Опыт реализации программы третичной профилактики наркозависимых на сельском приходе

Доклад на XIX Рождественских Чтениях

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
626
Время на чтение 13 минут

26 января 2011 года по благословению главы Синодального отдела по работе с молодёжью Русской Православной Церкви, епископа Игнатия (Бронницкого), на базе Дворца пионеров и школьников имени А.П. Гайдара Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы в рамках 10-го направления XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и работа с молодёжью» запланировано проведение секции «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодёжи. Как уберечь подрастающее поколение от соблазнов?». В процессе её проведения обсуждались наиболее актуальные вопросы реализации современных подходов ко всем видам профилактики зависимого поведения молодёжи (первичной, вторичной, третичной - социальная реабилитация) с подготовкой и утверждением итоговой резолюции, а также транслировались перспективные антинаркотические профилактические модели программ. Предлагаем вашему вниманию доклад руководителя православного реабилитационного центра «Возвращение» Кемеровской и Новокузнецкой епархии протоиерея Дионисия Пучнина с вышеуказанного секционного заседания.

Ваше Высокопреосвященство! Дорогие отцы, братья и сестры!

Прежде чем начать свое выступление, мне бы хотелось показать Вам краткий фильм о деятельности нашего центра. Как говориться, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Демонстрация фильма о деятельности центра

Если быть честным, то я долго сомневался в целесообразности моего выступления. Тружусь я на данном послушании третий год, результатов высоких не отмечаю, да и как их подсчитаешь. Но слова моего с позволения сказать «духовника» в данном деле, убедили меня в необходимости данного выступления.

Итак, по порядку. Началось все почти четыре года назад со «случайной» (слово случайный я поставил в скобки, т. к. моя вера не позволяет мне верить в случайности) близкой встречи с бывшим наркоманом. Он к тому времени прошел «реабилитацию» в сектантском центре и искал возможности применить полученные там знания для помощи таким же заблудшим братьям и сестрам. Несколько бесед с ним убедили его в необходимости прийти с покаянием в Православие, а меня в необходимости помогать попавшим в беду ребятам. Мы стали изучать разные программы. Задача перед нами стояла одна: найти эффективную методику помощи наркозависимым, которая могла бы обойтись без помощи психолога, психотерапевта, нарколога и т.д., т.к. на тот моменту нас в деревне фельдшер был только 2 раза в неделю. В 2006-2008 годах нам удалось побывать в Московском Душепопечительском центре (руководитель - иеромонах Анатолий (Берестов)), в Санкт-Петербургском епархиальном центре «Саперное» (руководитель - протоиерей Сергий Бельков), в Новосибирской мужской православной общине (руководитель - протоиерей Александр Новопашин), в Новокузнецком Душепопечительском центре (руководитель - протоиерей Алексий Шульгин). Мы увидели решение данной проблемы именно в контексте двухтесячелетнего опыта Церкви в борьбе с грехом. Более всего для нас оказался приемлемым опыт Санкт-Петербургской епархии, изучив который и получив благословение Владыки Аристарха 6 мая 2007 года мы начали свою работу. В 2008 году состоялась наша первая встреча с руководителем Отдела по противодействию наркомании и алкоголизма и Епархиального центра «Саперное» - протоиереем Сергием Бельковым, который указал нам на некоторые недочеты в нашей работе. Надо сказать, что наше сотрудничество продолжается по сей день, как по электронной почте через Интернет, так по возможности и в личных встречах. И положив руку на сердце, могу сказать, что если бы не постоянная молитвенная и практическая поддержка о. Сергия, нашего реабилитационного центра могла бы и не быть.

Времени у меня не очень много, поэтому я хочу остановиться на самых главных аспектах реабилитации в условиях сельского прихода.

Подготовка к реабилитации

Перед тем как попасть на реабилитацию в центр, наркозависимый или его родственники звонят руководителю центра священнику Дионисию Пучнину по телефону 8-903-940-3857 для получения первичной информации о методах и условиях реабилитации, задают интересующие их вопросы и, при желании, согласовывают время встречи.

Во время встречи, на которую наркозависимые обычно приезжают с родителями, выясняются мотивы, приведшие человека к нам. Его знакомят с программой реабилитации и основными положениями работы Реабилитационного центра. Те, кто согласны на предлагаемые условия совместной работы, пишут заявление на прием в центр «Возвращение», получают и заполняют анкету.

В зависимости от готовности человека определяется время поступления его в центр. В случае если реабилитацию по каким-либо причинам невозможно начать сразу, наркозависимым людям даются рекомендации:

- ежедневно совершать молитвенное правило утром и вечером, пусть даже краткое;

- по совету со священником читать Евангелие и Псалтирь (хотя бы понемногу);

- в субботу и воскресенье сходить в храм, постоять, сколько хватит сил;

- по возможности вместе с родителями посещать акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» или читать его самим;

- обращаться к священнику за духовной поддержкой и советами;

Тот, кто найдет в себе силы и желания изменить себя к лучшему, кто поверит в предлагаемую помощь, кто сознательно захочет стать православным христианином, тот всегда будет иметь возможность положить доброе начало делу спасения своей души.

На наш взгляд опыт молитвы и воцерковления - наиболее эффективный метод помощи наркозависимым еще до их отъезда православный стационарный реабилитационный центр. Чем раньше человек получит подобный опыт, тем раньше у него появится возможность повернуться лицом к Богу, тем легче и естественнее он сможет влиться в жизнь общины в реабилитационном центре.

За этот промежуток времени желающему пройти реабилитацию необходимо:

- не употреблять наркотики и иные психоактивные вещества;

- сдать анализы крови на ВИЧ, гепатиты и RW;

- сделать флюорограмму;

- обратиться к стоматологу для санации полости рта;

- принести соответствующие медицинские справки в центр.

Родители наркозависимых также должны включиться в реабилитационный процесс, начать посещать молебны и беседы для созависимых (у нас этот момент находится в стадии решения), молиться о детях дома. Если у родителей происходит душевное и духовное оздоровление, то это позитивным образом сказывается на состоянии их детей.

Вхождение в программу реабилитации

Этап вхождения в реабилитационный процесс длится приблизительно две-три недели. На протяжении этого срока предоставляется каждому поступившему на стационарную реабилитацию возможность адаптироваться в новых для него условиях. В этот период с ним не ведутся какие-либо значимые духовные беседы, поскольку существует важное правило: разговор о вопросах веры навязывать нельзя, но можно через некоторое время предлагать, как ответ на уже созревшие вопросы. Иными словами, беседы о конкретных шагах к духовному исцелению полезны только тогда, когда человек желает и способен им следовать.

Правилами проживания в православных обителях исцеления не разрешается сквернословие, наркоманский сленг, табакокурение, а также употребление алкоголя и других средств, одурманивающих сознание. Теми же правилами рекомендуется не привозить с собой деньги или какие-то предметы роскоши: богатую одежду, ценные часы, украшения и прочее. Не допускается пользоваться мобильными телефонами. Такие требования установлены не для того, чтобы всех уравнять, а для того, чтобы не провоцировать у наших подопечных соблазн купить или выменять на ценные вещи наркотики, сигареты, алкогольные напитки. Кроме того, в нашей обители действует добровольное обязательство не совершать самовольный выход за территорию реабилитационного центра. При необходимости выход возможен только с помощниками руководителя.

Существует и еще одно немаловажное условие, о котором вновь напоминается всем прибывающим в наш реабилитационный центр: для того, кто оказывается не готовым принять сложившийся уклад православной общинной жизни, повторное поступление исключено. Для таких молодых людей это может быть важным профилактическим уроком, может как-то помочь в их последующей жизни. Впрочем, это важно не только для них, но также и для людей, остающихся в общине.

Общие положения по реабилитации

Основа комплексной духовной, психологической и педагогической реабилитации лежит в восстановлении духовных ценностей, изменения мировоззрения, переосмысления прошедшего жизненного этапа, в воспитании наркозависимых ребят на основе традиционных для России духовных и культурных ценностей. Принципы, применяемые при душепопечении в нашем реабилитационном центре, строятся с учетом психологии, физиологии, аскетики и других важных дисциплин. Одновременно с духовной, психологической и педагогической проводится и социально-трудовая реабилитация, которая заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия и приобретении навыков трудовой деятельности.

Организация реабилитационной среды строится по образу общин монастырского типа. Во главе находится священник, являющийся «строгим и любящим отцом», который определяет план работы, контроль за выполнением и качеством работы, понимающий чувства реабилитантов, помогающий разобраться в духовных и житейских вопросах. Помощь священнику оказывает помощник (бывший в прошлом зависимым человеком и исцелившийся благодаря вере в Бога). Его задача - быть примером для реабилитантов, научить их жить по принципу «делай, как я». Следующим звеном идет костяк группы - «старшие дети» - это ребята, которые живут на приходе 3-4 и более месяцев, знающие порядки, дисциплину, которым доверяют. Они помогают адаптироваться вновь поступившим и служат им примером. Среди них выбираются старшие по работам, по быту и т.п. Новые ребята - «младшие братья» - входят в общину по одному. Продолжительность реабилитации - в среднем один год.

Во главу всего проекта изначально заложена любовь, доверие, желание помочь реабилитируемому человеку встать на правильный путь. Методика реабилитации ведет к дальнейшему формированию у наших подопечных должного отношения к родителям, осмыслению цели семейной жизни, учит каким должно быть воспитание детей.

Компоненты реабилитационной программы

Коррекционно-педагогический компонент

В системе коррекционно-педагогической работы основные усилия направляются на воспитание ответственности, трудолюбия, братолюбия и духовности, а также навыков зрелого общения, сопереживания, доброжелательности, патриотизма, ориентации на традиционные семейные и культурные ценности. Кроме того, существенными составляющими этого компонента реабилитационной программы являются разрушение деструктивных жизненных установок, ложных представлений и ценностей, разрушительных мотивов, пагубных стереотипов поведения и формирование новых - здоровых, зрелых, одухотворенных. Такая работа направлена на разрешение конфликтов «личность - личность», «личность - семья», «личность - общество». Вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать наркозависимого молодого человека к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Коррекционно-педагогический компонент программы реализуется для наших воспитанников в процессе взаимодействия со сверстниками и священником. Взаимодействуя со средой (социальной и природной), реабилитируемые молодые люди проходят «терапию средой», которая осуществляется в процессе специально организуемых трудовых, воспитательных, оздоровительных мероприятий, системе досуга и отдыха.

Коррекционно-педагогический компонент реабилитационной программы тесно взаимосвязан с образовательным, социально-терапевтическим и духовно-психологическим компонентами.

Образовательный компонент

Все реабилитируемые являются читателями приходской библиотеки. С целью духовного образования и интеллектуального развития с ними проводятся занятия в воскресной школе - два раза в неделю по Закону Божию и ежедневно по Новому Завету. На уроках наших образовательных программ учитывается определенная специфика и прежний образ жизни реабилитантов. При этом и начальная катехизация, и все последующее преподавание закрепляют те духовные знания и опыт, которые каждый приобретает, участвуя в полноценной жизни общины.

Особое внимание уделяется комплектованию библиотеки реабилитационного центра. К сожалению, фонд библиотеки не очень большой, поэтому, при необходимости, духовную литературу приношу я, а лучшие образцы классической литературы, учебные, справочные издания, книги по истории - один из моих помощников. Чтение книг помогает реабилитантам с Божией помощью наверстать многое, из того, что они упустили в своей прежней жизни.

В церковной печати мы подбираем и тематические издания, которые касаются православного взгляда на проблему зависимости от наркотиков. Важно увидеть характерные наклонности и индивидуальные возможности подопечного, чтобы точно выбрать и благословить ему те или иные книги.

Большое значение имеет общее чтение текстов духовного содержания. У нас это делается так: после трапезы кто-то из насельников читает выдержки из древних святоотеческих творений или жизнеописания святых (празднования которых попадают на те или иные дни), отрывки из истории христианства, из просветительских, богословских трудов.

В воспитательный компонент программы входит написание рефератов. Темы для рефератов выбирают сами воспитанники. Это могут быть темы на двунадесятые или другие православные праздники жития святых, евангельские заповеди или другие темы, связанные с духовными или нравственными вопросами. Работая самостоятельно, а затем, проговаривая материал, воспитанник не только восстанавливает такие психические функции, как запоминание и воспроизведение, но повышает уровень своих знаний, усваивает общечеловеческие ценности.

Один раз в неделю проходит показ видеофильмов с последующим их обсуждением - так называемый кинолекторий. Во время обсуждения просматриваемых фильмов у реабилитируемых ребят происходит осмысление и эмоциональное прочувствование важнейших человеческих жизненных задач и путей их решения, вырабатывается способность к правильным нравственным оценкам.

Совместное проведение нашими воспитанниками праздников и досуга стимулирует познавательную и творческую активность, учит не только овладевать новыми знаниями, но и радоваться своим достижениям. Кроме того, решается задача повышения культуры речи реабилитантов, приобретения ими навыков эффективного межличностного общения и публичного выступления.

Социально-терапевтический компонент

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

В реабилитационном центре имеется приусадебный огород. Организованно разведение домашнего скота. Ребята заготавливают дрова, убирают помещения, территорию, сами стирают белье, одежду и т.п. В прошлом году ребята сами построили летние стайки и баню. Кто не умеет ничего делать - попадаются и такие - учатся.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, что бы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, они должны усвоить все необходимые навыки самообслуживания.

Необходимость постоянно трудиться формирует такие качества, как аккуратность, усидчивость, уважение к чужому труду, способствует выработке адекватной самооценки.

Духовно-психологический компонент

Употребление наркотиков, даже если оно и не связано с религиозными ритуалами, которые практикуются в некоторых языческих религиях, относится к демонической духовности. Недаром наркотики называют обезьяной духовного созерцания. Человек, употребляющий наркотики, вводится в измененное состояние сознания, которое кажется похожим на состояние подлинного духовного восхищения в совершенном забытии действительности. Как подвижники, ощущавшие внутреннее состояние созерцания, не могут забыть состояние «восхищения» и печалятся о нем, ищут его, так и наркоманы, попав в диавольские сети наркотической страсти, вновь и вновь ищут суррогата духовных ощущений, который, однако, скоро теряется. Утратив эти переживания, они тяготятся земной жизнью как темницей, мир после наркотиков им кажется черно-белым и унылым. Ввиду того, что наркомания является проблемой по преимуществу духовной, то и решается она в основном духовными средствами.

У будущих наших воспитанников, их родителей и других заинтересованных людей не может не возникнуть ряд вопросов о распорядке дня, о братском молитвенном правиле, а также других важных задачах, связанных с духовным окормлением реабилитантов.

Основой и духовным центром жизни в православном приходе является храм. Будучи его прихожанами наши воспитанники понемногу начинают осознавать и видеть высокий смысл литургии, сущность церковных таинств и глубину святоотеческой молитвы. Именно в храме многими из них переживается своя первая личная встреча с Богом, здесь делаются первые шаги человека к духовной работе, к покаянию и к Святому Причастию.

Ключевым словом, лежащим в основе духовной реабилитации, является метанойя, что в переводе с греческого означает изменение мышления, то есть покаяние, которое неизбежно приводит и к изменению поведения. Отвращение человека от бывшего образа жизни направлено не в пустоту, а к чему-либо противоположному от того, от чего человек отвращается. Возненавидевший грех обращается к добру, правде, а это и есть новая, созидательная, счастливая жизнь.

К таинству исповеди воспитанники допускаются, как правило, через две недели после пребывания в центре. Реабилитанту предоставляется необходимое время для подготовки к исповеди. Первая исповедь должна быть генеральная или как раньше говорили на Руси - чистая. Это значит, что человек исповедует свои греховные поступки с 7-летнего возраста по настоящий день. Современный человек, в основной своей массе, утратил понятие греха. Очень часто люди слепо повторяют поступки большинства совершенно не задумываясь, что наносят оскорбление Богу и вредят как себе, так и всему человечеству в целом, то есть совершают грех. Поэтому к первой исповеди ребята готовятся по пособию «В помощь кающимся», где перечислены основные виды грехов. На нашем приходе существует древняя традиция, заключающаяся в том, что грехи обязательно записываются на листочке или даже в тетрадочке. По принятию исповеди священником, листочки с написанными грехами уничтожаются.

Написание грехов обусловлено не только тем, чтобы ничего не забыть в момент покаяния, но и тем, что священнику легче выделить один или несколько грехов, чтобы остановиться на них и дать духовный совет.

Исповедаются и причащаются воспитанники, по общему правилу, не реже чем два - три раза в месяц. С благословения духовника могут быть допущены к причастию и чаще. Впрочем, исповедь у реабилитантов по необходимости, может приниматься еще чаще.

Существенную помощь в преодолении недуга наркомании оказывают проповеди, молебные пения и акафисты, а также таинство елеоосвящения (соборование), которое осуществляется над реабилитантами во все посты. Во время проскомидии каждую литургию, а также на сугубой ектинье, непременно поминаются имена всех воспитанников когда либо проходивших реабилитацию и проходящих в настоящее время.

Ведущее значение в преображении реабилитантов имеет духовное наставничество. Священнику недостаточно остановиться на том этапе, когда воспитанник принимает слова или советы наставника, чувствуя к себе доброе отношение, соглашаясь с тем, что священник прав, советует разумно. Это не послушание, а фактически самоугождение. Нужно стараться выстроить отношения «священник-воспитанник» так, чтобы наставление принималось не столько умом, сколько сердцем. Для этого, при относительно небольшом количестве наркозависимых важно, чтобы воспитанников окормлял один духовник, но не по должности, а по пастырской любви.

Постреабилитационная поддержка

По окончании реабилитационной программы выпускникам реабилитационного центра предоставляется возможность продолжить общение со священником и братией, участвовать в богослужении. Главные задачи на этом этапе - максимально продлить ремиссию, обеспечивая высокое ее качество.

Первые полгода встречи наших подопечных со священником проходят не реже одного раза в две недели, затем промежутки между посещениями увеличиваются. В случае возникновения ситуаций, которые угрожают рецидивом (давление бывших знакомых-наркоманов, кризисные отношения в семье, конфликты с окружающими, психотравмы и прочее) наш подопечный должен посетить центр незамедлительно.

В рамках постреабилитационной программы с выпускниками реабилитационных центров решаются вопросы:

- закрепление ответственности за свое поведение и здоровый образ жизни;

- формирования новых поведенческих навыков в условиях обычной жизни в социуме;

- выстраивание зрелых семейных отношений;

- вовлечение в активную социальную жизнь.

Выпускникам нашего реабилитационного центра и их родственникам предоставляется возможность обрести общего для семьи священника, который поможет укрепиться и возрасти в духовном развитии.

При желании реабилитант может остаться в центре для оказания помощи руководителю в работе с новыми ребятами.

Протоиерей Дионисий Пучнин, руководитель православного реабилитационного центра «Возвращение» Кемеровской и Новокузнецкой епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дионисий Пучнин
Биопсихосоциодуховная модель: общий обзор. Программа «12 шагов»
Основные модели оказания реабилитационной помощи лицам с химической зависимостью на территории Российской Федерации, реализуемые социально ориентированными некоммерческими и конфессиональными организациями. Сообщение 1
04.09.2017
Реабилитация на сельском приходе
Об опыте работы Кемеровской и Новокузнецкой епархии в сфере противодействия наркотизации населения
12.06.2012
Все статьи Протоиерей Дионисий Пучнин
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Секты, субкультуры, наркотики, фейки от ЦИПСО
О вирусах цивилизации и противодействии манипуляции сознанием масс …
25.04.2024
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52