалета, оклеенные советскими и даже дореволюционными (!) газетами. Официантки в народных костюмах, меню - исключительно на белорусском, тем же, кто не понимает, помогают фотографии блюд. В своей обычной жизни мы не употребляем спиртное (включая слабоалкогольное). Мы не SxE, просто любим трезвость и ценим здоровье. Но здесь - не удержались и отведали крамбабули! Ибо когда, если не сейчас, и где, если не здесь? Это, скорее, разновидность не глинтвейна (как нам сказали), а грога, и очень, очень вкусно! Местное пиво тоже недурственно, а на выходе нам внезапно преподнесли по стопочке какой-то ярко-красной настойки, она стояла на специальном подносе с закуской. Это было уже слишком! Но отказаться мы не решились.

Мы вышли на улицу и вдохнули тёплый воздух свободы. Нам очень не хотелось уезжать! Хотелось забрать сынишку и остаться здесь. Но возвращаться надо всегда. Надо трудиться и бороться за лучшую жизнь там, где живешь. Бороться - не значит требовать от властей или рваться к власти. Это значит - быть честными до конца, не смотря ни на что. Так что цените то, что имеете, и боритесь за лучшее!

Евгения Иванова (Воронеж)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

43. Ответ на 32., Лукич:

Лие 1. А также 2. 3, 4... Ну, давайте, последнее слово – вам.

Трамвайному хаму мне нечего сказать.
Лия1 / 06.08.2012, 16:56

42. Re: Минск: не хочу уезжать!

КАКОЙ ДОБРЫЙ ЗНАК! ФЛАГ США РУХНУЛ ОТ СОСЕДСТВА РУССКОГО И БЕЛОРУССКОГО ФЛАГОВ. Кто еще не видел, обязательно посмотрите. http://www.youtube.com/watch?v=Ba-lucoW3FE&feature=player_embedded
ерусалимецъ / 05.08.2012, 20:36

41. попробую еще раз коротко

Хочу ,Лукич, иметь в России то, что ты имеешь в Беларуси.
дед пенсионер / 05.08.2012, 16:56

40. Эх,где наша не пропадала.

дед пенсионер / 05.08.2012, 16:54

39. Re: Минск: не хочу уезжать!

Ну, как и предвидел Леонтьев, цветущая сложность христианского средневековья чем дальше, тем быстрее сменяется всеобщим нивелированием и толерантностью, однако есть страны, где этот процесс всё-таки медленнее протекает, в частности, Испания при Франко и Беларусь при Лукашенко. Цыган у нас, кстати, тоже много.

38. Ответ на 36., Наталья Чернавская:

Это не ерунда, а нормальное средневековое мировоззрение.

Фу, успокоили... А то я думал, что у меня шизофрения!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 12:57

37. вдогонку

Только не ХОданович,а Хаданович. Выдбачайте!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 11:07

36. Ерусалимцу

Это не ерунда, а нормальное средневековое мировоззрение. В том смысле, что всяк на своём месте хорош, поэт на своём, а диктатор на своём. Про бацьку ходит анекдот, что Василь Быков, "наше всё", невзлюбил его и в Германию уехал за то, что бацька как-то публично похвалил стихи его - которых он никогда не публиковал, если и писал когда по молодости. Кончилось всё хорошо, примирением у гроба, в смысле, похоронили его на родине и торжественно.

35. Ответ на 33., Наталья Чернавская:

Рад, что Вам понравилось! Да, влияние Бродского - несомненно, но, кажется, это еще и гениальнейший Гарсия Лорка с его гениальнейшим "Романсом об испанской жандармерии" (особенно в стихотворении "Шадры вечар" это чувствуется). Помните - Иосиф и Божья Матерь к цыганам спешат в печали - они свои кастаньеты на полпути потеряли. Мария в бусах миндальных, как дочь алькальда, нарядна; плывет воскресное платье, блестя фольгой шоколадной. Иосиф машет рукою, откинув плащ златотканый, а следом - Педро Домек и три восточных султана... Вот ведь какая ерунда - Лорка мой любимый поэт, и при этом я понимаю расстрелявших его франкистов. Мне нравится поэзия Ходановича - и при этом я двумя руками за Лукашенко!
ерусалимецъ / 04.08.2012, 10:34

34. Ответ на 28., Лия1:

Для меня бОльшая проблема – ополячивание Беларуси, проводимое нынешним министром культуры Беларуси Латушко, который своей деятельностью старается развернуть белорусов от России к Польше, чем играет на руку белорусским националистам и оппозиционерам. Ох, дорогая соотечественница, боюсь не в одном Латушко дело. ТВ я не смотрю, а по радиоканалу "Культура" слушала его выступления - понравилось, но тут я сознаю свою неадекватность, как только слышу родную речь - таю. Меня даже воскресная имша на "Культуре" вместо Литургии не раздражает, кажется более уместной для трансляции в контексте этого белорусскоязычного канала. Стала под влиянием вчрашней статьи Павла Тихомирова Шульгина перечитывать и вот цитата из "Дней" его: "А. М. Драгомиров человек очень добрый. Но у него бывают припадки гнева. Так было и сейчас. — Я об этом не могу спокойно говорить... Я с очень близкими людьми перессорился из-за этого. Я пробовал собрать командиров полков, уговаривал, взывал к их совести. Но я чувствую, что не понимают... А я не могу с этим помириться. Я к этой гражданской войне никак не могу приладиться... — Да, я помню. Вы, может быть, забыли, но я помню... Вы мне говорили больше года тому назад, еще в Екатеринодаре, что вы тяготитесь «гражданской» вашей деятельностью, что вы хотели бы делать свое прямое дело, то есть воевать... но что условия войны таковы... Словом, вы сказали тогда, в октябре 1918 года: «Мне иногда у кажется, что нужно расстрелять половину армии, чтобы спасти остальную»... — Половину не половину... Но я и сейчас так думаю. Но как за это взяться?.. Я отдавал самые строгие приказы... Но ничего не помогает... потому что покрывают друг друга... Какие-нибудь особые суды завести? И это пробовал, по все это не то... — Мое мнение такое. Вслед за войсками должны двигаться отряды, скажем, «особого назначения»... Тысяча человек на уезд отборных людей или, по крайней мере, в «отборных руках». Они должны занимать уезд; начальник отряда становится начальником уезда... При нем военно-полевой суд... Но трагедия в том, откуда набрать этих «отборных».... — В том-то и дело... Нет, я часто думаю, что без какого-то внутреннего большого процесса все равно ничего не будет. Хоть бы орден какой-нибудь народился... Какое-нибудь рыцарское сообщество, которое бы возродило понятие о чести, долге — ну, словом, основные вещи, ну, что хоть грабить — стыдно. Или религиозное это должно быть движение... Словом, это должно быть массовое, большое, психологическое... — И будет... «покаяния отверзи ми двери»... Этим мы отличаемся от Польши... Я убежден, что, если на этой равнине, что называется Восточной Европой, если устояли мы, а не поляки, то только благодаря нашей способности «каяться»... Поляки — нераскаянные... Они не могут каяться... Ведь, в сущности, говоря, у пошляков было больше шансов на гегемонию... Они раньше вышли к культуре, потому что ближе к Западу... но они нераскаянные... Мы говорили «земля наша... но порядка в ней нет, — приходите володеть и княжить нами»... А они говорили: «Polska stoi nierzadem» . .. — Это что значит? — Это старинная польская поговорка, которая употреблялась еще в XVI веке и значит: «Польша стоит беспорядком»... To ecть они не только не хотели каяться во всех своих безобразиях, в вечной своей легкомысленной «мазурке», но, так сказать, «канонизировали» свою анархию... Были отдельные голоса, которые кричали: «Братья! Что вы делаете! Губите себя»... На одно мгновение «карнавал» останавливался... но потом кто-нибудь вспоминал: ведь Polska stoi nierzadem! .. И тра-дара... та... традара... та... tempo di mazurka... И все продолжалось по-старому, пока не «промазурили» свою «королевскую республику»... А мы каялись... Набезобразим во всю «ширину русской натуры» и потом каемся... «Придите володеть и княжить»... и приходят и княжат... И тогда оправляемся, укрепляемся, возвеличиваемся — пока опять не расхулиганимся... Волна... То «сарынь на кичку», то «водим под царя восточного православного»... Так и живем... И будем жить. Принесли бутылку красного вина. И мы, «главноначальствующий областью» — без области и «редактор „Киевлянина» — без Киева, чокнулись... В данную минуту мы равно были «бывшие люди»... И с одинаковым основанием могли пожелать друг другу «нового счастья», ибо «старое» изменило..." Какая замечательная цитата! Всё сказано! И про гражданскую войну, и про поляков. Вопрос Вы поставили действительно, ключевой, так ведь он и в России так же стоит: удастся ли сменить народный менталитет на другой, "европейский, цивилизованный, общечеловеческих ценностей". У нас этот же процесс нагляднее протекает. Я не специалист, полагаюсь на интуицию, но уверена, что мы устоим, национальный архетип - глубинный, и то, что на поверхности происходит - его не меняет, просто делает невротиками тех, кто пытается "перестроиться" по моде, что блестяще показывают в своих книгах на примерах детей Т. Шишова и И. Медведева. Агентами этого процесса выступает не только Латушко, но и все мы. Учить родной язык, любить свою землю и её историю, своих предков, возрождать национальный быт, вплоть до костюмов - вот простой рецепт спасения. Сама я, к сожалению, плохо им пользуюсь в последней части, отец у меня, черниговский родом, на русском севере пел в белорусском хоре и мужчинам из него бацька лично прекрасные костюмы подарил, а я так и не "построила" себе, как выражаются печорские староверы, национальный костюм, хотя белорусские льняные современного производства и покроя с удовольствием ношу.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я первый генерал, перед которым Бонапарте так бежит»
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:40
Почему суд над Юшковым, а не над «судьями»?
Новый комментарий от Человек
17.09.2025 18:33
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:18
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Советский недобиток
17.09.2025 18:05
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 18:00
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Русский Иван
17.09.2025 17:44
Россия на распутье
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.09.2025 17:01