По просьбе Академии профессионального образования подготовлен комментарий к последней редакции (от 15 июля) проекта закона «Об образовании в РФ». Комментарий подготовлен И.П.Смирновым - в прошлом заместителем Председателя Гособразования СССР, куратором системы начального и среднего профессионального образования страны, много сделавшим для развития этой системы, а ныне крупным ученым, членом-корреспондентом Российской академии образования и иностранным членом Академии пед. наук Украины, Лауреатом премий Президента РФ и Правительства РФ именно за работы в области начального и среднего профессионального образования.
Статья 5. Право на образование.
Пункт 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее образование - бакалавриат;
7) высшее образование - подготовка специалиста, магистратура;
8) высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура - стажировка.
(Несмотря на всеобщее неприятие идеи упразднения начального профессионального образования, выраженное в ходе всенародного обсуждения законопроекта, оно по-прежнему отсутствует в новой редакции. Министерство демонстрирует неуважение к общественному мнению, по - существу бросает вызов обществу).
Статья 75. Организация профессионального обучения
Пункт 1. Профессиональное обучение имеет целью ускоренное приобретение гражданами умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ.
(Предлагаемая в законопроекте формула «ускоренного» обучения взамен начального профессионального образования приведет к обвальному снижению качества рабочих кадров. «Квалифицированных рабочих» нельзя подготовить «ускоренным» методом. А иные будущей экономике не нужны).
Пункт 4. Профессиональное обучение осуществляется в учебных центрах профессиональных квалификаций, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также посредством индивидуальной педагогической деятельности и на производстве.
(«Учебные центры» обычно создаются для подготовки террористов и разведчиков. «Индивидуальная педагогическая деятельность» в профессиональном образовании - это чаще возврат к так называемому «заплечному методу» обучения, характерному для средневековья. Обучение «на производстве», как правило, сводится к оскорбительному для нормального молодого человека натаскиванию на овладение узкими профессиональными навыками и простейшим оборудованием (лопатой, топором...). Содержащиеся в Статье 1 законопроекта «гарантии прав и свобод человека в сфере образования» могут быть реализованы только в образовательной организации).
Пункт 5. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей профессиональное обучение, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
(Принятие такой законодательной нормы позволяет создавать видимость профессионального обучения, сокращая его до инструктажа по технике безопасности).
Статья 94. Государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования.
Пункт 3. В случае выявления нарушения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, требований федерального государственного образовательного стандарта орган по контролю и надзору в сфере образования выдает этой организации и (или) ее учредителю предписание об устранении выявленного нарушения.
(Поскольку профессиональное обучение осуществляется без наличия государственного стандарта по произвольным программам, государственный контроль за подготовкой рабочих кадров становится не возможным).
Статья 113. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального закона
Пункт 1.2 Начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих в случае отнесения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, соответствующих профессий начального профессионального образования к профессиям среднего профессионального образования, в ином случае начальное профессиональное образование приравнивается к получению профессиональной подготовки по профессиям рабочих (должностям служащих);
(Если начальное профессиональное образование отсутствует в законопроекте как самостоятельный уровень, то как оно может «приравниваться» к чему-либо?).
Пункт 2.1. Образовательные учреждения начального профессионального образования подлежат переименованию в профессиональные образовательные организации, в общеобразовательные организации, реализующие программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение.
(«Переименование» - не достаточная юридическая норма, она должна разъяснять последующие за ней содержательные изменения, чего здесь нет. Возвращение к идее подготовки рабочих кадров в общеобразовательной школе - это путь в опрокинутое практикой прошлое.).
Общее резюме:
Минобразование РФ остается глухим к мнению широкой общественности, отвергнувшей идею упразднения начального профессионального образования. Предлагаемая замена его ускоренными формами обучения - шаг назад от выбранного мировой цивилизации пути развития.
Авторы законопроекта забывают, что закон будет называться «Об образовании в РФ». Возможно, из него следовало убрать все формы «обучения» и «подготовки», как не соответствующие понятию «образование», предполагающему «целенаправленный процесс воспитания и обучения», и перенести их в законы, связанные с переподготовкой и повышением квалификации работников, прежде всего взрослого населения. А вступающему в жизнь молодому поколению давать полноценное, соответствующее государственным стандартам образование, в том числе профессиональное.
Принятие закона в предлагаемой редакции (от 15 июля 2011 года), по-сути, завершает начавшийся при министре А.Фурсенко процесс ликвидации государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Число обучающихся в ней за прошедшие годы сократилось втрое - с 1,5 миллионов до 400 тысяч. За этим стоит подрыв экономических устоев страны. В структуре вакансий потребность в рабочих кадрах устойчиво составляет от 60 до 80 процентов. Удовлетворить ее будет нечем.
Предлагаемая законопроектом «ускоренная подготовка» приведет к тому, что около 1,5-2 миллионов выпускников общеобразовательных школ будут получать, вместо полноценного профессионального образования, примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Профессиональная мобильность таких кадров равна нулю. Это будут не активные участники производственного процесса, а «элементы конвейера», пол-века назад высмеянные в фильмах Чарли Чаплина как неполноценные члены общества.
«Ускоренная подготовка» рабочих создаст новый для России рынок детского труда, что уже проявляется в широком привлечении детей к торговле, сфере услуг (мойка автомашин, например), а также к преступному бизнесу. Как правило, эти работы связаны с грубым нарушением санитарных требований и норм морали.
Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет «тупиковый характер», поскольку программы обучения будут составляться произвольно и не иметь сопряжения с государственными образовательными стандартами.
Система профессиональной подготовки рабочих кадров выходит из под всех форм государственного контроля, т.к. законопроектом предусмотрены санкции (лишение лицензий и т.п.) только по фактам отступления от требований государственных образовательных стандартов. Это может вызвать резкое обострение профсоюзного движения в защиту прав человека на получение первой квалификации, лишая его ключевого элемента социальной защиты, и способно со временем приобрести политический аспект.
Неизбежная потеря квалификации рабочих кадров не только снизит и без того невысокий международный рейтинг человеческого капитала России, но и подорвет важные для перспективы демократизации страны внутренние процессы формирования ремесленничества, малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, это приведет к опасному снижению доли «среднего» класса в стране, являющегося гарантом социальной стабильности.
Упразднение государственной системы начального профессионального образования противоречит принятым Россией международным обязательствам, в частности, Пакту о правах человека, лишит возможности получения первой профессии самые необеспеченные слои молодежи, приведет к люмпенизации молодого поколения.
Для справки: В Пакте о правах человека, подписанных нашей страной, есть требование: «Государство обязано обеспечить профессиональное образование молодежи». Заметим, образование, а не подготовку.
Законопроект противоречит ведущим тенденциям мирового развития профессионального образования, ориентирует на формирование «элиты» общества, снижает и без того невысокий индекс человеческого капитала - важнейшего ресурса современного общества.
Для справки: В 1983 г. по поручению президента Р. Рейгана был написан и опубликован Доклад под названием «Нация в опасности» (A Nation at Risk). В нем указывается: «в настоящее время уже невозможно обеспечить прогресс в области науки и техники лишь за счет небольшой группы хорошо подготовленных людей». В связи с этим цель реформы образования «должна состоять в максимальном развитии способностей каждого. Для достижения этой цели необходимо, чтобы образование предъявляло действительно высокие, а не минимальные требования к знаниям учащихся. Это не должно зависеть от того, талантливы ли они или обладают меньшими способностями, зажиточна ли семья или испытывает материальные трудности».
Законопроект полностью разрушает логику стратегических решений, принятых в минувшие годы относительно начального профессионального образования, формирует недоверие к государственной образовательной политике.
Для справки:
1. Правительство Российской Федерации утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года», в которой сформулирована задача опережающего развития начального и среднего профессионального образования. Вместо «опережающего» развития в законопроекте предлагается его упразднение.
2. Будучи Президентом России, Путин В.В. с тревогой отмечал: «в нашей стране доля таких (высококвалифицированных - И.С.) рабочих и специалистов составляет сейчас не более пяти процентов общего числа работающих, в то время как в государствах с развитой экономикой эта цифра достигает 40 процентов. У нас нет нужного количества квалифицированных специалистов среднего звена. Эта проблема выпала из поля зрения государства в предыдущие 10 лет. Но сейчас правительство возвращается к решению этой проблемы, причем делает это совместно с предпринимательским сообществом». (Российская газета от 2 сентября 2006 г.). Подчеркнем: законопроект противоречит и этой позиции.
Принятие законопроекта в предлагаемом Минобразования РФ виде это путь к государственному суициду, экономическому хаосу и социальным взрывам. Подобно Америке прошлых годов, потрясенной своим отставанием в сфере образования, у нас есть основания утверждать: «Нация в опасности!»
Впервые опубликовано в журнале «Профессиональное образование. Столица», август 2011