itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пресвятой Дух Параклит как «огненосный заступник» и утешитель ромеев

Византийская традиция в духовном творчестве Максима Грека

0
1030
Время на чтение 8 минут

ТроицаЛюбят времена опасные,

осторожные весьма,

буквы титульные, красные,

византийского письма.

Чтоб двуногий чуял шерстию,

всем покровом роговым,

близость Третьего Пришествия,

разминувшись со Вторым.

Юрий Рудис, Владивосток

«Поэт издалека заводит речь. Поэта далеко заводит речь» (М. Цветаева). По-своему замечательна не вполне утопичная мысль Сен-Симона о глубочайшем нравственно-этическом содержании религии, проводниками которого в обществе должны стать поэты и священники, причем «будущее сольёт эти две функции в одну, ибо самая высокая поэзия будет в то же время самой могучей проповедью» [4. 34].

Поэзия - блудная дочь молитвы. И, сколько бы она ни блудила, самые глубокие, самые мелодичные её отголоски - религиозные. Ибо «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк., 15. 7).

Одна из вершин русской духовной поэзии, почти впрямую подтверждающая «утопичный» посыл Сен-Симона, - «Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту, творение инока Максима (Грека) Святогорца», в котором Максим почти «по-пушкински» «горько жалуется и горько слёзы льёт»:

...Юности гнусными стрекании

на мя вооружився скверный

всяким образом,

теми душу мою и живот весь

осквернил есть;

но, Параклите преблагий,

плодами покаяния исцели мя!

В напасти лютыя по уму падох,

и недоумением содержим есмь всюду,

и в беды различныя впадаю,

и якоже ладия в морском волнении

обуреваем есмь;

но преблагий Утешителю,

лютого сего обуревания,

молю тя,

скоро исхити мя. [8. 198]

И поныне, дабы одухотворить «текст дня грядущего», православные христиане начинают молитвенное правило с обращения к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Христос говорит ученикам Своим: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек; Духа истины, которого мир не мо­жет принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин., 14. 16-17).

Несмотря на то, что Михаил Триволис (то бишь Максим Грек) родился семнадцатью годами позже крушения Великой Византии, его отношение к третьей ипостаси Св. Троицы определялось почти «генетически». По мысли В. Былинина [2. 75], в ХV веке угроза и реальность падения Второго Рима под турецким мечом обратили духовные очи ромеев не к «мужественному три­единому Началу Ценности», а к последнему «огненосному заступнику» - Святому Духу, Божественному Параклиту. Культ исполнения Святым Ду­хом и «грозного духоблистания» с наглядностью проявился уже в твор­честве соотечественника Максима - Феофана Грека, вместе с которым через четверть столетия после Куликовской битвы Андрей Рублёв распи­сывал Благовещенский собор Московского Кремля и многое почерпнул для себя в «огненной живописи» Феофана.

Хотя, к слову сказать, «сравни­тельно с искусством Феофана Грека живопись Андрея Рублёва отличает большее спокойствие, движения сдержаннее, краски ярче; в тематике Рублёва усилены мотивы прощения, заступничества за грешников; его творчество лиричнее, мягче, душевнее феофановского», - считает Д. С. Лихачёв [6. 46]. Яростные же фрески Феофана (например, в церкви Спаса Преоб­ражения в Новгороде с изображёнными на них старцами-столпниками и ангелами, фигуры которых озаряемы изнутри ослепительно ярким светом), представляли подлинный гимн Святому Духу - надежде и утешению ромеев.

Мирской же вектор их упования - Флорентийская уния, навязанная Римом Константинополю, слабеющему под ударами турок и самоей Западной империи, - просуществовал всего четырнадцать лет и был скорее шагом политическим, нежели религиозным; потому-то правоверные визан­тийцы «активно не сочувствовали» сей соглашательской унии и предпочи­тали «лучше видеть в Константинополе турецкую чалму, нежели папскую тиару» [10. 498].

Ещё свежи были в памяти разор и унижение Константинополя крестоносцами в самом начале ХIII-го столетия. Никита Хонаит пишет в своей «Ис­тории» о том, как латиняне «бесстыдно бросились грабить не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу... Ещё не погасло пламя пожаров, как сбор и переплавка церковных сокровищ возобновилась с ещё большим, чем прежде, размахом. Войско латинян использовало поступав­шие к нему таким образом золото и серебро, словно простой металл, на свои плотские потребности и беззаботно расточало его на рынках. И хотя они хорошо знали, откуда поступают выделенные им деньги, они уверяли себя в полнейшей своей непогрешимости... Когда же делили добычу, то не было для них разницы между мирской утварью и священными сосудам и - равным образом всё использовали они для своих плотских нужд, не забо­тясь ни о Боге, ни о правосудии. Даже из Божественных изображений Христа и святых они делали сиденья и скамейки для ног. Тому же, что нечестиво творили они в Великой Церкви (т. е. в Храме Св. Софии - Ю. К.) - трудно поверить...» [7. 244-245, 268].

На более глубоком, «метафизическом» уровне мысленное предпочтение «турецкой чалмы папской тиаре» имело место - в данном случае - ещё хотя бы и потому, что изначальные духовные ритмы мирочувствования православных ромеев (я не говорю здесь о - собственно - вероучениях, всегда склонных потакать лукавому рассудку) много ближе к Востоку как таковому с его поэтически-ассоциативным мышлением, нежели к «непрепревзойдённой логике» рационализма, которым, несмотря на всевозможные «экзистенции», и поныне, как молоком легендарной волчицы, питает себя Запад, «одним лишь разумом доверившись Христу».

Но, оголивший миру дремлющие корни,

сей разум не осилит Славы горней -

ни в келье затворившись, ни в скиту,

пока душа, как охмелённый ловчий,

по дебрям рыскает, ощерившись по-волчьи,

и, как неясыть, слепнет на свету... [5. 152]

По крайней мере, православное миропонимание не тщится объяснить на пальцах, почему, например, даосский «великий квадрат не имеет углов», или - каким образом не успела вытечь вода из опрокинутого кувшина, задетого копытом огненной кобылицы Пророка, покуда он на небесах бе­седовал с патриархами и ангелами.

...и византийский пафос парашютом спускается по тонкой паутинке в то место, где скончался Лао-цзы [3. 18].

Максим Грек едва ли не первым из мыслителей, «пишущих по-русски», глубоко осознал до поры до времени потаённую пагубу результатов сугубо рационалистичного миропонимания, как бы предвидя и «философский механицизм» Декарта, и «христианство без Христа» Огюста Конта, и всевозможные «игры в бисер» изощрённых интеллектуалов, камнем преткно­вения для которых всегда была и остаётся «Троица единосущная и не­раздельная, единица триипостасная и соприсносущная», о которой о. Па­вел Флоренский сказал, что это - единственная «схема» (символ), обе­щающая разрешить некое Spoch - «интеллектуальное остолбенение», духовную эн­тропию. «Если только вообще можно удовлетворить вопросу скепсиса», - «скептически» добавляет он [9. 51].

Невольный последователь въедливого Секста Эмпирика и добродушно-ироничного Монтеня, блестящий интеллектуал и умница аргентинец Хорхе Луис Борхес, воспитанный одинаково строго и в католической вере (матерью) и в ядовито-саркастическом атеизме (отцом), настойчиво вы­страивает бесконечные лабиринты иронической гордыни, зиждущейся, как сказал бы философ, на «непонимании закованности своего сознания в зле, трагизме и бренности существования».

Так, рассуждая о феномене Святой Троицы, Борхес пишет: «Внезапную идею объединить в одно целое Отца, Сына и призрак можно счесть интеллектуальным извращением, она как чу­дище из ночного кошмара: сплетение трёх фигур - это какой-то интеллектуальный ужас, некая заарканенная вечность, уловленная при помощи двух повешенных друг против друга зеркал». И далее (что весьма важно в нашем рассуждении): «Идея соединения трёх лиц в одном, взятая сама по себе, отдельно от концепции искупления (здесь и далее выделено и подчёркнуто мною - Ю. К.), должна показаться странной (а что заставляет брать «идею» отдельно от «концепции»? - спросим мы - Ю.К.). Нетрудно понять, - вполне резонно замечает Борхес, - что отказ от Троичности превращает Иисуса из вечного мерила нашей веры в какого-то случайного посланца Господа, некий исторический факт, которого могло и не быть» [1. 84].

То есть - по апостолу Павлу - «если Христос не воскрес, то и пропо­ведь наша тщетна, тщетна и вера наша. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Кор., 15. 14, 19).

Максим Грек уже тогда провидя подобное «рассеяние и расточение» в умах и душах, искушаемых рациональной пытливостью, весьма «неразумно» обмолвился в уже упоминаемом нами «Каноне Божественному и покланяемому Пре­святому Духу Параклиту», утверждая и воспевая Святую Троицу: «Великаго воистину молчания достойна суть вся твоя таинства: трилицствуеши бо в едином существе и, соединяема, пребываеши несмесна... Весь цел Сын, веруем, есть во Отце существенне и Дух; от него бо аки от единаго начала соприсносущне оба сияют, и пребывают о себе в живоначальных ипостасях своих» [8. 198].

***

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

«...скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» От Матфея, 4.3

Камень лежит при дороге.

Господу слава!

Небо его опаляет.

Славен Зиждитель!

Время грохочет в ущельях,

Слава вовеки!

Каменный тлен размывая.

Ныне и присно.

Славен Господь Вседержитель!

Рожь колосится.

Птицы не жнут и не сеют.

Небу осанна!

Ниву Господь попаляет.

Сыплется колос.

Стадо очами взирает.

Хлеб наш насущный!

Воля Твоя да пребудет!

Глады и моры.

Щедрую длань отверзаешь.

Крест над толпою.

Глину в печи обжигаешь.

Денно и нощно.

Слава Тебе, Параклите!

Се - человецы... [5. 249]

Споспешествующая литература

1. Борхес Х. Л. История вечности. // Коллекция. - С-Пб. : Северо-Запад, 1992.

2. Былинин В. Древнерусская духовная лирика. // Альм. «Прометей». - М. : Молодая гвардия, 1990.

3. Зима Татьяна. Скобы. - Владивосток: Рубеж, 2004.

4. Цит.: Ильичев А. Веленью Божию, о Муза, будь послушна. - Владивосток : ДВГУ, 1996.

5. Кабанков Юрий. Камни преткновенные. - Владивосток : Уссури - Лавка языков, 1999.

6. Лихачев Д. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. - М.-Л., 1962.

7. Никита Хонаит. История. / Цит.: Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. - М. : Высшая школа, 1977.

8. Максим Грек. Творения. Часть 3. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1996.

9. Флоренский П. Столп и Утверждение Истины, т. 1. - М. : Правда, 1990.

10. Полный православный богословский энциклопедический словарь, т. 1. - Изд. Сойкина, СПб. Репринт. - М. : Возрождение, 1992.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кабанков
О ропщущем тростнике и скудельном сосуде
Культура и религия: что "первее", где причина , а где следствие?  
01.01.1999
Все статьи Юрий Кабанков
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59