Приходское консультирование как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян

За последние 20 лет в нашем Отечестве значительное большинство людей покрестилось без оглашения и научения крещаемых вере. Теперь 80% населения страны заявляет о себе как о православных, а в церковь ходит только около 5%, остальные 75 не понимают, как связаны вера в Бога и Церковь, для чего нужно «так часто» ходить в храм как это делают «истово верующие», если и так веруешь в душе.

Для нас не секрет, что крещённый без должной огласительной подготовки человек очень многого не знает, не осознаёт и не делает. Он не обрел верной мотивации к разумно-деятельной вере и воцерковлению, после формально произнесенных крещальных обетов. Такой человек как правило не знает:

- существа своей веры и основ церковного вероучения (хотя бы в объёме Символа веры);

А знать свою веру (в объёме Закона Божьего), и обретать жизнь по вере, которую принял крестившийся человек - является его призванием и священным долгом. Только опытно знающий, способен ценить, любить, хранить, преумножать и передавать другим это сокровище.

Утерять преемство веры не простительно, ибо без веры невозможно угодить Богу и спастись! (см. Мк.16, 16; Евр.11, 16)

Не знает такой человек:

- сущности и содержания крещального обета, и тех обязанностей, которые на него возлагает от купели Крещения Святая Церковь.

- какая ответственность возлагается на него как христианина и члена Церкви.

- Божественной природы Церкви, её предназначения и достояния.

- что он обрёл теперь Ангела Хранителя и небесного покровителя - в лице одноимённого, прославленного Церковью святого;

- почему необходимо молиться, какие молитвы читать, когда и поскольку; какую духовную литературу читать и в какой последовательности;

- с какой регулярностью посещать храм, как правильно поститься;

- почему важно иметь духовное руководство в лице священнослужителя и как обрести духовника.

- как правильно готовиться к святым Таинствам Исповеди и Причащения, и как часто к ним приступать;

- как вести себя и строить отношения с людьми неверующими (в семье, родственниками, на работе);

- тем более, - в чём разница Православия от других инославных конфессий, сект и иноверных исповеданий.

В начале 90-х прошлого века, к катехизаторскому делу в необходимом масштабе Церковь совершенно была не готова по ряду объективных причин. Но во второй половине 90-х (и поныне) поток желающих креститься значительно снизился, а результаты крещения без оглашения были не утешительны (люди по-прежнему продолжали жить нецерковно, как и до Крещения - без особых качественных перемен), оставаясь нецерковными в своем сознании и образе жизни, без мотивации жить по христиански, согласно крещальным обетам.

Многим священнослужителям становилось ясно, что без должной огласительной подготовки крестить больше нельзя, надо что-то делать, качественно менять, чтобы крестящиеся прививались к Церкви и приносили плод богоугодной жизни. «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5-6). Поэтому, нужна гибкая, продуманная и дифференцированная система подготовки людей ко Крещению и катехизации после него. Необходимо создавать целостную систему непрерывной приходской катехизации, с учётом потенциала и нужд Церкви, а также верной оценки духовного состояния людей.

Этому большинству наших соотечественников, отождествляющих себя с людьми православными, необходима своевременная просветительская помощь ориентирующая и поддерживающая их в первоначальном воцерковлении.

Одной из форм обеспечивающей такую помощь в Санкт-Петербургской митрополии являются службы приходского консультирования просветительского характера, как первоначальная форма катехизации воцерковляющихся мирян, осуществляемая силами церковно опытных и достаточно образованных мирян под руководством ответственных лиц из числа клириков храма.

Нуждающиеся в консультативной помощи, так называемые «захожане», чаще всего крещены, но не наставлены в вере (не оглашены должным образом), не приобщены к церковной жизни, но делающие первые шаги на пути к Богу и Церкви. Посещение храма этими людьми бывает непредсказуемо, от случая к случаю, так как духовная жизнь их не устроена. Имеется множество всевозможных причин их прихода в храм. Одни идут от жизненных невзгод, скорбей и неурядиц, а кто-то по просьбе других людей, нуждам и болезням своих ближних. Другие приходят в храм ради Крещения, Венчания или отпевания родных и близких. Иногда посещают храм в силу еще не угасших народных традиций: на Рождество Христово, на Пасху, Святую Троицу, и часто за компанию. А так же набрать святой, особенно крещенской воды, освятить нательный крестик, иконку, куличи и яйца или помянуть своих усопших родственников в годовщину или родительскую субботу.

Довольно частое явление теперь, когда люди приходят в храм раз в 3-4 месяца, на 10-15 минут, как правило, перед какими-то ответственными делами: перед полетом на самолете, перед предстоящей операцией, перед экзаменом или собеседованием при приеме на работу, сдачей на водительские права и т. д.

Очень важно, чтобы эти люди, приходящие в храм, были правильно встречены и верно сориентированы в церковной жизни, получали своевременные и верные ответы на интересующие их вопросы. В противном случае их дорога в храм никогда не станет радостной и осознанной, и охлаждение к Церкви будет все более очевидным.

Особенно важно это в начале пути воцерковления, когда восприятие всего нового очень яркое и обострённое. Поэтому так важно, чтобы в храме вновь приходящие люди чувствовали доброжелательность и искреннее участие в них, помощь в разрешении своих нужд и проблем, получая верные ответы на свои вопросы. Ведь именно для этих людей, ещё не окрепших в вере, но зачастую лишь только крещёных в Православии, но не заживших церковно, существует угроза отпадения от Церкви и опасность попасть в оккультные группы и секты.

От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом.

Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян.

Основной смысл - в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу.

При этом перед консультантом стоит ряд задач:

- оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению;

- по существу ответить на задаваемые вопросы;

- указать, где и что располагается в храме;

- сориентировать в действиях и поведении в храме;

- дать необходимые советы;

- заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека;

- порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться.

Краткое описание устроения консультативной службы.

Исходя из особенностей и возможностей прихода, устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному.

При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» - без указания фамилии, имени и отчества.

На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке.

Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.

Консультанты, помимо ответов на вопросы, побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, говорят, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику.

Многолетний опыт приходского консультирования показал необычайную важность и востребованность таких служб. Это - серьезная помощь от лица церкви людям, делающим первые шаги к храму.

Основные дни работы консультативной службы: двунадесятые, великие, престольные праздники; субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы.

Общие тематические разделы вопросов:

- Приобретение в храме крестиков, икон, церковной литературы;

- Правильное написание записок о здравии и о упокоении;

- Трудные места и сюжеты Библии;

- Богослужение и церковный календарь;

- Обучение в Воскресной школе при храме;

- Устроение и улучшение личной или семейной духовной жизни;

- Проблемы взаимоотношений в семье, с родственниками, с соседями и на работе.

- Оказание помощи со стороны Церкви, людям:

а) с различными заболеваниями, и перед смертью;

б) находящимся в алкогольной, наркотической, игровой и другой зависимости;

в) людям, попавшим в аварию, в секту, в заключение, или после психотравмы.

Возможны и другие самые разнообразные вопросы.

Обязанности и требования к консультанту:

Консультирующий не должен: переоценивать свои возможности, подменять собою священника, брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми. Он должен четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции.

Консультант должен: знать, как правильно отвечать на задаваемые типичные, вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных, к кому, и в каких нуждах помолиться или обратиться. В каких случаях направлять людей к свечнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д.

Немаловажен правильный подбор мирян для консультирования, где особое внимание важно обратить на:

а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности;

б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность;

в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению;

г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня.

д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.

Спрашивают: где можно окреститься полным погружением; где можно больше узнать о нашей вере; а куда можно пойти учиться, если за плечами два вуза и т.д.

Опыт приходского консультирования показал, что побуждает идти в храм людей не только интерес к Православию, а самые различные проблемы, нужды, скорби и беды, как собственные, так и близких людей.

В связи с этим, чтобы своевременно реагировать и поддерживать людей в их нуждах, рекомендуется составить справочник в помощь службам консультирования, который должен иметь не менее 5 разделов:

1. Духовно-просветительский: о том, какие учреждения, воскресные школы, курсы, библиотеки, СМИ - теле- и радио передачи ведут от лица Церкви духовно-просветительскую работу и как с ними связаться.

2. Помощь семье: где можно узнать о том, где ведётся работа с семьями, начиная с детских садов, в том числе, к примеру: работа по коррекции речи; где проводятся музыкальные, спортивные, фольклорные занятия для детей, различные кружки и секции;

3. Миссионерская помощь: в которой нуждаются, когда в семье кто-то пьёт или наркоманит, или пострадал от деятельности деструктивных сект и оккультных воздействий.

4. Медицинская помощь: где осуществляется церковными специалистами помощь различным категориям больных людей, в том числе пострадавших от оккультных занятий.

В Санк-Петербурге существует общество православных врачей, которые более 10-ти лет силами своих специалистов ведут прием направляемых к ним в том числе от людей консультативных служб. Общество возглавляет доктор медицинских наук, кандидат богословия прот. Сергий Филимонов, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери.

5. Социально-благотворительная помощь: где указываются места и учреждения, в которых оказывается разного характера благотворительная помощь различным категориям людей (голодающим, больным, лишенным документов, работы, одежды, средств к жизни, родственников, крова и т. п.) с их нуждами (благотворительные столовые, ночлежки, приюты, богадельни, соответствующие больницы, дома престарелых и т. д.)

От катехизаторского столика побеседовав с консультантами люди получают ориентацию в вопросах веры, первоначального воцерковления и возможность обратиться за помощью по любому из вышеперечисленных направлений. Если вновь пришедшие в церковь, почуствуют живое участие, ориентирующий совет и получат своевременную помощь, то это большое подспорье на пути их воцерковления.

Служба приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной этики и правилам поведения в храме на данный момент является одной из перспективных форм духовно-просветительской деятельности на приходе.

 

В сентябре 2011 года, созданное коллективом сотрудников служб приходского консультирования Санкт-Петербургской митрополии «Практическое руководство по приходскому консультированию» на экспертном совете Синодального Отдела религиозного образования и катехизации получило единодушную экспертную оценку, рекомендующую к заимствованию и распространению опыта организации служб приходского консультирования на церковных приходах.

Пособие предназначено священнослужителям и приходским катехизаторам, организующим подобную службу на своих приходах, дежурным службы приходского консультирования и другим сотрудникам прихода, с которыми наиболее часто контактируют приходящие в храм малоцерковные люди.

(См.: «Практическое руководство по приходскому консультированию», 1-е издание, в формате pdf)

Протоиерей Александр Зелененко, руководитель приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Не женитесь на курсистках

Сейчас главный упор делается на миссию среди молодежи, и ради успеха «молодёжной миссии» идеологи новой миссионерской доктрины готовы разрушить многое в традиционной церковной жизни: главное – это говорить с молодежью на её языке! Как это привлекательно: миссионер, носитель Высшей Истины, говорит на одном языке с молодёжью, на её сленге, он для неё – «свой парень». Это очень напоминает эпизод из фильма «Республика Шкид»: помните учителя словесности, в угоду ученикам распевающего на уроках: «Не женитесь на курсистках...».- см сайт Благодатный огонь

3. "речь твоя яве творит тя"

Ну что за язык нынче у наших пастырей??? "приходское консультирование"... Можно по-церковному это назвать? Почему не "приходское попечение", например? А то скоро настоятелей будут именовать как патриарха, по-Кураевски - "менеджер", казначея -"зам. по финансам", и других "мерчендайзерами", "копирайтерами", а прихожан - "посетителями"? "мыслеформы" высокопреподобного о. Александра Зеленко удаляются от православного настроения. Нельзя нам духовное, любовное проповедовать языком методичек и инструкций. Хотелось бы, что бы "от сердца - к сердцу". А то язык Автора почему-то напоминает большевицкие "указание на местах".

оникс / 30.12.2011

2. Очень важное дело

Здравствуйте, почитаемый о. Александр! Благословите р.б.Анну. В этом замечательном служении нужны квалифицированные подготовленные кадры. Частично такая подготовка ведется в нашей магистратуре. В ее становление много сил вложили Вы, Батюшка. Сегодня, как никогда, цементирование Церкви и общества является самой насущной задачей. Необходимо то единение сил, о котором так хорошо сказано в Вашей работе.

1. очень полезное дело

Здравствуйте о. Александр! Благословите р.б. Павла Хотелось бы видеть такое в приходе. Это предполагается отдельный человек или доп. функция у свечницы в лавке? Практически распространен именно последний вариант. И если в лавку очередь, то разговора не получается.

Дмитриев / 30.12.2011
Александр Зелененко:
О двух судьбоносных победах
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
17.04.2020
Свое сердце и жизнь он посвятил служению Богу и людям
К девятому дню кончины протоиерея Анатолия Мороза (15.10.1930 – 13.01.2020)
20.01.2020
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины…
О спасительном значении прихода в мир Богомладенца – Иисуса Христа
14.01.2020
«Самый счастливый день в году...»
Прихожане Спасо-Парголовского храма о Пасхе Христовой
26.04.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Лучше изолировать Жириновского, чем слушать его советы
Новый комментарий от Олег В.
2020-11-18 00:21
Романа Бондаренко превращают в белорусского Флойда
Новый комментарий от Анатолий Степанов
2020-11-17 21:10
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-11-17 20:57
Народ Белоруссии мудрый, но не дальновидный
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-17 20:43
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Андрей Карпов
2020-11-17 20:11
Сдаётся всё – не только Молдавия
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-17 19:47