Недавно мы получили письмо от постоянной читательницы РНЛ: «...Мой отец, Цешковский И.С. - военный врач, закончивший суворовское училище в 1950 году (учился там с 1943 года). Недавно была встреча суворовцев, и друг отца - Богомолов А.П., его однокашник по суворовскому училищу, дал почитать нам свои воспоминания о времени, проведенном в СУ.
Полагаю, что данный материал, по духу - военно-патриотический, может быть интересным для размещения на вашем ресурсе, поэтому решила выслать его в вашу редакцию. К сожалению, не могу приложить фотографии, на которые в тексте есть ссылки, так как их у меня нет».
Предлагаем вниманию читателей присланный материал.
1. МАЛЬЧИШКИ: «СЛУШАЙТЕ ВСЕ!»
Этот сигнал горниста прозвучал над просторами Родины в дни тяжких испытаний всего народа голосом надежды для многих обездоленных, измученных войной мальчишек. Их отцы отдавали на фронтах жизнь за счастье этих мальчишек, а сами они горели желанием поскорее стать с оружием в руках рядом с отцами на защиту матерей, сестер и младших братьев. Мы не были жертвами войны - скорее пасынками этой страшной непрошенной мачехи.
Страна спасала нашу юность в сорок третьем.
Из края в край безжалостный пылал
Огонь войны. Но сколько отдавалось детям,
Когда народ безмерно голодал!
Легли на плечи васильковые погоны.
Под Красным Знаменем равняя строй,
Мечтали влиться мы в лихие эскадроны
И ринуться с врагами в смертный бой.
Но мудр непобедимый предок наш СУВОРОВ,
Придумавший «Науку побеждать»!
И нас отправили (без всяких разговоров!)
Учиться, крепнуть, развиваться,... Ждать (см. далее).
Это было чудо только для отдельного пацана: Родина, сохранив интерес ко мне и таким же мальчишкам, как я, считала необходимым готовить себе защитников с детства и вручила нас в руки, способные это сделать. Тогда был один ответственный - СТАЛИН. Если он только подумал: «Кадры решают все!», то уже заслужил поклон сотни тысяч выпускников Суворовских и Нахимовских училищ за Постановление о создании этих училищ.
А мы попали в руки полковника (с 1944г. - генерал-майора) Сергея Степановича Гурьева, участника Первой мировой войны, поручика - кавалера ордена Станислава Ш ст. Позже С.С. Гурьев воевал в рядах Красной Армии, заслужил орден Красного Знамени. Сергей Степанович вел огромную воспитательную работу в войсках и органах госбезопасности, имел восемь орденов, почетное оружие, другие награды. С 1943г. - начальник Кутаисского (КСВУ), с 1946г. - Ленинградского Суворовского военного училища (ЛСВУ) войск НКВД (КГБ) СССР.
Как НАС воспитывал С.С. ГУРЬЕВ? В 1944 году «за пререкания со старшим по званию» снял с меня на неделю погоны... В 1950 году назвал нашу роту - ПЕРВЫЙ ПОЛНЫЙ (семилетний!) выпуск СУ: «СТАРАЯ (мы были в составе первого, 1943г. набора воспитанников) МОЛОДАЯ (из этого набора были младшими) ГВАРДИЯ».
Сочетание строгости, требовательности и уважения, внимания - таков диапазон отношений руководства, офицеров-воспитателей к нам, воспитанникам (таким разным!). И добавим к этому высококлассных преподавателей, заботливый хозяйственный персонал... Теперь-то, спустя много лет, понимаешь: НАС ПРАВИЛЬНО УЧИЛИ! И нет границ нашей благодарности к тем, кто выводил нас в ЛЮДИ! Молодым полезно знать, КАК нас учили: «Можешь сделать - должен сделать. Не можешь сделать - должен попробовать».
Уже в названии СВУ и НВМУ отражена преемственность заветов русских полководцев СУВОРОВА и НАХИМОВА и системы патриотического воспитания будущих защитников Страны, подчеркнута приверженность училищ традициям русской гражданственности и служения Родине: «по типу старых кадетских корпусов».
С помощью своих наставников мы впитали то, что каждый из них отдавал нам. И оценивая пройденное, мы ощутили себя способными с гордостью сказать - все вместе и каждый в отдельности: «Мы - суворовцы!», «Я - суворовец!» Эта законная гордость требует обоснования и осмысления опыта прошедших лет, оценки и передачи сложившихся за почти семьдесят лет традиций суворовского движения будущим хранителям Отечества, тем, кто придет за нами. Ведь люди надеются, что потомки будут умнее, лучше, сильнее, сделают больше своих предшественников для счастья Родины. Вспомним: «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер...!» И прекрасные слова «...чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов!»
Нередко задают вопрос: «Что тебе дали Суворовское училище, Армия?» И я себя спрашиваю: «А что было бы со мной, не попади я в СУ?» Отец защищает Родину. Мать ему помогает в тылу, хлопочет по дому. А у многих ребят положение намного хуже.
И странно звучит: в суровом закрытом заведении я осознал СВОБОДУ - от внешнего насилия, от голода и невзгод. Меня научили подчинять СВОИ желания (и прихоти) вполне определенному ОБЩЕМУ делу. Как у А.В.СУВОРОВА: «Научись повиноваться, прежде чем повелевать!» Какие современные слова! Есть сомнения? (Лично меня, например, к порядку приучили: вещь всегда должна быть под рукой, но никогда не должна валяться под ногами... Очень помогает в жизни «вставленная» в СУ привычка тщательной отработки, формулирования понятий... Полезно походное - лучше прибыть на пять минут раньше, чем на пять секунд позже: красные фонари на хвосте ушедшей электрички - критерий верности суждения... Думаю - всегда справедливое: не страшно - УПАСТЬ. Страшно - НЕ ПОДНЯТЬСЯ; не падай ДУХОМ, а падай брюхом... Очень тонко нам прививали уважение к авторитетам: да, их надо уважать! Но СВОЮ голову, и как следствие - мнение, имей! И это мне здорово помогло в науке. Значительно позже осознано: не будешь бегать -перестанешь ходить...).
С недоверчивыми готов проблему обсуждать: лучше дисциплина или распущенность? Я выбрал дисциплину добровольно и сознательно (насколько сознательно можно выбирать в двенадцать лет). И не жалею! Подтверждение - вся моя жизнь, считаю - счастливая: с друзьями, с женой, с детьми и внуками, с достижениями, наукой, изобретениями, спортом. Многое, даже почти все постигнутое мной в жизни - результат пребывания в стенах СУ под строгим, созидательным контролем, взыскательным спросом офицеров-воспитателей, их помощников во главе с ГУРЬЕВЫМ С.С. Характерная особенность - нас воспитывали военнослужащие, ОТОЗВАННЫЕ из Армии, уже к 1943 году получившие БОЕВЫЕ награды (а в то время это было непросто)! Они задавали вопрос: почему меня отзывают? Ведь я ДОЛЖЕН с оружием в руках защищать Родину! Ответ: вы должны готовить себе СМЕНУ, Отечеству - ЗАЩИТУ.
Жаль, ограничения не позволяют назвать имена всех, кто вложил свой труд в святое дело нашего воспитания - ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
2. НАЧАЛО (КУТАИСИ, ГРУЗИНСКАЯ ССР)
В ноябре 1943г. мы стали воспитанниками КСВУ. Нас помыли, накормили, разместили, остригли. Затем одели: черные брюки и гимнастерки ... - все это отлично описал мой друг МАЛЫШКО Ким в материале «ВАСИЛЬКОВЫЕ ПОГОНЫ» (газета «Сыны Отечества», июнь 2001г.).
До получения формы, как в любом мальчишечьем обществе, выясняли отношения в честных поединках: третий не вмешивается, лежачего не бить, драка до первой крови, при свидетелях. Мы были детьми военной поры, но дрались без жестокости: пуговицы на рубашках расстегивали, ремни с пряжками снимали, чтобы соперник НЕ ПОРАНИЛ РУКИ! Чем не благородная дуэль невоспитанных сорванцов! (Подобное ныне смехотворно).
Во время получения формы драки прекратились. Надо бы видеть притихших подростков в подогнанной форме с белым кантом собственноручно подшитого подворотничка, с сияющими латунными пуговицами и пряжками! Группы разодетых юнцов чинно прогуливались по коридорам, вертелись у огромных зеркал, принимая горделивые позы, без устали отдавая честь в зеркале даже себе, красавцу еще не принявшей уставную форму ладошкой, которая тянулась к блестящему лаком козырьку фуражки!
Но вскоре чинность отшагала свое, появились нарушители формы одежды: руки в карманах, расстегнутый воротничок, приспущенная пряжка... Это кандидаты на получение наряда вне очереди (натирать паркет, мыть туалет и лестницы, убирать двор). ТАК нас приучали к порядку. На пряжках вихрем слетали по перилам лестниц. Но всякое действие вызывает ответ (тоже УРОК для нас): на перилах установили колодки, которыми хозяйственники лишили нас удовольствия. И ЭТО нам на будущее привили: не сработал запрет словесный - переходят к действию (есть два метода воспитания - убеждения и принуждения. И вредны перекосы в любую сторону!).
Черная форма пачкалась, и юные рационализаторы отыскали бочку с бензином, в котором стирали измазанное. Невысохшие гимнастерки надевали на себя. Результат - на теле красные пятна, задавшие медикам загадку. Честно: до сих пор эти изыски дрожь вызывают! Хорошо, что тогда среди нас не было курящих!
Но однажды черная форма помогла избежать трагедии. Вздувшаяся от весеннего половодья река Риони, на берегу которой стояло здание СУ, завертела у берега бурный водоворот. В него угодил Витя ЕСАУЛЕНКО из нашей, младшей роты. Лишь на серой от грязи поверхности воды мелькнули черный рукав гимнастерки, васильковый погон и почти такого же цвета лицо парнишки. Наши крики услышал Володя АЧАСОВ из старшей роты, "свалился" с третьего этажа здания и полуголый бросился в пучину... А Витя отделался испугом.
19 декабря 1943 г. наше КСВУ стало частью Вооруженных Сил Страны: нам было вручено Боевое Красное Знамя. Каждый из нас торжественно прочитал Присягу. Нет, мы, не достигшие призывного возраста воспитанники СУ, не имели права ставить подпись под текстом Присяги. Но приобщение к традициям защитников Отечества накладывало отпечаток на наши юные души. А в душе-то мы считали СУ сборным пунктом перед отправкой на фронт!
3. ПЕСНЯ
При низкой воде струйки Риони тихо журчали среди голышей, и мы, усевшись на большой валун, вечером под это журчание пели наши советские, русские песни. Конечно, мы тосковали по своим родным, не получая вестей из ревущей дали, вспоминали дорогие сердцу места - чьи-то уже освобожденные. Такие посиделки у Риони с пением позволили нам в составе училищного хора завоевать первый приз - портрет Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина в конкурсе на лучшее исполнение нового Гимна Советского Союза - в республике со славными песенными традициями!
А как лихо мы исполняли строевые песни, когда взводные колонны проходили по улицам Кутаиси! Шаг становился тверже, грудь колесилась, руки взлетали гораздо выше пряжек под удивленно-восторженными взглядами горянок.
Хорошие слова напомнил ведущий Виктор КУЗНЕЦОВ в первой части фильма «Виват, кадеты!» о роли песни в процессе воспитания русского офицера: «Каждый офицер обязан через песню познавать душу русского солдата, которым придется командовать». И еще: «Когда поют солдаты - спокойно дети спят». Доказано жизнью!
4. СТРОЙ
Форма и песня в Армии неразлучны со СТРОЕМ, с которого начинают копить СОДЕРЖАНИЕ воинской формы. Презрительно скривившим губы: узнать о содержании суворовской формы можно из книг суворовцев. На фоне разгула «свободы и демократии» СТРОЙ воспринимают как инородное. Но если Россия намерена двигаться вперед, то надо определить вектор движения и найти руки, способные этот вектор нести. А разношерстная толпа способна завести в болото.
Необходимость строя - в интересах достижения поставленной цели. Об этом знали и древние: железная поступь римских легионов позволяла побеждать превосходящие по численности, но неорганизованные орды коллективностью, слаженностью действий, а не только по причине наличия кольчуг и мечей. Ныне в ходу: я - индивидуум, личность, сам за себя и сам по себе. А ведь человеческое общество - коллектив, не совокупность индивидуумов: каждый имеет ценность только как часть этого коллектива, способная приносить ему пользу. Да и саму-то личность оценивает ОБЩЕСТВО, а она может о себе мнить что и сколько угодно. И если она никого не греет, то на сколько эта личность больше нуля?
В строю ощущаешь себя его частью. Рядом могут быть лишь те, кому ты доверяешь, кому способен помочь. И в строю тебе доверяют и помогут. Если наступаешь на пятки идущему впереди, ставишь подножку идущему следом, толкаешь локтями соседей - тебя из строя вытеснят. Нельзя уважать себя, не уважая другого, не ищи добро там, где ты его НЕ СЕЯЛ.
Строй - это сгусток энергии. Воинской колонне на мосту подают команду «вольно»: ритмичный шаг строя способен вызвать резонансные колебания конструкции с разрушением сооружения. Это физическая концентрация энергии.
Созданию строя предшествует команда «Становись!» Услышав ее, внутренне подтягиваешься в ожидании изменений своего состояния, как спортсмен перед стартом (кто на старте спокоен?) Возникает в стоящих рядом ощущение новизны, и всплеск энергии в каждом зашкалит, если последующие действия неясны. Помножьте на число стоящих в такой ауре! Мы стояли часовыми под Знаменем училища: смена - через час. НАДО выстоять. И ведь НИКТО НЕ СМОТРИТ, ты САМ отвечаешь за порученный пост. ТАК нас учили!
Молодые ребята в обезьяньей позе (пока без хвоста) в ожидании транспорта или сидящие в метро при стоящей женщине - ТАК нас НЕ учили... Нет, в мыслях не держу - занять и девчат строевой подготовкой! Но будущая мать должна иметь гордую осанку - носили же горянки на голове кувшины с водой!
Да, строй - это рамки. Но общество без рамок - абсурд из песен «свободолюбцев». Во имя чего станешь в строй, с кем, какую цель ставишь перед собой? У нас, суворовцев и нахимовцев цель была одна: служить Отечеству в офицерском корпусе. Без ожидания привилегий, кроме одной: стоять в ПЕРВОЙ шеренге защитников Родины, в числе сдержавших агрессора и отстоявших мир. Нас ПРАВИЛЬНО готовили к войне. Эта наша готовность охладила не одну горячую голову:
И ждали мы, как часовой сигнал тревоги,
Храня Отчизну и покой Земли.
Пусть дух СУВОРОВСКИЙ наш неприятен многим:
Мы мир народам сохранить смогли.
Потомки! Дедовскую славу сохраните!
И множьте силу стороны родной!
Да, очень сложно постоянно быть в зените,
Но неприемлем нам исход иной!
НАДЕЖДЫ на сохранение мира на Земле были подкреплены ГАРАНТИЯМИ военной мощи Отечества - Советского Союза. И мы с честью выполняли свой долг перед Страной!
Много сейчас в тиши и благодати толкуют о ГРАЖДАНСКОМ обществе. Только КТО способен эти БЛАГА ДАТЬ? Ныне больше желающих ОТОБРАТЬ - в том числе и ЖИЗНЬ. Но для защиты благ и ЖИЗНИ без ГосСТРОЯ (или МосСТРОЯ) бастион НЕ поСТРОИшь! Лишь потом плавно перейдем от ВОЕННОГО к ГРАЖДАНСКОМУ.
5. СПОРТ. ШАХМАТЫ
Учеба, песня, строй... Без спорта - какой воин! В ограниченном дворе училища в Кутаиси не разбежишься. Но были возможность играть в футбол на нормальных полях... и повальное увлечение шахматами. Утверждаю: игра отлично способствуют воздержанию от эйфории при победах и от истерики при поражениях. Перерыв между партиями - минутный, затраты минимальны (доска, фигурки, время), партнер всегда - глаза в глаза. Записав партию, можешь ее позже спокойно проанализировать.
Основную же спортивную закалку мы получили в Махинджаури (Аджарская АССР), куда первые две роты в 1944г. перевели из Кутаиси: море, горы, Солнце.
Через всю нашу жизнь проходит мелодия спорта и, как песня, держит нас в форме: в строю стоят два сорванца. Один отжался десять раз, другой... Правильно - разобьется в лепешку... Силу соревновательного духа в нас воспитывали ежечасно: всюду шло незримое соревнование ВСЕХ СО ВСЕМИ (см. газету «Сыны Отечества», № 9 /84/, сентябрь 2004г.).
Психологическая устойчивость, привитая нам в СУ, дополнялась воспитанием воли к победе, к преодолению самого себя в нужный момент. Наши тренеры АЛЕКСЕЕВ, ИВАНОВ, РАДЮК, СТЕПАНОВ на брусьях, на ковре, на лыжах внедряли в нас понимание: терпенье и труд - все перетрут.
Когда наши отцы и матери надевали боевые и трудовые награды (в ТО время заслуженные люди были в почете), мы - пацаны, подстать старшим тоже могли показать свои заслуги - разрядные спортивные значки. Нас не укоряли: мол, чего нацепил железку, недоросль? Понимали - каждый на своем месте имеет право на признание. И у нас было принято (не указание!): у каждого - три разряда. Бег, стрельба - обязательно, третий - по выбору. В нашем взводе на 22 суворовца было 69 разрядов, ГТО-2 - у каждого. (Ныне ищут способы оздоровления детей, развития их физических и умственных способностей, мечтают отвлечь юных строителей России от праздности... Открыли бы мудрецы недревний Комплекс ГТО да протёрли бы глаза...). Наши маяки - олимпийский чемпион В.ПОПЕНЧЕНКО, призер олимпиады В.ПОРТНОЙ.
Рассказ о спортивной жизни в СУ - не сумма фактов. Важнее влияние спорта на нашу жизнь с оценкой эффективности примененной к нам методики физической подготовки. Осмелюсь утверждать, и с признанием философии самого спорта: причинно-следственную связь «преступление-наказание» иллюстрируют штрафным; переход количества в качество - «желтая + желтая = красная карточка», т.е. удалением с поля... Такие примеры - не только в футболе... А разве не эффективен принцип тренировки: «В гору - бегом! И с песней!»
Великолепный тренер, громкоголосый выдумщик майор РАДЮК, с превосходно развитой мускулатурой привил нам вкус к легкой атлетике и борьбе, капитан ТАЛАХАДЗЕ, прекрасный пловец передал навыки общения с водой. Они не ограничивались словесами, демонстрировали свое умение - ТАК нас учили!
Спортивный праздник на стадионе «Динамо» Ленинграда начался при лучах Солнца с построения спортивных колонн. Во главе нашей колонны выделялась фигура А.Ф.РАДЮКА с бритой головой. Покапал дождик... И вдруг обрушившийся на стадион град безжалостно смел с футбольного поля промокшие колонны. Лишь посреди кипящих от градин луж величаво возвышался наш могучий Тренер, а за ним - монолитом стояла колонна стриженых мальчишек: ни один не дрогнул под градом. Вот пример стойкости ВОСПИТАТЕЛЯ, голова которого на глазах распухала при попадании снаряда!... Увидит ли еще стадион «Динамо» такой торжественный марш («Равнение направо!») под невиданные здесь аплодисменты!
Спортивная закалка позволяла нам в жизни многое выдержать.
Доходило и до курьезов: группа воспитанников решила «отдохнуть» в санчасти. После бани они стали на лыжи, в одних гимнастерках ушли в парк. Там напились ледяной воды. Пришли в казарму - ждут... Час прошел - температура нормальная, второй прошел - нормальная...Утром рукой махнули: захворать не удалось. Не судьба!
Как держать эмоции в кулаке... Последние минуты игры Вали БУРДИНА с Фелей КОСТЮКОВСКИМ спокойными не были (тогда мы еще не играли с шахматными часами - время не пришло). А обсевшие стол с доской болельщики ждали развязки. На доске было мало фигур, и только хитрые маневры могли принести успех одному из соперников. Вдруг болельщики онемели: Феля объявил шах НЕЗАЩИЩЕННЫМ ферзем, поставив его рядом с чужим королем! Ошибка? Результат напряженной концовки? Валя спокойно обдумывал позицию и отступил королем. Через несколько мгновений последовало соглашение на ничью! Вот теперь болельщики взорвались: «Фелька, ты заснул, что ли - ферзя под бой поставил!» «Я поставил?» «Ты, кто же еще! А Бурда не взял - тоже лопух!» «Валька, ты не понял промашку?» «Не понял!» Так и не осознав просмотров, соперники разошлись. А запись партий мы тогда не вели. Зато теперь я знаю: выдержка - не лишнее качество, привитое в СУ. Случись подобное ныне - взрыв эмоций смел бы не только ошибочно поставленную фигуру.
6. ТРУДОВЫЕ БУДНИ
Да, основная наша задача в Грузии, позже в Петродворце была единственной: учиться, учиться и учиться. (Для нынешних условий я переставил бы знаки препинания: учиться, учиться - и учиться. И нас в СУ научили УЧИТЬСЯ, а мы теперь ВСЮ ЖИЗНЬ продолжаем учиться). Остальное подчинялось этой задаче, ей способствовало. Но жили мы в воюющей стране, хоть и далеко от линии фронта. Поэтому дела и заботы местного населения не миновали нас. Мы были крепкими ребятами, и руководство училища не считало помехой учебе участие суворовцев, например, в очистке побережья моря от плавника, следов нефти, которые танкеры оставляли на поверхности воды, а волны выплескивали на берег. В Кутаиси мы ликвидировали последствия паводка, сброса воды из водохранилища Рионской ГЭС (нередки были разрушения, наносы, сели). Мы собирали чай на плантациях района (его отвозили на чаеразвесочную фабрику, где нас с интересом и шутками рассматривали работницы: пацаны? военные?), убирали тунгу (ядовитые плоды, из которых делали лаки, краски). Но самое приятное - сбор мандаринов... После выполнения задания - «час расплаты»: нам разрешали лакомиться уже созревшими плодами... В Петродворце необходимость выполнения восстановительных работ делала нас участниками движения за возрождения родной земли. Мы разбирали завалы, вскрывали траншеи под ремонт теплотрасс, водопровода, канализации. Дело особой гордости - участие в восстановлении знаменитых Петергофских фонтанов, объектов Нижнего парка. На первом после войны открытии Главного Каскада нас поставили в оцепление места торжества, наши карабины, установленные в кОзлы, обеспечивали залпы салюта. Мы участвовали и в строительстве Кировского стадиона в Ленинграде. Это не только делало наши руки мозолистыми, но и рождало чувство причастности к общенародному делу. А для 14...17-тилетних ребят не так уж мало - почувствовать себя Гражданином своей Страны! Наши юношеские трудовые усилия оценены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941...1945г.г.».
7. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Находясь три года на Кавказе, мы естественным образом общались с местным населением: абхазцами, аджарцами, мингрелами, сванами... В общем - с грузинами. И в нашем коллективе - русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, евреи, армяне, грузины (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Но пусть от злости лопнут нынешние ненавистники политики дружбы народов: мы НИКОГДА не выявляли национальность хотя бы по фамилии, у нас не было НИ ОДНОГО конфликта «по национальному поводу». Фрагмент из кинофильма «Цирк» - это про нас: советские люди, держащие на руках улыбающегося негритенка... Многие ли знают, что этот мальчуган Дж. ПАТЕРСОН позже окончил Нахимовское училище, служил в советском ВМФ, имел звание капитан-лейтенанта, был членом Московского Суворовско-Нахимовского клуба, писал стихи?...
Моя первая учительница ЛЕРНЕР Рахиль Борисовна жаловалась родителям, что я из-под парты читаю «Чука и Гека».
Мой офицер-воспитатель ПОБИВАЙЛО Тимофей Федорович не мог на меня жаловаться - некогда, шла война.
Мой начальник курса МУРАТОВ Рашид Шокирович сказал: «На парад не пойдешь - занимайся спортом».
Мой научный руководитель СЕЛЕЗНЕВ Василий Петрович подтвердил суворовское: «Дерзай!».
Откуда взяться национальным конфликтам у людей, занятых ДЕЛОМ?! Офицер-воспитатель «на всю оставшуюся» заметил: «Мы все - СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ и занимаемся воспитанием будущих офицеров. Национальность здесь не имеет значения». И мы сохраняем благодарность ко ВСЕМ, кто воспитывал нас!
В нашей жизни в Махинджаури значительное место занимали... танцы - в военно-учебном заведении для мальчиков, при отсутствии девичьего контингента! Наши воспитатели решали вопрос жестко: танцы обязательны! Спасибо им огромное (хоть и запоздалое)! Вот только фамилию первой нашей учительницы танцев Тамары Валентиновны не сохранил! Дисциплину на уроках поддерживали сержанты. С их помощью Т.В. ставила нас в третью, пятую позицию: тондю батман, де ми плие (да простят меня, невежественного, французы!) - это все, что осталось от теории. Но важно то, что Т.В. ТАК научила нас танцевать, что и теперь, более полувека (!) спустя ноги автоматически готовы выделывать кренделя, которым на разных балах, вечерах танцев удивлялись наши будущие партнерши. Вот хотя бы подполковник ЦЕШКОВСКИЙ И.С., потомственный медик, на своем юбилее (ему всего-то стукнуло 70 лет в марте 2002г.) такие выбрасывал коленца, что персонал заведения, заглядывая в зал, удивлялся: вот так пожилой, вот так юбиляр! И я не думаю, что Жозя таким образом «обхаживал обхажиал» свою партнершу - жену Любушку то-есть: ведь у них уже внуки! (А впрочем - кто их, ЦЕШКОВСКИХ, знает!).
Для справедливости: в таком великолепном зале с колоннами, с отличным паркетом грех было не научиться хорошо танцевать, даже если твоя «партнерша» - такой же мальчуган в форме, как и ты. А попробуйте вести партнершу нехилой комплекции, да еще с неуступчивым характером, к тому же не очень желающую танцевать вообще! Вот в последующие годы я не раз слыхал: «Как хорошо вы ведёте!» Но это было уже позже.
И самым ярким, самым счастливым моментом нашего пребывания в Колхиде стал, безусловно, день всеобщего ликования, День ПОБЕДЫ в страшнейшей войне... Стоявшие неподалеку в горах зенитки, охранявшие нефтеобъекты, порт, устроили внеочередной салют...
А вскоре мы уже отбывали домой в первый МИРНЫЙ отпуск.
8. ЛЕНИНГРАД. ПЕТРОДВОРЕЦ. Ст. НОВЫЙ ПЕТЕРГОФ.
1946...1947 учебный год мы начинали в г.Петродворце.
Возрастное и гражданское возмужание, близость Ленинграда - мирового центра культуры делало нас подтянутыми, ответственными. У нас появились комсомольские организации, увольнения в Ленинград, возможность знакомиться с историей города, его архитектурой, музыкальными, художественными шедеврами. Экскурсии в Эрмитаж, Русский Музей, Казанский собор, Петропавловскую крепость, Кировский оперный, драматический и театр оперетты... Стали общаться с нахимовцами, с учащимися ленинградских школ (особенно - с девушками, т.к. возраст уже предъявлял свои требования).
Огромное влияние на наше образование оказала прекрасная библиотека училища, которую мы никогда не оставляли в покое, что закладывало прочный фундамент под наши школьные успехи: мы успешно участвовали в городских олимпиадах по различным предметами, завоевывая призы.
Наше ответственное отношение к своим обязанностям стало основанием для вручения нам личного оружия - карабинов. Они стояли в казарме в пирамиде под замком. С карабинами мы ходили в строю, выполняли приемы рукопашного боя, стреляли, проводили тактические учения. Нас направляли на практику на погранзаставы Северо-Западного округа. Стоя у Пограничного Знака с ЛИЧНЫМ ОРУЖИЕМ в руках, я с неведомым ранее чувством вглядывался в туманные очертания объектов на ТОЙ стороне: неужели чуть дальше - уже НЕ НАШЕ, ЧУЖОЕ?
Нас обучили езде на мотоцикле и после сдачи экзаменов вручили первые в жизни права водителя!
В училище организовали конюшню и ввели кавалерийскую подготовку, Правда, лошадей хватало лишь на один взвод. Каждая лошадь имела своих всадников, которые чистили питомцев, изредка угощая кусочками хлеба, сахара. Моя низкорослая Соха - резвая норовистая монголка, не имея преимущества в росте, никому не уступала в преодолении препятствий - выполняла упражнения без закидок, чисто. И ей никогда не требовалась плеть: она очень хорошо чувствовала посыл. Придешь к ней в стойло - прижмет тебя крутым бедром к стенке и косит иссиня-черным глазом: «Ну, как, тебе не больно?» Похлопаешь ее по крупу: «Прими, Соха!» Отпустит - и бархатными губами смахнет с ладони кусочек сахара... На заставах лошадей любят и ценят, как друзей и как помощников.
9. ОРКЕСТР. МУЗЫКА.
Прозвучавшая в конце лета 43-го труба более шести десятилетий будоражит душу: парады, встречи, собрания. А тогда смышленые подростки сформулировали свое понимание солиста духового оркестра: «Ты куда?» «Труба зовет!» И это - как призыв: «Вперед!» Как бросок на экзамен, в воду бассейна, на помощь товарищу. Или взлет на пьедестал Почета.
Да, труба нас позвала. И не обманула! Как не может обмануть душевная мелодия - при звуках духового оркестра плечи расправляются, а грудь наполняется не только воздухом.
У нас в СУ был великолепный духовой оркестр, заменивший нам уроки музыки, хотя позже появились пианино, аккордеоны... С гордостью мы выходили ротными колоннами в Новый Петергоф под звуки русских, советских маршей, собирая сотни зрителей-слушателей на улицах! Оркестр приобщал нас к сокровищам мирового музыкального искусства на концертах, он исполнял и танцевальные мелодии. Его звуки оставили глубокий след в нашем восприятии жизни, рождая чувства радостного умиротворения, надежды, веры в будущее. Музыка прочно вошла в нашу жизнь, позже у многих ребят (ЛЕБЕДЕВ, МАЛЫШКО, ТИТОВ, ЦЕШКОВСКИЙ...) появились музыкальные инструменты.
Наши гостьи - девчата из петергофских и ленинградских школ дивились мастерству оркестра на балах, которые нам устраивали: с белыми перчатками, распорядителем, набором старинных и современных танцев. Здесь и реализовали мы танцевальное мастерство, привитое нам Т.В. в Махинджаури! Приятно было смотреть на молодцеватых суворовцев, уверенно ведущих своих партнерш, порой не всегда владеющих какими-либо фигурами. А те робко прижимались к малознакомым черным мундирам с блестящими пуговицами. В нашем зале ни одна девушка не оставалась у стенки, и каждая чувствовала себя вполне уютно в крепких руках ребят, ощущавших неведомые ранее хрупкие девичьи фигурки. Из наших ребят многие познакомились со своими будущими женами на балах (или в библиотеке, в театре). Способствовали этому и музыкальная аура-атмосфера, и возможность остаться один на один в массе окружающих, и чувство поля партнера, и - глаза в глаза. Порой этого хватало, чтобы на всю жизнь «присохнуть» к своей избраннице. Да и девчонке не всегда удавалось устоять перед напором блестящего молодца, не представляя - куда забросит его военная судьба. Утверждаю: наши жены оказались достойными подругами представителей офицерского корпуса, рассеянных не только по малоизвестным уголкам Страны, но и по всему миру. А это свидетельство того, что в условиях ограниченного по времени контакта с женской половиной человечества наши ребята сумели правильно выбрать спутницу жизни. Результат - дети, внуки. Даже в минуты разлада между супругами нам, оторванным от родителей в военные годы мальчишкам, приходило понимание: дети имеют ПРАВО на руку родителя - и утихали страсти, усмирялись эмоции. Нет у нас сирот при живых родителях!
Не вечна жизнь. И оставшиеся без жен суворовцы хранят память и верность ушедшим. А жены преждевременно покинувших нас ребят трогательно, со слезами на глазах вспоминают их достоинства. Чем не пример для идущих за нами! И какая девчонка отказалась бы прошептать жениху: «Милый, не надо меня из ЗАГСа выносить на руках. Лучше через двадцать лет подай мне руку, когда я буду спускаться по лестнице!»
10. НА ОТДЫХЕ
Отдыхали мы в суворовские времена в Киеве командой до двух десятков человек. На прекрасном в те годы пляже (Труханов остров): «солнце, воздух и вода», гимнастика и плавание, футбол и волейбол. Постоянно в каком-то кругу стоит фигура - на одной, правой ноге с одной, левой рукой. Сзади лежит костыль. Парня (говорили, что его зовут Яшка) никто никогда не обижал жалостью: его мощно атаковали ударами, порой сбивавшими парня на песок, стоять рядом с ним в кругу надо было заслужить. Ведь ему под удар нужен хороший пас, а те удары, которые он не доставал - надо было парировать. Однако сделать это аккуратно, чтобы он мог принять мяч, пролетающий рядом... «Он может!» «А я?»... По жизни у меня в памяти часто возникала эта непокорная судьбе фигура, заставлявшая добиваться успеха.
Однажды, перемещаясь по пляжу в сторону Гидропарка, набрели на небольшую протоку. Проблема - примкнувшая к нам Аллочка ДУБРОВСКАЯ плавать не умела. «А мы тебя по воде отбуксируем». Подросток без тени сомнения в глазах: «Ага!». Первый кнут зачинщику: «Давай, Толька!». Инструктаж: лежи на спине, ничего не делай. Уложили ребенка на воду, я - на бок, левой рукой поддерживаю «груз», ребята рядом. Флотилия в пути... по законам физики: ноги Аллы опускаются, увеличивая сопротивление воды. Работающая без пауз правая рука наливается усталостью. Ослабевший гребок уже не поддерживает нужную скорость, ноги девочки стали вертикально... Хорошо, что всякий путь когда-то кончается! Но до сих пор не пойму, как неплавающий человек мог решиться на такое. То ли возраст еще не включил защитные механизмы, то ли наши суворовские физиономии убедили в успешном исходе операции - на переправе девчушка не сделала ни одного движения, не издала ни одного звука. Так хочется думать, что это признание высокого доверия к нам, суворовцам, со стороны юного создания, вручившего в наши руки свою жизнь!
Небольшой экспромт летом 1950г. завершил наши отпуска в Киеве. Сева ФРОЛОВ, «шиканувший» подаренным родителями к окончанию СУ серым макинтошем, и Коля ЛЕВКОВСКИй в ладно облегающем отцовском белом кителе без погон и в черных суворовских брюках с широкими васильковыми лампасами, разглядывали карту Кореи у здания филармонии. Худощавую стройную фигуру Коли венчала суворовская фуражка. Он, как обычно, был молчалив, зато Сева дополнял его немногословие веселыми байками и шляпой обмахивал свою немалого размера голову. При этом округлое улыбчивое лицо Севы с глазами-щелками принимало вполне восточный вид. Если же учесть, что сухощавое лицо Коли своими слегка выступающими скулами могло вызвать некие восточные ассоциации, то немудрено заподозрить, что эта пара прибыла в Киев издалека.
Вдруг прошелестело: «Корейский полковник рассказывает, как он участвовал в боях против американо-южнокорейских агрессоров!». В те годы отдыхающие в Киеве чаще развлекались на Крещатике, и нашу пару в глубь города сопровождала солидная толпа, а в ней ни одного знатока корейского языка... Но так вдохновенно наши ребята объяснялись «на восточном языке», так уверенно Сева «переводил» короткие фразы об эпизодах жизни коллеги, что мы, идя чуть позади, удивлялись не известным нам ранее артистическим способностям товарищей. Нет, мы не хохотали над доверчивыми киевлянами: мы испытывали огромное удовольствие от великолепной погоды, от праздничной толпы, от удивительной нетеатральной постановки! Развязка была неожиданной и стремительной, как атака фехтовальщика: дуэт «артистов», окруженный зрителями-слушателями, подошел к пересечению Крещатика и Прорезной. На уступ стены разрушенного дома поднялась девчоночка, чтобы лучше рассмотреть виновников действа. И вдруг тоненьким певучим украинским голоском заявила: «Тю-ю! Та какой там корейский полковник! То ж Колька-суворовец с нашего двора!». Спектакль завершился. Но еще долго доброжелательные отдыхающие шумно обсуждали и собственную легковерность, и мастерство главных героев, и бдительность подростка военных лет, и прекрасный вечер в прекрасном городе, и вообще - звiдкiля це ти узявся (в свободном переводе: чего на свете не бывает)!
11. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В СУ
А «камерные» выступления можно было прослушать в далеко не тихий час, приоткрыв дверь Ленинской комнаты, откуда сочились звуки аккордеона и негромкое пение. Заглянувший в помещение мог увидеть лежащего на спине вдоль стола БОГОМОЛОВА с аккордеоном на груди. Он растягивал меха инструмента, шевеля басы, а за столом сидел Юра ЛЕБЕДЕВ и двумя руками, как на пианино, извлекал из аккордеонной клавиатуры мелодии для хора любителей песни.
Термин «приколы» более молод, чем те факты, которые носят это определение. Подтверждение этому не только киевская «гастроль» Севы и Коли, но и картинка из прошедших времен: по вечернему Ленинграду мчит «скорая помощь», из которой несутся звуки аккордеона и веселые многоразухабистые песни (от слова «ухаб» - критерия качества проезжих просторов северной столицы тех времен). На светофорах задняя дверца приоткрывалась, десяток молодых, хорошо подготовленных глоток пел: «В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего», «Под городом Горьким, где ясные зорьки, в рабочем поселке подруга живет». Обалдевшие ленинградцы не могли решить: то ли вызывать милицию, то ли подключиться к хору-передвижнику. Но никому в голову не пришло, что в «санитарке» едут на встречу со своим кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР ткачихой М.МАТЕРИКОВОЙ первый раз в жизни получившие право голосовать воспитанники ЛСВУ! (А «санитарка» - единственное транспортное средство СУ).
Мы жили - значит, ели. Не голодали, но всегда были готовы бросить что-нибудь «на дно желудка». Это осталось и поныне: я всегда хочу есть. И привычки тех времен: ни один кусок хлеба не может быть выброшен; не демонстрируй поедание пищи - рядом могут быть голодные глаза; не жуй в метро, автобусе. Иногда проскальзывает: Эх, пойду заморячка! ?? Ну, да, ЗАМОРю червЯЧКА! Да похожее на наставление: Пища любит пустоту, а посуда - чистоту (чистота посуды после ее освобождения от пищи - не только знак УВАЖЕНИЯ к самой пище, но и к ХОЗЯЙКЕ, эту пищу приготовившей. Кроме того, такую посуду легче мыть. Дома я сам ее мою, подозревая, что не все хозяйки умеют это делать по оптимальной технологии).
А какой крем сбивали мы: СУВОРОВСКИЙ! Жена требует, готовя сладкое: «Вот масло, сахар, остальное сам добавляй!» Через десять минут - готово! Можно с какао, с ванилью - что душе угодно!...
Последний этап боевой подготовки года - военная игра.
Отделения выдвигались на исходные позиции. Задача: определить силы и направление движения «желтых», пункт назначения, систему боевого охранения. Командир решил вести разведку подвижными дозорами и секретами (засадами). Дозор двинулся к проселку, наблюдатель на гребне холма подал сигнал: «Вижу противника!» Заняв придорожную канаву, мы так замаскировались, что посеревшая от жары трава, редкий кустарник не вызвали подозрений у дозора «желтых». Бой не входил в наши планы, но он вспыхнул: нас атаковали...комары, неожиданно обнаружившие свеженькие объекты! А мы не имели права даже шевельнуть рукой! Задание выполнили, сведения были ценными. А кровопийцы проиграли. Вот и системный подход к решению задачи: эффективная работа в условиях внешних помех; не окажись дичью на охоте; влезая в окоп, обеспечь выход из него.
Начиная какое-то дело (доброе или негодное), мы нечасто заглядываем вдаль в надежде оценить его значение для окружающих, для нас самих. Рутинную операцию, начавшуюся построением и постановкой задачи и завершенную внедрением тоненьких саженцев в место их последующего произрастания, провели без оркестра и лозунгов. Это было просто «озеленение территории». Спустя десятилетия мы с Кимом МАЛЫШКО ступили на бывший строевой плац. Но увидеть белое здание учебного корпуса за сто метров отсюда не смогли: его скрывала березовая роща, вставшая на пустырьке. И подумал, что мы коллективно и каждый в отдельности выполнили один из мудрых заветов: ПОСАДИ ДЕРЕВО. Конечно, невозможно теперь определить - где оно, мною посаженное дерево. Но местная жительница рассказала, что в эту рощу она ходит собирать грибы...
А нам предстояло выполнить еще два завета...
12. «РАВНЕНИЕ НА ЗНАМЯ!»
Вручение Знамени. Почетный пост у Знамени. Фотография у развернутого Знамени (вид поощрения). Символ чести и славы - Знамя всегда занимало особое место в жизни и истории воинской части и трудового коллектива. Порой сохранение Знамени стоило знаменосцу жизни. На Знамени клялись в верности долгу. Знамена побежденных бросали под ноги победителей.
В СССР были учреждены высокие награды: орден Боевого Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени. Знамя вверяли в руки достойнейшим, ответственным.
Наше во многом беззаботное (теперь это ощущаю) суворовское время завершалось командой: «Смирно! Равнение на Знамя!» Это был рубеж нашего пребывания в СУ. Неведомый пока период самостоятельной жизни туманился впереди, хотя многие уже знали - в каких местах БУДУТ ПРОДОЛЖАТЬ учиться. Значит, мы НУЖНЫ Родине!
Церемония прощания со Знаменем неизменна с давних пор. Но каждый ее воспринимает и переживает по-своему. Мой друг Ким МАЛЫШКО описал эти мгновения в 2001г. (газета «Граница России», номер 26-27 ). Добавлю: в момент, когда я взял в руку край алого полотнища, в памяти возникли образы героев «Молодой Гвардии» - и слова нашего С.С.ГУРЬЕВА: «Старая Молодая гвардия». Мне помнится, что, прикасаясь губами к святыне, полагал - навсегда! Нас вывели на Дорогу Жизни. Ленинградцам в блокаду было непомерно тяжелее. Их Дорога Жизни имела грань выживания. Нас Родина уберегла от попадания на эту грань, и нам предстояло достойно ответить на такую заботу. Наши души, облегченные светлыми юношескими слезами расставания с товарищами, офицерами-воспитателями, преподавателями еще сохраняли память о церемонии прощания со Знаменем, а сами мы после отпусков уже прибывали к местам продолжения учебы в разных городах Страны.
13. ЕДИНСТВЕННОЕ
Перелистывая страницы прожитого, обнаруживаем особенность: в годы войны сотни мальчишек собрали под одну СУВОРОВСКО-НАХИМОВСКУЮ крышу для воспитания из нас защитников Родины.
За истекшие десятки лет со дня окончания СУ, НУ ни один из нас, высококвалифицированных военных не участвовал ни в одной войне (кроме локальных конфликтов, спецопераций). Просчет руководства Страны, случайность? Думаю: ни то, ни другое. Известно: хочешь мира - готовься к войне. Мы готовились - и нас готовили именно к войне. В 1943...1945г.г. мы были ЕЩЕ малы для призыва в ряды защитников Отечества с оружием в руках (хотя участники боев среди нас были). Позже нас обучили всему, что нужно на войне. И к ней мы были готовы и как специалисты, и как граждане Отечества. Родина это знала - и сделала ВСЕ, чтобы ее сыны НЕ ПРИМЕНИЛИ врученное им оружие на деле! Нам, пацанам военной поры, война ПРОТИВОПОКАЗАНА: нет у нас современной агрессивности. ТАК нас учили! И за это Родине вечное СПАСИБО от нас, не погибших на полях сражений, от наших жен, не ставших вдовами раньше времени, от наших детей, не осиротевших в одночасье, от наших внуков, имеющих возможность сказать: «А я вчера с дедом...» Мои дети не могли этого сказать НИКОГДА.
Ныне у многих в мире СПАСИБО нашей Стране за мирные годы из глотки не выдавишь - забыли, кто кого сдерживал. Да МЫ же, НЕВОЕВАВШИЕ и сдерживали своей готовностью к войне! Мы не зря дышали воздухом созидания в тех регионах, куда «только самолетом можно долететь», и об этом великолепно сказал А.В.СУВОРОВ: «Доброе имя должно быть у каждого человека; лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества; мои успехи имели исключительной целью его благоденствие».
Мы - ЕДИНСТВЕННОЕ поколение советских людей, которое НЕ ВОЕВАЛО! Много это или мало - каждый определяет сам.
14. ПОСЛЕДНЕЕ ПОКОЛЕНИЕ
Отдельный и длительный разговор о следовании второй заповеди мудрецов - ВЫРАСТИ СЫНА, ДОЧЬ... И каждый из нас выполнил третью заповедь мудрецов: ПОСТРОИТЬ ДОМ. В виде физического терема это сделали Р.ГАЕВСКИЙ, Ю.ШАПОШНИКОВ, А.ЛУЗИНОВИЧ, В.РОМАНЕНКОВ в промежутках между многочисленными публикациями, составлением и выполнением государственных и отраслевых планов, службой на границе, выращиванием овощей и фруктов.
Грандиозный «терем» создал Е.НИКОЛАЕВ в виде Космодрома на Байконуре, откуда неоднократно стартовал В.ДЖАНИБЕКОВ.
Организовал в школе № 960 морской юношеский клуб «Гангут», Музей морской пограничной славы моряк В.КАКУРИН - «Учитель 1994 года», Лауреат премии в области народного образования, почетный гражданин управы Бибирево.
Вместе с друзьями отыскал в запасниках Центрального Музея погранвойск Знамя родного КСВУ К.МАЛЫШКО и вручил священную реликвию на вечное хранение Первому кадетскому корпусу ФПС РФ им.Героя Советского Союза генерала армии МАТРОСОВА В.А. Знаменосцу К.МАЛЫШКО ассистировали также выпускники 1950г.: инженер-ракетчик В.МОШКОВ и инженер-авиатор А.БОГОМОЛОВ.
Успешно работали суворовцы - пограничники по образованию - в области высоких технологий после увольнения из Армии: Ф.ГОЛАНД создавал комплексы С-300 и строил объекты к Олимпиаде-80; Ю.ГРЕБЕНКИН обеспечивал космические объекты своими 11 изобретениями; О.КОПЕЙКИН создавал патентный отдел в Институте Патона в Киеве; В.МУСИЕНКО десятки приборов выпустил в Космос на предприятии, которое опекал С.П. КОРОЛЕВ; В.СОЛОДОВНИКОВ дал путевку в небо не одному боевому МиГу; активно участвовал в разработке кораблей «Союз», «Алмаз» А.УЛЬКО; немало полезного сделали для Страны В.АПРЕЛИКОВ, Ю.МОНАКОВ, В.ДАВЫДОВ, В.ИВОНИН, Б.КАРАЧАНСКИЙ, О.СВИСТУНОВ. Огромные усилия приложили И.ЦЕШКОВСКИЙ для создания бактериологической лаборатории детской клинической больницы № 5 в Москве (на основании опыта борьбы в южных степях с эпидемиями), а Г.ШЕКУРОВ - для создания в Крыму туристического комплекса на основе гостиницы «Ялта».
Немало нарушителей госграницы задержали А.ТИТОВ и С.ВИННИК вместе со своими подчиненными и коллегами по нелегкой пограничной службе на Дальнем Востоке.
Успешно защищали интересы Страны (в том числе и за ее пределами) В.ФРОЛОВ, Ю.ЛЕБЕДЕВ, Ю.ШАПОШНИКОВ, увенчанные заслуженными наградами.
Убедительно показаны успехи суворовцев в выполнении заданий Родины в видеофильме-лауреате премии «Щит России» «Суворовцы штурмуют Космос» (сценарий В.КУЗНЕЦОВА, К.МАЛЫШКО, А.ПОПОВА).
Следует упомянуть достижения суворовцев в несении воинской службы, что отмечено высокими званиями. Среди нас руководители ведомств и организаций, управленцы, дипломаты, писатели, поэты, лауреаты премий, спортсмены, ученые...
К сожалению, жизненный путь многих наших ребят - в сплошном тумане: только и знаем по именам...
Свой пакет изобретений формирую и я. Мы - в основном - максималисты: нас ТАК учили. И со временем масса дел растет. Что нам снежный ком: там снег и снег! Нам ближе РУЛЕТ: хозяйка его закатывает и придумывает все новую и новую начинку. А где же она остановится? Вот и я - весь в рулете.
Таков диапазон задач, которые решены нами, суворовцами на протяжении десятилетий! Значит, нас ПРАВИЛЬНО учили в СУ, обеспечивая многогранность, широту интересов и возможностей проявления своих способностей.
Время неумолимо - и уходят товарищи. Но остается наш суворовский дух, наше суворовское братство, проверенное десятилетиями. Остается и тревога за судьбу родной Страны, нас поднявшей. И пришло понимание: мы - ПОСЛЕДНЕЕ поколение СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ, воспитание которых осуществляли по государственному: целенаправленно, методически. Нужна ли ТЕПЕРЬ сила, способная сделать ТО ЖЕ с нашими потомками? Кто решится дать ответ, изучив хоть малую часть материалов о результатах подготовки ГОСУДАРСТВЕННЫХ кадров на основе программ Суворовских и Нахимовских училищ? Вопросы связаны с острым дефицитом профессиональных кадров на всех уровнях деятельности государственного механизма.
Размышления о вековых традициях русской, славянской, православной, советской жизни, о духовной культуре и взаимоотношениях людей и наций, сопоставление реалий нынешней цивилизации с тем, что сохранилось пока в России, будоражат мысль:
1.ПИК ЦИВИЛИЗАЦИИ, в которой я живу, был достигнут в годы существования СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Теперь «развитие» Ц пошло по НИСХОДЯЩЕЙ.
2.Носителями ПОДЛИННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ являются СОТНИ МИЛЛИОНОВ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ вне зависимости от места их проживания, условий и методов воспитания - важен ФУНДАМЕНТ, на котором это воспитание реализовано.
3.Авангардом движения цивилизации по пути к БУДУЩЕМУ могут (ДОЛЖНЫ!) стать ныне действующие и идущие за ними следом суворовцы, нахимовцы, кадеты и их единомышленники, воспитанные на традициях РУССКОГО ДУХА под Знаменем непобедимого полководца А.В.СУВОРОВА.
Обосную:
1,2.Фундамент цивилизации - ЛЮДИ. Советские люди - материально небогаты и вполне БОГАТЫ духовно, их возможности и трудолюбие огромны. Их ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ - ИНТЕЛЛЕКТ, умноженный на ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Пусть некто освободит советских, русских людей от НЕНУЖНЫХ материальных забот - мир захлестнет лавина открытий, свершений невиданного уровня, масштаба.
3.Суворовцы и нахимовцы организованы, деятельны, настойчивы, обладают широкими и глубокими знаниями, большим опытом практической работы с людьми, имеют выдающиеся достижения во ВСЕХ областях жизни общества.
Сохраняя не только память о полководце, но и заветы А.В.СУВОРОВА, мы следуем его наставлению: «Возьми себе в образец героя древних времён. Наблюдай его. Иди за ним вслед. Поравняйся. Обгони. Слава тебе!» И разве во многом СОВЕТСКИЕ ЛЮДИ по характеру, поступкам, интеллекту отличаются от своего прославленного предка!
Не за славой мы двинулись в 1943 году, поступая в СУ. И прожив непростую жизнь, вправе пожелать идущим вослед: возьми себе в пример непобедимого русского полководца Александра Васильевича СУВОРОВА!
Выпускник Кутаисского (с 1946 г - Ленинградского)
Суворовского военного училища 1950 года (первый
полный - семилетний - выпуск) Богомолов А.П.