Человек в многокультурном мире

Каждый человек, рождаясь в этот мир, несет в себе плоть, кровь и дух своего народа. Он с молоком матери впитывает свою национальную культуру, осваивает родной язык. Уклад жизни и ценности народа становятся его собственным образом жизни. Мир национальной культуры встречает человека при его переходе от небытия к бытию.

Более ста пятидесяти национальностей сохранило Российское государство за свою тысячелетнюю историю. В Конституции Российской Федерации подчеркнуты многонациональный характер народа России, общность его судьбы на своей земле, исторически сложившееся государственное единство. Объединяет народ и делает его единым жизнь в одной из цивилизаций, существующих в современном мире, в одной общей для всех культуре, освоение одного общего для всех языка. Каждый человек, каждая семья одновременно погружены в мир национальной и в мир цивилизационной культуры.

Для большинства граждан любого государства, в том числе и России, культура национальная и культура цивилизационная совпадают. Если национальные и цивилизационные основы жизни различаются, то возможны различные варианты совместного жизнеустроения. Европейские государства чаще всего решали эту проблему путем ассимиляции малых народов или их содержания за счет государства без попыток включения в общую жизнь. Первый вариант привел в процессе исторического развития Европы, да и не только Европы, но и Америки к потере многих малых народов, что значительно обедняет культуру цивилизации, придавая ей более приземленный и рационалистический характер. Второй вариант приводит к напряжению отношений между народом - носителем культуры цивилизации и другими жителями государства. Последние события в Европе показывают, к каким тяжелым последствиям может привести отсутствие реальных механизмов включения всех в общее бытие государства как единого многонационального народа.

Современное открытое общество дает возможность каждому человеку быть включенным и в процессы, которые выходят за рамки жизни конкретного государства. Такие процессы принято называть глобалистическими. Основным, центральным понятием для доктрины глобализма является «глобальная цивилизация». Это понятие выработалось в русле так называемой «давосской культуры» - социально-культурного феномена, получившего свое название по имени города Давос (Швейцария), где проходит ежегодный Всемирный экономический форум, собирающий тысячи бизнесменов, банкиров, правительственных чиновников, интеллектуалов, журналистов из разных стран. Общими признаками представителей «давосской культуры» являются высокий уровень образованности, преимущественно в сфере естественных или социальных наук, бизнеса и юриспруденции, свободное владение английским языком, включенность в практику правительственной деятельности, менеджмента, международных академических и финансовых институтов, высокая степень мобильности за пределами собственной страны. Носители «давосской культуры» принимают определенные теоретические допущения и ценности, такие, как индивидуализм, рыночная экономика, политическая демократия, выработанные в русле развития западной цивилизации. «Давосская культура» ограничивается рамками западного мира, то есть охватывает не более одной шестой части населения планеты, за пределами западного мира нормы и ценности «давосской культуры» разделяют не более одного процента населения, в основном представители национальных политических элит. Тем не менее влияние на мировые процессы представителей и сторонников универсальной цивилизации достаточно заметно, поэтому мы должны это учитывать.

Культурное многообразие мира продолжает сохраняться и в современную эпоху. Процесс взаимодействия культур и цивилизаций имел место на протяжении всей истории человечества. В наше время наблюдается повышение интенсивности этого процесса, что ни в коем случае не противоречит сохранению религиозных и этнических традиций и культурных различий народов.

Мы можем говорить о том, что современный человек живет в многообразном поликультурном мире. В этом многообразии мы выделяем основные элементы, связанные иерархическими отношениями. Включенность в полноту культурного бытия происходит через освоение национальной культуры, культуры цивилизации и с учетом глобалистических тенденций, происходящих в современном мире, выраженных в элементах «давосской культуры». Система образования общества наряду с семьей должны обеспечить полноту вхождения каждого человека в этот многообразный мир различных культур.

С.И. Гессен в первой половине XX века утверждал, что «цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно - образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества - значит понять строй его жизни». Целями воспитания и образования в нашем Отечестве в XX веке являлись воспитание «нового человека» и формирование новой общности под названием «советский народ». Ради достижения этих целей из образовательного пространства исключалось практически все, что касалось национальных культур, а культура цивилизации была заменена некой идеологизированной субкультурой, представляющей собой синкретическую связь некоторых элементов культуры цивилизации в сочетании с рационализированным, атеистическим и внеисторическим контекстом трактовки истории культуры и традиции. От мировых процессов человек ограждался так называемым «железным занавесом». Таким образом, человек отрывался от всех корней, связывающих и питающих его, от национального бытия, народного единения и мирового сообщества.

В современной системе образования мы также наблюдаем уход от полноты решения поставленных проблем, и это касается не только России, но и большинства развитых стран. Обычно преобладают два подхода: уход в сторону национального образования или принятие за основу цели и содержания образования глобалистических тенденций. И тот и другой подходы порождают социальное напряжение в обществе, противопоставляя или уравнивая национальную культуру, культуру цивилизации, в лоне которой создавалось и крепло государство, и формирующуюся культуру мирового сообщества.

Опираясь на многовековой опыт жизнеустроения многонационального народа России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства, связанных между собой иерархическими отношениями:

1. Национальное образование и воспитание. Освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры («национальное бытие»);

2. Народное, или государственное, и цивилизационное образование и воспитание. Освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм общей для всех цивилизации. Знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры («народное единение»);

3. Мировое, или глобалистическое, образование и воспитание. Освоение языка, этикета и основ знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество («давосская культура»).

Для нас важен механизм органического единения этих трех элементов в образовательном пространстве современной России - механизм, позволяющий во всей полноте воплотить в жизни народа такие конституционные нормы, как утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; сохранение исторически сложившегося государственного единства, равноправия и самоопределения народов; почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, стремление обеспечить благополучие и процветание России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями; осознание себя частью мирового сообщества.

Национальное воспитание и образование начинается в семье и может быть продолжено в системе дошкольного и дополнительного образования. Освоение национального уклада жизни и духовно-нравственных ценностей может происходить в национальных и конфессиональных учебных заведениях. Национальное воспитание и образование позволяет в рамках своей культурно-исторической и религиозной традиции освоить передачу опыта духовной жизни. Рассматривая духовно-нравственное становление личности, мы можем говорить о возможности именно духовного становления как реальной энергийной основы бытия человека только в процессе освоения национально-религиозной культуры и уклада жизни народа. Для государствообразующего народа, культура которого и является общей культурой для всей цивилизации, также важно и национальное воспитание и образование.

Народное, или государственное, и цивилизационное воспитание и образование осуществляется в государственной системе образования, или, как мы привыкли говорить, в светской системе образования. Она обеспечивает наряду с изучением основ наук и изучение нравственных норм и ценностей, культуры, общих для всего многонационального народа и сложившихся в процессе его многовекового бытия, а также знакомит с укладом жизни и религиозными воззрениями государствообразующего этноса.

В современном мире любое сообщество, которое живет в границах единого государства, является многонациональным. Государство как хранитель цивилизационной культуры, в лоне которой оно формировалось, решает три основные задачи:

1. Сохранение многонационального и многокультурного богатства входящих в цивилизацию этносов;

2. Объединение различных этносов в единый многонациональный народ как носитель цивилизационной культуры;

3. Обеспечение каждому гражданину государства возможности выхода в мировое сообщество как носителя своей национальной и цивилизационной культуры.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

16. Re: Человек в многокультурном мире

Анониму 12 Вы перепутали, я всегда называюсь своим именем. И я только что пришла. Хорошая статья, к стати.

Жегя / 25.05.2011 02:38

15. Re: Человек в многокультурном мире

нормальная статья. некоторые моменты непонятны (за пределами западного мира нормы и ценности «давосской культуры» разделяют не более одного процента населения), а в целом читабельно и понятно.

скептик / 19.05.2011 12:11

14. Вопросы к о.Георгию

...кая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром (2Кор.6:14-16) - Нельзя ли выработанной "давосской культуре" противопоставить высокий культурный уровень национальной образованноси, растущий на лозе Христовой, а не в терниях глобализма? - Что будем делать, когда количественно "государствообразующий этнос" будет представлять уже не русский народ? Учиться уважительно разуваться в мечети? А если количественно 50/50 будут преобладать "южане" и китайцы? Поделим страну на территории, сферы влияния? Тогда вся "политкорректная" культура сводится к "договоренности" братков на стрелке?

Владимир / 19.05.2011 11:02

13. 1. тов.Сухов : Статья вполне в духе времени

В этой связи зампред ОВЦС МП напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им летом прошлого года на Соловках: «Самое отвратительное в Церкви - это монашеский карьеризм», - подчеркнул тогда Предстоятель РПЦ, пожелавший послать «очень ясный сигнал всем нашим монахам, у которых голова от архиерейства кругом идет и которые считают, что жизнь не состоялась, если к тридцати годами они еще не архимандриты». можно и здесь применить слова патриарха печально но факт

Александр / 17.05.2011 01:13

12. на 11 Анонимке

Увы, Женя, пусть будет по-вашему.

Аноним / 17.05.2011 10:08

11. Анониму

Простите, но это уже диагноз или действие грибов, вами рекомендованых. Ладно глючит, но смотрите не отравитесь. Такой юмор Вас устраивает.

Анонимка / 16.05.2011 07:16

10. 8 Анонимка

Адвакат, адвакат. Какая ж желчность и зависть в известной ПРИТЧЕ? А погубить другого весьма может Ваше отсутствие чувства юмора. "Будьте как дети!" - сказал аноним-адвакат Сухова - анонимке и увяз по ... Вам по пояс будет.

Аноним / 16.05.2011 05:57

9. Re: Человек в многокультурном мире

Да просто-напросто тов.Сухов коммунист и этого не скрывает. А пролетариату любое оружие сгодится. Потому он сейчас как бы православный, а углубляться ему зачем? Ведь я не исказила Вашу позицию, тов.Сухов?

lucia / 16.05.2011 05:28

8. 7. Аноним :

Зависть и желчность Вас определенно погубят. Или Вы и Сухов это одно и то же лицо, или Вы адвокот Сухова? Очень огорчает, что любой доброжелательный посыл вызывает чувство необъяснимой раздражительности у определенных коментаторов. Жаль ,жаль, искренне жаль.

Анонимка / 16.05.2011 03:17

7. тов. Сухов и Анонимка

Один товарищ застоялся на месте в болоте и увяз по самые колена. Одна анонимка решила помочь, взялась советовать, и товарищ увяз по пояс. Тогда она стала тащить его из болота и товарищ увяз по самое горло. Вопрос: насколько увязла анонимка?. Ответ: не учи ученого, поешь грибов сушеного.

Аноним / 15.05.2011 09:36
Архимандрит Георгий (Шестун)
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.
26.10.2019
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Россия - как Иов Многострадальный
Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества
10.01.2018
Все статьи Архимандрит Георгий (Шестун)
Последние комментарии
Прививка: день четвёртый
Новый комментарий от Ладога
22.01.2021 11:58
Будет атака на левом фланге
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.01.2021 09:58
Прививка: день второй
Новый комментарий от Коротков А. В.
22.01.2021 09:36
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от NNNN
22.01.2021 09:32
А для чего вообще нужно государство?
Новый комментарий от Тюменец
22.01.2021 08:26
«Навального нужно приголубить и принять в "Единую Россию"»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.01.2021 07:51
Природы совершенство
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.01.2021 07:43